Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 12:25, курсовая работа
Во второй половине XX в. обозначилась тенденция к расширению масштабов деятельности государства и усилению роли в экономической сфере. При этом общепризнанным является тот факт, что наибольшая эффективность достигается в условиях конкурентного рыночного механизма. Поэтому государство ставит своей целью не корректировать рыночный механизм, а создавать условия для его свободного функционирования, обеспечивая высокий уровень конкуренции. Конкуренция должна быть везде, где возможно регулирующее воздействие государства, и везде, где оно необходимо. Большинство экономистов сходится в понимании того, что «невидимая рука рынка» обязана дополняться «видимой рукой государства».
Введение …………………………………………………………………………………………
Глава 1. Государственный бюджет. Налоги в системе рыночных отношений …………
1.1. Государственный бюджет доходы и расходы ……………………….
1.2. Налоги в системе рыночных отношений и принципы налогообложения ……….
1.3. Критерии формирования налоговой системы государства ………..
Глава 2. Фискальная политика в Российской Федерации …………………………………………………………………………………….
2.1. Цели, направления и методы фискальной политики государства ……………………
2.2. Типы фискальной политики …………………….
2.3. Проблемы проведения фискальной политики, ее сочетание с денежной и налоговой политикой ……………………………
Заключение …………………………………………………………………………………………..
Список использованных источников и литературы ……………………………………………
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ
НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТУЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ
направление подготовки «Государственное и муниципальное управление»
РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
Выполнилa студентка___Петрушенко Ирина Анатольевна
_1_ курса группа _4__ факультета ГМУ. № зач. книжки ___________
Дисциплина __________Экономическая теория
Название темы ______________Бюджет, налоги. Фискальная деятельность государства
Ф.И.О. преподавателя
рецензента ______________________________
Ф.И.О. членов комиссии______________________
ОЦЕНКА РАБОТЫ В БАЛЛАХ
Качество выполнения работы в целом: допущен(а) к защите
не допущен(а) к защите
ЗАМЕЧАНИЯ,
на которые следует обратить внимание при защите курсовой работы:
______________________________
Курсовая работа защищена «____» _____________ 2013 г.
Оценка
Члены комиссии:_
(ПОДПИСИ)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ
НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТУЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ РАНХиГС
Курсовая работа
по учебной дисциплине «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ »
на тему: «БЮДЖЕТ, НАЛОГИ.
ФИСКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА»
Выполнила: |
Проверил: Горбунов Евгений Леонидович, ст. преподаватель |
Студентка 1 курса, группы 4 |
|
Заочного отделения |
|
Факультет: «Государственное и муниципальное управление» Направление подготовки 081100.62 «Государственное и муниципальное управление» |
Работа принята в УМО |
Методист | |
Петрушенко Ирина Анатольевна |
Дата получения |
Подпись: |
Дата возврата |
Рецензент Отметка | |
Подпись преподавателя: |
Тула - 2014
Содержание
Введение
……………………………………………………………………………… |
3 |
Глава 1. Государственный бюджет. Налоги в системе рыночных отношений ………… 1.1. Государственный бюджет доходы и расходы ………………………. |
7
7 |
1.2. Налоги в системе рыночных отношений и принципы налогообложения ………. |
10 |
1.3. Критерии формирования налоговой системы государства ……….. |
19 |
Глава
2. Фискальная политика
в Российской Федерации ……………………………………………………………………………… |
29 |
2.1. Цели, направления и методы фискальной политики государства …………………… |
29 |
2.2. Типы фискальной политики ……………………. 2.3. Проблемы проведения фискальной
политики, ее сочетание с денежной и налоговой
политикой …………………………… |
36
46 |
Заключение
……………………………………………………………………………… |
50 |
Список использованных источников и литературы …………………………………………… |
53 |
Приложения
……………………………………………………………………………… |
57 |
ВВЕДЕНИЕ
Право облагать налогом... — это не только право уничтожать,
но и право созидать. (Верховный суд США).
