Бюджетно-налоговая система РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 10:23, курсовая работа

Описание работы

Существуют различные определения фискальной политики, зачастую противоположные по своей сути. Большинство авторов согласны с тем, что она является частью экономической политики государства, но расходятся в определении объекта фискального регулирования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….
Глава I. Сущность бюджетно-налоговой политики……………………….......
1.1. Понятие, цели, инструменты бюджетно-налоговой политики………
1.2. Эффективность бюджетно-налоговой политики……………….........
Глава II. Бюджетно-налоговая политика в Республике Беларусь………...
2.1. Бюджетно-налоговая политика как элемент стабилизационной политики……………………………………………………………………….
2.2. Особенности бюджетно-налоговой политики в Республике
Беларусь на современном этапе……………………………………………..
2.3. Направления совершенствования бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь……………………….................................................
Заключение………………………………………………………………………
Список использованных источников………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая БНП!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.docx

— 82.56 Кб (Скачать файл)

МG=

 

Алгебраически величина мультипликатора государственных расходов (закупок) и равновесный объем выпуска могут быть найдены в результате решения системы уравнений:

 

где  основное макроэкономическое тождество;

С= a+потребительская функция (где ).

Подстановка функции потребления  в основное макроэкономическое тождество  позволяет определить равновесный  объем производства:

 ;

(),

где автономные расходы, не зависящие от величины дохода;

МG= мультипликатор [Агапова, с. 118].

 

Основным фактором, определяющим величину мультипликатора, является предельная склонность к потреблению . Чем больше МРС, тем больше крутая кривая планируемых расходов АЕ и тем больше величина мультипликатора государственных расходов [новикова, ясинский, с. 98].

Чтобы  определить  изменение   реального    совокупного дохода (ВВП),   полученное  в  результате  роста  государственных  закупок,  необходимо умножить мультипликатор MG на прирост государственных расходов  G:

= Y2 – Y1= MG×G

 

В  периоды  подъема  экономики,  когда  частные  расходы  достаточно велики и возможна инфляция,  правительство  уменьшает  закупки  товаров  и   услуг. Сокращение государственных расходов сопровождается сдвигом кривой  совокупных  расходов C+I+G2 вниз и приводит к мультипликационному уменьшению объема доходов (выпуска) (рис. 1.3).

 

 

 

 





 

 

 

 

 

Рис.1.3. Снижение совокупных расходов и равновесный совокупный доход

 

 

Так же, как  изменения государственных закупок, на величину национального дохода действуют  изменения трансфертных выплат как  составляющей государственных расходов. Однако их влияние на совокупный спрос  и, следовательно, на объем национального  производства меньше. Это объясняется  тем, что только часть трансфертных выплат население использует на потребление, увеличивая на ту же величину совокупный спрос. Трансферты, являясь экзогенной величиной, оказывают косвенное воздействие на национальный доход, являясь инструментом не его создания, а его перераспределения.

Изменение трансфертов (tr) означает изменение располагаемого дохода (Yd):

d.

Изменение располагаемого дохода ведет к изменению потребления  в соответствии с величиной предельной склонности к потреблению:

d,

а изменение  потребления мультипликативно изменяет доход:

==.

Мультипликатор  трансфертов – это отношение изменения объема выпуска к вызвавшему его изменению трансфертных расходов. Он равен:

Mtr

Алгебраически величина мультипликатора трансфертов  может быть вычислена в результате решения системы уравнений:

 

где располагаемый  доход Yd=YT; Т

Подставим функцию  потребления в основное макроэкономическое тождество и перегруппируем:

Y=a+ ++I+GY+.

Y=

Таким образом, мультипликатор трансфертов Mtr.

Как уже отмечалось выше, одним из инструментов фискальной политики являются изменения в налогообложении. Налоги это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством для выполнения своих функций.

В макроэкономике налоги делят на автономные (аккордные), которые не зависят от уровня дохода (Тa), и подоходные, величина которых определяется t, где tпредельная налоговая ставка. Предельная налоговая ставка это соотношение между приростом суммы вносимого налога и приростом дохода: t= [новикова, ясинский, с. 100].

