Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 20:02, контрольная работа
В ценовом механизме следует различать и выделять две взаимодействующие части. Это, с одной стороны, сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения и, с другой — ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих.
Введение. 3
Система ценообразования. 4
Сущность цены и ее функции. 4
Системы и виды цен. 9
Реформирование системы ценообразования в россии. 14
Способы перехода к рыночному ценообразованию. 14
Либерализация цен в россии и ее последствия. 21
Ценообразование и регулирование цен в зарубежных странах. 23
Заключение. 25
Список литературы: 27
Снижение доли фиксированных цен сопровождается ростом эффективности экономического (налогового) регулирования цен. НДС используется более чем в 40 странах мира (в 17 членах ЕЭС) и считается эффективной формой налогообложения благодаря универсальности, стимулированию роста доходов, а
не расходов. Во Франции, например, с 1989 г. действуют три ставки НДС:
5,5% - на товары и услуги первой необходимости;
18,6% - на все товары и
28% - на предметы роскоши, алкоголь, табак.
По соглашению в рамках ЕС в дальнейшем останутся только две ставки -
нормальная и сниженная. Кроме того, от уплаты НДС освобождаются мелкие
предприятия, некоторые виды
благотворительной
имеют предприятия, выпускающие продукцию социального характера и
инвестирующие науку.
Кроме экономического регулирования цен широко применяется система
административных (законодательных) мер. Нарушители подвергаются судебному
наказанию в виде штрафа или тюремного заключения. Например, в США
законодательно запрещены ценовые соглашения между производителями, оптовой
и розничной торговлей, контролирование производителями и оптовиками
розничных цен на свои товары. В Австрии министр экономики устанавливает
либо верхний предел цен социально значимых товаров и услуг, либо «ножницы»
цен. Контроль осуществляют местные органы самоуправления и «социальные
партнеры» (профсоюзы и др.). Во Франции широко применяются обязательства
между финансовой администрацией и конфедерациями предприятий, определяющие
предельные уровни или индексы цен на некоторые товары, улучшение качества
как условие роста цен на новую продукцию и т. д. Для усиления контроля
государство субсидирует ассоциации потребителей. Контроль ужесточается при
обострении инфляции (например, в 1980-1981 гг., когда инфляция достигала 10
%).
Инфляция - повышение общего уровня цен и обесценение денег, вызванное
нарушением равновесия между денежной массой и товарным покрытием.
Диспропорцию вызывает ряд взаимозависимых причин:
- инфляционный спрос (в России это выпуск не обеспеченных товарами денег,
покрывающих дефицит государственного бюджета; непроизводительные расходы
государства; рост денежных доходов населения, опережающий увеличение
производства и образующий дефицит товаров. В мире, например, бойкот стран-
членов ОПЕК на продажу нефти, вызвавший рост цен на нефть, рост зарплаты
под давлением профсоюзов и др.);
- рост уровня издержек (например, рост цен на сырье, переориентация
продукции в связи с общественными катаклизмами).
Рост заработной платы и цен подталкивают друг друга, и умеренная инфляция
при соответствующей политике государства трансформируется в гиперинфляцию:
разрушаются нормальные экономические отношения, производители и потребители
избавляются от денег, вкладывая их в непроизводительные ценности, переходят
на бартерные расчеты, сворачивается производство и накапливаются товары в
расчете на их удорожание, растет спекулятивная деятельность, обесцениваются
накопления целого поколения людей. Страдают от инфляции граждане с
фиксированными доходами, вкладчики-кредиторы и предприниматели. Выигрывают
фирмы, имеющие возможность легко увеличить и зарплату, например торговцы
драгоценностями, стоимость которых во время инфляции растет быстрее, чем
стоимость жизни.
Реформирование системы ценообразования в россии.
Способы перехода к рыночному ценообразованию.
Равновесная цена означает, что товаров произведено столько, сколько
требуется покупателю. Такое равновесие является выражением максимальной
эффективности рыночной экономики.
