Целеполагание в самоменеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 03:43, реферат

Описание работы

Цель исследования – осуществление помощи в закреплении навыков и приемов эффективного самоменеджмента. Цель достигается за счет задач, выполнение которых предусматривает:
- обоснование понятие сущности и механизма функционирования самоменеджмента;
- выявление слагаемых эффективного самоменеджмента;
- описание этики и социальной ответственности менеджера;

Файлы: 1 файл

Тайм-менеджмент.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее  время менеджмент стал одним из важнейших  атрибутов новой жизни нашей  страны. Менеджмент в широком смысле – это управление организациями  любой формы в условиях рынка  и сопутствующего ему гражданского демократического общества. Выделившаяся из широкой области менеджмента как науки и искусства управления тема самоменеджмента является весьма актуальной в настоящий момент времени. Появление самоменеджмента как такового продиктовано объективно складывающейся управленческой средой в стране, ускоренными темпами жизни и усиливающимся давлением внешней среды управления, также можно отметить влияние постоянно обновляющихся технологий управления, методик, открытий в сфере психологической науки. Каждому человеку вообще и в особенности тому, кто готовит себя к работе организатора-менеджера или уже является таковым, в первую очередь, необходимо уметь превратить ситуацию, для которой типична неупорядоченность действий, обусловленная внешними обстоятельствами, в ситуацию направленных и выполнимых задач. Даже в ситуации цейтнота можно благодаря последовательному планированию времени и использованию методов научной организации труда лучше осуществлять свою деятельность, каждый день выделяя резерв времени (в том числе и для досуга) для действительно руководящих функций.

Нельзя не принять  во внимание тот факт, что изменения  в повседневной жизни и в управленческой сфере в частности повышают требования к управленческому персоналу, его  профессионализму, обучению и переподготовке. Организации не могут взять на себя развитие всех навыков у всех менеджеров. Как отметили М. Вудкок и Д. Френсис [4, с. 26], это привело бы к истощению ресурсов организации и подрыву ее стабильности. Поэтому поддержание своего постоянного роста и развития становится необходимостью каждого менеджера. Эту задачу и должен выполнять самоменеджмент.

Самоменеджмент  изучает способы и технологии повышения эффективности управленческой деятельности руководителя. В его  круг входит огромное количество направлений, связанных с планированием, использованием рабочего времени, проведением совещаний, способам самоконтроля и самомотивации и т.д. В данной работе акцент делается на изучении этики менеджера, правильном и действенном использовании рабочего времени, даются рекомендации по проведению выступлений, совещаний. Представляется, что данные вопросы будут занимать центральное место в планировании управленческой карьеры.

В настоящей  работе рассмотрены различные концепции  самоменеджмента, такие как подход Зайверта [5, с. 7-4], на основе которого излагается сущность и функции самоменеджмента; исследована теория ограничений М. Вудкока и Д. Френсиса; дается анализ отечественных теорий; акцентируется внимание на концепции, направленной именно на карьеру, которая разработана немецкими авторами Швальбе. Слагаемые эффективного самоменеджмента раскрываются в работе К. Кинана «Самоменеджмент» [8, с. 38-49]. Этика и социальная ответственность менеджера проанализированы на основе исследований заслуженного деятеля науки России и профессора В.А. Абчука. Методы эффективного использования рабочего времени, организации выступлений и деловых совещаний подробно описаны Шейновым, Робинсом и Шипуновым. Далее в работе дается рассмотрение практического подхода к самоменеджменту, его недостатков и достоинств в зарубежных странах и России, дано описание применения приемов самоменеджмента на практике. Внимание уделено именно приему так называемого рефрейминга, психологическому методу решения проблем, а также даны советы, помогающие справляться управленцу справляться с негативной информацией.

Объектом исследования является менеджмент как наука и  искусство управления в современном  мире. Предмет исследования – это  проблема самоменеджмента как нового направления в традиционном менеджменте.

Структура данной работы включает в себя такие разделы, как: современные научные взгляды на сущность самоменеджмента (рассмотрены в отдельном порядке сущность, цели и функции самоменеджмента, концепции самоменеджмента, слагаемые эффективного самоменеджмента); основные составляющие самоменеджмента (дается изложение описания этики и социальной отвественности менеджера, эффективного использования рабочего времени, организации выступлений и проведения совещаний и приемов ведения деловых бесед); в практической части работы охарактеризованы особенности самоменеджмента в зарубежных странах, освещается самоменеджмент в России и значительный акцент сделан на практических приемах самоменеджмента.