Во второй половине XX в. обозначилась тенденция к расширению масштабов деятельности государства и усилению роли в экономической сфере. При этом общепризнанным является тот факт, что наибольшая эффективность достигается в условиях конкурентного рыночного механизма. Поэтому государство ставит своей целью не корректировать рыночный механизм, а создавать условия для его свободного функционирования, обеспечивая высокий уровень конкуренции. Конкуренция должна быть везде, где возможно регулирующее воздействие государства, и везде, где оно необходимо. Большинство экономистов сходится в понимании того, что «невидимая рука рынка» обязана дополняться «видимой рукой государства».
Недооценка экономической роли государства, отстранение его от хозяйственной жизни общества, как свидетельствует опыт первых лет реформирования экономики в нашей стране, порождают негативные последствия. Мировая практика показала, что нет и не может быть эффективной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства, которая состоит в поддержании экономической стабильности и макроэкономического равновесия, в принятии мер по сглаживанию циклических спадов и подъемов в развитии экономики. Прежде всего, государство способствует эффективной хозяйственной деятельности всех предпринимателей. Для этого оно берет на себя обеспечение правовой основы и социального климата, содействующих эффективному функционированию рыночной экономики.
Государственное регулирование рыночной экономики можно условно подразделить на две формы: прямое воздействие на экономику (путем участия государства в смешанной рыночной экономике в качестве субъекта) и косвенное, опосредованное, когда государство воздействует на воспроизводственный процесс путем использования финансового механизма. Основными финансовыми методами косвенного влияния государства на рыночный механизм являются бюджетные, налоговые, кредитные, социальные инструменты. Фискальная функция налогов означает, что с их помощью образуются государственные денежные фонды, создающие условия для функционирования государства.
Фискальная политика - совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов. Среди многочисленных задач фискальной политики, образующих так называемое дерево целей основными являются: устойчивый рост национального дохода, умеренные темпы инфляции, полная занятость населения, сглаживание циклических колебаний экономики.
Актуальность темы подчеркивает тот факт, что для современной России особо важное значение имеет отработка принципов построения налоговой системы применительно к особенностям развития государства федеративного типа. Основные недостатки структуры налогообложения в стране обусловлены ее недостаточной приспособленностью к современным условиям. Специфика перехода экономики к рынку и решение проблем взаимоотношений федерального центра и регионов определяют и особенности состава и структуры налогообложения.
В условия рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово - кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включающая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рынка экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, а также острой критики. Сейчас существует масса всевозможной литературы по налогообложению в западных странах, накоплен огромный многолетний опыт.
Таким образом, цель данной курсовой работы – рассмотреть основы фискальной политики государства и проанализировать особенности налогового реформирования в современных условиях.
В работе были использована периодическая и специальная литература.
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ. НАЛОГИ В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
1.1.Государственный бюджет: доходы и расходы
Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, государственной думой, конгрессом и т.п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.
При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы. По целям расходы государства могут быть разделены на расходы:
на политические цели: 1) расходы на обеспечение национальной обороны и безопасности, т.е. содержание армии, полиции, судов и т.п.; 2) расходы на содержание аппарата управления государством
на экономические цели: 1) расходы на содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики, 2) расходы на помощь (субсидирование) частному сектору экономики
на социальные цели: 1) расходы на социальное обеспечение (выплату пенсий, стипендий, пособий); 2) расходы на образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрану окружающей среды
С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся на:
-государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включается в ВВП);
-трансферты (их стоимость не включается в ВВП);
-выплаты процентов по государственным облигациям (обслуживание государственного долга).
Основными источниками доходов государства являются:
-налоги (включая взносы на социальное страхование);
-прибыль государственных предприятий;
-сеньораж (доход от эмиссии денег);
-доходы от приватизации.
1.2. НАЛОГИ В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Налоги составляют неотъемлемый элемент рыночной экономики. Исторически сформировались две моделей рыночной экономики:
- либеральная модель - незначительное вмешательство государства в хозяйственные процессы; узкий государственный сектор экономики; широкая свобода хозяйствующих субъектов; минимальное участие государства в решении социальных задач; опосредованный монетарный характер государственного регулирования, которое ограничивается главным образом макроэкономическими процессами; патернализм государства направлен лишь на бедные слои населения (модели США, Англии, Франции);
Информация о работе Бюджет, налоги. Фискальная деятельность государства