Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 10:23, курсовая работа
Существуют различные определения фискальной политики, зачастую противоположные по своей сути. Большинство авторов согласны с тем, что она является частью экономической политики государства, но расходятся в определении объекта фискального регулирования.
Введение………………………………………………………………………….
Глава I. Сущность бюджетно-налоговой политики……………………….......
1.1. Понятие, цели, инструменты бюджетно-налоговой политики………
1.2. Эффективность бюджетно-налоговой политики……………….........
Глава II. Бюджетно-налоговая политика в Республике Беларусь………...
2.1. Бюджетно-налоговая политика как элемент стабилизационной политики……………………………………………………………………….
2.2. Особенности бюджетно-налоговой политики в Республике
Беларусь на современном этапе……………………………………………..
2.3. Направления совершенствования бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь……………………….................................................
Заключение………………………………………………………………………
Список использованных источников………………………………………….
МG=
Алгебраически величина мультипликатора государственных расходов (закупок) и равновесный объем выпуска могут быть найдены в результате решения системы уравнений:
где основное макроэкономическое тождество;
С= a+потребительская функция (где ).
Подстановка функции потребления в основное макроэкономическое тождество позволяет определить равновесный объем производства:
;
(),
где автономные расходы, не зависящие от величины дохода;
МG= мультипликатор [Агапова, с. 118].
Основным фактором, определяющим величину мультипликатора, является предельная склонность к потреблению . Чем больше МРС, тем больше крутая кривая планируемых расходов АЕ и тем больше величина мультипликатора государственных расходов [новикова, ясинский, с. 98].
Чтобы определить изменение реального совокупного дохода (ВВП), полученное в результате роста государственных закупок, необходимо умножить мультипликатор MG на прирост государственных расходов G:
= Y2 – Y1= MG×G
В периоды подъема экономики, когда частные расходы достаточно велики и возможна инфляция, правительство уменьшает закупки товаров и услуг. Сокращение государственных расходов сопровождается сдвигом кривой совокупных расходов C+I+G2 вниз и приводит к мультипликационному уменьшению объема доходов (выпуска) (рис. 1.3).
Рис.1.3. Снижение совокупных расходов и равновесный совокупный доход
Так же, как
изменения государственных
Изменение трансфертов (tr) означает изменение располагаемого дохода (Yd):
d.
Изменение располагаемого дохода ведет к изменению потребления в соответствии с величиной предельной склонности к потреблению:
d,
а изменение потребления мультипликативно изменяет доход:
==.
Мультипликатор трансфертов – это отношение изменения объема выпуска к вызвавшему его изменению трансфертных расходов. Он равен:
Mtr
Алгебраически величина мультипликатора трансфертов может быть вычислена в результате решения системы уравнений:
где располагаемый доход Yd=YT; Т
Подставим функцию потребления в основное макроэкономическое тождество и перегруппируем:
Y=a+ ++I+GY+.
Y=
Таким образом, мультипликатор трансфертов Mtr.
Как уже отмечалось выше, одним из инструментов фискальной политики являются изменения в налогообложении. Налоги это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством для выполнения своих функций.
В макроэкономике налоги делят на автономные (аккордные), которые не зависят от уровня дохода (Тa), и подоходные, величина которых определяется t, где tпредельная налоговая ставка. Предельная налоговая ставка это соотношение между приростом суммы вносимого налога и приростом дохода: t= [новикова, ясинский, с. 100].
В кейнсианской модели налоги, как и государственные расходы, действуют на объем национального производства с мультипликативным эффектом.
Рассмотрим сначала действие мультипликатора автономных налогов. Уменьшение налогов на величину увеличит планируемые расходы на mpc. Равновесие переместится из точки Е1 в точку Е2, а доход увеличится с Y1 до Y2 на величину
Рис. 1.4. Влияние снижения налогов на равновесный доход.
, где МТ==налоговый мультипликаторотношение изменения объема выпуска к вызвавшему его изменению налогов.
Следует отметить, что мультипликатор налогов всегда величина отрицательная. Это означает, что его действие на доход обратное [новикова, ясинский, с. 101].
Изменение реального дохода вследствие введения налога Т составит
Y1 Y2 МТ
Если предположить, что все налоговые отчисления в государственный бюджет зависят от динамики текущего дохода Y, тогда сумма налоговых поступлений (налоговая функция) равна Т=Та+tY, где tпредельная налоговая ставка.
В этом случае функция потребления имеет вид: С=а+mpc(Ya+t, а модель равновесного объема производства:
Y=(a+I+G)a, где МG=мультипликатор государственных расходов, с учетом ставки t подоходного налога.
При наличии подоходного налога соответственно мультипликатор налогов равен: МТ=, а мультипликатор трансфертов: Мtr=.
Фискальная политика, как правило, одновременно оперирует и расходами, и налогами государства. Особый интерес представляет случай, когда государство, имея сбалансированный бюджет, увеличивает свои закупки G и налоги T на одну и ту же величину. При этом равновесный объем производства возрастает. В этом случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета [новикова, ясинский, с. 106].
