Бюджет, налоги. Фискальная деятельность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 12:25, курсовая работа

Описание работы

Во второй половине XX в. обозначилась тенденция к расширению масштабов деятельности государства и усилению роли в экономической сфере. При этом общепризнанным является тот факт, что наибольшая эффективность достигается в условиях конкурентного рыночного механизма. Поэтому государство ставит своей целью не корректировать рыночный механизм, а создавать условия для его свободного функционирования, обеспечивая высокий уровень конкуренции. Конкуренция должна быть везде, где возможно регулирующее воздействие государства, и везде, где оно необходимо. Большинство экономистов сходится в понимании того, что «невидимая рука рынка» обязана дополняться «видимой рукой государства».

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………………………
Глава 1. Государственный бюджет. Налоги в системе рыночных отношений …………
1.1. Государственный бюджет доходы и расходы ……………………….
1.2. Налоги в системе рыночных отношений и принципы налогообложения ……….
1.3. Критерии формирования налоговой системы государства ………..
Глава 2. Фискальная политика в Российской Федерации …………………………………………………………………………………….
2.1. Цели, направления и методы фискальной политики государства ……………………
2.2. Типы фискальной политики …………………….
2.3. Проблемы проведения фискальной политики, ее сочетание с денежной и налоговой политикой ……………………………
Заключение …………………………………………………………………………………………..
Список использованных источников и литературы ……………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 139.89 Кб (Скачать файл)

Циклический дефицит (излишек) - дефицит (излишек) государственного бюджета, вызванный автоматическим сокращением (увеличением) налоговых поступлений и увеличением (сокращением) государственных трансфертов на фоне спада (подъема) деловой активности.

Встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают размах этих колебаний.

На основании данных о циклических бюджетных дефицитах и излишках нельзя оценивать эффективность мер фискальной политики, так как наличие циклически несбалансированного бюджета не приближает экономику к состоянию полной занятости ресурсов, а может иметь место при любом уровне выпуска. Поэтому встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов.

В результате возникает структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между расходами (доходами) и доходами (расходами) бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом.

Группа американских специалистов во главе с А. Лаффером изучила зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от ставок подоходного налога. Эта зависимость отражена кривой Лаффера и подробно рассмотрена в первой части работы.

Группа А. Лаффера теоретически доказала: ставка налога 50% (Ro) является оптимальной. При такой ставке достигается максимальная сумма налогов TM. При ставке налога выше Rо резко снижается деловая активность фирм и работников, и тогда доходы уходят в теневую экономику. При R, близкой к 100% и равной 100%, полностью исчезают стимулы к трудовой деятельности и предпринимательству. Признано, что высшая ставка налогообложения (для самых высоких доходов) должна быть 50-70%.

Россия сегодня по налоговым поступлениям явно находится не в оптимальной позиции. Кривая Лаффера показывает, что при определенных условиях снижение налоговых ставок может создать стимулы для бизнеса, способствовать образованию дополнительных сбережении и тем самым содействовать инвестиционному процессу. Уменьшение банкротств должно способствовать расширению налогооблагаемой базы, так как количество налогоплательщиков при этом должно возрасти. Налоговая система должна совершенствоваться по следующим важнейшим направлениям:

- требуется уменьшение  налогового бремени. Оно является  чрезмерным поскольку налоговые изъятия при составлении бюджета государства до сих пор планировались в размере около половины ВНП. Мировой опыт и теоретические разработки, отраженные в виде «кривой Лаффера», показывают, что тот уровень, с которого начинается массовое бегство от налогов, обусловливает низкий уровень собираемости налогов. Кроме того, в результате кризиса неплатежей предприятий подрываются условия непрерывного производства;

- необходимо изменение  структуры налоговых поступлений  за счет поэтапного увеличения  уровня налогообложения физических  лиц (доходов и имущества), а также  налогов на имущество и рентных  платежей в природоэксплуатирующих отраслях, что обеспечит рост платежей за использование природных ресурсов. Резкий переход на преимущественное налогообложение физических лиц невозможен, так как невысокие доходы основной массы населения пока не позволяют проплатить такие налоги;

- назрела необходимость  сокращения налоговых льгот. В  сегодняшний период, когда происходит  глобальный пересмотр налоговой  системы, индивидуализация налоговых  льгот оборачивается неразберихой  и коррупцией. Данная индивидуализация  налоговых ставок возможна лишь  и хорошо отработанной, налаженной  налоговой политике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. ПРОБЛЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ, ЕЁ СОЧИТАНИЕ С ДЕНЕЖНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКОЙ

Сочетание денежной политики и фискальной используется тогда, когда предложение денег растет для того, чтобы предотвратить возрастание ставки процента. Центральный банк печатает деньги для покупки ценных бумаг, а затем правительство покрывает с их помощью свои бюджетный дефицит. Когда происходит такое приспособление, то кривые IS и LM сдвигаются вправо.

