Биржа труда и её роль в регулировании рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2012 в 12:08, курсовая работа

Описание работы

Рыночная экономика – это экономика, в которой решения самих производителей и потребителей определяют структуру распределения в ней трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
В рыночной экономике вопросы производства и реализации производимой продукции решают самостоятельно. Главной чертой рынка является то, что он основан на спонтанной координации или стихийном порядке. Это делает данную экономическую систему саморегулируемой и быстро развивающейся.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ, ЕЕ СОЦИАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ 6
1.1 Занятость населения как социально-экономическая категория 6
1.2 Обеспечение полной занятости как компонент государственной политики 8
1.3 Инфраструктура рынка труда 14
ГЛАВА 2 БИРЖА ТРУДА И ЕЕ РОЛЬ В РЕГУЛИРОВАНИИ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ 16
2.1 Функции и преимущества в деятельности бирж труда 16
2.2 Политика в области трудовых отношений 23
2.3 Анализ сложившейся ситуации на бирже труда 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34

Файлы: 1 файл

НАСТЯЯЯЯ.doc

— 224.50 Кб (Скачать файл)


РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Менеджмент организации»

 

 

 

 

 

К У Р С О В А Я   Р А Б О Т А

по дисциплине Экономическая теория

на тему «Биржа труда и её роль в регулировании рыночной экономики»»

 

 

 

 

 

Проверил:

_______________________________

 

Тюмень, 2007


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ, ЕЕ СОЦИАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

1.1 Занятость населения как  социально-экономическая категория

1.2 Обеспечение полной занятости как компонент государственной политики

1.3 Инфраструктура рынка труда

ГЛАВА 2 БИРЖА ТРУДА И ЕЕ РОЛЬ В РЕГУЛИРОВАНИИ  РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

2.1 Функции и преимущества в деятельности бирж труда

2.2    Политика в области трудовых отношений

2.3 Анализ сложившейся ситуации на бирже труда

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

Рыночная экономика – это экономика, в которой решения самих производителей и потребителей определяют структуру распределения в ней трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

В рыночной экономике вопросы производства и реализации производимой продукции решают самостоятельно. Главной чертой рынка является то, что он основан на спонтанной координации или стихийном порядке. Это делает данную экономическую систему саморегулируемой и быстро развивающейся.

Рыночная экономика требует следующих условий:

1)                Господства частной собственности на средства производства;

2)                Свободы выбора в принятии решений;

3)                Конкуренции.

Рынок представляет собой совокупность всех отношений, а также форм и организации сотрудничества людей друг с другом, касающихся путем продажи услуг и товаров. В современной экономике существует целая система рынков, которая состоит из:

a)                Рынка потребительских товаров и услуг;

b)                Рынка средств производства;

c)                 Рынка рабочей силы и т.д.

Основными параметрами, регулирующими поведение субъектного рынка, являются спрос, предложение и цена, между которыми существует взаимная связь простая модель спроса существует уже почти 200 лет. В течение последнего столетия она в более развитой форме – составляет ядро экономической науки.

Согласно данной модели. В самом общем виде механизм рынка рабочей силы, как и рынка труда регулируется двумя законами: законом стоимости и законом спроса и предложения. Что же такое рынок труда?

Рынок труда – это особый рынок, где наемные работники могут торговать своей рабочей силой. Этот рынок и похож и не похож на товарные рынки. Поговорим о том, что на этом рынке общего с другими ресурсов производства. Прежде всего здесь же участвуют, как уже говорилось законы спроса и предложения и формируются равновесные цены здешнего товара рабочей силы. Цены эти называются зарплатой.

Чем выше плата, которую работники требуют за свой труд, тем меньшее их число могут нанять работодатели (закон спроса). И соответственно: чем ниже плата, которую работодатели готовы платить за выполнение определенного вида работ, тем меньше число людей готовы заниматься такой работой (закон предложения). На пересечении этих интересов и рождается равновесная цена рабочей силы и заработная плата (з/п), при которой совпадает число людей, готовых заниматься определенной работой, число рабочих мест, которые готовы предоставить работодатели.

А могут ли вообще не пересечься кривые спроса и предложения на рынке труда, то есть, возможна ли ситуация, когда люди будут соглашать работать лишь за плату, которую работодатели платить откажутся?

В определенных случаях такая ситуация возможна. Но в целом на рынке труда она исключена, поскольку не могут существовать друг без друга. Они если можно так сказать, друзья-враги, скованные одной цепью.

С одной стороны, интересы наемных работников и работодателей противоположны. Наемные работники стремятся получить как можно большую зарплату. Работодатели же прямо заинтересованы в том, чтобы платить как можно меньше и за счет этого до максимума увеличивать прибыль.

