Человеческий капитал и его роль в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: характеристика сущности человеческого капитала и его роли в современной экономике.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
- рассмотреть понятие человеческого капитала, его виды;
- рассмотреть особенности формирования и накопления человеческого капитала;
- изучить воздействие человеческого фактора на рыночную экономику.
- изучить методологические основы концепции человеческого капитала;
- рассмотреть основные положения концепции человеческого капитала;

Содержание работы

Введение 3
1. Человеческий капитал: понятие и виды. Формирование человеческого капитала 5
1.1. Понятие и виды человеческого капитала 5
1.2. Формирование и накопление человеческого капитала. 11
1.3. Человеческий капитал и проблема распределения доходов 14
2. Реализация человеческого фактора, её воздействие на рыночную экономику и его оценка 17
2.1. Воздействие человеческого капитала на экономику 17
2.2. Индекс развития человеческого потенциала 20
Заключение 23
Список литературы 25

Файлы: 1 файл

Человеческий капитал и его роль в современной экономике.docx

— 56.40 Кб (Скачать файл)

1) долгой  и здоровой жизни, измеряемой  показателем ожидаемой продолжительности жизни при рождении;

2) знаниям,  определяемым уровнем грамотности  взрослого населения (с весовым  коэффициентом две трети) и  совокупным валовым контингентом  учащихся начальных, средних и  высших заведений (с весовым  коэффициентом одна треть);

3) достойному  уровню жизни, измеряемому показателем  ВВП на душу населения (ППС в дол. США).

Выбор данных показателей не случаен, поскольку  трудовой потенциал общества увеличивается  за счет сокращения заболеваемости и  травматизма, что приводит к увеличению численности рабочей силы и расширению масштабов трудовой деятельности. Улучшение здоровья населения рассматривается как важный фактор физического развития, повышения работоспособности и соответственно расширения возможностей для создания продуктов и услуг, накопления знаний и пр. Повышение уровня образования как отдельного человека, так и населения в целом существенно влияет на качество человеческого капитала — основного фактора приумножения богатства общества — и обусловливает рост общественной производительности труда. Уровень образования характеризует накопленный образовательный, трудовой, научный, интеллектуальный и творческий потенциал, составляя фонд совокупных знаний и умений — духовное богатство общества.

Таким образом, ИРЧП учитывает в себе большинство  составляющих человеческого капитала и достаточно адекватно характеризует  сумму накопленного определенным государством человеческого капитала.

Механизм  расчета ИРЧП сводится к нахождению индексов по каждому из трех вышеперечисленных  аспектов по следующей общей формуле:

где IА — индекс по аспекту, КФАКТ — фактическое значение показателя, КМИН, КМАКС — минимальное и максимальное (предельные) значения показателя [13, с. 715-719].

При расчете  индекса ожидаемой продолжительности  жизни предельные значения составляют 25 и 85 лет; в индексах грамотности взрослого населения и совокупного валового контингента учащихся они равны 0% и 100%; в индексе ВВП на душу населения — 100 и 40 000 дол. США согласно ППС национальной валюты.

Непосредственно сам ИРЧП определяется как среднее  арифметическое индексов по аспектам.

Этот  показатель положен ООН в основу сопоставительных рейтинговых оценок различных стран по развитию человеческого потенциала.

Человеческий капитал  неотделим от человека, как его  носителя, поэтому сохранение и эффективное использование человеческого капитала предопределяется биосоциальной сущностью человека. В свете этого особое значение приобретают не только и, возможно, даже не столько развитие и укрепление лечебной, сколько профилактической медицины, усиление просветительской и образовательной деятельности по утверждению ценности человеческой жизни и укреплению физического, психологического и социального здоровья населения, повышение эффективности физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с целью его физического совершенствования [6, с. 296-302].