Рисунок 7 - Денежное приспособление фискальной политики

 

Фискальная экспансия сдвигает кривую IS до уровня IS' и сдвигает равновесие из точки Е в точку Е". При высоком уровне дохода растет спрос на деньги, ставка процента увеличивается от i0 до i2, посредством чего вытесняются инвестиционные расходы. Но ЦБ может приспособить фискальную экспансию, выпустив больше денег. На рисунке это отражено сдвигом кривой LM до LM' и новой точкой равновесия Е'. Ставка процента остается на уровне i0 и уровень продукта возрастает до i1. Теперь понятно, что и денежная фискальная политика может быть использована для расширения совокупного спроса и увеличения национального продукта.

Итак, при растущем предложении денег наблюдается сдвиг кривой LM вниз вправо, снижение ставки процента, рост совокупного спроса. С другой стороны, можно использовать экспансионистскую фискальную политику, сдвигающую кривую IS вверх и вправо. Альтернатива между денежной и фискальной политикой как инструментами стабилизационной политики - это сложный вопрос. Важно рассмотреть, как они влияют на рост совокупного спроса. В этом отношении существует отчетливое различие между денежной и фискальной политикой. Денежная политика оказывает воздействие при стимулировании процентнозависящих компонентов совокупного спроса, особенно инвестиционных расходов. Убедительное доказательство этому - быстрый и сильный эффект влияния денежной политики на жилищное строительство. Фискальная политика, напротив, оказывает воздействие через покупку государством товаров и услуг или через изменение налогов и трансфертов (под госрасходами здесь понимаются оборонные расходы, снижение налогов на прибыль корпораций, отчислений на соцобеспечение).

Консерваторы доказывают необходимость снижения налогов, поддерживая стабилизирующую политику, при которой налоги снижаются в период регрессии и госрасходы сокращаются в период бума. Другие считают, что необходимо расширить поле деятельности государства в сфере образования, охраны окружающей среды и т.д., т.е. поддержать экспансионистскую политику в форме роста госрасходов. Доказано, что необходимо действовать через снижение ставки процента поддерживая рост инвестиционных расходов, т.е. государственные деятели могут выбирать такую политику, которая не только приведет экономику к состоянию полной занятости, но и окажет содействие в решении других проблем.

Налоговая политика - часть фискальной экономической политики, проявляющаяся в установлении видов налогов, объектов налогообложения, налоговых ставок, условий взимания налогов, налоговых льгот. Все эти параметры государство регулирует так, чтобы поступление денежных средств за счет уплаты налогов обеспечивало финансирование госбюджета. Но при этом приходится встречаться с главным противоречием налоговой и всей фискальной политики - чем выше налоговое бремя, тем ниже, начиная с некоторого предела, желание и возможность платить налоги и, что гораздо важнее, тем больше ущерб, наносимый производству, созданию налогооблагаемого продукта, взиманием налогов. Так что в основу государственной налоговой политики должны быть положены не высокие, а рациональные налоговые ставки. Другое дело, что государство успевает связать себя такими бюджетными обязательствами расходов, что вынуждено искать спасения в налоговых поборах для обеспечения расходов бюджета. Налоговая политика государства связана не только с обеспечением поступлений в бюджет, но и с проводимой структурно-инвестиционной политикой. Регулируя налоги, налоговые ставки, налоговые льготы, государство способно стимулировать тем самым развитие определенных видов производств, оказывать воздействие на структуру потребления, поощрять вложение средств в развитие экономики.

