Человеческий (потенциал) капитал и его роль в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 19:23, курсовая работа

Описание работы

Несмотря на безусловную востребованность теории человеческого капитала, разрабатывается она в основном американскими и английскими учеными. Вклад российских экономистов в ее развитие пока достаточно скромен.
Парадокс сегодняшней ситуации заключается также в том, что наблюдается явное несоответствие между возможностями экономического роста (огромным природно-ресурсным потенциалом России, высоким интеллектом общества, уникальным геополитическим положением) и реальным состоянием ее национальной экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. Человеческий капитал: общая характеристика. 4
1.1 Широкое определение человеческого капитала 4
1.2 Типы человеческого капитала 6
1.3 Человеческий капитал — главный фактор формирования «экономики знаний»…………………………………………………………………………...8
РАЗДЕЛ 2. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ………………………… …….10
2.1 Определение человеческого потенциала 10
2.2 Сходства и различия человеческого потенциала и человеческого капитала 13
РАЗДЕЛ 3. РОССИЙСКИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ…………………………………………………. 15
3.1 Российский человеческий капитал и проблемы его роста………………..15
3.2 Некоторые пути и методы повышения уровня и качества российского человеческого капитала………………………………………………………….17
3.3 Позитивные и негативные тенденции воспроизводства человеческого капитала…………………………………………………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23

Файлы: 1 файл

ПОЛНАЯ КУРСОВАЯ!!!!!!.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

Профессиональная пригодность  представляет собой совокупность психических  и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных  для достижения приемлемой эффективности  в профессии .

Одним словом, современный  менеджер должен владеть запасом профессиональных и личностных качеств, которые формируются и накапливаются в процессе его образовательной и трудовой деятельности. Что в переводе на современный деловой язык менеджера определяется термином “человеческий капитал”. 
Под человеческим капиталом, с одной стороны, мы понимаем запас экономических благ, находящихся в собственности человека и неразрывно связанных с носителем рабочей силы, имеющих стоимостную оценку и способных приносить доход как самому человеку, так и субъекту, финансирующему создание подобных благ. Такими экономическими благами, прежде всего, являются знания, духовные и социальные продукты. С другой стороны, под капиталом мы понимаем отношения между людьми по поводу присвоения и, отчуждения экономических благ – продуктов капитала.

Человек – создатель  и творец экономических благ; он в течение всей жизни трудится над созданием своего духовного  или социального продукта, поэтому  можно сказать, что человек и  труд неразделимы; подразумевая человеческий потенциал, мы говорим о трудовом потенциале. 
Характеризуя категорию “трудовой потенциал работника”, следует отметить, что само понятие “потенциал” – это навыки персонала, средства производства и их комбинации, позволяющие превратить ресурсы, поступающие на вход производственных площадей, в готовые продукты и услуги на выход. Это прежде всего персонал и производственные мощности предприятия, целевая структура персонала, соответствующая организационной структуре .Современные понятия “человеческий капитал” и “человеческий потенциал” имеют определенные сходства и различия. 
Говоря о различиях, следует вспомнить, что: 
– под человеческим капиталом мы понимаем находящийся в распоряжении у собственника экономический запас благ (квалификация, специальная подготовка), имеющий стоимостную оценку; 
– человеческий потенциал – это всего лишь возможности, не реализованные (находящиеся в резерве, он их создает, накапливает, сохраняет) и, соответственно, не имеющие экономической оценки до определенного времени, но которые при желании и определенных способах мотивации можно реализовать в процессе труда. 
Сходство заключается: 
– во-первых, в том, что потенциал и капитал принадлежат человеку; 
– во-вторых, если есть потенциал, то при наличии потребности он может стать капиталом (как при создании экономических благ, так и при получении прибыли или дохода). 
Современным менеджерам предстоит превратить человеческий потенциал в востребованный фактор роста человеческого капитала. Эта одна из самых сложных задач функции менеджмента, и от ее решения зависит будущее России..  
Трудовой потенциал человека не является величиной постоянной – он непрерывно изменяется как под воздействием экономических отношений, в которых воспроизводится человеческий капитал, так и под воздействием приобретенного в процессе трудовой деятельности опыта. Трудоспособность человека и аккумулируемые (накапливаемые) в процессе трудовой деятельности созидательные способности работника повышаются по мере развития и совершенствования знаний и навыков, укрепления здоровья, улучшения условий труда и жизнедеятельности, т. е. могут капитализироваться. Таким образом, трудовой потенциал включает все новые и новые человеческие способности, т. е. трудовой потенциал, изменяя структуру человеческих способностей, выстраивает себя в процессе труда таким образом, что преобразует его и вне его прекращает свое движение, приобретая качество рабочей силы.,

