Цель антиинфляционных мероприятий: стратегия и тактика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ антинфляционной политики государства, обозначив при этом основные цели и инструменты борьбы с инфляцией.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть сущность социально - экономические последствий инфляции.
2.Рассмотреть стратегию и тактику инфляционного регулирования.
3.Обозначить особенности борьбы с инфляцией в России.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
1.Социально- экономические последствия инфляции. Кривая Филипса….4
1.1. Последствия инфляции. Инфляция и доходы……………………………4
1.2. Последствия ожидаемой инфляции. Инфляция и налоги……………...6
1.3. Кривая Филипса…………………………………………………………...8
2. Цель антиинфляционных мероприятий: стратегия и тактика……………….10
2.1. Антиинфляционная стратегия………………………………………………..10
2.2 Антиинфляционная тактика…………………………………………………..14
3. Особенности антиинфляционной политики в России…………………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...20
Список литературы……………………………………………………………..21
Практикум………………………………………………………………………22

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 72.37 Кб (Скачать файл)

Инфляция и  налоги 

 

Другой важный элемент  издержек от инфляции (в условиях верных ожиданий, но неполной приспособленности  институтов) возникает из-за трудностей адаптации налоговой системы  к инфляционным процессам. Здесь  существуют две крупные проблемы.

Во-первых, с ростом уровня цен доля налоговых выплат в общей  величине реальных доходов увеличивается, рождая, таким образом, эффект прогрессивного роста налогов. Если бы налоги находились в постоянной пропорции к номинальным доходам независимо от величины последних, в этом не было бы никакой проблемы, поскольку в таком случае люди выплачивали бы одинаковый, не зависящий от уровня цен процент своих доходов в виде налогов. Но так как норма налогообложения при использовании его прогрессивной формы имеет тенденцию расти вместе с уровнем номинальных доходов, то инфляция, приводя к росту номинальных доходов, тем самым увеличивает и долю налогов в реальных доходах.

Вторая проблема связана  с налогообложением капитала. Налогообложение  доходов на капитал являлось сложной  проблемой и в лучшие времена. При этом основным был вопрос, должны ли прибыли от капитала облагаться налогом как доходы или же по специальной, более низкой ставке. При появлении в экономике инфляции эта проблема ещё более усложняется, так как рост капитала, связанный с приращением рыночной стоимости активов, реагирует на инфляцию более оперативно, чем реальные прибыли. Ни одной стране не удалось добиться существенного успеха в нейтрализации последствий влияния инфляции на налогообложение капитала. Некоторые специалисты в области налогов даже считают, что наибольший ущерб от инфляции заключается именно в том, что она увеличивает фактическое налогообложение капитала. 

 

 

 

1.3. Кривая Филипса.  

 

Инфляция оказывает сильное  воздействие на занятость. Эмпирические исследования показали, что между  уровнем занятости и инфляцией  существуете определенная взаимосвязь. Инфляция держится на низком уровне при  высокой безработице, и наоборот. В 1958 году английский экономист А. Филлипс предложил графическую модель инфляции спроса, выражающую связь между уровнем безработицы и темпами роста средней заработной платы. Используя в своей работе данные английской статистики за 1850-1860 гг. он построил кривую, наглядно показывающую обратную зависимость между изменением ставок заработной платы и уровнем безработицы. Позднее из этой зависимости американскими экономистами П. Самуэльсоном и Р. Солоу был сделан вывод, что криваяФиллипса описывает выбор между инфляцией и безработицей, когда уменьшить одну можно лишь увеличив другую[4]. Причиной такой зависимости заключается в том, что при высокой безработице заработная плата держится на низком уровне, что вызывает замедление роста цен. По кривой А. Филлипс установил, что увеличение безработицы в Англии сверх 2.5-3% приводило к резкому замедлению роста цен и заработной платы. Таким образом, правительство может использовать увеличение инфляции для борьбы с безработицей. Позднее этот вывод теоретически аргументировал экономист Р. Липси.

Также Р. Солоу и П. Самуэльсоном была создана модификация кривой Филлипса для разработок экономической политики. Они заменили в этой кривой ставки заработной платы на темп роста товарных цен, или инфляцию. При помощи этой кривой стало возможным рассчитывать равновесие между достаточно высокими уровнями занятости и производства и определенной стабильностью цен.

Если правительство рассматривает  уровень безработицы U(ему соответствует темп роста цен Р1) в стране излишне высокий, то для его понижения проводятся бюджетные и денежно кредитные мероприятия, стимулирующие спрос (см. рис.3).

