Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 20:07, курсовая работа
Цель работы: характеристика сущности человеческого капитала и его роли в современной экономике.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
- рассмотреть понятие человеческого капитала, его виды;
- рассмотреть особенности формирования и накопления человеческого капитала;
- изучить воздействие человеческого фактора на рыночную экономику.
- изучить методологические основы концепции человеческого капитала;
- рассмотреть основные положения концепции человеческого капитала;
Введение 3
1. Человеческий капитал: понятие и виды. Формирование человеческого капитала 5
1.1. Понятие и виды человеческого капитала 5
1.2. Формирование и накопление человеческого капитала. 11
1.3. Человеческий капитал и проблема распределения доходов 14
2. Реализация человеческого фактора, её воздействие на рыночную экономику и его оценка 17
2.1. Воздействие человеческого капитала на экономику 17
2.2. Индекс развития человеческого потенциала 20
Заключение 23
Список литературы 25
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
ФГОУ ВПО
«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
Специальность «Финансы и кредит – 08010565»
Кафедра экономики и права
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И ЕГО РОЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Руководитель:
Омск 2011
Оглавление
Введение 3
1. Человеческий капитал: понятие и виды. Формирование человеческого капитала 5
1.1. Понятие и виды человеческого капитала 5
1.2. Формирование и накопление человеческого капитала. 11
1.3. Человеческий капитал и проблема распределения доходов 14
2. Реализация человеческого фактора, её воздействие на рыночную экономику и его оценка 17
2.1. Воздействие человеческого капитала на экономику 17
2.2. Индекс развития человеческого потенциала 20
Заключение 23
Список литературы 25
Рабочая сила является главным
движущим фактором процесса производства,
а общественное воспроизводство
в широком, народнохозяйственном, аспекте
есть возобновление производства товаров
и воспроизводства самой
Современные тенденции общественного развития, обусловленные значительным увеличением масштабов НТП, проложившие дорогу глобализационным процессам, сопряжены с кардинальными сдвигами в структуре общественного капитала, формированием новой модели экономической организации и управления человеческими ресурсами [2, с. 310].
Человеческий фактор превращается
в ведущую производительную силу
общественного развития: именно он
способствует совершенствованию и
оптимальному использованию всех других
факторов производства, без него остальные
компоненты хозяйственной системы
функционировать не в состоянии.
Одновременно происходят существенные
трансформации и в самом
Это придает особое значение проблемам сохранения, накопления и эффективного использования человеческого капитала, выступающего в качестве ключевого и решающего стратегического ресурса развития экономики и общества в целом. Все вышеперечисленные факторы и обусловили актуальность исследуемой темы.
Цель работы: характеристика сущности человеческого капитала и его роли в современной экономике.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
- рассмотреть понятие человеческого капитала, его виды;
- рассмотреть особенности
формирования и накопления
- изучить воздействие
человеческого фактора на
- изучить методологические основы концепции человеческого капитала;
- рассмотреть основные положения концепции человеческого капитала;
Методы исследования:
- обработка, анализ научных источников;
-анализ научной литературы, учебников и пособий по исследуемой проблеме.
Объектом исследования данной курсовой работы является человеческий капитал.
Предмет исследования – человеческий капитал и его роль в современной экономике.
Человек, его творческие качества,
силы и способности, с помощью
которых он преобразует себя и
окружающий мир, традиционно занимали
центральное место в
Эволюционное развитие общества
сопровождается эволюцией статуса
человека в экономической системе
общества. Труд, представляющий собой
осознанную, целенаправленную и результативную
деятельность, — наиболее существенная
часть жизнедеятельности
На стадии зарождения капитализма базовым для развития производства было понятие "рабочая сила", или способность к труду, "совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости" [1, с. 115-117]. Человека здесь рассматривали как средство труда, как производительную силу и оценивали его способности лишь в процессе производства экономических благ. Физические и духовные способности имели качественное измерение, но структурно не были представлены и оценивались упрощенно в количественном выражении.
С увеличением роли научно-технического
прогресса в экономическом
Структурные изменения в совокупной рабочей силе, интерес к факторам экономического роста и экономической динамике явились причиной возникновения и развития теории человеческого капитала.
