Человеческий капитал и его роль в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: характеристика сущности человеческого капитала и его роли в современной экономике.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
- рассмотреть понятие человеческого капитала, его виды;
- рассмотреть особенности формирования и накопления человеческого капитала;
- изучить воздействие человеческого фактора на рыночную экономику.
- изучить методологические основы концепции человеческого капитала;
- рассмотреть основные положения концепции человеческого капитала;

Содержание работы

Введение 3
1. Человеческий капитал: понятие и виды. Формирование человеческого капитала 5
1.1. Понятие и виды человеческого капитала 5
1.2. Формирование и накопление человеческого капитала. 11
1.3. Человеческий капитал и проблема распределения доходов 14
2. Реализация человеческого фактора, её воздействие на рыночную экономику и его оценка 17
2.1. Воздействие человеческого капитала на экономику 17
2.2. Индекс развития человеческого потенциала 20
Заключение 23
Список литературы 25

Файлы: 1 файл

Человеческий капитал и его роль в современной экономике.docx

— 56.40 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ФГОУ ВПО  «ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Специальность «Финансы и кредит – 08010565»

Кафедра экономики и права

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И ЕГО  РОЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

 

 

                                                          Исполнитель: студентка 16 группы

                                                                        Заочное отделение ИЭиФ

                                                                             Смирнова О.Г.

                                                                             Шифр 1314144

                                                        Руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск 2011

Оглавление

Введение 3

1. Человеческий капитал: понятие и виды. Формирование человеческого капитала 5

1.1. Понятие и виды человеческого капитала 5

1.2. Формирование и накопление человеческого капитала. 11

1.3. Человеческий капитал и проблема распределения доходов 14

2. Реализация человеческого фактора, её воздействие на рыночную экономику и его оценка 17

2.1. Воздействие человеческого капитала на экономику 17

2.2. Индекс развития человеческого потенциала 20

Заключение 23

Список литературы 25

 

 

Введение

Рабочая сила является главным  движущим фактором процесса производства, а общественное воспроизводство  в широком, народнохозяйственном, аспекте  есть возобновление производства товаров  и воспроизводства самой рабочей  силы. Эти моменты неизменно привлекали внимание экономистов-теоретиков.

Современные тенденции общественного  развития, обусловленные значительным увеличением масштабов НТП, проложившие  дорогу глобализационным процессам, сопряжены с кардинальными сдвигами в структуре общественного капитала, формированием новой модели экономической организации и управления человеческими ресурсами [2, с. 310].

Человеческий фактор превращается в ведущую производительную силу общественного развития: именно он способствует совершенствованию и  оптимальному использованию всех других факторов производства, без него остальные  компоненты хозяйственной системы  функционировать не в состоянии. Одновременно происходят существенные трансформации и в самом человеческом факторе. Общество становится не только все более заинтересованным, но и  зависимым от уровня развития человеческого  потенциала, без которого немыслимо  дальнейшее эффективное функционирование передовых отраслей. Именно интеллектуальные способности человека, его образованность, возможность генерировать новые  знания, творчество и инициатива в  наибольшей степени востребуются обществом.

Это придает особое значение проблемам сохранения, накопления и эффективного использования человеческого капитала, выступающего в качестве ключевого и решающего стратегического ресурса развития экономики и общества в целом. Все вышеперечисленные факторы и обусловили актуальность исследуемой темы.

Цель работы: характеристика сущности человеческого капитала и его роли в современной экономике.

В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:

- рассмотреть понятие  человеческого капитала, его виды;

- рассмотреть особенности  формирования и накопления человеческого  капитала;

- изучить воздействие  человеческого фактора на рыночную  экономику.

- изучить методологические основы концепции человеческого капитала;

- рассмотреть основные положения концепции человеческого капитала;

Методы исследования:

- обработка, анализ научных источников;

-анализ научной литературы, учебников и пособий по исследуемой проблеме.

Объектом исследования данной курсовой  работы является человеческий капитал.

Предмет исследования – человеческий капитал и его роль в современной экономике.

 

  1. Человеческий  капитал: понятие и виды. Формирование человеческого капитала

  1. Понятие и виды человеческого капитала

Человек, его творческие качества, силы и способности, с помощью  которых он преобразует себя и  окружающий мир, традиционно занимали центральное место в экономических  и социальных науках. Вместе с тем  ускоренное развитие материально-технической  базы производства, связанное с промышленным переворотом, заслонило проблемы развития человека и его производительных способностей, создав иллюзию превосходства  физического капитала в обеспечении  экономического роста. Как следствие  этого, долгие годы производительные способности  человека рассматривались и оценивались  как один из количественных факторов производства. Задача состояла лишь в  том, чтобы удачно соединить труд, основной и оборотный капитал.