Таким образом, фискальная политика, будучи самым мощным направлением государственной экономической политики в целом, сочетает в себе набор самых разнообразных инструментов финансирования, бюджетирования, налогообложения. Оценка эффективности фискальной политики чрезвычайно проблематична. И дискреционная, и автоматическая фискальная политика играют важную роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако, ни та, ни другая не являются панацеей от всех экономических бед. Что касается автоматической политики, то присущие ей встроенные стабилизаторы могут лишь ограничить размах и глубину колебаний экономического цикла, но полностью устранить их они не в состоянии. Еще больше проблем возникает при проведении дискреционной фискальной политики. К ним можно отнести:

- временной лаг между  принятием решений и их воздействием  на экономику;

- административные задержки;

- пристрастие к стимулирующим  мерам (сокращение налогов - популярное  в политическом плане мероприятие, а вот увеличение налогов может  стоить парламентариям карьеры). Тем не менее, максимально разумное  применение инструментов и автоматической, и дискреционной политики может  существенно влиять на динамику  общественного производства и  занятости, снижение темпов инфляции  и решение других экономических  проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Косвенные методы регулирования базируются в основном на экономическом стимулировании и опираются на товарно-денежные рычаги, воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. Государство использует для этого как собственные финансовые, материальные и иные ресурсы, так и различные элементы хозяйственного механизма.

Методы прямого воздействия проявляются чаще всего в форме административных рычагов.

Среди методов государственного регулирования преобладают экономические методы. Значительная роль отводится налоговой политике, без которой невозможно наладить эффективное стимулирование экономического роста и организовать распределение доходов. К налоговому регулированию присоединяется политика государственных расходов, помогающая осуществлять структурные преобразования производства, сглаживать региональные диспропорции, снимать остроту проблемы вынужденной безработицы.

Фискальная политика государства, определяемая его действиями в области получения доходов, объема и направлений государственных расходов, может быть нацелена на стабилизацию, экономический рост или ограничение деловой активности.

Политика стабилизации предполагает использование денежно-кредитных и фискальных мер для максимального приближения ВВП к его потенциальному уровню, обеспечения полной занятости и стабильного уровня цен. При экономическом спаде может осуществляться стимулирующая фискальная политика, основанная на росте государственных расходов, снижении налогов и соответственно приводящая к увеличению дефицита бюджета. В условиях инфляции, вызванной избыточным спросом, может проводиться фискальная политика, нацеленная на уменьшение государственных расходов, увеличение налогов с ориентацией на уменьшение дефицита бюджета.

Сфера применения косвенного регулирования по мере развития рыночной экономики значительно расширяется, сужая возможности прямого вмешательства государства в процессы расширенного воспроизводства.

Применение государством разнообразных методов воздействия на экономику имеет свои границы. Так, недопустимы любые действия государства, которые разрывают связи внутри рыночного механизма. Это не означает, что государство отстраняется от бесконтрольного инфляционного роста цен, от всех типов планирования. Напротив, используя различные методы регулирования, оно внимательно следит за ценами, разрабатывает национальные программы, осуществляет административный контроль за производством. Однако делает это осторожно, не ослабляя и не заменяя рыночные стимулы, не разрушая саморегулируемый механизм рынка.