Под влиянием научно-технической
революции, автоматизации и механизации
труда, трансформации социальной структуры
общества, повышения в этих условиях
значимости квалификации, уровня образования
каждого человека в отдельности
и населения в целом
В связи с этим модифицируются
представления о самой
Способности человека есть результат целенаправленных усилий, предпринимаемых со стороны как самого его владельца, так и людей, его окружающих. Поэтому можно утверждать, что в любом человеке заключено определенное количество прошлого труда, которое используется им и служит своеобразным капиталом, т. е. в отличие от рабочей силы, которая продается или покупается в системе наемного труда, человеческий капитал авансируется и возмещается как основной капитал, требуя значительных инвестиций в процессе своего формирования и развития.
Принимая во внимание нематериальный
характер и многомерность человеческого
капитала, различные авторы свободно
формулируют понятие
Наиболее полно человеческий
капитал можно охарактеризовать
следующим образом: это врожденный,
сформированный в результате инвестиций
и накопленный определенный уровень
здоровья, образования, навыков, способностей,
мотиваций, энергии, культурного развития,
как конкретного индивида, группы
людей, так и общества в целом,
которые целесообразно
Человеческий капитал, являясь частью совокупного капитала, представляет собой сочетание составляющих его элементов, т. е. имеет свою внутреннюю структуру.
Большинство экономистов
формируют структуру
И. В. Ильинский выделяет вследствие этого следующие составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры [7, с. 187].
Ф. Нойманн к основным составляющим человеческого капитала относит комбинацию следующих четырех компонентов: культурно-этнические особенности; общее образование; профессиональное образование; ключевые квалификационные качества [10, с.98].
Е. В. Ванкевич выделяет: образование и профессиональную подготовку, информированность; физиологические характеристики личности и состояние здоровья; профессиональную и географическую мобильность; психологические характеристики личности, движущие потребности, мотивацию, ценности [5, с. 17].
В зависимости от степени
обобщенности человеческого капитала
в его структуре можно
Наиболее обобщенным подходом к определению составляющих человеческого капитала является подход Ю.Г. Быченко, согласно которому структурно человеческий капитал выглядит следующим образом [4, с. 93-97]:
- биологический человеческий
капитал — ценностный уровень
физических способностей к
- культурный человеческий
капитал — совокупность
Биологический человеческий капитал состоит из двух частей: одна часть является наследственной, другая — благоприобретенной. В течение всей жизни индивидуума происходит износ этого капитала, все более и более ускоряющийся с возрастом (смерть необходимо понимать как полное обесценение фонда здоровья). Реализация вложений, связанных с охраной здоровья, способна лишь к строго ограниченному развитию биологического капитала работника. Ее главное предназначение — увеличивать период активной жизнедеятельности индивида [9, с. 256].
Культурный капитал — это языковая и культурная компетенция человека, богатство в форме знания или идей, которые легитимируют статусы и власть, поддерживают установленный социальный порядок, существующую в обществе иерархию. Культурный капитал индивида характеризуется следующими показателями: интеллектуальная культура (интеллектуальный капитал), образовательная культура (образовательный капитал), морально-нравственная культура (морально-нравственный капитал), символическая культура (символический капитал), социальная культура (социальный капитал).
Для воспроизводства человеческого капитала необходимы значительные затраты и различные виды ресурсов как со стороны индивида, так и со стороны общества (государственных учреждений, частных фирм, семьи и т. д.). Подчеркивая схожесть таких затрат с вложениями других видов капитала, экономисты относятся к ним как к инвестициям в человеческий капитал. Источниками таких инвестиций являются затраты работодателей, бюджетные расходы государства, индивидуальные расходы граждан.
Таким образом, человеческий капитал — очень важный вид инвестиций в современной экономике [9, с. 280].
Человеческий капитал
заметно отличается от физического
капитала, во-первых, тем, что он неотделим
от человека, его нельзя купить, можно
лишь взять или предоставить в
пользование на определенных условиях,
и, во-вторых, тем, что знания и навыки
можно приобретать и без
Ключевая роль знаний, возможность
их освоения, накопления и использования
в обеспечении экономического развития
получили широкое общественное признание.
Вместе с тем ускорение сроков
устаревания знаний, повышение образовательных
требований к рабочей силе и предпринимательским
способностям, интеллектуализация труда
приводят к дальнейшему изменению
структуры человеческого
Информация о работе Человеческий капитал и его роль в современной экономике