Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:48, курсовая работа
Причиной данной роли является то, что возможности эксплуатации всех ресурсов не бесконечны. Единственный ресурс, возможности разумного использования которого практически безграничны, – производительные способности людей, реализующиеся в современных условиях в форме человеческого капитала, значительная часть которого «изношена», отсутствуют источники и резервы его замены и накопления. В этой ситуации человеческий капитал расценивается как наиболее ценный производительный ресурс по сравнению с капиталом материальным.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Сущность категории человеческий капитал……………………………….4
2. Структура человеческого капитала, факторы его развития и показатели оценки……………………………………………………………………………9
3 Человеческий капитал и проблема распределения доходов………………..18
4.Инвестиции в человеческий капитал: бухгалтерский аспект………………20
5.Человеческий капитал – основа будущего Республики Казахстан………..22
Заключение……………………………………………………………………..25
Список использованной литературы…………………………………………26
Повысились требования к системе альма-матер. В 2005 году зашла речь о необходимости формирования кадрового задела для высокотехнологичных и наукоемких производств будущего, об обучении на уровне высоких международных стандартов. Этот процесс сопровождал первые шаги в контексте создания инновационной экономики.
В 2006 году прозвучала инициатива о создании современных научных центров и «технологических парков» с международным участием для поддержки процесса освоения новых технологий и формирования гибкой системы переквалификации кадров.
Еще год спустя в республике стартовали широкомасштабная программа «Сто школ, сто больниц», а также программа по созданию медицинского кластера в Астане.
Все логично
Как видим, государство в социальном аспекте ведет ответственную политику. И даже мировой финансово-экономический кризис не заставил пересмотреть приоритеты.
Все это говорит о характерной черте Казахстана – комплексном движении к намеченным целям. В том числе в социальном аспекте. С 2000 года почти в десять раз возросли расходы на образование и здравоохранение, построено около 750 новых школ, 450 объектов здравоохранения, открыто свыше 5,3 тысячи дошкольных учреждений и детских садов.
Не меньше достижений по линии здравоохранения. В республике с 2010 года внедряется Единая национальная система здравоохранения (ЕНСЗ), ориентированная на результат. Внедрение новой системы предоставляет населению право выбора медицинской организации и врача, и это является мощным стимулом для повышения качества оказываемых услуг.
Улучшение материально-технической базы позволило значительно повысить эффективность системы оказания медицинских услуг. Результатом ответственной, выверенной, эффективной государственной политики стало то, что значительно улучшились основные показатели здоровья населения. Так, на 25 процентов увеличилась рождаемость, на 11 процентов снизилась общая смертность населения, что привело к росту показателя естественного прироста, который в 2010 году достиг 13,55, тогда как в 2004 году он составлял 7,9. Материнская смертность снизилась более чем в полтора раза, младенческая – на 15 процентов.
Люди – главное богатство
Этот процесс движения вперед, приобретающий все большую динамику, намечен и на следующие годы. Тектонические сдвиги в экономике, программы ФИИР, активизация бизнеса требуют модернизации социальной политики. Усилия государства, направленные на индустриализацию и технологическое развитие, должны тесно пересекаться с процессом воспитания и обучения кадров нового времени.
В рамках ПФИИР поставлены грандиозные планы – до 2014 года планируется реализовать 294 инвестиционных проекта на сумму 8,1 триллиона тенге. Хорошие специалисты нужны уже на первом этапе реализации программы – строительстве объектов. Как ожидается, для этих целей потребуется в целом более 200 тысяч человек. На втором этапе – вводе объектов в строй, необходимы люди, которые сумеют освоить инновационные технологии. Важно, чтобы не получилось так, что производства, обладая уникальным оборудованием, будут простаивать, потому что на нем некому работать. В этой связи система образования будет тесно увязана с экономической модернизацией страны. В частности, будет продолжена работа по бесплатному обучению молодежи новым специальностям для индустриально-инновационного развития экономики. Государство будет финансировать бесплатное обучение, проезд до места учебы и выплату стипендий обучающимся.
Система образования все больше ориентируется на запросы рынка. Так, на базе Назарбаев Университета формируется инновационная модель высшего учебного заведения, ориентирующаяся на запросы рынка. Ожидается, что к 2020 году доля вузов, прошедших независимую национальную аккредитацию по международным стандартам, составит 30%, и до 5% увеличится численность высших учебных заведений, осуществляющих инновационную деятельность и внедряющих результаты научных исследований в производство.
Государство при любой возможности направляет дополнительные средства на реализацию поставленных целей. Нынешний год – не исключение. В ходе уточнения бюджета на 2011 год на базовое финансирование субъектов научной и научно-технической деятельности выделено дополнительно 2,5 млрд тенге. Всего же на систему образования, в том числе повышения зарплаты педагогов, выделено дополнительно 20,5 миллиарда тенге.