Так, увеличивая поток инвестиций, государство может побудить предприятия  к расширению производства и сбыта, а значит, увеличению рабочих мест. Норма безработицы снижается до уровня U2, но одновременно темпы инфляции возрастают до Р2. Такие манипуляции могут вызвать "перегрев" экономики и как следствие кризисные явления. Такая ситуация вынуждает правительство ввести кредитные ограничения, сократить расходы из государственного бюджета и т.д. В результате этих возвратных действий правительства уровень цен снизится до уровня РЗ, а безработица возрастет и ее норма составит U3.

Неоднократная практика экономического регулирования показала, что этот метод может быть применен только на короткие периоды, поскольку в долгосрочном плане (5-10 лет) несмотря на высокий уровень безработицы, инфляция продолжает нарастать, что объясняется целым рядом обстоятельств. Среди этих обстоятельств необходимо выделить политику стимулирования совокупного спроса. Стремление правительства ценой инфляции "купить" более низкий уровень безработицы успешны только тогда, когда у хозяйствующих агентов удается создать так называемые "ложные ожидания": а попросту - обмануть. Пока потенциальные работники не поймут, что условия, на которые они согласились, на самом деле не лучше тех, которые они раньше отвергали, занятость будет расти. Но она тут же упадет до первоначального уровня, как только занятые обнаружат, что возросшая привлекательность рабочих мест - иллюзия, порожденная инфляцией. Таким образом, долговременного сокращения безработицы не произойдет, а инфляция останется. Особое внимание на эти взаимосвязи обратил еще в 60е гг. американский экономист М. Фридман, который подчеркивал неэффективность борьбы с безработицей путем "накачивания" совокупного спроса инфляционными мероприятиями. Ведь в момент, когда население преодолевает свои ложные ожидания, трезво оценивает, что повышение номинальных ставок не адекватно повышению покупательной способности их заработной платы, инфляция станет сопровождаться не ростом предложения труда, а наоборот - его сокращением - т.е. растущей безработицей.

Именно М. Фридману принадлежит  идея построения "вертикальной кривой Филлипса". В случае если государство пытается поддержать уровень безработицы на высоком уровне, повышаются инфляционные ожидания и требования к зарплате - кривая Филлипса сдвигается вверх. Вновь возрастает инфляция, снова усиливаются инфляционные ожидания рабочих и повышаются их требования к зарплате.

Кривая Филлипса продолжает перемещаться вверх.   Теперь при всяком уровне безработицы кривая Филлипса будет выше и выше, что графически отображается "вертикальной кривой Филлипса" (см. рис.4).

Установлено, что кривая Филлипса может быть использована для борьбы с безработицей лишь в условиях умеренной инфляции с постоянным темпом. Кривая не работает при неожиданных потрясениях - темп инфляции возрастает так же неожиданно и может сопровождаться ростом безработицы. Иными словами, соотношение, установленное кривой Филлипса не действительно для длительных периодов времени.

Итак, взаимосвязь между  безработицей и инфляцией, которую  иллюстрирует кривая Филлипса, оказалась крайне нестабильной, так, в 60-е и 70-е годы во многих странах мира одновременно росли как безработица, так и инфляция (стагфляция). Переливание безработицы в инфляцию опасно для экономики из-за непредсказуемых последствий. Вследствие этой негативной черты - "компромисса между инфляцией и безработицей", - правительства большинства западных стран, перешли к теории естественного уровня безработицы, которая используется по сей день.

Суть теории состоит в  том, что в долгосрочном плане  приемлемый уровень инфляции возможен только при естественном уровне безработицы."Естественный уровень безработицы - это доля безработных, которая соответствует целесообразному уровню полной занятости в экономике"[5]. Естественный уровень безработицы должен определяться структурой рынка рабочей силы с учетом информации о потребностях в различных отраслях. Необходимо заметить, что и эта политика, т.е. обеспечение естественного уровня безработицы и снижение уровня инфляции до умеренных и стабильных не всегда достигает своих целей. При всех положительных факторах этого метода у него существует довольно-таки важный недостаток: при достижении естественного уровня безработицы инфляция продолжает некоторое время как бы по инерции усиливаться - ее темпы не могут быстро сократиться.

 

2. Цель антиинфляционных  мероприятий: стратегия и тактика.

2.1. Антиинфляционная стратегия. 

Стратегия гашения адаптивных инфляционных ожиданий предполагает изменение  психологии потребителей, избавление их от страха перед обесценением сбережений, предотвращение нагнетания текущего спроса. Решить проблему адаптивных инфляционных ожиданий желательно побыстрее и до того, как инфляция будет поставлена под контроль. Судя по практике антиинфляционного регулирования, сделать это возможно при выполнении двух условий:

всемерное укрепление механизмов рыночной системы, которые способны снизить цены или хотя бы замедлить  их рост. Лишь в этом случае вероятно изменение психологии потребителей, устранение из нее инфляционных мотивов. Потребитель должен убедиться, что колебания цен на сравнительно небольшое количество товаров и услуг происходят под влиянием спроса и предложения;

существование правительства  национального согласия, пользующегося  доверием большинства граждан и  проводящего антиинфляционную политику. При этом правительств ставит перед собой вполне определенные, практически осуществимые и легко проверяемые антиинфляционные задачи, заблаговременно информируя об этом население.