 Потенциал человека является исходной точкой, определяющей дальнейшее трудовое поведение, а менеджер, в свою очередь, владеет тем трудовым потенциалом, который соразмерен его человеческому потенциалу. 
Человеческий потенциал личности (индивида) состоит в основном из множества потенций. Термин “потенциал” происходит от латинского слова potentia, которое означает силу, мощь, возможность, способность, существующую скрыто.

Выделим, в первую очередь, такие составляющие человеческого  потенциала, как трудовой потенциал  и творческий потенциал. 
Трудовой потенциал характеризует возможности человека осуществлять труд по заданной технологии, схеме, когда исполнитель работы не вносит в нее никаких элементов новизны, творчества. Он естественным образом ограничен физиологическими способностями человека. 

РАЗДЕЛ 3. РОССИЙСКИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ

3.1 Российский человеческий капитал и проблемы его роста

Инвестиции в экономику и государство являются лишь необходимым фактором роста экономики и развития страны, но отнюдь недостаточным. В 1991 – 1992 гг. инвестиции в СССР достигали 35% ВВП, а прирост ВВП оказался отрицательным. И таких примеров много для стран СА неэффективными государственными и экономическими системами. Это является конкретным примером истощения действия экстенсивных факторов роста и неготовности страны и ее экономики к развитию за счет интенсивных факторов, включая ЧК.

Основным показателем, который снижает индекс развития человеческого потенциала России (и человеческий капитал), является низкая продолжительность жизни, особенно мужчин (58 лет), а также сравнительно низкий ВВП на душу населения. Продолжительность жизни населения – индикатор «воли к жизни», индикатор уровня и качества предприимчивости населения (важнейшего экономического ресурса – предпринимательской способности),  творческого потенциала страны, индикатор качества труда.

Страна живет в основном за счет доходов от продаж нефти, нефтепродуктов, газа, металлов, леса и т.д. Сильно деградировала фундаментальная наука, причем во многом и за счет физической потери ЧК: лучшие ученые страны работают за границей. Соответственно, без науки деградировало образование, причем на всех уровнях.

Егоров С. пишет: «Российская система государственного образования оказывается неспособной обеспечить достаточный уровень подготовки специалистов. В высшей школе практически отсутствует связь с реальным производством, нет подготовки сотрудников для конкретных предприятий. В российских вузах ведется всего 405% исследовательских работ, производимых в стране. Государственное финансирование системы высшего и специального образования осуществляется не на конкурсной основе и является весьма скудным. Когда государство снижает  свое участие в перераспределении ресурсов общества, оно обязано обеспечить перенесение бремени финансирования образования и науки на бизнес. С 1992 г. размеры расходов на науку и образование в России были уменьшены почти вдвое, однако механизмы разгосударствления образования пока развиты слабо. Поэтому при финансировании исследовательских работ надо использовать гранты специальных фондов и стимулировать предприятия к вложению средств в образовательные программы».[15]

Немалую роль в этом сыграло  крайне недостаточное финансирование науки и образования со стороны государства. Быстро стареют и теряют свою ценность знания, накопленные еще во времена СССР, а новые накопления знаний незначительны.

