Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 19:23, курсовая работа
Несмотря на безусловную востребованность теории человеческого капитала, разрабатывается она в основном американскими и английскими учеными. Вклад российских экономистов в ее развитие пока достаточно скромен.
Парадокс сегодняшней ситуации заключается также в том, что наблюдается явное несоответствие между возможностями экономического роста (огромным природно-ресурсным потенциалом России, высоким интеллектом общества, уникальным геополитическим положением) и реальным состоянием ее национальной экономики.
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. Человеческий капитал: общая характеристика. 4
1.1 Широкое определение человеческого капитала 4
1.2 Типы человеческого капитала 6
1.3 Человеческий капитал — главный фактор формирования «экономики знаний»…………………………………………………………………………...8
РАЗДЕЛ 2. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ………………………… …….10
2.1 Определение человеческого потенциала 10
2.2 Сходства и различия человеческого потенциала и человеческого капитала 13
РАЗДЕЛ 3. РОССИЙСКИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ…………………………………………………. 15
3.1 Российский человеческий капитал и проблемы его роста………………..15
3.2 Некоторые пути и методы повышения уровня и качества российского человеческого капитала………………………………………………………….17
3.3 Позитивные и негативные тенденции воспроизводства человеческого капитала…………………………………………………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23
Профессиональная пригодность представляет собой совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения приемлемой эффективности в профессии .
Одним словом, современный
менеджер должен владеть запасом профессиональных и личностных качеств,
которые формируются и накапливаются
в процессе его образовательной и трудовой
деятельности. Что в переводе на современный
деловой язык менеджера определяется
термином “человеческий капитал”.
Под человеческим капиталом, с одной стороны,
мы понимаем запас экономических благ,
находящихся в собственности человека
и неразрывно связанных с носителем рабочей
силы, имеющих стоимостную оценку и способных
приносить доход как самому человеку,
так и субъекту, финансирующему создание
подобных благ. Такими экономическими
благами, прежде всего, являются знания,
духовные и социальные продукты. С другой
стороны, под капиталом мы понимаем отношения
между людьми по поводу присвоения и, отчуждения
экономических благ – продуктов капитала.
Человек – создатель
и творец экономических благ; он
в течение всей жизни трудится
над созданием своего духовного
или социального продукта, поэтому
можно сказать, что человек и
труд неразделимы; подразумевая человеческий
потенциал, мы говорим о трудовом
потенциале.
Характеризуя категорию “трудовой потенциал
работника”, следует отметить, что само
понятие “потенциал” – это навыки персонала,
средства производства и их комбинации,
позволяющие превратить ресурсы, поступающие
на вход производственных площадей, в
готовые продукты и услуги на выход. Это
прежде всего персонал и производственные
мощности предприятия, целевая структура
персонала, соответствующая организационной
структуре .Современные понятия “человеческий
капитал” и “человеческий потенциал”
имеют определенные сходства и различия.
Говоря о различиях, следует вспомнить,
что:
– под человеческим капиталом мы понимаем
находящийся в распоряжении у собственника
экономический запас благ (квалификация,
специальная подготовка), имеющий стоимостную
оценку;
– человеческий потенциал – это всего
лишь возможности, не реализованные (находящиеся
в резерве, он их создает, накапливает,
сохраняет) и, соответственно, не имеющие
экономической оценки до определенного
времени, но которые при желании и определенных
способах мотивации можно реализовать
в процессе труда.
Сходство заключается:
– во-первых, в том, что потенциал и капитал
принадлежат человеку;
– во-вторых, если есть потенциал, то при
наличии потребности он может стать капиталом
(как при создании экономических благ,
так и при получении прибыли или дохода).
Современным менеджерам предстоит превратить
человеческий потенциал в востребованный
фактор роста человеческого капитала.
Эта одна из самых сложных задач функции
менеджмента, и от ее решения зависит будущее
России..