С другой стороны, они до крайности нуждаются друг в друге. Без наемных работников работодатели просто не могут организовать свою деятельность, а значит, лишаются доходов. Но и наемные работники без работодателей оказываются перед угрозой нищеты и голодной смерти.

С целью предотвращения столь нежелательных последствий и создаются биржи труда, они также выполняют функцию посредников при найме рабочей силы.

Итак, биржи труда – это учреждения, которые посредничают между предпринимателями и рабочими, при трудовом найме. В современных условиях эти учреждения являются, как правило, государственными. Они занимаются учетом и трудоустройством безработных, содействуют желающим переменить место работы, изучают состояние рынка труда и предоставляют информацию о нем, помогают профессиональной ориентации молодежи.


ГЛАВА I ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ, ЕЕ СОЦИАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

1.1 Занятость населения как  социально-экономическая категория

В экономической литературе проводятся различия между регулированием занятости в узком и широком смысле. В узком - это свод нормативных и законодательных или коллективно-договорных актов, которыми руководствуются партнеры при вступлении в отношения по поводу занятости. В широком контексте - это методы регулирования, которые охватывают весь спектр экономических, юридических, социальных и психологических условий и принципов на основе функционирования рынка труда. Занятость населения - социально-экономическая категория, характеризующая включенность населения в общественное производство. Занятость является одним из важнейших макроэконо­мических показателей. Занятость раскрывает один из важнейших аспектов социального развития человека, связанно­го с удовлетворением его потребностей в сфере труда и в связи с трудом. Занятость как социально-экономическое явление можно определить сле­дующим образом: занятость — общественно полезная деятельность граж­дан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребнос­тей и приносящая, как правило, заработок (трудовой доход).

Каждому этапу развития экономики, качественно отличному от           пред­шествующих, соответствует определенная модель (концепция) занятос­ти, поскольку ее характеристики раскрывают сущностные процессы функ­ционирования общества[1].

Концепция занятости — это система взглядов, представлений, раскры­вающих характер занятости на определенном этапе социально-экономичес­кого развития общества. Во главу угла такого концептуального понима­ния ставится формирование занятости с учетом объективных процессов ее развития, характерных для социального рыночного типа государства, и не ограничивается реальными возможностями достижения поставлен­ных целей в тот или иной конкретный период времени. Рассмотрим основные положения концепции.

Принцип исключительного права распоряжаться своими способнос­тями к труду предполагает и право человека работать там и столько, где и сколько это необходимо ему самому. Каждый самостоятельно может выбрать для себя удобные режимы труда и занятости. Вне зависимости от пола, возраста, национальности и каких-то иных признаков всем до­ступны постоянная, частичная, временная, эпизодическая занятость, совместительство, гибкие графики организации рабочего времени. Не менее важным является право неограниченного выбора профессии и сферы труда в одном из секторов экономики, различающихся формой собственности (включая сферу индивидуального труда).

Когда речь идет об исключительном праве выбора, неправомерно отождествлять это право с обязательством общества удовлетворить по­требности каждого в том или ином виде занятости или профессии. Роль общества заключается в создании для всех равных правовых ус­ловий для реализации своих способностей. Например, если человек хочет стать предпринимателем, то общество должно создать ему для этого правовые условия, но станет ли он им, будет зависеть от личных качеств претендента.

Отсюда вытекает второй принцип занятости — ответственность го­сударства за создание условий для реализации права граждан на труд. В основу политики занятости положены отказ от жесткой регламентации форм и режимов занятости, вынужденной обязательности труда в обще­ственной сфере и содействие раскрытию интересов и потребностей че­ловека через свободу и добровольность выбора любой сферы обществен­но полезной деятельности.

Создание государством условий для реализации права на труд по принципу содействия занятости состоит в корректировке косвенными методами экономического поведения экономически свободных участни­ков общественного производства. Причем меры косвенного воздействия государства на занятость основываются на преобладании поощритель­ных, стимулирующих мер, в его арсенале не должно быть средств, нару­шающих экономические и социальные права и свободы трудящихся, предпринимателей, территорий. Принцип содействия занятости имеет несколько аспектов. Наряду с раскрытием самого воздействия на заня­тость, в основе которого лежит косвенное регулирование процессов фор­мирования занятости в желаемом направлении, принцип содействия за­ключается также в активном и заинтересованном участии субъектов со­циально-трудовых отношений в выработке направлений развития занятости и ее регулирования: наемных работников в лице своих работодателей, объединенных в различные ассоциации и союзы и правительства.