В настоящее время  в России существую две экономики, две культура, два типа образования и два слоя людей с противоположенным отношением к жизни, труду, предпринимательству, менеджменту, рынку, науке и культуре. Первая часть российского общества – это люди, живущие  прошлым, живущие ностальгией по временам СССР, не принявшие изменений в экономике и обществе и не желающие меняться. В тоже время молодые и зрелые люди, сумевшие найти свое место в рыночной экономике, создают новую экономику страны, получают современное образование и опыт, стремятся заработать деньги и комфортно устроить свою жизнь. Число студентов в России удвоилось. Граждане России стремятся учиться.

За границу в развитые страны на постоянную работу приглашаются (или сами пробиваются) только избранные, особо талантливые и известные специалисты, главным образом, в области естественных наук и инженерных профессий. А также молодые и пробивные таланты, которые составляют наибольшую долю российской молодежи.

Таким образом, авторами работы стоимость образования и  воспитания как составляющей российского  ЧК завышена в несколько раз.

Дополнительно необходимо учитывать отток ЧК в другие страны. Для России он велик. А это прямые потери значительной части инвестиций в ЧК, причем отток ЧК приводит также  к потере части инвестиций в науку.

Увеличение государственных  и частных инвестиций в ЧК и их эффективное использование только и может поправить положение и вывести Россию из глубокого полисистемного кризиса. И в первую очередь из кризиса духовного, кризиса нравственного. Даст возможность преодолеть перманентный  раскол в российском обществе, противостояние государства и населения, которые в последние десятилетия усилились. Другого пути повышения качества жизни, эффективности экономики, формирования гражданского общества, формирования предпринимательской этики, возвращения населения к цивилизованным этическим нормам у страны просто нет.

Увеличение инвестиций в ЧК и поддержание их на высоком  уровне в долях от ВВП, даже в ущерб  другим сферам деятельности, является стратегически необходимым (наряду с другими)и, возможно, достаточным условием вхождения России в число передовых стран мира (если такую задачу перед страной ставить), пусть в отдаленной перспективе. В монографии под редакцией академика Л. Абалкина человеческий ресурс, человеческий потенциал, человеческое развитие рассматриваются не столько как факторы развития, сколько как цели этого развития. Однако в экономике знаний, в интеллектуальной экономике первенство будет за теми странами, которые используют человеческий капитал как фактор развития, который дает новый прирост как самому себе, так и качеству жизни населения.

3.2 Некоторые пути и методы повышения уровня и качества российского человеческого капитала

Опыт создания рыночной экономики в России показал со всей очевидностью, что без решения  проблемы кардинального роста уровня и качества российского ЧК невозможно решить главные проблемы страны. Проблемы эффективного институционального преобразования, диверсификации экономики и повышения эффективности государства, причем решить проблему диверсификации экономики РФ в направлении ее технологического, технического и информационного обновления. Решить задачи создания национальных инновационных и венчурной систем. Решить проблему снижения доли теневой экономики, проблему криминализации страны. Решить проблему безопасности страны и ее граждан. И, наконец, решить главную задачу государства как такового – проблему повышения уровня и качества жизни населения.

В целом для решения  проблемы роста российского ЧК и  необходимо следующее:

- разработать концепцию и комплексную программу финансирования и стимулирования роста величины и качества российского ЧК. Начало этой программы – решение государством задач перевода на современные принципы и базу воспитания и образования. Венец завершения программы – создание эффективной инновационной системы и инновационной экономики, создание эффективного государства;

- разработать общую идеологию государства;

- осуществить декриминализацию России (в условиях криминально-бюрократического государства решить проблему роста ЧК в принципе невозможно);

- кардинально увеличить прямые государственные и частные   инвестиции в ЧК;

- предоставить льготы и преференции юридическим и физическим лицам, осуществляющим инвестиции в ЧК;

- кардинально увеличить государственные инвестиции в дошкольное и школьное образование;

