Человеческий (потенциал) капитал и его роль в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 19:23, курсовая работа

Описание работы

Несмотря на безусловную востребованность теории человеческого капитала, разрабатывается она в основном американскими и английскими учеными. Вклад российских экономистов в ее развитие пока достаточно скромен.
Парадокс сегодняшней ситуации заключается также в том, что наблюдается явное несоответствие между возможностями экономического роста (огромным природно-ресурсным потенциалом России, высоким интеллектом общества, уникальным геополитическим положением) и реальным состоянием ее национальной экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. Человеческий капитал: общая характеристика. 4
1.1 Широкое определение человеческого капитала 4
1.2 Типы человеческого капитала 6
1.3 Человеческий капитал — главный фактор формирования «экономики знаний»…………………………………………………………………………...8
РАЗДЕЛ 2. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ………………………… …….10
2.1 Определение человеческого потенциала 10
2.2 Сходства и различия человеческого потенциала и человеческого капитала 13
РАЗДЕЛ 3. РОССИЙСКИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ…………………………………………………. 15
3.1 Российский человеческий капитал и проблемы его роста………………..15
3.2 Некоторые пути и методы повышения уровня и качества российского человеческого капитала………………………………………………………….17
3.3 Позитивные и негативные тенденции воспроизводства человеческого капитала…………………………………………………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23

Файлы: 1 файл

ПОЛНАЯ КУРСОВАЯ!!!!!!.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

разработка государственной  политики в сфере воспроизводства  человеческого капитала на федеральном  и региональном уровнях;

осуществление соответствующего законодательного и административного регулирования;

привлечение в сферу  воспроизводства человеческого капитала негосударственных предприятий и учреждений, создание им благоприятных условий;

координация деятельности населения, негосударственных и государственных предприятий и представляющих их интересы союзов и ассоциаций в рамках институтов социального партнерства.

Россия остро нуждается  в жизнеспособных институтах социального  партнерства в сфере занятости. В развитых рыночных экономиках именно такие институты обеспечивают устойчивые, эффективные связи между работодателями, образовательными учреждениями и населением, и, соответственно, быструю адаптацию трудовой сферы к изменениям в экономике. В нашей стране такие институты только нарождаются.

Очевидные минусы российских профессионально-квалификационных стандартов обусловлены, в частности, недостаточным участием работодателей в их формировании. Разрыв между профессионально-квалификационными и образовательными стандартами можно объяснить отсутствием стабильных связей между работодателями и учреждениями профессионального образования. Между тем установление профессионально-квалификационных стандартов, отвечающих реальным требованиям работодателей, - одно из важнейших в сфере воспроизводства человеческого капитала системных мероприятий. Они жизненно необходимы как для построения современной системы подготовки и переподготовки кадров, так и для подбора кандидатов на вакантные места, помощи людям в трудоустройстве. Такие стандарты играют роль языка, позволяющего понимать друг друга всем, кто так или иначе контактирует с миром профессий: абитуриентам, их родителям, руководителям учебных заведений, кадровым службам предприятий, посредникам на рынке труда. Только на основе этих стандартов удастся достаточно эффективно использовать возможности новых информационных технологий, применяемых при поиске места работы и учебы.

Создание эффективных  механизмов финансирования воспроизводства человеческого капитала - необходимое условие прогресса в социально-трудовой сфере.

Абитуриенты и студенты, их родители, работники, желающие получить новую профессию, должны иметь доступ не только к рекламным проспектам учебных заведений , но и к реальным сведениям об их кадровом составе, учебных планах и перспективах трудоустройства по их окончании. Любой человек, заинтересованный в получении таких сведений, должен быть обеспечен информацией относительно того, где и как их найти. Это намного облегчит каждому процесс профессионального "самоопределения".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Экономическое и социальное развитие России в будущем в значительной степени будет зависеть от отношения общества к процессам воспроизводства человеческого капитала. Проблемы в социально-трудовой сфере, безусловно, не могут быть решены без привлечения работодателей, работников, их союзов и ассоциаций и общества в целом. При этом крайне опасно самоустранение государства от регулирования процессов воспроизводства человеческого капитала.