В мировой экономической науке понятие государственного регулирования рыночной экономики связано со всей совокупностью форм участия государства в производстве, распределении, обмене и потреблении. Например, очень велика доля государственных расходов в общем объеме ВНП; растут налоги, поступающие в государственную казну; имеет место и система государственного предпринимательства; значительна роль государства в перераспределении национального дохода. С помощью налогов государство не только пополняет казну, но и регулирует определенные виды предпринимательской деятельности, а через государственные расходы стимулирует фирмы, удовлетворяет социальные потребности. Однако истинное влияние государства на национальную экономику нельзя оценить по таким формальным показателям. Влияние государства на рыночные процессы в первую очередь определяется совершенством правовой формы - степенью разработки и обеспечения выполнения законов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агапова Т.А. Макроэкономика: учеб. – М.: «Дело и сервис», 2004. – 512 с.
  2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Курс лекций. - М.: «Знание», 1996. – 478 с.
  3. Бункина М.К. Макроэкономика: учеб. – М.: МГУ им. Ломоносова «ДИС», 2001. – 416 с.
  4. Дадашев А.З Налоговое администрирование – М.:ЮНИТИ, 2002. – 298 с.
  5. Демин А.В. Налоговая политика России на современном этапе//Вопросы экономики. 2004. № 7, с. 54 – 82
  6. Закиров А.И. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. – Брянск: ИЦ БГИТА, 2001. – 120 с.
  7. Злыгостев Н.Н. Платить налоги – это выгодно// Налоговый вестник 2006. №7 с. 138-140.
  8. Клавдиенко Е. Государственное регулирование в экономике// Проблемы теории и практики управления. 2005, №6, с. 29-37
  9. Князев Ю. Современный взгляд на теорию рыночной экономики// Общество и экономика. 2004, №5, с. 17-53
  10. Макроэкономика: учеб. пособ./под ред. проф. И.П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 231 с.
  11. Налоговый Кодекс РФ. Части первая и вторая – М.: ТК Велби, 2005. – 656 с.
  12. Налоги: Учеб. пособ./ под ред. Д.Г. Черника. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 400 с.
  13. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство/под ред. Евстигнеева Е.Н. – СПб: Питер, 2001. – 415 с.
  14. Налоги и налогообложение в России/под ред. Евстигнеева Е.Н. – РнД: «Феникс», 2003. – 386 с.
  15. Основы экономической теории: учеб. пособ./под ред. проф. И.П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 319 с.
  16. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 1996. – 192 с.
  17. Разгулин С.В. Совершенствование законодательства о налогах и сборах в условиях налоговой реформы// Налоговый вестник 2002. №6, с. 145-152
  18. Сажина М.А. Экономическая теория: Учеб. – М.: Норма, 2005. – 672 с.
  19. Финансовые проблемы стабилизации российской экономики/ под ред. проф. Любимцева Ю.И. – М.: «Гильдия финансистов», 2002. – 223 с.
  20. Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике. – М.: Финансы ЮНИТИ, 1997. – 383 с.
  21. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учеб. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 429 с.
  22. Экономическая теория/под ред. А.И. Добрынина. – СПб.: Питер, 2000. – 544 с.
  23. Экономическая теория: учеб./под ред. Н.В. Сумцовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 655 с.
  24.  Налоги: Учеб. пособ./ под ред. Д.Г.Черника. – М.: Финансы и статистика, 2002. – С.30-39
  25.  Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учеб. – М.: ИНФРА-М, 1998. – С.138-139
  26.  Налоги: Учеб. пособ./ под ред. Д.Г.Черника. – М.: Финансы и статистика, 2002. – С.30-39
  27.  Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учеб. – М.: ИНФРА-М, 1998. – С.139-140
  28.  Налоги и налогообложение в России/под ред. Евстигнеева Е.Н. – РнД: «Феникс», 2003. – С.67-72
  29.  Пансков В.Г. Проблемы решаются, проблемы остаются// Налоговый вестник 2006 №1 с. 3-7.
  30. Налоги и налогообложение в России/под ред. Евстигнеева Е.Н. – РнД: «Феникс», 2003. – С. 63-79
  31. Налоги: Учеб. пособие/ Под ред. Д.Г.Черника. – М.: Финансы и статистика, 2002. – С. 30-39
  32. Налоги и налогообложение в России/под ред. Евстигнеева Е.Н. – РнД: «Феникс», 2003. – С. 63-79
  33.  Налоги и налогообложение в России/под ред. Евстигнеева Е.Н. – РнД: «Феникс», 2003. – С. 63-79
  34.  Пансков В.Г. Проблемы решаются, проблемы остаются// Налоговый вестник 2006 №1 с. 3-7.
  35.  Формально в России в отношении налога на прибыль используется модель разделения полученных доходов. Однако специфика ее реализации (самостоятельное установление налоговых ставок и возможность корректировки налоговой базы субъектами Федерации) позволяет отнести данный налог в категорию совместного использования налоговых баз.
  36.  В Законе о федеральном бюджете на 2001 год предполагается полное зачисление этого налога в доход федерального бюджета. Однако пока этот единичный случай не позволяет говорить о том, что данный налог будет и впредь не распределяться, а поступать только в федеральный бюджет.
  37. Носова С.С. Экономическая теория. Учебник. - М.: ВЛАДОС, 2002. - Гл.32, с. 288-301, гл. 28, с. 246-247.
  38. Экономика. Учебник. / Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2003. - Гл. 27, с. 578-605.
  39. Экономическая теория. Учебник. / Под ред. В.Д. Камаева. - М.: ВЛАДОС, 2000. - Гл. 16, с. 369-413.
  40. Современная экономика. Учебник / Под ред. О. Мамедов - «ФЕНИКС», 2000.
  41. Яндекс : Словари.
  42. Макроэкономика (основы экономической политики). Бункина М.К., Семенов В.А., АО “ДИС”, 1996 г.
  43. Сайт «Бюджетная система Российской Федерации» //www.budgetrf.ru
  44. Официальный сайт министерства Финансов РФ// www.minfin.ru

Информация о работе Бюджет, налоги. Фискальная деятельность государства