Сфера здравоохранения после уточнения бюджета получит дополнительно 7,1 миллиарда тенге. На эти средства будут приобретены дополнительные вертолеты для санитарной авиации, техника и оборудование для медико-спасательных пунктов. Часть дополнительных средств направляется на реализацию проекта по здоровому питанию населения Республики Казахстан на 2011-2015 годы.
Человеческий капитал определяет в современной экономике основную долю национального богатства. Это ключевой аспект развития, включающий новое качество образования, трансферт технологий, улучшение здоровья и другие важные аспекты. Отрадно, что это понимают казахстанские власти и на комплексном, стратегическом уровне реализуют программы развития, способные уже в ближайшем будущем вывести нас в клуб конкурентоспособных стран мира.
Заключение.
В самом общем смысле человеческий капитал — это знания, навыки и профессиональные способности работника. Само понятие «человеческий капитал» характеризует качество рабочей силы, возможности работника в трудовом процессе.
Таким образом, человеческий капитал - термин, обозначающий накопленные знания, умение и мастерство, которыми обладает работник и которые приобретаются им благодаря общему и специальному образованию, профессиональной подготовке, производственному опыту. Концепция человеческого капитала впервые была выдвинута американским экономистом Г. Беккером в 1960 г.
Несмотря на то, что многие идеи теории человеческого капитала встречаются уже у А. Смита, она сравнительно молода: ее формирование пришлось на 50 — 60-е годы нынешнего столетия. Видные представители школы «человеческого капитала» — Т. Шульц, Г. Беккер, Дж. Минсер и др. Ученые школы «человеческого капитала» изучали влияние сроков обучения работников, их навыков и способностей на заработную плату, эффективность и экономический рост предприятий. Иными словами, их главной задачей было определить экономическую отдачу от инвестиций в человека. Результаты исследований во многом оказались сенсационными. В частности, выяснилось, что экономическая отдача затрат на обучение сотрудников намного превышает инвестиции в новую технику и оборудование.
Экономические оценки человеческого капитала стали широко использоваться как на микроэкономическом, так и макроэкономическом уровнях для определения величины национального богатства, потерь общества от войн, болезней и стихийных бедствий, в сфере страхования жизни, выгодности инвестиций в образование, здравоохранение, миграцию и для многих других целей.
Для современного этапа мирового научно-технического и социально-экономического развития характерно коренное изменение роли и значения человеческого фактора в экономике и обществе. Человеческий капитал становится важнейшим фактором экономического роста. По некоторым оценкам, в развитых странах повышение продолжительности образования на один год ведет к увеличению валового внутреннего продукта (ВВП) на 5-15%
Список использованной литературы:
1. Беккер Гэри. Экономика семьи и макроповедение // США: экономика, политика, идеология. – 2008. – № 2–3.
2. Виноградский Б.Б., Сизов В.С. Менеджмент в китайской традиции: учеб. пособие. – М.: Экономистъ, 2007. – 255 с.
3. Волгин Н.А., Плакся В.И. Доходы и занятость: мотивационный аспект. М., 2004. – 354 с.
4. Волгин Н.А., Николаев
С.В. Доходы работника и
5. Волгин Н.А. Опыт
развития человеческого
6. Владимирова Л.П. Экономика труда. – М., 2007. – 624 с.
7. Воловская А.М. Экономика и социология труда. – М., 2005. – 355 с.
8. Гойло В.С. Современные
западные теории
9. Дайновский А.Б. Экономика высшего образования. – М., 2006. – 316 с.
10. Добрынин А.И., Дятлов
С.А. , Курганский С.А.
11. Долан 3.Дж., Линдсей Д. Микроэкономика; под общ. ред. Б. Лисовика, В. Лукашевича. — СПб., 1994. – 447c.
12. Дятлов С.А. Человеческий
капитал Китая: проблемы
13. Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала. – СПб.: СПбУЭФ, 2004. – 469 с.
14. Дятлов С. А. Экономика
образования в условиях
15. Завельский М.Г. Экономика и социология труда. – М., 2005. – 366 с.
17. Кардашов В. Мотивация персонала: Теория и практика // Человек и труд. 2008. – №10.
16. Капелюшников Р.И. Современные западные концепции формирования рабочей силы. – М.: Наука, 2005. – 502 с.
17. Капелюшников Р.И. Экономический подход Гэри Беккера к человеческому поведению // США: экономика, политика, идеология. – 2009. – № 11.
18. Капелюшников Р.И. Концепция человеческого капитала. Критика современной буржуазной политической экономии. – М.: Наука, 2007. – 462 с.
Информация о работе Человеческий капитал и его роль в современной экономике