 

Заключение

Таким образом, на постиндустриальной стадии развития общества с социально ориентированной экономикой рыночного типа производительные силы человека реализуются в форме человеческого капитала, представляющего собой сформированные в виде инвестиций и накопленные человеком определенный запас здоровья, научно-образовательных знаний и мотиваций, которые ведут к росту квалификации работника, целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности и качества его труда и тем самым ведут к росту заработков человека [8, с. 219].

Экономические оценки человеческого капитала стали  широко использоваться как на микроэкономическом, так и макроэкономическом уровнях  для определения величины национального  богатства, потерь общества от войн, болезней и стихийных бедствий, в сфере  страхования жизни, выгодности инвестиций в образование, здравоохранение, миграцию и для многих других целей.

Для современного этапа мирового научно-технического и социально-экономического развития характерно коренное изменение роли и значения человеческого фактора  в экономике и обществе. Человеческий капитал становится важнейшим фактором экономического роста. По некоторым  оценкам, в развитых странах повышение  продолжительности образования  на один год ведет к увеличению валового внутреннего продукта (ВВП) на 5–15%

В сегодняшней  российской ситуации на фоне победного  шествия Америки в политической, экономической и военной областях все чаще высказываются мнения о  неэффективности российского образования  якобы неспособного обеспечить желанный прорыв, о необходимости реформировать  нашу систему образования по образу и подобию американской.

К сожалению, сегодняшняя российская наука, также  как и высокотехнологичный бизнес за редким исключением не демонстрируют  выдающихся результатов. В значительной степени это связано с тем, что последние 15 лет Россия переживала болезненный трансформационный период. Кроме того, сложившаяся в советский период система прикладной науки (при весьма высоком уровне развития) изначально была ориентирована, прежде всего, на нужды ВПК, что также сказалось на ее положении в новых условиях [6, с. 343-345].

Поэтому в  настоящее время в условиях относительной  стабилизации макроэкономических показателей  остро стоит проблема реформирования системы образования, науки и  стимулирования инноваций.

Для реализации этих целей в конце 2004 г. – начале 2005 г. Министерством образования и науки была разработана Стратегия развития Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 г.

Это свидетельствует  о том, что политика в сфере  науки и инноваций будет являться одним из приоритетов.

 

Список литературы

    1. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков: Учебник / Ин-т «Открытое о-во». - М.: Магистр, 2005. - 327 с.
    2. Анисимов А.А. Макроэкономика /  А.А. Анисимов, Н.В. Артемьев , О.Б. Тихонова. - М.: Юнити-Дана. 2010. - 600 с.
    3. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учеб. пособие - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2008. - 396 с.
    4. Быченко Ю. Г. Важнейший показатель человеческого капитала // Человеческие ресурсы. 2001. № 3. – С. 23-27.
    5. Ванкевич В.Е. Экономические отношения занятости: закономерности развития и регулирования. Мн.: БГЭУ, 2000. – 312 с.
    6. Васильев В.П. Государственное регулирование экономики. - М.: ДиС, 2008. – 415 с.
    7. Ильинский И. В. Инвестиции в будущее: образование в инновационном воспроизводстве. СПб.: Изд. СПбУЭФ, 2006. – 471 с.
    8. Куликов Л.М. Экономическая теория.- М.: Проспект. 2008. – 356 с.
    9. Ларионов И.К. Экономическая теория.- М.: Дашков и К, 2008. – 366 с.
    10. Нойманн Ф. Методика экономической оценки человеческого капитала. // Государственное управление: трансформационные процессы в современном мире: Тез. докл. Междунар. науч.-практ. конф. / Ч. 2. Мн.: АУП, 2002. – 115 с.
    11. Р.М. Нуриев. Основы экономической теории. Микроэкономика. Учебник для вузов. М.: Высшая школа, 2001. - 281 с.
    12. Экономическая теория. Микроэкономика: Учебник / Под ред. Г.П. Журавлевой, Н.А. Позднякова, Ю.А. Позднякова. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 440 с.
    13. Курс экономической теории: учебник / Под общей редакцией Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров: «АСА», 2007. – 848 с.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Человеческий капитал и его роль в современной экономике