Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 18:12, курсовая работа
Актуальность данной темы состоит в том, что государственный бюджет оказывает регулирующее воздействие на развитие экономических процессов.
Целью данной работы является раскрытие понятия бюджетного дефицита и государственного долга, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение РБ на современном этапе экономического развития.
Введение...............................................................................................................................3
1. Бюджетный дефицит................................................................................................4
1.1 Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения..........................4
1.2 Виды бюджетного дефицита и способы его финансирования.............................7
2. Государственный долг............................................................................................12
2.1 Сущность государственного долга........................................................................12
2.2 Виды государственного долга, причины возникновения и последствия..........13
3. Бюджетный дефицит и государственный долг Российской Федерации...........17
3.1 Бюджетный дефицит в Российской Федерации...................................................17
3.2 Пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансирования бюджета
...........................................................................................21
3.3 Государственный долг Российской Федерации и способы его регулирования23
Заключение.........................................................................................................................26
Список использованных источников...............................................................................28 (Данный пункт отсутствует в работе!)
Наименование |
Сумма, млн. долларов США |
Эквивалент, млн. ЕВРО |
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией) |
55834,6 |
41012,7 |
Задолженность перед членами Парижского клуба |
161,8 |
118,8 |
Задолженность перед кредиторами — не членами Парижского клуба |
1061,2 |
779,5 |
Задолженность бывшим странам СЭВ |
943,6 |
693,1 |
Коммерческая задолженность бывшего СССР |
22,1 |
16,2 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями |
1587,2 |
1165,9 |
Задолженность по внешним облигационным займам |
40658,3 |
29865,1 |
Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа) |
5,5 |
4,1 |
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте |
11394,9 |
8370 |
В 2004—2008 годах, учитывая рост доходов России от экспорта нефти, связанный с улучшением налогового законодательства и ростом мировых цен на это сырьё, государственный долг стремительно сокращался. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд. долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 53 млрд. долларов (9 % ВВП).
Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 год (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 года, внешний долг достиг 158,7 млрд. долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП).
Для сравнения, по данным S&P за 2005 г., государственный долг Германии составлял 68 % ВВП, Франции — 66 %, США — 53 %, Великобритании — 43 %, Норвегии — 36 %, Австралии — 12 %, Казахстана — 10 %, Гонконга — 2 %.
Таблица 3. Динамика государственного внешнего долга России[2]
Дата |
Сумма, млрд. долл. США |
1991, 25 декабря |
67,9 |
1997, 31 декабря |
123,5 |
2000, 1 января |
158,7 |
2001, 1 января |
143,7 |
2002, 1 января |
133,5 |
2003, 1 января |
125,7 |
2004, 1 января |
121,7 |
2005, 1 января |
114,1 |
2006, 1 января |
76,5 |
2007, 1 января |
52,0 |
2008, 1 января |
44,9 |
2009, 1 января |
40,6 |
2010, 1 января |
37,6 |
2011, 1 ноября |
36,0 |
2012, 1 января |
33,5 |
2013, 1 октября |
62,7 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе были определены такие понятия, как бюджетный дефицит, т.е. такие объективные экономические отношения, которые возникают между участниками общественного производства касательно использования денежных средств больше, чем присущие закрепленные источники доходов бюджета в силу роста предельных расходов производства, и государственный долг, который определяет экономические отношения государства как заемщика с ее кредиторами касательно перераспределения части стоимости валового внутреннего продукта на условиях возврата, срочности и оплаты.
Вследствие анализа эффектов государственного долга была определена ее сущность, которая состоит в том, что выбор финансирования государственных расходов с помощью займов или налогов не является релевантным. Эта теория имеет большое теоретическое значение и нуждается в дальнейшем изучении. Однако при изучении оптимальных значений государственного долга и предельных показателей долговой нагрузки следует руководствоваться принципами классической теории государственного долга.
Финансирование бюджетного дефицита за счет внешних займов означает возникновение возможности осуществления дополнительных государственных расходов без ограничения текущего потребления и реальной инвестиционной деятельности частного сектора. Одновременно возвращение долга и его обслуживание будут осуществляться за счет будущего производства, а это требует в дальнейшем соответственного увеличения импортных товаров и услуг.
Что же касается постановки вопроса о совершенствовании управления государственным долгом, то она рассматривалась в увязке с актуальной задачей - уменьшения, а в перспективе и устранения долговой зависимости от зарубежного капитала.
Бюджетная, долговая и валютная политика государства неразрывно связаны между собой: государственный долг влияет на экономический рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики.
В конечном итоге важно отметить следующее: даже притом, что бюджетный дефицит не является катастрофичными явлениям, его увеличение может вести к серьезным негативным последствиям не только экономического, но и чисто политического характера. Ведь доверие народа к бюджетной системе, к бюджетному устройству страны определяет доверие правительству, доверие проводимым реформам. Это доверие невозможно в условиях несбалансированного бюджета - главного финансового документа страны, в условиях растущего внутреннего и внешнего долга.
Рост расходов на обслуживание внешнего долга в 2010-2012 годах обусловлен прежде всего увеличением объемов заимствований (выпуск и размещение еврооблигационных займов Российской Федерации на международных финансовых рынках), ослаблением курса рубля по отношению к доллару США и евро, а также повышением прогнозируемых значений плавающих процентных ставок по обслуживанию кредитов в течение планового периода.
Резкое сокращение внешнего государственного долга стимулировало рост внутренних заимствований, используемых для рефинансирования накопленного за последние годы государственного внутреннего долга. Это стало фактором снижения относительной нагрузки на бюджет расходов по обслуживанию долга и увеличения доли непроцентных расходов бюджета.
Активная позиция правительства в отношении получения и выдачи государственных займов требует соответствующей работы с госдолгом. Существование государственного долга автоматически подразумевает наличие обязанности государства по управлению им. Основными методами управления государственным долгом являются выплата доходов по займам и их погашение, которые должны проводиться за счет налоговых поступлений в государственный бюджет; конверсия государственных долговых обязательств; консолидация государственного долга; унификация государственных займов; обмен облигаций по регрессивному соотношению; отсрочка погашения займа; аннулирование государственного долга.
Информация о работе Бюджетный дефицит и государственный долг