В кейнсианской модели налоги, как и государственные  расходы, действуют на объем национального  производства с мультипликативным  эффектом.

Рассмотрим  сначала действие мультипликатора  автономных налогов. Уменьшение налогов  на величину увеличит планируемые расходы на mpc. Равновесие переместится из точки Е1 в точку Е2, а доход увеличится с Y1 до Y2 на величину

 






 

 

 

Рис. 1.4. Влияние снижения налогов на равновесный доход.

 

 , где МТ==налоговый мультипликаторотношение изменения объема выпуска к вызвавшему его изменению налогов.

Следует отметить, что мультипликатор налогов всегда величина отрицательная. Это означает, что его действие на доход обратное [новикова, ясинский, с. 101].

Изменение реального дохода вследствие введения налога Т составит

 Y1 Y2 МТ

Если предположить, что все налоговые отчисления в государственный бюджет зависят  от динамики текущего дохода Y, тогда сумма налоговых поступлений (налоговая функция) равна Т=Та+tY, где tпредельная налоговая ставка.

В этом случае функция потребления имеет вид: С=а+mpc(Ya+t, а модель равновесного объема производства:

Y=(a+I+G)a, где МG=мультипликатор государственных расходов, с учетом ставки t подоходного налога.

При наличии  подоходного налога соответственно мультипликатор налогов равен: МТ=, а мультипликатор трансфертов: Мtr=.

Фискальная  политика, как правило, одновременно оперирует и расходами, и налогами государства. Особый интерес представляет случай, когда государство, имея сбалансированный бюджет, увеличивает свои закупки  G и налоги T на одну и ту же величину. При этом равновесный объем производства возрастает. В этом случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета [новикова, ясинский, с. 106].

Сравним мультипликативный  эффект, который дает изменение автономных расходов государства и налогов. Изменение величины государственных  закупок приводит к изменению  дохода: YG=, а изменение автономных налогов приводит к изменению дохода: YТ=.

Общее изменение Y произойдет под суммарным воздействием этих двух эффектов, т.е. Y=YG+YТ. Следовательно, Y=. А поскольку бюджет сбалансирован, т.е. G=T, после замены получим:

Y==,

т.е. мультипликатор сбалансированного  бюджета равен 1.

Также следует  учесть, что, когда появляется подоходный налог, мультипликатор сбалансированного  бюджета () не равен 1: Y=. Поскольку бюджет сбалансированный, то, заменив на и перегруппировав, получим: Y=. Отсюда видно, что величина >1.

Таким образом, если рост государственных расходов финансируется за счет роста налогов, то конечный прирост национального  дохода равен первоначальному приросту государственных расходов [новикова, ясинский, с. 106].

Мультипликативный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения государственных  расходов, что алгебраически выражается в превышении мультипликатора расходов над налоговым мультипликатором. Это является следствием более сильного воздействия государственных расходов на величины дохода и потребления, по сравнению с изменением налогов. Данное различие является определяющим при выборе инструментов фискальной политики. Если она нацелена на расширение государственного сектора экономики, то для преодоления циклического спада увеличиваются госрасходы, что дает сильный стимулирующий эффект, а для сдерживания инфляционного подъема увеличиваются налоги, что является относительно мягкой ограничительной мерой.

Если фискальная политика нацелена на ограничение государственного сектора, то в фазе циклического спада  снижаются налоги, что дает относительно небольшой стимулирующий эффект, а в фазе циклического подъема  снижаются госрасходы, что позволяет  относительно быстро снизить уровень инфляции [Агапова, с. 122].

Недискреционная фискальная политика

В противовес дискреционной фискальной политике, предполагающей сознательное изменение государственных расходов и налогов, существует недискреционная фискальная политика, которая еще называется политикой встроенных стабилизаторов.

Встроенный (автоматический) стабилизаторэто экономический механизм, который автоматически реагирует на изменения ВВП в разные периоды экономического цикла. Встроенные стабилизаторы могут увеличивать дефицит государственного бюджета (или сокращать его положительное сальдо) в период спада и увеличивать его положительное сальдо (или уменьшать его дефицит) в период инфляции без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны правительства [Макконнелл, с. 251].