Эволюционное развитие общества сопровождается эволюцией статуса  человека в экономической системе  общества. Труд, представляющий собой  осознанную, целенаправленную и результативную деятельность, — наиболее существенная часть жизнедеятельности человека, и понятия в этой сфере трансформируется наиболее динамично.

На стадии зарождения капитализма  базовым для развития производства было понятие "рабочая сила", или  способность к труду, "совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая  личность человека, и которые пускаются  им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости" [1, с. 115-117]. Человека здесь рассматривали как средство труда, как производительную силу и оценивали его способности лишь в процессе производства экономических благ. Физические и духовные способности имели качественное измерение, но структурно не были представлены и оценивались упрощенно в количественном выражении.

С увеличением роли научно-технического прогресса в экономическом росте  изменилось отношение западных экономистов  к проблемам воспроизводства  рабочей силы. Центр внимания ученых сфокусировался на проблемах создания качественно новой рабочей силы, в то время как ранее основными  были проблемы использования данной рабочей силы. Всемерная автоматизация  производственных процессов и ввод в эксплуатацию сложных в управлении механизмов потребовали пересмотра отношения к "базовому материалу", что вызвало к жизни понятие "человеческие ресурсы", выражающее иную сущность и другое качество труда  и трудовых отношений. Человеческие ресурсы включают уровень образования, способность к творчеству и потенциальные  возможности всестороннего развития работников, состояние их здоровья, общую культуру и нравственность, совершенствование трудовых взаимоотношений, мотивацию, предприимчивость и др.

Структурные изменения в  совокупной рабочей силе, интерес  к факторам экономического роста  и экономической динамике явились  причиной возникновения и развития теории человеческого капитала.

Под влиянием научно-технической  революции, автоматизации и механизации  труда, трансформации социальной структуры  общества, повышения в этих условиях значимости квалификации, уровня образования  каждого человека в отдельности  и населения в целом традиционная точка зрения на жесткое разграничение  между трудом как первичным фактором производства и капиталом как  фактором производным, полученная в  наследие от промышленной революции, утратила свое первоначальное значение [3, с. 224-226].

В связи с этим модифицируются представления о самой способности  к труду. Понятие "рабочая сила" уже не выражает в полной мере возросшую  роль человека в экономике, который  уже не просто воздействует на вещественный капитал, а управляет им, от него требуется не просто профессиональное знание, но умение принимать взвешенные решения.

Способности человека есть результат  целенаправленных усилий, предпринимаемых  со стороны как самого его владельца, так и людей, его окружающих. Поэтому можно утверждать, что в любом человеке заключено определенное количество прошлого труда, которое используется им и служит своеобразным капиталом, т. е. в отличие от рабочей силы, которая продается или покупается в системе наемного труда, человеческий капитал авансируется и возмещается как основной капитал, требуя значительных инвестиций в процессе своего формирования и развития.

Принимая во внимание нематериальный характер и многомерность человеческого  капитала, различные авторы свободно формулируют понятие человеческого  капитала и делают неоднозначный  упор на его отдельные составные  элементы: одни склонны акцентировать  внимание на функциональной стороне  человеческого капитала, т. е. на его  способности приносить доход, другие дают его сущностную характеристику — как форму личного фактора  производства. Практически во всех определениях после 60-х гг. в ХХ в. соблюдается принцип расширительной трактовки человеческого капитала: не только реализуемые знания, навыки и способности, но и потенциальные (в том числе и возможность их приобретения); не только внешнее стимулирование, но и внутренняя мотивация работника, что, в сущности, не меняет экономического содержания человеческого капитала [3, с. 231-234].

Наиболее полно человеческий капитал можно охарактеризовать следующим образом: это врожденный, сформированный в результате инвестиций и накопленный определенный уровень  здоровья, образования, навыков, способностей, мотиваций, энергии, культурного развития, как конкретного индивида, группы людей, так и общества в целом, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного  воспроизводства, способствуют экономическому росту и влияют на величину доходов  их обладателя.

Человеческий капитал, являясь  частью совокупного капитала, представляет собой сочетание составляющих его  элементов, т. е. имеет свою внутреннюю структуру.