В государственной экономике нет жесткой связи между ценой, спросом и
предложением товаров. Расширение производства, как правило, осуществляется
без учета цен и перспектив спроса. Оно является прерогативой
государственных органов, которые централизованно решают, где, как и в каком
объеме увеличить предложение. Спрос в условиях централизованной управляемой
экономики теряет свои имманентные функции. Он в своей производственной
части, определен сверху, вне взаимодействия продавцов и покупателей.
Потребительский спрос более свободен по сравнению с производственным
спросом, но и он фиксируется государством посредством политики в области
заработной платы. Функции рынка берет на себя государство.
В плановой экономике, как и в рыночной, уменьшение цены товара приводит к
увеличению спроса. Но совсем по другому ведет себя предложение. Его объем в
условиях плановой экономики определяется не рынком, а центральными
органами. Он остается неизменным независимо от цены. Разница между плановой
и рыночной экономикой заключается в кривой предложения. При плановой
экономике кривая предложения является вертикальной, а при рыночной она
выглядит отлогой, и степень отлогости зависит от цены и эластичности
предложения.
При государственной системе распределения, ограничении роли рыночных сил не
может быть и речи о равновесии спроса и предложения. Централизованная
система управления оказалась не способна, как показал опыт нашей страны,
своевременно реагировать на изменение спроса и предложения. В результате
характерными были то избыток продукции, то ее дефицит. Расточительство, не
имеющее исторических аналогов, стало неотъемлемым свойством централизованно
управляемой экономики.
Эти и другие недостатки административно-командной системы обусловлены
недооценкой роли рынка, игнорированием такой мощной рыночной силы,
побуждающей всех производителей соперничать между собой и совершенствовать
производство, как конкуренция. Все это свидетельствует о достаточно
серьезной роли государства в рыночной экономике.
Общая философия разграничения плана и рынка очень важна для понимания того,
что, ставя перед собой цель перехода к новой системе отношений, вступая в
рыночную экономику, нельзя обольщаться иллюзиями, что мы вступаем в систему
более простых, «прозрачных» экономических отношений. Система рыночных
отношений многослойна, но она имеет важное преимущество в том, что в
отличие от плана и целеполагания свободна от идеалистических представлений
и иллюзорных прогнозов и поэтому более реалистична.
Даже беглое описание рынка показывает, что цена занимает особое место в
этой сложной структуре. Вместе с тем она не может быть самодавлеющей, хотя
ее роль весьма значительна. Она, естественно, не единственный инструмент
рынка, а в определенных условиях и не самый главный элементу Ранжирование
важности экономических регуляторов — очень крупная практическая и научная
проблема как должны воздействовать регуляторы, какие из них играют большую
роль, какова взаимозависимость между ними? Особо остро эти вопросы стоят
при переходе от одной экономической системы к другой, т.е. в процессе
создания основ функционирования рынка, перехода от административной к
рыночной системе.
Как известно, «ядром» рынка является соотношение спроса и предложения. Цена
играет исключительно важную роль в сбалансированности спроса и предложения,
но помимо цены сбалансированность спроса и предложения зависит от
количества денег и покупательной способности валюты. Чем больше
несоответствие между денежной и товарной массой, тем большее давление
которое оказывает эта денежная масса на уровень и динамику цен. Это
особенно наглядно проявляется в условиях большой несбалансированности и
огромных диспропорций, которые характерны для нашей экономики.
В условиях деформирования рынка, слабой конкуренции производитель диктует
цены. Его напор может сдержать только административное регулирование, но в
целом оно в большей мере защищает производителя, действуя слабее, чем
конкуренция.