Трудовой потенциал человека не является
величиной постоянной – он непрерывно
изменяется как под воздействием экономических
отношений, в которых воспроизводится
человеческий капитал, так и под воздействием
приобретенного в процессе трудовой деятельности
опыта. Трудоспособность человека и аккумулируемые
(накапливаемые) в процессе трудовой деятельности
созидательные способности работника
повышаются по мере развития и совершенствования
знаний и навыков, укрепления здоровья,
улучшения условий труда и жизнедеятельности,
т. е. могут капитализироваться. Таким
образом, трудовой потенциал включает
все новые и новые человеческие способности,
т. е. трудовой потенциал, изменяя структуру
человеческих способностей, выстраивает
себя в процессе труда таким образом, что
преобразует его и вне его прекращает
свое движение, приобретая качество рабочей
силы.,
Потенциал человека является исходной
точкой, определяющей дальнейшее трудовое
поведение, а менеджер, в свою очередь,
владеет тем трудовым потенциалом, который
соразмерен его человеческому потенциалу.
Человеческий потенциал личности (индивида)
состоит в основном из множества потенций.
Термин “потенциал” происходит от латинского
слова potentia, которое означает силу, мощь,
возможность, способность, существующую
скрыто.
Выделим, в первую очередь,
такие составляющие человеческого
потенциала, как трудовой потенциал
и творческий потенциал.
Трудовой потенциал характеризует возможности
человека осуществлять труд по заданной
технологии, схеме, когда исполнитель
работы не вносит в нее никаких элементов новизны, творчества.
Он естественным образом ограничен физиологическими
способностями человека.
РАЗДЕЛ 3. РОССИЙСКИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ
3.1 Российский человеческий капитал и проблемы его роста
Инвестиции в экономику и государство являются лишь необходимым фактором роста экономики и развития страны, но отнюдь недостаточным. В 1991 – 1992 гг. инвестиции в СССР достигали 35% ВВП, а прирост ВВП оказался отрицательным. И таких примеров много для стран СА неэффективными государственными и экономическими системами. Это является конкретным примером истощения действия экстенсивных факторов роста и неготовности страны и ее экономики к развитию за счет интенсивных факторов, включая ЧК.
Основным показателем, который снижает индекс развития человеческого потенциала России (и человеческий капитал), является низкая продолжительность жизни, особенно мужчин (58 лет), а также сравнительно низкий ВВП на душу населения. Продолжительность жизни населения – индикатор «воли к жизни», индикатор уровня и качества предприимчивости населения (важнейшего экономического ресурса – предпринимательской способности), творческого потенциала страны, индикатор качества труда.
Страна живет в основном за счет доходов от продаж нефти, нефтепродуктов, газа, металлов, леса и т.д. Сильно деградировала фундаментальная наука, причем во многом и за счет физической потери ЧК: лучшие ученые страны работают за границей. Соответственно, без науки деградировало образование, причем на всех уровнях.
Егоров С. пишет: «Российская система государственного образования оказывается неспособной обеспечить достаточный уровень подготовки специалистов. В высшей школе практически отсутствует связь с реальным производством, нет подготовки сотрудников для конкретных предприятий. В российских вузах ведется всего 405% исследовательских работ, производимых в стране. Государственное финансирование системы высшего и специального образования осуществляется не на конкурсной основе и является весьма скудным. Когда государство снижает свое участие в перераспределении ресурсов общества, оно обязано обеспечить перенесение бремени финансирования образования и науки на бизнес. С 1992 г. размеры расходов на науку и образование в России были уменьшены почти вдвое, однако механизмы разгосударствления образования пока развиты слабо. Поэтому при финансировании исследовательских работ надо использовать гранты специальных фондов и стимулировать предприятия к вложению средств в образовательные программы».[15]
Немалую роль в этом сыграло крайне недостаточное финансирование науки и образования со стороны государства. Быстро стареют и теряют свою ценность знания, накопленные еще во времена СССР, а новые накопления знаний незначительны.