Большинство экономистов  формируют структуру человеческого  капитала по затратному принципу, на основании  различных видов инвестиций в  человеческий капитал.

И. В. Ильинский выделяет вследствие этого следующие составляющие: капитал  образования, капитал здоровья и капитал культуры [7, с. 187].

Ф. Нойманн к основным составляющим человеческого капитала относит комбинацию следующих четырех компонентов: культурно-этнические особенности; общее образование; профессиональное образование; ключевые квалификационные качества [10, с.98].

Е. В. Ванкевич выделяет: образование и профессиональную подготовку, информированность; физиологические характеристики личности и состояние здоровья; профессиональную и географическую мобильность; психологические характеристики личности, движущие потребности, мотивацию, ценности [5, с. 17].

В зависимости от степени  обобщенности человеческого капитала в его структуре можно обозначить следующие компоненты: индивидуальный, коллективный и общественный. Два  первых рассматриваются на микроуровне, как человеческие капиталы отдельно взятого человека и группы людей, объединенных по определенному признаку: коллектив фирмы, члены социально-культурной группы и т.д. Общественный компонент — это человеческий капитал на макроуровне, он представляет собой весь накопленный обществом человеческий капитал, который, в свою очередь, является частью национального богатства, стратегическим ресурсом и фактором экономического роста.

Наиболее обобщенным подходом к определению составляющих человеческого  капитала является подход Ю.Г. Быченко, согласно которому структурно человеческий капитал выглядит следующим образом [4, с. 93-97]:

- биологический человеческий  капитал — ценностный уровень  физических способностей к выполнению  трудовых операций, уровень здоровья  населения;

- культурный человеческий  капитал — совокупность интеллектуальных  способностей, образованности, умений, навыков, моральных качеств, квалификационной  подготовки индивидов, которые  используются или могут быть  использованы в трудовой деятельности  и узаконивают обладание статусом  и властью.

Биологический человеческий капитал состоит из двух частей: одна часть является наследственной, другая — благоприобретенной. В  течение всей жизни индивидуума  происходит износ этого капитала, все более и более ускоряющийся с возрастом (смерть необходимо понимать как полное обесценение фонда  здоровья). Реализация вложений, связанных  с охраной здоровья, способна лишь к строго ограниченному развитию биологического капитала работника. Ее главное предназначение — увеличивать  период активной жизнедеятельности  индивида [9, с. 256].

Культурный капитал —  это языковая и культурная компетенция  человека, богатство в форме знания или идей, которые легитимируют статусы  и власть, поддерживают установленный  социальный порядок, существующую в  обществе иерархию. Культурный капитал индивида характеризуется следующими показателями: интеллектуальная культура (интеллектуальный капитал), образовательная культура (образовательный капитал), морально-нравственная культура (морально-нравственный капитал), символическая культура (символический капитал), социальная культура (социальный капитал).

Для воспроизводства человеческого  капитала необходимы значительные затраты  и различные виды ресурсов как  со стороны индивида, так и со стороны общества (государственных учреждений, частных фирм, семьи и т. д.). Подчеркивая схожесть таких затрат с вложениями других видов капитала, экономисты относятся к ним как к инвестициям в человеческий капитал. Источниками таких инвестиций являются затраты работодателей, бюджетные расходы государства, индивидуальные расходы граждан.

Таким образом, человеческий капитал — очень важный вид  инвестиций в современной экономике [9, с. 280].

Человеческий капитал  заметно отличается от физического  капитала, во-первых, тем, что он неотделим  от человека, его нельзя купить, можно  лишь взять или предоставить в  пользование на определенных условиях, и, во-вторых, тем, что знания и навыки можно приобретать и без дополнительных инвестиций, а на практике, путем  обучения па рабочем месте. В то же время человеческий капитал, как и физический, подвержен физическому и моральному износу: возможности человека (физические, умственные, психологические и т. п.) могут со временем снижаться, познания скудеть, их носитель деградировать, а сами знания просто устаревать.

 

  1. Формирование и накопление человеческого капитала.

Ключевая роль знаний, возможность  их освоения, накопления и использования  в обеспечении экономического развития получили широкое общественное признание. Вместе с тем ускорение сроков устаревания знаний, повышение образовательных  требований к рабочей силе и предпринимательским  способностям, интеллектуализация труда  приводят к дальнейшему изменению  структуры человеческого капитала в «новой экономике», вносят изменения  в процесс его формирования, накопления и условия эффективного использования.

Информация о работе Человеческий капитал и его роль в современной экономике