Если не будут созданы  экономические механизмы, обеспечивающие соответствие подготовки кадров требованиям производства, то даже в условиях экономического роста ситуация с занятостью вряд ли кардинально изменится: дефицит рабочих мест вполне может сочетаться со значительными масштабами безработицы. События последних двух лет - яркое тому подтверждение. Кроме того, важнейшую роль играет не только количество, но и качество рабочих мест. Увеличение числа рабочих мест при ухудшении их качественной структуры приведет к "утечке умов" за рубеж и росту иммиграции в Россию неквалифицированной рабочей силы из сопредельных государств. К сожалению, подобный пессимистический сценарий вполне возможен.

По выражению А. Илларионова,   Россия уже  бездарно потеряла ХХ век  и  «чтобы не потерять и век грядущий, экономисты и государственные деятели должны извлечь необходимые уроки из весьма поучительного  опыта прошедших десятилетий и внести соответствующие коррективы в экономическую политику».

Развитие событий по оптимистическому сценарию предполагает комплексное регулирование обществом всех процессов, происходящих в сфере воспроизводства человеческого капитала. Теория человеческого капитала находится в начальной стадии своего развития, применяя на практике существующие методы расчета и оценки человеческого капитала необходимо сравнивать, проверять и выявлять наиболее приемлемые методики оценки человеческого капитала.

Нужны не изолированные  мероприятия, сколь бы радикальными они ни казались, а осуществление системной государственной политики, активно влияющей на процессы воспроизводства человеческого капитала для перехода экономики на инновационный путь развития.

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории: пер. С англ. /  М.: ГУ ВШЭ, 2003. – 672с.
  2. Гальперин В.М., Игнатьев С.М.,. Моргунов В.И.  Микроэкономика: учебник. -  М.: Экономическая школа, 1994.
  3. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова. Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука. 1999.
  4. Зюзин Д.И. Измерение и оценка качества рабочей силы. М.: ИСЭПН. – 1997.
  5. Илларионов А. Как Россия потеряла ХХ столетие //Вопросы экономики,2000, №1
  6. Ильинский И.В.. Инвестиции в будущее: образование в инновационном воспроизводстве. СПб.: Изд. СПбУЭФ. 1996.
  7. Сырцова Л, Акопян А., Ю. Шиленков.  Человеческий капитал как основа эргодинамической модели здоровья. Национальная идея России: валеологический аспект проблемы  // Медицинский вестник № 11(1) выпуск 26, сентябрь 2002.
  8. Управление персоналом: Учебник для вузов / под ред. Аксенова Е.А., Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. и др. М: ЮНИТИ, 1998. – 560с.
  9. Чернейко Д. Прогноз воспроизводства человеческого капитала – необходимый элемент экономической стратегии // Человек и труд, 2001,  №3.
  10. Корчагин Ю. А.: Новая парадигма развития России и Воронежской области? http://parere.ru/strategy/show/226
  11. Доклады ПРООН о развитии человека: www.hdr.undp.org, www.undp.ru.

          12. Шульц Т. Ценность детей // THESIS, 1994, № 6.

         13. Корчагин Ю. А. Современная экономика России. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008 ISBN 978-5-222-14027-7. Корчагин Ю. А. Российский человеческий капитал: фактор развития или деградации? Воронеж: ЦИРЭ, 2005. Сайт ЦИРЭ. http://lerc.012345.ru

14. Шульц Т. Создание капитала образованием. 1960

15.Егоров  С. Человеческий фактор и экономический рост в условиях постиндустриализации // ВЭ. 2004, № 5.




Информация о работе Человеческий (потенциал) капитал и его роль в современной экономике