Бюджетный дефицит и государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы состоит в том, что государственный бюджет оказывает регулирующее воздействие на развитие экономических процессов.
Целью данной работы является раскрытие понятия бюджетного дефицита и государственного долга, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение РБ на современном этапе экономического развития.

Содержание работы

Введение...............................................................................................................................3
1. Бюджетный дефицит................................................................................................4
1.1 Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения..........................4
1.2 Виды бюджетного дефицита и способы его финансирования.............................7
2. Государственный долг............................................................................................12
2.1 Сущность государственного долга........................................................................12
2.2 Виды государственного долга, причины возникновения и последствия..........13
3. Бюджетный дефицит и государственный долг Российской Федерации...........17
3.1 Бюджетный дефицит в Российской Федерации...................................................17
3.2 Пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансирования бюджета
...........................................................................................21
3.3 Государственный долг Российской Федерации и способы его регулирования23
Заключение.........................................................................................................................26
Список использованных источников...............................................................................28 (Данный пункт отсутствует в работе!)

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 102.61 Кб (Скачать файл)

Большой внешний долг снижает международный авторитет страны и может осложнить получение новых иностранных займов. Поэтому правительство предпринимает определенные меры, чтобы уменьшить внешний долг, если он превышает приемлемый уровень.

Управление государственным долгом – это комплекс мероприятий, направленных на его оптимизацию. Управление государственным долгом включает в себя 3 этапа:

1.   Определение потребности  в дополнительных финансовых  ресурсах (определение предельных  размеров государственных заимствований  и гарантий на очередной бюджетный  год, выбор инструментов привлечения  ресурсов и повышения их использования)

2.   Привлечение финансовых  ресурсов (выпуск и размещение  государственных ценных бумаг, получение  кредита и предоставление государственных  гарантий)

3.   Погашение и обслуживание  долговых обязательств (поиск источников  финансирования для погашения  и обслуживания государственного  долга, снижения общих издержек, своевременного выполнения долговых  обязательств)

Государственные долговые обязательства могут погашаться за счёт бюджетных доходов, золотовалютных резервов страны, денежных средств, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований. Ситуация, при которой должник оказывается не в состоянии погашать свой внешний долг по согласованному с кредитором графику, называется долговым кризисом.

При управлении государственным долгом могут использоваться следующие методы:

Рефинансирование – это погашение старой задолженности путём принятия новых обязательств.

Реструктуризация - пересмотр первоначального графика погашения и обслуживания государственного долга.

Конверсия – это изменение условий государственных займов в интересах должника.

Консолидация – это изменение сроков погашения займов, как правило, в сторону увеличения путём перевода краткосрочных обязательств в долгосрочные. Консолидация может совмещаться с конверсией.

Аннулирование государственного долга представляет собой отказ государства от обязательств по выпущенным займам.

Для того чтобы последствия роста внутреннего долга для страны не стали слишком тяжелыми правительство должно предпринимать определенные меры по управлению долгом.

 Это могут быть:

1)   кредитно-денежная эмиссия (монетизация),

2)   введение специальных  налогов,

3)   секвестрование  бюджета.

Монетизация - способ увеличения количества денег в обращении, в т.ч. за счет Банковского финансирования. Используется в исключительных случаях, т.к. является чисто инфляционным способом. Монетизация дефицита бюджета может сопровождаться непосредственно эмиссией наличных денег, а может проявляться в других формах: в виде расширения кредитов ЦБ.

Предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей, т.е. Правительство, покупает товары и услуги, вовремя их не оплачивая; отсроченные платежи накапливаются, увеличивая общий дефицит бюджета; теоретически отсроченные платежи являются неинфляционным способом финансирования дефицита, но на практике это разделение условно.

Монетизация - высокорисковый способ финансирования, т.к. оказывает отрицательное воздействие на состояние платежного баланса: в результате роста предложения денег на руках у населения накапливается наличность, увеличивается спрос на товары и услуги, что неизбежно приводит к росту цен и давлению на платежный баланс.