Цель исследования – осуществление помощи в закреплении  навыков и приемов эффективного самоменеджмента. Цель достигается  за счети

задач, выполнение которых предусматривает:

- обоснование  понятие сущности и механизма  функционирования самоменеджмента;

- выявление  слагаемых эффективного самоменеджмента;

- описание этики  и социальной ответственности  менеджера;

 

 

1. СОВРЕМЕННЫЕ  НАУЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА СУЩНОСТЬ САМОМЕНЕДЖМЕНТА

1.1 Сущность, цели и функции самоменеджмента

Начало научного осмысления проблемы самоменеджмента  в отечественной управленческой и социологической литературе можно  отнести к середине 90-ых годов. В  одной из первых публикаций на эту тему В. Карпичевым была предпринята попытка «введения в проблему» самоменеджмента, выдвинуты на обсуждение некоторые контуры модели самоменеджмента. Несколько ранее понятие «самоменеджмент» было введено в научный оборот Л. Зайвертом, руководителем Института рационального использования времени в Германии. Интерес к этой проблеме не случаен. Он обусловлен логикой развития управленческих знаний.

Самоменеджмент  как новое направление в современном  менеджменте возник в ответ на изменения в управленческой ситуации в мире:

возрастание масштабов  и динамизм изменений в предпринимательстве  и бизнесе требуют от менеджеров освоения новых подходов и навыков  управления, борьбы с возможностью собственного отставания, непрерывности  саморазвития;

нарастание  неопределенности, давления и напряженности в различных формах жизнедеятельности организаций и связанных с этим стрессов требуют от менеджеров умения управлять собой;

превращение творческого  потенциала работника в самый  ценный капитал организации выдвигает  требование сохранения и развития этого потенциала, в том числе и самими работниками;

исчерпание  возможности многих традиционных школ и методов управления ставит менеджеров перед необходимостью освоения современных  управленческих приемов переоценки своего потенциала и работы над его развитием.

Очень важным фактом является то, что потребность в  мотивации творческого потенциала каждого работника и невозможность  удовлетворить ее в рамках традиционного  менеджмента и усилиями самих  организаций вызвали к жизни  процесс социологизации и психологизации менеджмента, на волне которого и возникло направление самоменеджмента, открывающее перспективы для исследования и практической реализации индивидуальной деловой карьеры.

Теперь необходимо определить сущность самого понятия  «самоменеджмент». Самоменеджмент – это последовательное и направленное применение испытанных методов работы в повседневной практике для оптимального, осмысленного использования своего времени.

Соответственно  основная цель самоменеджмента –  максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни (самоопределяться) и преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так и в личной жизни.

На самоменеджмент возлагается  выполнение определенных функций, в  виде которых представлено ежедневное решение разного рода задач и проблем. Функции находятся в определенной взаимозависимости и, как правило, реализуются в определенной последовательности.

1.2 Концепции самоменеджмента

Первая концепция, рассматриваемая  в данной работе, разработана Л. Зайвертом. Он выделяет 6 вышеуказанных функций самоменеджмента (постановка целей, планирование, принятие решений, реализация и организация, контроль, информация и коммуникация). Составлены методические рекомендации по использованию приемов и методов реализации каждой из этих функций.

К преимуществам самоменеджмента  Зайверт относит:

выполнение работы с меньшими затратами;

лучшая организация труда;

лучшие затраты труда;

меньше спешки и стрессов;

больше удовлетворения от работы;

большая мотивация  труда;

повышение квалификации;

меньшая загруженность  работой;

меньше ошибок при выполнении своих функций;

достижение  профессиональных и жизненных целей  кратчайшим путем.

Главным преимуществом  Зайверт считает рациональное использование  и сбережение самого дефицитного и важного личного ресурса – собственного времени.