Данные стабилизаторы  являются важнейшим инструментом стабилизации всей экономической системы государства  [социально-ориентированн подход, с. 176].

К автоматическим стабилизаторам относятся: подоходный налог, косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость), пособия по безработице и социальные выплаты. В период спада встроенные стабилизаторы приводят к уменьшению налоговых поступлений в государственный бюджет, росту социальных выплат и дефициту государственного бюджета. В период подъема ситуация обратная [новикова, ясинский, с. 107].

Встроенные  стабилизаторы не стоит смешивать  с такими элементами самоорганизации  рыночного механизма, как гибкость цен, перелив капитала из нерентабельных в прибыльные отрасли, формирование потребительского спроса не только в зависимости от текущего, но и от ожидаемого в будущем дохода.

Рассмотрим  механизм воздействия встроенных стабилизаторов на экономику. Действие подоходного  налога следующее: если по каким-то причинам в экономике наступает падение инвестиционного спроса, то за ним последует падение совокупного спроса, а это в силу мультипликативного эффекта приведет к еще большему падению равновесного уровня дохода Y. Однако наличие налоговой ставки t на доходы, поскольку налоговая функция имеет вид Т = Та+tY, уменьшает величину мультипликатора , и чем выше значение t, тем больше будет это уменьшение.

Налог на добавленную  стоимость (НДС) обеспечивает следующим  образом. При рецессии объем продаж сокращается, а т.к. НДС является косвенным налогом, частью цены товара, то при падении объема продаж налоговые  поступления от косвенных налогов (изъятия из экономики) сокращаются. В условиях экономической активности, наоборот, поскольку растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается, что ведет к увеличению поступлений от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется [новикова,ясинский, с. 108].

Что насчет пособий по безработице и по бедности, то общая сумма их выплат увеличивается  при спаде, по мере того, как люди начинают терять работу и их доходы сокращаются, и уменьшается при подъеме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. Эти пособия являются трансфертами. Их выплата способствует росту доходов, а, следовательно, и расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при подъеме оказывает сдерживающее влияние на экономику [новикова, ясинский, с. 108].

Главным достоинством недискреционной фискальной политики является то, что ее инструменты, т.е. встроенные стабилизаторы включаются немедленно при малейшем изменении  экономических условий, т.е. здесь  практически отсутствует временной  лаг.

Недостаток  недискреционной фискальной политики заключается в том, что она лишь помогает сглаживать циклические колебания, но не способна устранить их [новикова, с. 102].

Следует заметить, что чем выше ставки налогов и  величина трансфертных платежей, тем  действеннее недискреционная политика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Эффективность бюджетно-налоговой (фискальной) политики.

Эффективность фискальной политики будет зависеть от нескольких факторов, включая следующие:

  • Точность прогнозирования. Чем более достоверными являются прогнозы того, что произойдет, скорее всего, с совокупным спросом, тем более быстро сможет вмешаться правительство.
  • Степень влияния изменений государственных расходов или налогообложения на общие инъекции и утечки.
  • Меру воздействия изменений в утечках и инъекциях на национальный доход.
  • Распределение эффектов во времени.
  • Меру воздействия изменений в совокупном спросе на объем производства, занятость, инфляцию и платежный баланс.
  • Степень, в которой фискальная политика обладает нежелательными последствиями, такими, как более высокие налоги, отнимающие всякие стимулы [Экономикс, с. 604]. 

По мнению многих ученых, эффективность фискальной политики заключается прежде всего  в том, что она способна помочь стране избежать экономических шоков. Стимулирующая фискальная политика может быть использована для предотвращения длительного спада, о чем говорит опыт ряда стран с переходной экономикой, Японии, США; сдерживающая – для ограничения инфляции. Именно поэтому кейнсианцы считали ее основным инструментом государственного регулирования национальной экономики [новикова, с. 110].

Информация о работе Бюджетно-налоговая система РБ