Негативные инфляционные последствия монетизации могут смягчаться мерами жесткой денежно-кредитной политики. Если ЦБ сокращает кредитные возможности коммерческих банков путем повышения ставки рефинансирования, либо норма резервирования, и одновременно расширяет кредиты государственному сектору на финансирование дефицита бюджета, то внутренние рыночные ставки растут, сдерживая активность, в результате частных инвестиции и экспорт снижаются, и инфляция уже не оказывает

В целом монетизацию можно применять в следующих случаях:

-имеется очень большой  внешний долг, что исключает финансирование  дефицита из внешних источников;

-возможности внутреннего  долгового финансирования практически  исчерпаны;

-валютные резервы ЦБ  истощены, следовательно, регулирование  платежного баланса - главная задача;

-экономика способна выдержать  высокую инфляцию и население  уже привыкло к постоянному  росту цен.

 Введение специальных налогов или повышение налоговых ставок позволит в краткосрочном периоде увеличить доходы бюджета, а значит, уменьшить государственный долг. В долгосрочном временном интервале это может привести к сокращению производства, сужению базы налогообложения и, следовательно, к уменьшению налоговых поступлений в казну.

В некоторых случаях целесообразно прибегнуть к сокращению государственных расходов путем секвестирования. Секвестирование - пропорциональное снижение расходов (на 5 или 10,15% и т.д.) ежемесячно практически по всем статьям бюджета до конца текущего финансового года. Секвестированию не подлежат защищенные статьи, состав которых определяется высшими органами власти.

Правительство предпринимает определенные меры, чтобы уменьшить внешний долг, если он превышает приемлемый уровень. Оно может использовать для погашения части долга золотовалютные резервы страны, если таковые имеются. С согласия кредиторов правительство может переоформить краткосрочную и долгосрочную задолженность или отсрочить выплату внешнего долга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Бюджетный дефицит и  государственный долг Российской  Федерации

3.1 Бюджетный дефицит в Российской Федерации

Долгие годы Россия сталкивалась с проблемой бюджетного дефицита. Однако после кризиса 1998-ого года в российской экономике начался ощутимый подъем, благодаря чему эта проблема постепенно исчезает.

Рассмотрим основные причины этих явлений.

Основные причины значительного бюджетного дефицита, проявившегося в условиях перехода к рыночной экономике в России - это низкая эффективность. производства, значительные социальные расходы, невнесение налогов в бюджет, нерациональность структуры бюджетных расходов, неэффективные бюджеты; механизмы, а также разрыв хозяйственных связей в связи с распадом бывшего единого союзного государства.

Ростом своих экономических показателей Россия обязана благоприятной для нее конъюнктуре на мировом рынке нефти, а такие показатели, как "бегство капитала" (перевод капитала из развивающихся стран в развитые страны с целью избежать его экспроприации) и уровень инвестиций остаются крайне низкими.

Кризис способствовал переходу правительства к более ответственной финансово-бюджетной политике. Федеральный Бюджет на 1999 г. впервые был принят с первичным профицитом 2% ВВП, фактически первичный профицит в первом полугодии составил 1.9/% ВВП, а дефицит сократился до 2.5% ВВП. Резко улучшился также торговый баланс, положительное сальдо которого составляет порядка 2.5. млрд. долл. в месяц.

На 2013 год дефицит российского бюджета сохранялся на фоне высоких цен на нефть, намного превышающих план. В федеральном законе о государственном бюджете была указана прогнозная цена в 97 долларов за баррель, но на тот момент цены на нефть марки Urals (основной российский экспортный товар) составляли 111,7 доллара за баррель.

12 марта 2013 года министр  финансов Антон Силуанов заявлял, что дополнительные доходы от высоких цен на углеводороды составят 230 миллиардов рублей. Но эти средства на погашение дефицита бюджета власти направить не могут.

Дело в том, что с 2013 года в России действует «бюджетное правило», ограничивающее возможности правительства направлять на текущие расходы средства от продажи нефти и газа. Согласно правилу, для нефтегазовых доходов устанавливается специальная «цена отсечения», рассчитанная как средняя цена на нефть за последние несколько лет. В 2013 году «цена отсечения» составляет 91 доллар за баррель. Все нефтегазовые доходы, полученные сверх этого барьера, должны направляться в Резервный фонд до тех пор, пока его размер не составит семь процентов ВВП. После этого правительство сможет начать тратить половину доходов Резервного фонда.