Сравним мультипликативный эффект, который дает изменение автономных расходов государства и налогов. Изменение величины государственных закупок приводит к изменению дохода: YG=, а изменение автономных налогов приводит к изменению дохода: YТ=.
Общее изменение Y произойдет под суммарным воздействием этих двух эффектов, т.е. Y=YG+YТ. Следовательно, Y=. А поскольку бюджет сбалансирован, т.е. G=T, после замены получим:
Y==,
т.е. мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1.
Также следует учесть, что, когда появляется подоходный налог, мультипликатор сбалансированного бюджета () не равен 1: Y=. Поскольку бюджет сбалансированный, то, заменив на и перегруппировав, получим: Y=. Отсюда видно, что величина >1.
Таким образом, если рост государственных расходов финансируется за счет роста налогов, то конечный прирост национального дохода равен первоначальному приросту государственных расходов [новикова, ясинский, с. 106].
Мультипликативный
эффект от снижения налогов слабее,
чем от увеличения государственных
расходов, что алгебраически выражается
в превышении мультипликатора расходов
над налоговым
Если фискальная
политика нацелена на ограничение государственного
сектора, то в фазе циклического спада
снижаются налоги, что дает относительно
небольшой стимулирующий
Недискреционная фискальная политика
В противовес дискреционной фискальной политике, предполагающей сознательное изменение государственных расходов и налогов, существует недискреционная фискальная политика, которая еще называется политикой встроенных стабилизаторов.
Встроенный (автоматический) стабилизаторэто экономический механизм, который автоматически реагирует на изменения ВВП в разные периоды экономического цикла. Встроенные стабилизаторы могут увеличивать дефицит государственного бюджета (или сокращать его положительное сальдо) в период спада и увеличивать его положительное сальдо (или уменьшать его дефицит) в период инфляции без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны правительства [Макконнелл, с. 251].
Данные стабилизаторы
являются важнейшим инструментом стабилизации
всей экономической системы
К автоматическим стабилизаторам относятся: подоходный налог, косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость), пособия по безработице и социальные выплаты. В период спада встроенные стабилизаторы приводят к уменьшению налоговых поступлений в государственный бюджет, росту социальных выплат и дефициту государственного бюджета. В период подъема ситуация обратная [новикова, ясинский, с. 107].
Встроенные стабилизаторы не стоит смешивать с такими элементами самоорганизации рыночного механизма, как гибкость цен, перелив капитала из нерентабельных в прибыльные отрасли, формирование потребительского спроса не только в зависимости от текущего, но и от ожидаемого в будущем дохода.
Рассмотрим механизм воздействия встроенных стабилизаторов на экономику. Действие подоходного налога следующее: если по каким-то причинам в экономике наступает падение инвестиционного спроса, то за ним последует падение совокупного спроса, а это в силу мультипликативного эффекта приведет к еще большему падению равновесного уровня дохода Y. Однако наличие налоговой ставки t на доходы, поскольку налоговая функция имеет вид Т = Та+tY, уменьшает величину мультипликатора , и чем выше значение t, тем больше будет это уменьшение.
Налог на добавленную стоимость (НДС) обеспечивает следующим образом. При рецессии объем продаж сокращается, а т.к. НДС является косвенным налогом, частью цены товара, то при падении объема продаж налоговые поступления от косвенных налогов (изъятия из экономики) сокращаются. В условиях экономической активности, наоборот, поскольку растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается, что ведет к увеличению поступлений от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется [новикова,ясинский, с. 108].
Что насчет пособий по безработице и по бедности, то общая сумма их выплат увеличивается при спаде, по мере того, как люди начинают терять работу и их доходы сокращаются, и уменьшается при подъеме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. Эти пособия являются трансфертами. Их выплата способствует росту доходов, а, следовательно, и расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при подъеме оказывает сдерживающее влияние на экономику [новикова, ясинский, с. 108].
Главным достоинством
недискреционной фискальной политики
является то, что ее инструменты, т.е.
встроенные стабилизаторы включаются
немедленно при малейшем изменении
экономических условий, т.е. здесь
практически отсутствует
Недостаток недискреционной фискальной политики заключается в том, что она лишь помогает сглаживать циклические колебания, но не способна устранить их [новикова, с. 102].
Следует заметить,
что чем выше ставки налогов и
величина трансфертных платежей, тем
действеннее недискреционная
Эффективность фискальной политики будет зависеть от нескольких факторов, включая следующие:
По мнению многих ученых, эффективность фискальной политики заключается прежде всего в том, что она способна помочь стране избежать экономических шоков. Стимулирующая фискальная политика может быть использована для предотвращения длительного спада, о чем говорит опыт ряда стран с переходной экономикой, Японии, США; сдерживающая – для ограничения инфляции. Именно поэтому кейнсианцы считали ее основным инструментом государственного регулирования национальной экономики [новикова, с. 110].