Человеческий капитал и его роль в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

Причиной данной роли является то, что возможности эксплуатации всех ресурсов не бесконечны. Единственный ресурс, возможности разумного использования которого практически безграничны, – производительные способности людей, реализующиеся в современных условиях в форме человеческого капитала, значительная часть которого «изношена», отсутствуют источники и резервы его замены и накопления. В этой ситуации человеческий капитал расценивается как наиболее ценный производительный ресурс по сравнению с капиталом материальным.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Сущность категории человеческий капитал……………………………….4
2. Структура человеческого капитала, факторы его развития и показатели оценки……………………………………………………………………………9
3 Человеческий капитал и проблема распределения доходов………………..18
4.Инвестиции в человеческий капитал: бухгалтерский аспект………………20
5.Человеческий капитал – основа будущего Республики Казахстан………..22
Заключение……………………………………………………………………..25
Список использованной литературы…………………………………………26

Файлы: 1 файл

КУрсовая макет.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

    Рассчитанная по этой методике стоимость человеческого капитала составляет даже в бедных странах около половины национального богатства, а в развитых странах — около ¾. Причем на национальном уровне возникают сильные синергетические эффекты.

    В технологическом венчурном бизнесе, чем выше концентрация высококвалифицированных специалистов, тем выше отдача каждого из них. Еще более значительны синергетические эффекты в области научных исследований.

    В свою очередь, высокий имидж интеллектуального труда, его огромное значение для экономики знаний, порождает мощные синергетические эффекты усиления совокупного интеллекта страны, отраслей промышленности, корпораций, в конечном итоге, совокупного человеческого капитала страны. Отсюда — огромные преимущества развитых стран мира и проблемы для стран с догоняющими экономиками, пытающихся встать в их ряды.

3 Человеческий  капитал и проблема распределения  доходов

Особое значение для  западной политэкономии имеет распределительный  аспект теории человеческого капитала. Обычно в центре внимания западных экономистов находилось так называемое функциональное распределение, т.е. распределение дохода по факторам производства - труду, земле и капиталу. В концепции человеческого капитала вводится еще один фактор - человеческий капитал. В нем основной аспект сделан на личном распределении доходов, достающихся владельцам этого четвертого фактора.

«Два классических фактора  производства - капитал и труд, - пишет  шведский экономист А. Линдберг, - могут  быть, видимо, подразделены следующим образом: капитал - на природные ресурсы, воспроизводимые материально-вещественные активы и финансовые активы, а труд - на чистый (однородный) труд, человеческий капитал и природные способности».

Его высказывание иллюстрируется следующей схемой:

Капитал в традиционном смысле (физический капитал):

1) Природные ресурсы  традиционная рента.

2) Воспроизводимые материально-вещественные  активы  прибыль на капитал.

3) Финансовые активы  процент.

Человеческий капитал  и труд:

1) Воспроизводимый человеческий  капитал  доход на человеческий капитал.

2) Природные способности  рента на природные способности.

3) Чистый труд в  узком смысле чистая заработная плата.

В итоге непонятно, что  же должно остаться на долю «труда в  узком смысле»: ведь все качественные характеристики работника являются или унаследованными «природными способностями» или приобретенными в процессе обучения и воспитания.

Приведенная выше схема  послужила основой для огромного  числа эконометрических исследований, перенесла анализ проблем распределения  из макроэкономической сферы, где речь идет о распределении национального дохода между общественными группами, классами, в сферу микроэкономики - в сферу личного распределения доходов. Основная проблема: какова связь между качеством труда и его оплатой и в какой степени эта связь искажается действием различного рода привходящих факторов?

Образование далеко не единственная детерминанта заработков. Мотивации, производственный опыт, уровень способностей, социальное происхождение, состояние здоровья - все это так или иначе отражается на величине зарплаты. Поэтому приписывание образованию всей разницы в заработках между группами с разным уровнем подготовки приводит к завышению действительного экономического эффекта обучения.

Первый фактор - социальное происхождение - объясняет, кто получает высшее образование, но не объясняет, почему заработки этих людей выше. Следующий фактор - различия в уровне здоровья индивидуумов. Состояние здоровья каждого человека трактуется в концепции человеческого капитала как капитал, одна часть которого является унаследованной, а другая - благоприобретенной.