На начало марта объем Резервного фонда составил 2,6 триллиона рублей, что равняется 3,9 процента ВВП. Таким образом, пока правительство может снижать дефицит бюджета только за счет нефтегазовых доходов.

Введение «бюджетного правила» позволит значительно нарастить государственные резервы. Если цены на нефть сохранятся на текущем уровне, то по итогам года Резервный фонд увеличится на триллион рублей до 5,8-5,9 процента ВВП. При этом дефицит федерального бюджета также может вырасти до триллиона рублей. Из этой суммы предусмотренный законом о бюджете на 2013 год дефицит составит только 520 миллиардов.

Но происходящее с российским бюджетом противоречит цели, поставленной президентом России Владимиром Путиным, — сделать бюджет бездефицитным. В апреле 2012 года после победы на выборах Путин заявлял, что доходы и расходы федеральной казны необходимо уравнять к 2015 году. «Даже небольшой дефицит для России, я с этим не могу не согласиться, учитывая нашу зависимость от мировой конъюнктуры, это риск, и мы должны его минимизировать», — сказал тогда президент.

Закон о федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014-2015 годов действительно предполагает, что в 2015 году федеральная казна будет бездефицитной (расходы и доходы должны составить по 15,6 триллиона рублей). Насколько эта цель достижима, сказать сложно: на протяжении последних пяти лет расходы уверенно росли, в то время как доходы демонстрировали не настолько «гладкую» динамику.

Если в 2008 году федеральный бюджет потратил только 6,7 триллиона рублей, то к 2012 году показатель вырос почти в два раза — до 12,8 триллиона. Расходы росли даже в кризисный 2009 год — по сравнению с 2008-м они увеличились на 1,9 триллиона рублей. Что же касается доходов, то в 2009 году они составили 7,3 триллиона рублей против 9,2 триллиона в 2008-м. Фактически вернуться на докризисный уровень доходам удалось только к 2011 году, но все это время расходы государственной казны росли.

Колебания доходов во время кризиса объясняются высокой зависимостью российской казны от цен на нефть, а зависимость эта за последние пять лет, похоже, только укрепилась. Так, в 2007 году продажа российских товаров (преимущественно сырья) за рубеж составляла 31 процент от всех бюджетных доходов. Налоги на добычу полезных ископаемых составляли 19,3 процента. В 2012 году показатели оказались на уровне в 38,6 и 19 процентов соответственно. Если в 2008 году бюджет был сбалансирован при плановых ценах на нефть в 60 долларов за баррель, то в 2012 году он был сверстан с дефицитом при цене барреля Urals в 105 долларов, а в 2013-м — при цене в 97 долларов.


Рис.1 Доходы и расходы федерального бюджета

В самом по себе дефиците государственного бюджета нет ничего ужасного. Долгое время сохранение умеренного дефицита считалось грамотной экономической политикой. Экономисты утверждали, что государство может активно занимать средства и инвестировать их в важные инфраструктурные и социальные проекты, поддерживая экономический рост. В случае же если государство будет пользоваться только собственными ресурсами без привлечения кредитных средств, его возможности будут ограничены. Правда, отношение экономистов к бюджетному дефициту значительно испортил долговой кризис в еврозоне, но речь идет скорее об ограничении этого механизма, нежели о полном отказе от него.

Очевидно, что радикально сократить дефицит бюджета в России за счет роста доходов сейчас невозможно. Использовать для этого нефтяные деньги нельзя из-за «бюджетного правила»; налоги чиновники (в том числе и сам Путин) обещали не повышать, а прогнозы по росту ВВП (не более чем на 3-4 процента в год, а то и меньше) свидетельствуют о том, что налогооблагаемая база в ближайшие годы будет увеличиваться очень медленно.