Оценивая полезность этой концепции самоменеджмента, стоит  сразу оговориться, что проблемы карьеры в ней не рассматриваются. Вместе с тем ее практическая полезность для осуществления деловой карьеры  не вызывает сомнения и состоит в следующем:

А) дает целостное  представление о сущности самоменеджмента, начиная от его определения, через  выделение функций, целей, техники  самоменеджмента, и указывая на преимущества;

Б) нацеливает на индивидуальную управленческую деятельность в каждом из основных составных элементов самоменеджмента – постановке целей, планировании, принятии решений, реализации и организации, контроле в сочетании с информацией и коммуникацией в каждом из элементов, т. е налицо опора на классическую теорию менеджмента, его индивидуализация;

В) ориентирует  на самооценку потенциала менеджера  в каждой из функций, позволяет сравнить результат с требуемой нормой, рекомендует, как практически улучшить результат;

Г) предлагаемая логика реализации самоменеджмента рассчитана на самообучение рациональному использованию времени, целеустремленной плановой, уверенной работе с уменьшением угрозы стрессов и ежедневным достижением успеха, эквивалентом которого может служить высвобожденное личное время.

Как итог эта концепция и техника менеджмента может быть использована для самоменеджмента деловой карьеры в той его части, где речь идет о самооценке своих деловых качеств и их саморазвитии как предпосылке достижения успеха на каждом месте работы, о сокращении времени освоения работы (очередной ступени карьеры). Вместе с тем деловая карьера – это специфический объект управления (и самоуправления). Поэтому универсальные методы и приемы самоменеджмента не в состоянии обеспечить его эффективность в данном случае, поскольку не опираются на знание сущности и социальных механизмов деловой карьеры. Кроме того, фактор времени не всегда пригоден в качестве интегрального критерия успеха деловой карьеры: как известно, стремительная вертикальная карьера таит в себе опасность срывов и падений.

Вторая концепция  самоменджмента (авторы – М. Вудкок и Д. Френсис) построена на идее ограничений. Под ограничением понимают фактор, сдерживающий потенциал и результаты работы «системы» организации в  целом, группы или индивида. Теория ограничений предлагает в качестве быстрейшего и наиболее практичного способа осуществления ускоренного саморазвития изучение, осознание и преодоление ограничений, препятствующих успеху и личному росту.

Авторы полагают, что внимание нужно сосредотачивать  на том, что препятствует полной реализации всех личных возможностей. Поступая таким образом, можно обеспечить быстрый прогресс, и этот успех позволяет поверить в реальность перемен в самом себе.

Ориентиром  в саморазвитии служат критерии эффективного управления, которое требует у менеджера наличия:

способности управлять  собой;

разумных личных ценностей;

четких личных целей;

упора на постоянный личный рост;

навыка решать проблемы;

изобретательности и способности  к инновациям;

высокой способности влиять на окружающих;

знания современных управленческих подходов;

способности руководить;

умения обучать и развивать  подчиненных;

способности формировать  и развивать эффективные рабочие  группы.

Перечисленные критерии обеспечивают основу для оценки каждым работником своих возможностей по отношению к требованиям их работы. Когда какие-либо из указанных навыков и способностей отсутствуют у менеджера, возникает ограничение. В связи с этим авторами определены соответствующие ограничения, препятствующие деловой карьере.

1) Неумение управлять собой проявляется в том, что руководители рискуют своим здоровьем, позволяя волнениям и рабочим заботам поглощать их энергию. Они не умеют правильно «разряжаться», не полностью используют свое время, энергию и навыки, не способны справиться со стрессами, возникающими в жизни управленца, можно сказать, что они ограничены неспособность управлять собой.

2) Размытые личные ценности  свойственны менеджерам, для которых  не ясны собственные основные  принципы или последние у них  непостоянны, либо тем, чьи  ценности не соответствуют времени. Такие менеджеры ограничены размытостью личных ценностей.

3) Смутные личные цели  присущи менеджерам, не способным  определять цели или стремящимся  к недостижимым либо к нежелательным  целям. Они недооценивают альтернативные  варианты и упускают поэтому важные возможности, а на незначительные вопросы расходуют все время и силы. Подобные менеджеры ограничены нечеткостью личных целей.

4) Остановленное саморазвитие  встречается у тех менеджеров, которые не могут преодолеть  свои слабости и работать над собственным ростом. Они недостаточно динамичны, склонны избегать острых ситуаций, позволяют скрытым способностям так и остаться неразвитыми, теряют природную гибкость, и их деловая жизнь превращается в рутину тем более, чем чаще они в интересах личной безопасности исключают из своей деятельности риск. Такие менеджеры ограничены остановленным саморазвитием.

Информация о работе Целеполагание в самоменеджменте