Тесное взаимодействие названных сил в развитии занятости позво­ляет активно воздействовать на состояние занятости, добиваться суще­ственного улучшения всех ее качественных характеристик, таких как об­разовательный и профессионально-квалификационный состав занятого населения, его отраслевая и демографическая структура, высокая соци­ально-экономическая мобильность и конкурентоспособность и т.д.[2]

1.2 Обеспечение полной занятости как компонент государственной политики

С учетом выше­сказанного трансформируется понятие полной занятости. Меняется уко­ренившееся ее толкование как максимально возможного уровня вовле­чения трудоспособного населения в общественное хозяйство. Полная занятость может быть достигнута при любом уровне вовлечения, если он соответствует удовлетворению потребности населения в рабочих местах при условии экономической целесообразности (продуктивнос­ти) предлагаемых рабочих мест. При этом под экономически целесооб­разным рабочим местом понимается такое рабочее место, которое по­зволяет человеку достичь высокой производительности труда и иметь заработок, способный обеспечить достойное существование ему и его семье, не вредит здоровью и не унижает человеческого достоинства. Таким образом, полная занятость неравнозначна вовлечению всех трудо­способных граждан в сферу профессионального труда. Человек вправе выбирать по своему желанию одну из сфер общественно полезной за­нятости (профессиональный труд в народном хозяйстве, учебу с отры­вом от работы, домашнее хозяйство и т.п.). Однако регулирующей со­ставляющей является занятость профессиональным трудом, принося­щим доход, как основа повышения благосостояния и развития личности. Уровень занятости профессиональным трудом, который может быть определен как отношение общего числа работников (независимо от организационно-правовой формы предприятия, где они трудятся) к численности трудовых ресурсов, отражает достижения в области про­изводительности труда и социальной эффективности развития общест­ва. Это означает, что данную пропорцию в занятости можно считать оптимальной, если она в полной мере соответствуют интересам по­вышения экономической эффективности производства, результатам его интенсификации, внедрения достижений научно-технического прогрес­са, роста производительности труда, а также создает благоприятные условия для воспроизводства здорового поколения, высококвалифици­рованных, хорошо обученных и мобильных работников.

Полная занятость, отвечающая всем перечисленным условиям, мо­жет быть названа продуктивной занятостью. При этом мы исходим из того, что продуктивная занятость не идентична эффективности труда. Последняя является составляющим, но не единственным элементом про­дуктивной занятости. В конечном счете полная и продуктивная заня­тость находятся в динамичном единстве. В случае если полная занятость достигается при наличии экономически нецелесообразных рабочих мест или таких рабочих мест, которые не обеспечивают работникам достой­ное существование, не соответствуют профессионально-квалификаци­онному и образовательному составу работников или масштабы занятос­ти в народном хозяйстве противоречат задачам воспроизводства квали­фицированных кадров и нормальному демографическому развитию, такая занятость противоречит общечеловеческим ценностям и не может оце­ниваться положительно.

Следовательно, полная продуктивная и свободно избранная занятость отражает прежде всего состояние количественной и качественной сба­лансированности между потребностью населения в работе и рабочими местами, при которой создаются благоприятные условия для социально­го и экономического прогресса, т.е. учитываются интересы как отдель­ной личности, так и общества в целом.

Если занятость действительно ориентирована на человека, то полная продуктивная занятость в отличие от чрезмерной достижима только в высокоэффективной экономике. Но при этом объективно сложатся дру­гие пропорции в распределении трудоспособного населения по сферам приложения труда, чем те, которые присуши современному состоянию занятости. Следовательно, неизбежны структурные сдвиги в занятости.

В ходе экономической реформы по мере роста эффективности труда уровень занятости профессиональным трудом будет понижаться в целом по стране. В этом особенность развития занятости в нашей стране на ближайшую перспективу. Здесь важно не только то, что высокоэффек­тивная экономика будет нуждаться в относительно меньшем числе ра­ботников (это признается всеми), но и то, что возможно снижение по­требности самого населения в рабочих местах в связи с переключением интересов в другие сферы общественно полезной занятости (учеба с от­рывом от производства, включая различные формы переподготовки и повышения квалификации, воспитание детей, домашнее хозяйство).

Потребность людей в том или ином виде общественно необходимой занятости и возможность ее реализации следует планомерно регулиро­вать, с тем чтобы улучшать условия жизнедеятельности человека и эф­фективного функционирования экономики, не порождать чрезмерный спрос со стороны населения на оплачиваемую работу, а в народном хо­зяйстве — не создавать экономически нецелесообразные рабочие места.

Информация о работе Биржа труда и её роль в регулировании рыночной экономики