Имеются в виду, например, регулярные сообщения об уровне инфляции, который оно собирается удержать, и необходимом для этого темпе  роста денежной массы. Если обещания неукоснительно выполняются в течение  хотя бы нескольких лет, то срабатывает  эффект объявления: производители и  потребители постепенно убеждаются, что правительство встало на путь борьбы с инфляцией и способно контролировать ее. Чем выше доверие  населения, тем охотнее оно приспосабливает  свои решения о ценах, предложении, спросе, сбережениях и т.п. к установленному правительством ограничению на прирост  денежной массы.

Экономическое поведение  людей изменяется, что способствует снижению инфляционных ожиданий. Эффект объявления срабатывает с некоторым  запаздыванием, которое зависит  от промежутка времени между введением  денежных ограничений и реальными  изменениями спроса и цен. Как  видно, эффект объявления технически прост  и непритязателен, но именно он стал действенным элементом антиинфляционной стратегии в США, Великобритании, Германии, где в последние годы наблюдалось заметное ослабление инфляционных ожиданий.

Стратегия ограничения денежной массы основана на жестких лимитах  ее ежегодного прироста. Этот показатель определяется в соответствии с уравнением долгосрочного равновесия денежного  рынка:

M'n = Y+Pe

где: M'n - среднегодовой темп роста предложения денег за определенный период времени;

Y - среднегодовой темп  роста реального продукта (в постоянных  ценах) за соответствующий период;

Ре - предполагаемый темп роста  цен.

Для того, чтобы денежная политика была действительно антиинфляционной, указанный лимит надо удерживать в течение продолжительного времени независимо от состояния бюджета, интенсивности инвестиционного процесса, уровня безработицы и т.д. Тогда экономика дополнительно ощутит и эффект объявления. В инфляционной экономике денежная политика должна играть главенствующую роль. Только руководствуясь принципом, что в инфляционной обстановке нет и не может быть причин, вынуждающих превысить лимит денежной массы, государство имеет шанс остановить инфляцию.

Осуществление антиинфляционной денежной стратегии предполагает наличие  современной банковской системы, где  центральный банк независим от исполнительной власти. Но даже в этих условиях проводить  антиинфляционную денежную политику непросто. Так в США, где действует высокоэффективная  банковская система, за период с 1965 по 1980 г. были предприняты по крайней мере четыре неудачные попытки это сделать. Объясняется это тем, что государство, отягощенное проблемами бюджетного дефицита, необходимостью поддержания благоприятной хозяйственной конъюнктуры и т.п., отклонялось от намеченного антиинфляционного курса, прибегало к закачиванию в экономику избыточного количества денег. Подобные колебания усилили инфляционные ожидания, усложнили задачу преодоления инфляции. более или менее последовательную денежную стратегию удалось осуществить при президенте Р.Рейгане, что сказалось на замедлении темпов инфляции в американской экономике.

Заметим, что стоит денежным ограничениям хотя бы немного стабилизировать  темп роста цен, начинают меняться адаптивные инфляционные ожидания. При прочих равных условиях, чем слабее ожидания, тем выше склонность с сбережениям. В свою очередь, приток сбережений позволяет решать бюджетные проблемы, в частности финансировать дефицит, все меньше прибегая к кредитам центрального банка. Последнему становится легче проводить не инфляционную денежную политику. Таким образом, каждый успех денежной стратегии служит условием ее дальнейшего эффективного осуществления, т.е. представляет собой самоусиливающийся процесс.

Режим жестких денежных ограничений  относится к сильнодействующим  регуляторам экономики, и пользоваться им надо с предельной осторожностью. Поскольку рыночные механизмы работают не идеально, проведение антиинфляционной денежной политики сначала обязательно  оборачивается резким подъемом процентных ставок. Так, в начале 70-х годов  подобные действия Федеральной резервной  системы США стали одной из причин волны банкротств, а в 1981 - 1982 годах способствовали спаду, охватившему  всю американскую экономику.

В высокомонополизированном хозяйстве, где доминирует государственный  сектор и не развиты рыночные механизмы, установление жестких лимитов на прирост денежной массы ведет  не только к стабилизации цен, но и  к сокращению объемов производства. Поэтому антиинфляционная денежная политика должна сочетаться с разгосударствлением  экономики, ее демонополизацией, развитием  рыночной инфраструктуры.

Стратегическая задача сокращения бюджетного дефицита может решиться двумя путями: увеличением налогов  и уменьшением расходов государства.

Информация о работе Цель антиинфляционных мероприятий: стратегия и тактика