В таком случае власти могут сделать бюджет бездефицитным только за счет сокращения расходов, но, как показывает весь посткризисный опыт, на такой шаг чиновники идут крайне неохотно — о радикальных программах снижения издержек ничего не было слышно даже во время жесткой фазы кризиса. Тем не менее очевидно, что «лишние» средства в бюджете есть: по данным Счетной палаты, только в 2012 году по линии Минобороны неэффективно потратили 23 миллиарда рублей. Сэкономить бюджетные средства можно было бы и за счет сокращения разросшегося штата чиновников, а также передачи части их полномочий рынку, но в условиях по-прежнему высоких цен на нефть бюрократия в России на такой шаг никогда не пойдет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансирования бюджета   Российской Федерации

В основе концепции сокращения бюджетного дефицита должно лежать следующее положение: без обеспечения динамизма в развитии экономики и повышения ее эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости государства, оздоровления государственного бюджета, какие бы прогрессивные меры не применялись.

Следует отметить, что в бюджетной политике нашего государства реализуется пассивная форма дефицита, которая носит потребительский характер. Это значит, что большая часть бюджетных средств направляется на социальную поддержку населения, финансирование образования, культуры, здравоохранения, управление, оборону, а также на поддержку нерентабельных предприятий государственного сектора. Понятно, что значительная часть этих расходов носит общегосударственный характер, в связи с чем сокращать их следует очень осторожно.

В перечень конкретных мероприятий по сокращению бюджетного дефицита следует включить такие, которые, с одной стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой - способствовали сокращению государственных расходов.

Итак, сокращение бюджетного дефицита должно осуществляться по специально разработанной программе – «Программа рекомендации по управлению бюджетного дефицита в Российской Федерации», которая должна предусматривать следующие меры:

  • повышение эффективности общественного воспроизводства, которое будет способствовать росту финансовых ресурсов - основного источника увеличения доходов бюджета;
  • дальнейшее развитие и укрепление рыночных отношений, проведение рыночных реформ; разгосударствление и приватизация собственности, имея в виду, что рациональное сокращение сферы государственной экономики позволит сократить бюджетное финансирование;
  • развитие территориально-регионального хозрасчета. Укрепление самостоятельности регионов позволяет пересмотреть сферы влияния соответствующих бюджетов: республиканского и местных органов власти. Необходимо провести тщательные расчеты возможностей развития регионов в максимальной степени за счет собственных средств;
  • в целях изыскания дополнительных источников финансирования социально-культурных расходов следует рассмотреть целесообразность и возможность сокращения некоторых расходов государства, в частности, на военные расходы, управление и т.п. Это позволит профинансировать в начальный период развития рыночной экономики статьи затрат, обеспечивающие систему защищенности населения;
  • обоснованное принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования, сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ;
  • совершенствование планирования и развитие системы платных услуг в непроизводственной сфере. Имеется в виду, что в условиях дальнейшего развития рыночных отношений и ограниченных возможностей государства обострится вопрос об источниках финансирования социально-культурных учреждений и социальных программ, поскольку возможности перераспределения финансовых ресурсов в пользу социальных потребностей за счет сокращения других расходов имеют экономический предел. Поэтому весьма своевременным является переход к планированию расходов учреждений непроизводственной сферы по научно обоснованным финансовым нормативам, скорректированным с учетом возможностей бюджета - нормативам бюджетной обеспеченности. При этом определенная часть расходов в непроизводственной сфере должна покрываться за счет внебюджетных источников, прежде всего, доходов от оказания платных услуг населению;
  • корректировка трансфертной политики, предполагающая уменьшение трансфертных выплат отраслям реального сектора экономики, повышение эффективности трансфертных платежей;
  • реформирование бюджетного процесса в целом. Необходимо отказаться от концепции приоритета бюджетных расходов и дефицитного финансирования; расходы сверх сумм, обеспеченных доходами, отражаются в бюджете раз вития и финансируются в пределах дополнительно полученных доходов, а также привлеченных безинфляционных источников;
  • составление бюджета на многовариантной основе с целью формирования оптимальной структуры доходов и расходов;
  • развитие рынка государственных ценных бумаг, что позволит финансировать расходы государства без увеличения денежной массы в обороте;
  • принятие мер, направленных на привлечение в страну иностранного капитала в форме инвестиций. С их помощью решаются сразу несколько задач, не только фискального, но и экономического характера: сокращаются бюджетные расходы, предназначенные для финансирования капитальных вложений, расширяется база для производства товаров и услуг, появляется новый налогоплательщик, а значит и увеличиваются платежи в бюджет.

Информация о работе Бюджетный дефицит и государственный долг