Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2012 в 12:08, курсовая работа
Рыночная экономика – это экономика, в которой решения самих производителей и потребителей определяют структуру распределения в ней трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
В рыночной экономике вопросы производства и реализации производимой продукции решают самостоятельно. Главной чертой рынка является то, что он основан на спонтанной координации или стихийном порядке. Это делает данную экономическую систему саморегулируемой и быстро развивающейся.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ, ЕЕ СОЦИАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ 6
1.1 Занятость населения как социально-экономическая категория 6
1.2 Обеспечение полной занятости как компонент государственной политики 8
1.3 Инфраструктура рынка труда 14
ГЛАВА 2 БИРЖА ТРУДА И ЕЕ РОЛЬ В РЕГУЛИРОВАНИИ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ 16
2.1 Функции и преимущества в деятельности бирж труда 16
2.2 Политика в области трудовых отношений 23
2.3 Анализ сложившейся ситуации на бирже труда 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
Биржи труда дают возможность обсудить условия приема на работу с кадровыми службами сразу нескольких фирм, получить информацию о вакансиях из банков данных Государственной службы занятости и Молодежной биржи труда, проконсультироваться со специалистами по многим вопросам. Организаторы бирж одну из своих задач видят в привлечении как можно большего числа представителей таких групп населения, которые особо нуждаются в социальной защите. Не секрет, что безработные - это люди, способные и желающие трудиться по найму, которые не могут найти себе работу по своей специальности или трудоустроиться вообще. Биржа труда - это место, куда обращаются безработные, чтобы найти работу и получить пособие по безработице, пока эта работа не найдена.
На протяжении многих десятилетий политика управления трудовыми ресурсами в СССР отталкивалась не от интересов человека, а от потребностей, определяемых общей направленностью экономики на преимущественно экстенсивный рост. Она была подчинена задаче преодоления нехватки кадров, изыскания дополнительных источников рабочей силы для укомплектования растущего числа рабочих мест. Это привело к практически полному исчерпанию трудовых ресурсов и чрезмерному вовлечению в народное хозяйство женщин и лиц пенсионного возраста с ограниченной трудоспособностью. В СССР длительное время существовало такое явление, как нерациональная сверхзанятость. При этом на предприятиях и в организациях имел место раздутый управленческий и вспомогательный персонал, количество вакантных рабочих мест в производственной сфере исчислялось миллионами и одновременно существовала безработица.
Переход к рыночной экономике неизбежно привел к большим переменам в использовании трудовых ресурсов. С перестройкой хозяйственной жизни страны проявилось много факторов, влияющих на качественные характеристики рынка рабочей силы. Свертывание деятельности центральных ведомств и отраслевых министерств, разрыв вертикальных и горизонтальных экономических связей, установленных в условиях командно - административной системы без учета интересов территорий и трудовых коллективов, резкое ухудшение социально-экономического положения и обострение усилению межреспубликанского движения населения.
Это негативно сказывается на эффективности использования накопленного производственного потенциала, сбалансированном обеспечении трудоспособного населения рабочими местами, способствует возникновению локальных очагов безработицы. Эмиграция населения в страны дальнего зарубежья в основном охватывает высококвалифицированные кадры, специалистов, способных выдержать конкуренцию на мировом рынке рабочей силы. Для России она будет иметь двоякое последствие - с одной стороны, сократится предложение рабочей силы, с другой - ухудшится ее качество. Наиболее угрожающим фактором роста безработицы и массового высвобождения людей из производства является развал межхозяйственных связей и свертывание по этой причине производства на крупных и сверхкрупных предприятиях первого подразделения. Разрыв горизонтальных экономических связей, нарушение договорных обязательств по поставкам продукции сопровождаются снижением объемов продукции, сокращением числа рабочих мест и работающих.
Перестройка системы управления и политического устройства общества сопровождается сокращением числа занятых на руководящих должностях в аппаратах государственного управления, в армии. Возникает специфический вид безработицы среди лиц высокой квалификации, профессионально непригодных к использованию в низовых хозяйственных звеньях производственной и непроизводственной сфер.
Возрождение многоукладной экономики, предоставление предприятиям полной хозяйственной самостоятельности, а в целом всесторонняя демократизация повлекли за собой крупные изменения в теоретических подходах к проблемам занятости. Главное их направление - превращение работника из бессубъектного ресурса командно-административной хозяйственной системы в субъекта экономической жизни. На рынке труда такой работник уже не выступает в качестве бесправного и несвободного, а обладает некоторым выбором способов своего существования. Наконец общество признало право работника на самостоятельные действия не только на бумаге, как это было при советской власти, но и на деле. В связи с этим, нового осмысления потребовало такое экономическое понятие, как полная занятость. До недавнего времени она приравнивалась ко всеобщей, поголовной, тотальной. Ее обеспечение понималось прежде всего как задача заставить работать всех и каждого, а не удовлетворить спрос на рабочие места. В новых экономических условиях нужна уже не просто занятость, а занятость эффективная. По мере углубления экономической реформы формируется рынок труда, основанный на исключительном праве человека распоряжаться своими способностями к труду и регулируемый сбалансированностью спроса и предложения рабочей силы. В отличие от командного распределения и перераспределения трудовых ресурсов, рынок труда регулирует личное право граждан на труд и повышает его экономический статус в обществе. Теперь каждый человек сам добровольно избирает форму занятости, вид деятельности и профессию. Никто не имеет права принуждать человека к труду административными способами. Полная занятость - цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которой постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства.
Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов, главные из которых - изменение форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий производств, предстоящая структурная перестройка. Поэтому данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений.
Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований.
