Человеческий капитал в инновационной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 23:11, курсовая работа

Описание работы

Понятие и подходы к изучению человеческого капитала.Структура и методы оценки стоимости человеческого капитала как составляющей национального богатства. Проблемы роста человеческого капитала. Некоторые пути и методы повышения уровня и качества российского человеческого капитала. Приведена статистика показателей человеческого капитала.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 58.77 Кб (Скачать файл)

     –капитал подготовки на производстве (объединяющий квалификацию, компетенции,  производственные навыки и опыт);

     – капитал здоровья;

     – капитал мобильности (миграции);

     – капитал предпринимательской деятельности (конкурентоспособности);

     – другие виды (разрабатываются в расширенной трактовке – такие, например, как «социальный капитал», «творческий капитал», «капитал культуры» и т.д.).

     Обобщённая структура человеческого  капитала может быть формализована  в виде матрицы, столбцы которой соответствуют уровням агрегирования, а строки –

отдельным фондам (активам) (табл. 2.1).

    

Таблица 2.1

Матрица структуры человеческого капитала4

Фонд (актив) человеческого капитала

Уровень агрегирования

микро-

мезо-

макро-

мега-

Индивид

Семья

Фирма

Корпорация (АО)

Регион

Страна

Мир

Интеллектуальный капитал

             

   Фонд образования

             

   Фонд знаний

             

   Фонд науки

             

   Фонд инноваций

             

Капитал подготовки на производстве

             

   Квалификация

             

   Компетенции

             

   Навыки и опыт

             

Капитал здоровья

             

Капитал мобильности

             

Капитал предпринимательства

             

Другие

             

 

     Матрица структуры человеческого  капитала может также отражать  применяемое экономистами вслед  за Г. Беккером деление человеческого  капитала на общие и специфические  активы.

     Впрочем, среди теоретиков до  сих пор нет согласия относительно  внутреннего состава человеческого  капитала, поскольку данное понятие  по-разному увязывается с человеческой  личностью. Существует и предельно расширенное толкование человеческого капитала: в него включают не только производительные (экономические) способности, которые могут генерировать доход, но и самые разные социальные, психологические, мировоззренческие, культурные качества людей.

     Человеческий капитал приобретается  или увеличивается посредством инвестиций в индивида и их коалицию. Инвестиции направлены на совершенствование производительных способностей и качеств индивидов и носят долговременный, стратегический характер, именно они определяют развитие экономики на многие годы вперёд.

     Инвестиции являются основным фактором развития человеческого капитала. Эффективность инвестиций оценивается достигнутым уровнем благосостояния. Как затраты, так и отдача могут быть прямые и косвенные. Например, прямыми затратами на образование являются стоимость обучения и учебников, а косвенными – упущенный доход за период обучения. Прямая отдача – увеличение уровня зарплаты, а косвенная – перспектива карьерного роста, высокий социальный статус.

     В современной экономике, характеризующейся внедрением фундаментально инновационных и информационных технологий в условиях непредсказуемости изменений внешней среды, важнейшими факторами развития человеческого капитала являются:

     – качественно новое всестороннее образование;

     – привитие персоналу корпоративной культуры;

     –стимулирование творческой активности и способности принятия нестандартных решений;

     – развитие способности персонала адаптироваться к изменяющимся условиям и взаимодействовать с окружающими на принципах доброжелательности, доверия и уважения;

     – воспитание корпоративного и национального патриотизма;

     – демократическая система управления, способствующая участию работников в стратегическом планировании, выработке управленческих решений, долевому участию в собственности.

     Развитие человеческого капитала достигается не только путем обучения и повышения профессионализма, но и созданием условий эффективного взаимодействия индивидов и групп, участием в культурной и творческой жизни, взаимосвязи человеческого капитала с социальным и культурным капиталом.

     Структурные изменения в постиндустриальной экономике потребовали качественного изменения человеческого капитала, который должен обладать гибкостью, обучаемостью, способностью к межличностным коммуникациям, умением принимать нестандартные решения.

     Вслед за осознанием факта ключевого значения человеческого капитала в современной экономике встала задача оценки производительных способностей людей, «человеческого потенциала» коллективов и всего общества. Комплексная и достоверная оценка человеческого капитала, в том числе в России, способна облегчить поиск путей наиболее эффективного использования этого богатства и преодоления на данной основе кризисных явлений в экономике.

     Заметим, что измерение производительных  способностей отдельного человека  и «человеческого потенциала»  всего общества имеет достаточно  богатую предысторию – это  одна из «вечных» и весьма  сложных проблем экономической  теории. В разное время учёными-экономистами  предлагались для этой цели  разнообразные методы и способы,  основанные на той или иной  теоретической концепции.

     Значительный интерес представляет  оценка человеческого капитала  именно на уровне национальной  экономики, т.е. на макроуровне.  Экспертами были произведены  экспериментальные оценки важнейших  компонентов национального богатства  по 92 странам мира, объединённым  в 12 региональных групп. На  их основании был сделан вывод  о том, что в современных условиях в национальных богатствах стран происходит замещение физического капитала человеческим – доля последнего в конце XX в. выросла до 80 % в совокупном национальном богатстве. При этом в развитых странах мира инвестиции в человеческий капитал составляли около 70 % всех инвестиций, а в физический капитал – около 30 %, причём инвестирование в человеческий капитал в этих странах осуществляет в основном государство5.

     В настоящее время Организация  Объединённых Наций (ООН) и  Всемирный банк в рамках концепции  устойчивого развития человека  широко используют синтетический  показатель – «индекс человеческого  развития» (ИЧР, или HDI – Human Development Index). Сегодня это стандартный инструмент при общем сравнении уровня жизни в различных странах и регионах. Но его можно рассматривать и в качестве достаточно простого и удобного измерителя относительного уровня развития национального человеческого капитала. Индекс был разработан в 1990 г. группой экономистов во главе с пакистанцем Махбубом уль-Хаком.