В настоящее время в России существую две экономики, две культура, два типа образования и два слоя людей с противоположенным отношением к жизни, труду, предпринимательству, менеджменту, рынку, науке и культуре. Первая часть российского общества – это люди, живущие прошлым, живущие ностальгией по временам СССР, не принявшие изменений в экономике и обществе и не желающие меняться. В тоже время молодые и зрелые люди, сумевшие найти свое место в рыночной экономике, создают новую экономику страны, получают современное образование и опыт, стремятся заработать деньги и комфортно устроить свою жизнь. Число студентов в России удвоилось. Граждане России стремятся учиться.
За границу в развитые страны на постоянную работу приглашаются (или сами пробиваются) только избранные, особо талантливые и известные специалисты, главным образом, в области естественных наук и инженерных профессий. А также молодые и пробивные таланты, которые составляют наибольшую долю российской молодежи.
Таким образом, авторами работы стоимость образования и воспитания как составляющей российского ЧК завышена в несколько раз.
Дополнительно необходимо учитывать отток ЧК в другие страны. Для России он велик. А это прямые потери значительной части инвестиций в ЧК, причем отток ЧК приводит также к потере части инвестиций в науку.
Увеличение государственных и частных инвестиций в ЧК и их эффективное использование только и может поправить положение и вывести Россию из глубокого полисистемного кризиса. И в первую очередь из кризиса духовного, кризиса нравственного. Даст возможность преодолеть перманентный раскол в российском обществе, противостояние государства и населения, которые в последние десятилетия усилились. Другого пути повышения качества жизни, эффективности экономики, формирования гражданского общества, формирования предпринимательской этики, возвращения населения к цивилизованным этическим нормам у страны просто нет.
Увеличение инвестиций в ЧК и поддержание их на высоком уровне в долях от ВВП, даже в ущерб другим сферам деятельности, является стратегически необходимым (наряду с другими)и, возможно, достаточным условием вхождения России в число передовых стран мира (если такую задачу перед страной ставить), пусть в отдаленной перспективе. В монографии под редакцией академика Л. Абалкина человеческий ресурс, человеческий потенциал, человеческое развитие рассматриваются не столько как факторы развития, сколько как цели этого развития. Однако в экономике знаний, в интеллектуальной экономике первенство будет за теми странами, которые используют человеческий капитал как фактор развития, который дает новый прирост как самому себе, так и качеству жизни населения.
3.2 Некоторые пути и методы повышения уровня и качества российского человеческого капитала
Опыт создания рыночной экономики в России показал со всей очевидностью, что без решения проблемы кардинального роста уровня и качества российского ЧК невозможно решить главные проблемы страны. Проблемы эффективного институционального преобразования, диверсификации экономики и повышения эффективности государства, причем решить проблему диверсификации экономики РФ в направлении ее технологического, технического и информационного обновления. Решить задачи создания национальных инновационных и венчурной систем. Решить проблему снижения доли теневой экономики, проблему криминализации страны. Решить проблему безопасности страны и ее граждан. И, наконец, решить главную задачу государства как такового – проблему повышения уровня и качества жизни населения.