Приоритетной задачей реформ в сфере трудовых отношений и занятости населения являлось повышение гибкости рынка труда и мобильности рабочей силы с тем, чтобы добиться высокого уровня сбалансированности на рынке труда и, тем самым, обеспечить максимально возможный уровень занятости. Одним из приоритетных направлений политики в сфере трудовых отношений являлось реформирование трудового законодательства, направленное на повышение мобильности рабочей силы и сокращение латентных процессов на рынке труда[4]. Для решения поставленных задач требовалось повысить роль договорного регулирования трудовых отношений, в первую очередь через повышение роли индивидуальных трудовых договоров, некоторого упрощения процедуры их расторжения по инициативе работодателя (безусловно при сохранении необходимого уровня защиты прав и интересов работника), расширение сферы применения срочных индивидуальных трудовых договоров, расширения круга вопросов, регулируемых непосредственно договорами.
Важнейшим условием повышения гибкости рынка труда являлось развитие коллективных трудовых отношений с участием профессиональных союзов как представителей работников на уровне отдельных предприятий и организаций, где социально-экономические условия трудовой деятельности являются более однородными, чем на уровне отраслей и регионов. На более высоких уровнях (территория, регион, отрасль, профессия, федеральный уровень) социальное партнерство может развиваться в форме двухсторонних и многосторонних консультаций, в том числе в институционализированной форме (типа трехсторонних комиссий, социально-экономических советов и т.п.). Решения, принимаемые на этих уровнях, не могли иметь обязывающего характера для организаций, не принимающих непосредственного участия в консультациях и не давших явного согласия на принятие соответствующих решений.
Еще одним из ключевых элементов трудовой реформы являлось формирование эффективных институтов и механизмов, обеспечивающих соблюдение индивидуальных и коллективных трудовых договоров и эффективное урегулирование индивидуальных и коллективных трудовых споров. Перспективным представлялось формирование независимой системы палат по трудовым спорам, действующих на принципах самоокупаемости и способных обеспечить быстрое и квалифицированное рассмотрение любых обращений, связанных с трудовыми спорами. Необходимые изменения и дополнения в действующее трудовое законодательство настолько многообразны, что должны были осуществляться поэтапно, на протяжении нескольких лет.
Основное внимание в области политики занятости населения следовало уделить повышению занятости в формальном секторе экономики, снижению длительной безработицы, стимулированию безработных к более активному поиску работы. Этому, в частности, мог способствовать более строгий подход к предоставлению статуса безработного, имеющего право на получение пособия: обязательное участие в общественных работах не менее установленного объема, расширение понятия “подходящей работы” при обязательности безработного соглашаться на нее, проверка материального положения семьи безработного, включая проверку наличия имущества позволяющего обеспечить достаточный уровень доходов (например, путем сдачи имущества в аренду или выращивания продукции личного подсобного хозяйства).
Необходимо также было сделать более реалистическими процедуры массовых увольнений. Действующий порядок, установленный Федеральным законом “О занятости населения в Российской Федерации”, практически нереализуем и вынуждает предприятия, испытывающие объективную потребность в массовом высвобождении работников, действовать в обход законодательства, в том числе не выплачивая заработную плату и направляя работников в продолжительные неоплачиваемые административные отпуска. Принципиальным в этом плане являлась необходимость сокращения размеров пособия по увольнении, выплачиваемого работодателем - с 3 месяцев по законодательству, поскольку трехмесячный размер компенсации является запретительно высоким для работодателей, вынужденных прибегать к массовым увольнениям в связи с экономическими трудностями.
Прежде чем показать колебание численности безработных, рассмотрим структуру рынка труда в годы спада и годы бума.
Конъюнктуру на рынке труда можно взять, сравнивая те годы, когда фактический выпуск намного превышал потенциальный (1973г – последний период), с теми, когда имел место глубокий спад (1982г). Разница между этими периодами показывает то, как деловые циклы воздействуют на уровень, причины продолжить и распространение безработицы.
Демографическая группа | Уровень безработицы в различных группах | Распределение безработицы по различным группам (% от общего числа) | ||
Бум (1973г) | Спад (1982г) | Бум (1973г) | Спад (1982г) | |
По возрасту: 16-19 лет 20 лет и старше | 14,5 3,8 | 23,2 8,6 | 28,5 71,5 | 18,5 81,5 |
По полу: МужчиныЖенщины | 3,3 4,8 | 8,8 8,3 | 51,8 48,2 | 58,5 41,5 |
Все работники |
|
|
|
|
В этой таблице показано то, как варьируется безработица по различным группам во время подъемов и спадов. В первых двух колонках отражены различия в уровне безработицы среди различных групп в 1973 и 1982гг.
Формирование рыночных отношений в России неизбежно привело к формированию рынка труда и как следствие к экономической нестабильность и безработице.
Структура экономически активного населения.
Показатели | 1992г | 1993г | 1994г | 1995г |
Экономически активное население |
|
|
|
|
- всего млн. человек | 75,5 | 76,5 | 75,5 | 75,6 |
В том числе |
|
|
|
|
- занятые в экономике | 67,1 | 67,7 | 66,7 | 66,1 |
- ищут работу (безработные) | 8,4 | 8,3 | 8,8 | 9,5 |
В процентах к экономически активному населению | 11,1 | 10,9 | 11,7 | 12,6 |
Численность безработных на конец года, млн. чел. | 3,6 | 4,1 | 5,2 | 6,5 |
В процентах к экономически активному населению | 4,8 | 5,4 | 6,9 | 8,6 |
Осталось на учете на конец года, млн. чел. | 252 | 715 | 1252 | 2000 |
Информация о работе Биржа труда и её роль в регулировании рыночной экономики