В течение всей жизни  индивидуума происходит износ этого  капитала, все более и более  ускоряющийся с возрастом. (Смерть понимается как полное обесценивание фонда  здоровья.) Инвестиции, связанные с  охраной здоровья, способны замедлять темп данного процесса. Поток услуг, производимых фондом здоровья, сводится, таким образом, к «свободному от болезней времени». Большинство западных исследователей полагают, что лица с лучшей образовательной подготовкой более эффективны в производстве и использовании своего «капитала здоровья»: ведут более здоровый образ жизни, избирают в среднем не такие вредные и опасные профессии, разумнее пользуются медицинскими услугами и т.д.

Вместе с тем высокое  образование и хорошее состояние  здоровья могут быть независимыми следствиями  какой-либо общей для них причины. Например, чем меньше у человека так называемая «субъективная норма  предпочтения времени» (т.е. степень  его предпочтения настоящих благ будущим), тем активнее он уже сегодня заботится о своем завтрашнем и послезавтрашнем дне.

На практике это может  выразиться в большей склонности к сбережениям, в меньшей склонности к приобретению товаров в кредит, а также в готовности больше инвестировать в человеческий капитал - как в форме образовательных вложений, так и в форме вложений в «запас здоровья».

Как образование, так  и деятельность, связанная с поддержанием здоровья, предполагает несение текущих  издержек ради будущих выгод, и представляется вполне очевидным, что индивидуумы отличаются друг от друга по степени своей готовности совершать такие дальновидные инвестиции.

 

4.Инвестиции в человеческий капитал: бухгалтерский и оценочный аспекты

 

  В условиях развитых рынков капитала конечным ресурсом развития и конкурентоспособности становится человеческий капитал. Человеческий капитал - это важнейшая составная часть современного производительного капитала, которая представлена свойственным человеку богатым запасом знаний, развитых способностей, определяемых интеллектуальным и творческим потенциалом. Основным фактором существования и развития человеческого капитала являются инвестиции. Инвестициями в человеческий капитал называется любая мера, предпринятая для повышения производительности труда.

Инвестиции  в человеческий капитал имеют  ряд особенностей, отличающих их от других видов инвестиций.

1.     Отдача от инвестиций в человеческий капитал непосредственно зависит от срока жизни его носителя (от продолжительности трудоспособного периода). Чем раньше делаются вложения в человека, тем быстрее они начинают давать отдачу.

2.     Человеческий капитал не только подвержен физическому и моральному износу, но и способен накапливаться и умножаться. Износ человеческого капитала определяется, во-первых, степенью естественного износа (старения) человеческого организма и присущих ему психофизиологических функций, а во-вторых, степенью морального (экономического) износа вследствие устаревания знаний или изменения ценности полученного образования. Накопление человеческого капитала осуществляется в процессе периодического переобучения работника и накопления им производственного опыта.

3.     По мере накопления человеческого капитала его доходность повышается до определенного предела, ограниченного верхней границей активной трудовой деятельности (активного трудоспособного возраста), а потом резко снижается.

4.     При формировании человеческого капитала имеет место «обоюдный множительный эффект». Его суть заключается в том, что в процессе обучения улучшаются и возрастают характеристики и способности не только у обучаемого, но и у того, кто обучает, что впоследствии приводит к росту заработков как первого, так и второго.

5.     Не всякие инвестиции в человека могут быть признаны вложениями в человеческий капитал, а лишь те, которые общественно целесообразны и экономически необходимы.

6.  Характер и виды вложений в человека обусловлены историческими, национальными, культурными особенностями и традициями. Так, уровень образования и выбор профессии детьми в значительной мере зависят от семейных традиций и уровня образования их родителей.

7. По сравнению с инвестициями в иные различные формы капитала 
инвестиции в человеческий капитал являются наиболее выгодными как с 
точки зрения отдельного человека, так и с точки зрения всего общества.

На данный момент человеческий капитал в Республике Беларусь не отражается в активах организации, так как не представляется возможным  дать ему оценку, то есть определить денежную стоимость.