В целом для решения проблемы роста российского ЧК и необходимо следующее:
- разработать концепцию и комплексную программу финансирования и стимулирования роста величины и качества российского ЧК. Начало этой программы – решение государством задач перевода на современные принципы и базу воспитания и образования. Венец завершения программы – создание эффективной инновационной системы и инновационной экономики, создание эффективного государства;
- разработать общую идеологию государства;
- осуществить декриминализацию России (в условиях криминально-бюрократического государства решить проблему роста ЧК в принципе невозможно);
- кардинально увеличить прямые государственные и частные инвестиции в ЧК;
- предоставить льготы и преференции юридическим и физическим лицам, осуществляющим инвестиции в ЧК;
- кардинально увеличить государственные инвестиции в дошкольное и школьное образование;
- увеличить целевые образовательные детские и юношеские пособия;
- осуществить компьютеризацию образования;
- реформировать систему образования в направлении подавления коррупции и закрытия слабых коммерческих вузов;
- опережающее увеличивать финансирование образования в области естественных наук;
- консолидировать научные и образовательные силы в области естественных наук на приоритетных направлениях, в которых сохранились еще передовые позиции России;
- опережающее увеличить финансирование фундаментальных естественных наук;
- целевым и адресным образом финансировать возврат ведущих российских ученых на родину;
- опережающее увеличивать финансирование труда эффективных научных работников;
- ускоренно создавать национальную инновационную и венчурную систему;
- создать эффективную государственную просветительскую систему, направленную на пропаганду знаний, рост авторитета профессионалов высокой квалификации, рост значимости образования по естественным специальностям и экономике. Использовать для этих целей государственные каналы телевидения и другие средства массовой информации;
- создавать технополисы, в том числе, на базе существующих академгородков и университетских городков;
- осуществить эффективную трансформацию медицинского обслуживания населения.
3.3 Позитивные и негативные тенденции воспроизводства человеческого капитала
Соответствие рабочей силы требованиям потенциальных инвесторов - один из факторов инвестиционной привлекательности того или иного региона или предприятия. Сохранение существующего разрыва между требованиями инвесторов к профессиональным качествам работников и возможностями системы подго товки и переподготовки кадров, не способной их вовремя удовлетворить, несомненно, отрицательно скажется на динамике капиталовложений При сохранении имеющихся недостатков существующая система подготовки и переподготовки кадров будет препятствовать развитию прежде всего тех видов производств, которые базируются на использовании современных технологий, а также затормозит привлечение иностранных инвестиций
Специалисты отмечают определенные тенденциии взаимосвязи, существующие в общественно – экономических и исторических процессах, влияющих на воспроизводство человеческого капитала:
технологический прогресс и человеческий капитал;
демографическая ситуация;
сдвиги на структуру спроса на рабочую силу;
информационные технологии и дистантные формы организации труда.
К опасностям в воспроизводстве человеческого капитала на современном этапе развития экономики можно отнести:
расширение зоны деградации человеческого капитала (депопуляция, ухудшение здоровья населения, нарастающая инвалидизация; падение трудовой морали и этики; «моральный износ» ЧК; снижение интереса к получению образования);
невыгодное положение российских работников в международной трудовой миграции (выезд из страны квалифицированных кадров и въезд неквалифицированной рабочей силы, т.е. снижение качества человеческого капитала);
инерция экономического мышления (небрежное, безразличное отношение человека к труду);
неэффективность системы профессионального образования;
несоответствие рабочей силы требованиям потенциальных инвесторов – фактор инвестиционной привлекательности того или иного региона.
Какие тенденции в воспроизводстве человеческого капитала будут преобладать –позитивные или негативные? Это зависит от позиций всех его участников государства, предприятий и организаций, населения . Если их поведение будет экономически и социально эффективным, то негативные тенденции, перечисленные выше, удастся блокировать. Учитывая это, в рамках поискового прогнозирования необходимо рассмотреть возможные альтернативы сегодняшнему поведению участников процесса воспроизводства человеческого капитала В первую очередь следует сосредоточиться не на частных проблемах, как бы важны они ни были, а на системных, т.е. тех, от которых зависит развитие не отдельных элементов, а всей социально-трудовой сферы. Определение форм участия государства в процессах воспроизводства человеческого капитала очень важно. Российская экономика настоятельно требует быстрого изменения качества (и структуры) человеческого капитала. Ресурсов же для этого ни у предприятий, ни у населения явно недостаточно. Разорвать порочный круг без активного участия государства невозможно, однако полагаться только на его силы было бы не реалистично. В самом общем виде функции государства в этой сфере следующие:
Информация о работе Человеческий (потенциал) капитал и его роль в современной экономике