При рыночной экономике внутренние цены тесно взаимодействуют с мировыми
ценами. Прежде всего внутреннее ценообразование испытывает существенное
давление ценовой информации мирового рынка. Это происходит потому, что
конкуренция определяет сферы
специализации
тех или иных изделий. Чтобы выдержать конкуренцию, производитель все время
отслеживает свои затраты, сравнивает их с затратами конкурентов и на ходу
как бы обогащает систему факторов снижения издержек производства, ищет пути
обхода конкурента.
Действовавшая система цен и тарифов в нашей стране долгие годы складывалась
под непосредственным воздействием административно-командной системы
управления экономикой, в которой товарно-денежным отношениям отводилась
роль поддержания формального хозрасчета, а стоимостным показателям —
функции учета при планировании объемов производства и распределения
продукции. Такой подход к системе цен в конечном счете привел к тому, что
она оторвалась от экономических интересов как производителя, так и
потребителя и не отвечает требованиям эффективного использования
материальных ресурсов в народном хозяйстве.
Без реформы системы цен и тарифов нельзя было осуществить намеченную
перестройку экономических отношений. Более того, оттяжка и переносы сроков
реформы непосредственно сказывались на темпах перестройки экономики и
являлись одними из причин разбалансированности рынка, ухудшения финансового
положения страны.
Реформа цен - это стержень всей экономической реформы на котором базируются
ее важнейшие элементы: введение единой системы налогообложения, развитие
конкурентных отношений между предприятиями.
Важнейшим инструментом рыночного регулирования являются цены и система
индексации доходов населения в связи с их ростом. При этом главным является
не только, как устанавливаются цены, но и динамика цен, особенно цен,
входящих в потребительскую корзину, поскольку с этим связан прожиточный
минимум. Государство берет на себя задачу поддерживать жизненный уровень
малообеспеченных слоев населения.
Возможные варианты реформы цен
Проведение политики снижения цен в 1948—1953 гг., как известно,
основывалось, с одной стороны, на высоких темпах роста объемов промышленного производства в период послевоенного восстановления народного
хозяйства, а с другой — на внеэкономическом принуждении крестьянства, у которого продукция забиралась по символическим ценам. В настоящее время таи
условий нет и не может быть, так что этот вариант всерьез нельзя
рассматривать.
Специалистами были проработаны
возможности единовременного
рыночным принципам формирования цен. Рыночный механизм действительно
является реальным регулятором производства, обеспечивающим рост его
доходности. При этом главным фактором выступает жесткая конкурентная
борьба, освобождающая производственные структуры от наиболее слабых
участников и
пользу наиболее сильных.
В мировой практике нет опыта перехода к рыночной форме ведения хозяйства
экономики аналогичного масштаба и состояния. Один из возможных сценариев
развития системы рыночных цен исходит из формирования их на основе цен на
топливно-энергетические ресурсы. Для обеспечения условий самофинансирования
может быть принят замыкающий по уровню затрат район добычи угля — Донбасс.
Повышение цен (по сравнению с действующим уровнем) без учета удорожающих
факторов от роста цен на потребляемые ресурсы составит 3—3,2 раза. Исходя
из этого цена на конкурирующие с ними на значительной территории угли
Кузбасса возрастет примерно в 5 раз, а в целом по углю рост цен можно
оценить в 4—4,5 раза. Цена на газ, мазут повысится в 5 раз, а на моторное
топливо в 2,5-3 раза. При этом цена сырой нефти может достигнуть 150 руб.
за тонну, или возрасти в 5 раз. Повышение цен на топливно-энергетические и
другие ресурсы приведет к повышению транспортных тарифов ориентировочно в
3—4 раза. Такой же размер повышения цен следует ожидать и по
конструкционным материалам (металл, пиломатериалы, конструкционные
пластмассы). В 3,5—4 раза повысятся цены на химическую продукцию, включая
минеральные удобрения. Цены на строительные материалы увеличатся в 3
(железобетон) — 6 (кирпич, нерудные материалы) раз.
Чтобы переход к чисто рыночному ценообразованию не привел к неуправляемой
Информация о работе Ценообразование: понятие, сущность, виды