Для того, чтобы эффективно использовать человеческий капитал необходима методика его оценки и учета. Закон «О бухгалтерском учете и отчетности» не признает человеческий капитал объектом бухгалтерского учета. Для признания человеческого капитала объектом бухгалтерского учета требуется отделить данный объект учета от других. Следовательно, необходимо обосновать его стоимость, на основании которой его можно принять к учету. Здесь же необходимо изучить экономическую природу человеческого капитала как особого объекта бухгалтерского учета.

Человеческий капитал является составной частью интеллектуального капитала и не является собственностью компании. Организация  не имеет прав на данный объект и только временно использует его в своих целях. В данном случае человеческий капитал является составной частью деловой репутации компании.

Если рассматривать  человеческий капитал  с позиции  затрат, то его можно определить как долгосрочные финансовые вложения в работников компании. Данный процесс  аналогичен, с определенными допущениями, применению заемных средств, когда заимодавец дает возможность пользования финансовым капиталом, то есть денежными средствами заемщику. За пользование денежными ресурсами заемщик выплачивает владельцу определенное вознаграждение, методы определения суммы которого являются достаточно отработанными. Но при этом сам капитал заемщику не принадлежит.

В случае с человеческим капиталом, основным документом определяющим условия его использования выступает  трудовой договор. Компания получает возможность  использовать деловые качества сотрудника в своих целях. За данное использование сотруднику выплачивается вознаграждение. Исходя из суммы вознаграждения и срока, за который эта сумма выплачивается, можно определить величину капитала, которая и будет являться номинальной стоимостью человеческого капитала. Включение данной стоимости в состав заемных средств в пассиве бухгалтерского баланса не противоречит основным принципам бухгалтерского учета. В активе баланса данная стоимость найдет выражение в объекте, обладающем определенными характеристиками, каким и является оцениваемый сотрудник.

5.Человеческий капитал – основа будущего Республики Казахстан

    Изучая новейшую историю Казахстана, следует обратить внимание на такой важный аспект развития республики, как последовательность, логичность и дальновидность власти. Сегодня это выражается в том, что на новом этапе модернизации экономики все больше внимания уделяется развитию человеческого капитала. Без этого говорить о конкурентоспособности нации в будущем весьма проблематично.

Ответственная политика

     В первые годы последовательность власти выражалась в том, что в процессе строительства нашего общего дома в первую очередь был заложен мощный экономический фундамент. И это логично. Знаменитая формула «Сначала экономика – потом политика» оправдала себя в полной мере.

     Однако экономический рост сам по себе не сможет гарантировать благополучия граждан. Поэтому, как только экономика страны вышла на траекторию уверенного роста, государством был взят на вооружение тезис: «Главные наши инвестиции – инвестиции в человека». Фактически можно говорить о том, что первый серьезный прорыв в этом отношении произошел в 2000 году. Именно в этот период финансирование социальной сферы вышло на качественно новый уровень.

     Возьмем два ключевых фактора, определяющих развитие человеческого капитала, – образование и здравоохранение. В это время проводилась активная компьютеризация всех школ республики, программа «Здоровье народа» полностью сняла проблему с обеспечением лечебных учреждений вакцинами, удалось преломить опасную тенденцию по распространению заболеваемости туберкулезом. Другой важный показатель: только за один год было открыто 468 библиотек, 238 клубов, 5 театров, 5 музеев.

    Рост экономики, в большей степени ориентированный на сырьевой сектор, требовал подготовки специалистов. Первой ласточкой стал Казахстанско-Британский технический университет для подготовки кадров нефтяной отрасли и менеджеров. Идея его создания также родилась в 2000 году.

В последующем социальная сфера получала все более пристальное внимание и финансирование. Очередной прорыв наступил в 2004 году. Соответственно, развитие человеческого капитала проводилось уже на системном уровне. В здравоохранении в 2004 году наметились серьезные системные изменения, произошел перенос центра тяжести со стационарного на амбулаторное лечение. Медицина ушла от ориентации на койко-места, получила развитие первичная медико-санитарная помощь.

     В образовании наметилась тенденция строительства новых школ, более чем в пятистах учебных заведениях проведен ремонт. Завершенная к тому времени компьютеризация сменилась кампанией по подключению школ к глобальной сети.

Информация о работе Человеческий капитал и его роль в современной экономике