- увеличить целевые образовательные детские и юношеские пособия;

- осуществить компьютеризацию образования;

- реформировать систему образования в направлении подавления коррупции и закрытия слабых коммерческих вузов;

- опережающее увеличивать финансирование образования в области естественных наук;

- консолидировать научные и образовательные силы в области естественных наук на приоритетных направлениях, в которых сохранились еще передовые позиции России;

- опережающее увеличить финансирование фундаментальных естественных наук;

- целевым и адресным образом финансировать возврат ведущих российских ученых на родину;

- опережающее увеличивать финансирование труда эффективных научных работников;

- ускоренно создавать национальную инновационную и венчурную систему;

- создать эффективную государственную просветительскую систему, направленную на пропаганду знаний, рост авторитета профессионалов высокой квалификации, рост значимости образования по естественным специальностям и экономике. Использовать для этих целей государственные каналы телевидения и другие средства массовой информации;

- создавать технополисы, в том числе, на базе существующих академгородков и университетских городков;

- осуществить эффективную трансформацию медицинского обслуживания населения.

 

3.3 Позитивные и негативные тенденции воспроизводства человеческого капитала

Соответствие рабочей  силы требованиям потенциальных инвесторов - один из факторов инвестиционной привлекательности того или иного региона или предприятия. Сохранение существующего разрыва между требованиями инвесторов к профессиональным качествам работников и возможностями системы подго товки и переподготовки кадров, не способной их вовремя удовлетворить, несомненно, отрицательно скажется на динамике капиталовложений При сохранении имеющихся недостатков существующая система подготовки и переподготовки кадров будет препятствовать развитию прежде всего тех видов производств, которые базируются на использовании современных технологий, а также затормозит привлечение иностранных инвестиций

Специалисты отмечают определенные тенденциии взаимосвязи, существующие в общественно – экономических  и исторических процессах, влияющих на воспроизводство человеческого  капитала:

технологический прогресс и человеческий капитал;

демографическая ситуация;

сдвиги на структуру  спроса на рабочую силу;

информационные технологии и дистантные формы организации  труда.

К опасностям в воспроизводстве  человеческого капитала на современном  этапе развития экономики можно  отнести:

расширение зоны деградации человеческого капитала (депопуляция, ухудшение здоровья населения, нарастающая инвалидизация; падение трудовой морали и этики; «моральный износ» ЧК; снижение интереса к получению образования);

невыгодное положение  российских работников в международной  трудовой миграции (выезд из страны квалифицированных кадров и въезд неквалифицированной рабочей силы, т.е. снижение качества человеческого капитала);

инерция экономического мышления (небрежное, безразличное отношение  человека к труду);

неэффективность системы  профессионального образования;

несоответствие рабочей  силы требованиям потенциальных  инвесторов – фактор инвестиционной привлекательности того или иного  региона.

Какие тенденции в  воспроизводстве человеческого  капитала будут преобладать –позитивные  или негативные? Это зависит от позиций всех его участников государства, предприятий и организаций, населения . Если их поведение будет экономически и социально эффективным, то негативные тенденции, перечисленные выше, удастся блокировать.  Учитывая это, в рамках поискового прогнозирования необходимо рассмотреть возможные альтернативы сегодняшнему поведению участников процесса воспроизводства человеческого капитала В первую очередь следует сосредоточиться не на частных проблемах, как бы важны они ни были, а на системных, т.е. тех, от которых зависит развитие не отдельных элементов, а всей социально-трудовой сферы. Определение форм участия государства в процессах воспроизводства человеческого капитала очень важно. Российская экономика настоятельно требует быстрого изменения качества (и структуры) человеческого капитала. Ресурсов же для этого ни у предприятий, ни у населения явно недостаточно. Разорвать порочный круг без активного участия государства невозможно, однако полагаться только на его силы было бы не реалистично. В самом общем виде функции государства в этой сфере следующие:

Информация о работе Человеческий (потенциал) капитал и его роль в современной экономике