     Согласно методологии Программы  развития ООН (ПРООН), до 2010 г. сводный  индекс представлял собой среднеарифметическое  значение трёх наиболее наглядных  индикаторов: индекс ожидаемой  средней продолжительности жизни  населения при рождении; индекс  уровня образования; индекс реального  ВВП на душу населения по  паритету покупательной способности  (ППС) валют в долларах США.

     В 2010 г. методология расчёта  ИЧР потерпела изменения6. Теперь сводный индекс представляет собой среднегеометрическое значение трёх следующих индикаторов: индекс ожидаемой средней продолжительности жизни населения при рождении; индекс образования ( включающий подындксы средней продолжительности обучения и ожидаемой продолжительности обучения); индекс дохода (реальный ВВП на душу населения по ППС валют в долларах США).

     Согласно применяемой методологии,  при расчёте используются фиксированные  стандарты минимального и максимального  значений, с которыми сравниваются  фактические показатели. На основании  внесённых изменений был осуществлён  пересчёт всех имеющихся данных.

     В 2010 г. не только сам ИЧР  подвергся существенной корректировке,  но и было расширено семейство  индикаторов, измеряющих человеческое  развитие.

В дополнение к сводному ИЧР, который рассчитывается на основании статистических данных в среднем по стране и не учитывает внутреннего неравенства, были введены три новых индикатора:

     – индекс человеческого развития, скорректированный с учётом социально-экономического  неравенства (ИЧРН);

     – индекс гендерного неравенства (ИГН);

     – индекс многомерной бедности (ИМБ).

     Кроме того, была разработана  обобщённая система показателей, отражающая количественные и качественные характеристики социально-экономической дифференциации развития, которая включает:

     – коэффициент дифференцирования  ИЧР, характеризующий степень  различия в социально-экономическом  развитии анализируемых стран,  регионов внутри страны, социальных  групп;

     – коэффициент дифференциации  индекса образования, показывающий  степень превышения уровня образования  (грамотности) населения в одной  стране (регионе) над уровнем образования  (грамотности) населения в другой  стране (регионе);

     – коэффициент дифференциации  уровня профессионального образования,  отражающий различия в степени  охвата обучением второй и  третьей ступеней образования населения исследуемых стран или регионов;

     – коэффициент дифференциации  индекса долголетия, показывающий, насколько состояние здоровья  населения в одной стране (регионе)  лучше, чем в другой стране (регионе);

     – коэффициент дифференциации индекса дохода, определяющий степень экономической дифференциации анализируемых стран или регионов;

     – коэффициент дифференциации  индекса смертности как показатель  различий в состоянии здоровья  населения  сравниваемых стран  или регионов.

 

 

 

 

 

 

      3. Состояние человеческого капитала в РФ и его роль в инновационном

развитии

 

     В зависимости от значения  ИЧР страны принято классифицировать  по уровню развития: очень высокий  (в 2011 г. – 42 страны), высокий  (43 страны), средний (42 страны) и низкий (42 страны).

     Следует различать абсолютное  значение ИЧР страны и её  место в рейтинге. Поскольку из  года в год рейтинг составляется  для всё большего количества стран, передвижение в нём не обязательно связано с ростом или снижением значения индекса. В связи с изменением методологии расчёта положение многих стран в рейтинге претерпело серьёзные изменения.

     Российская федерация представлена  в рейтинге с 1990 г. Ранее  не имелось возможности оценить  развитие человеческого потенциала  в ней за недостатком данных. В 1990 г. из 118 стран, участвующих в расчёте, наша страна занимала

33-е место.  В 1990-х гг. ИЧР в России снижался, и в 1995 г. она занимала уже  56-е место. Только в 2005 г.  индекс превысил уровень 1990 г.  ( табл. 3.1). С середины 2000-х гг. РФ вновь закрепилась среди стран с высоким уровнем человеческого развития7.

     2 ноября 2011 г. ПРООН опубликовала очередной доклад о человеческом развитии, озаглавленный «Устойчивое развитие и равенство возможностей: лучшее будущее для всех». Согласно названному докладу, сегодня Россия занимает 66-е место в списке из 187 стран с показателем 0,755. Она по прежнему входит в группу стран с высоким уровнем человеческого развития, опережая все страны СНГ, за исключением Белоруссии (65-е место).

     На современном этапе задача построения и развития инновационной экономики в России требует единого понимания того, что можно и нужно считать инновацией. Существует множество определений понятия «инновация», но каждое из них, в конечном счете, сводится к ее функциональной задаче –

 

Таблица 3.1

Динамика  индекса человеческого развития в России в 1990-2011 гг.

Год

ИЧР РФ

Среднемировое значение ИЧР

Ожидаемая продолжительность жизни, лет

Уровень образования, %

Реальный ВВП на душу населения  по ППС, дол. США

1990

0,692

0,526

67,9

98,0

13 674

1995

0,644

0,550

65,9

98,0

8 503

2000

0,662

0,570

65,0

99,4

9 328

2005

0,693

0,598

65,5

99,4

12 843

2006

0,700

0,604

65,6

99,5

13 500

2007

0,708

0,611

66,2

99,5

14 600

2008

0,715

0,615

66,6

99,5

15 923

2009

0,714

0,619

66,9

99,6

15 200

2010

0,751

0,624

67,2

99,6

15 719

2011

0,755

0,682

68,8

99,8

14 561

Для сравнения (высший рейтинг)

2011

0,943 (Норвегия)

0,682

83,4

(Япония)

100,0

(Грузия)

107 721

(Катар)

Информация о работе Человеческий капитал в инновационной экономике