Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 19:23, курсовая работа
Несмотря на безусловную востребованность теории человеческого капитала, разрабатывается она в основном американскими и английскими учеными. Вклад российских экономистов в ее развитие пока достаточно скромен.
Парадокс сегодняшней ситуации заключается также в том, что наблюдается явное несоответствие между возможностями экономического роста (огромным природно-ресурсным потенциалом России, высоким интеллектом общества, уникальным геополитическим положением) и реальным состоянием ее национальной экономики.
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. Человеческий капитал: общая характеристика. 4
1.1 Широкое определение человеческого капитала 4
1.2 Типы человеческого капитала 6
1.3 Человеческий капитал — главный фактор формирования «экономики знаний»…………………………………………………………………………...8
РАЗДЕЛ 2. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ………………………… …….10
2.1 Определение человеческого потенциала 10
2.2 Сходства и различия человеческого потенциала и человеческого капитала 13
РАЗДЕЛ 3. РОССИЙСКИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ…………………………………………………. 15
3.1 Российский человеческий капитал и проблемы его роста………………..15
3.2 Некоторые пути и методы повышения уровня и качества российского человеческого капитала………………………………………………………….17
3.3 Позитивные и негативные тенденции воспроизводства человеческого капитала…………………………………………………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23
разработка государственной политики в сфере воспроизводства человеческого капитала на федеральном и региональном уровнях;
осуществление соответствующего законодательного и административного регулирования;
привлечение в сферу воспроизводства человеческого капитала негосударственных предприятий и учреждений, создание им благоприятных условий;
координация деятельности населения, негосударственных и государственных предприятий и представляющих их интересы союзов и ассоциаций в рамках институтов социального партнерства.
Россия остро нуждается в жизнеспособных институтах социального партнерства в сфере занятости. В развитых рыночных экономиках именно такие институты обеспечивают устойчивые, эффективные связи между работодателями, образовательными учреждениями и населением, и, соответственно, быструю адаптацию трудовой сферы к изменениям в экономике. В нашей стране такие институты только нарождаются.
Очевидные минусы российских профессионально-
Создание эффективных механизмов финансирования воспроизводства человеческого капитала - необходимое условие прогресса в социально-трудовой сфере.
Абитуриенты и студенты, их родители, работники, желающие получить новую профессию, должны иметь доступ не только к рекламным проспектам учебных заведений , но и к реальным сведениям об их кадровом составе, учебных планах и перспективах трудоустройства по их окончании. Любой человек, заинтересованный в получении таких сведений, должен быть обеспечен информацией относительно того, где и как их найти. Это намного облегчит каждому процесс профессионального "самоопределения".
Заключение
Экономическое и социальное развитие России в будущем в значительной степени будет зависеть от отношения общества к процессам воспроизводства человеческого капитала. Проблемы в социально-трудовой сфере, безусловно, не могут быть решены без привлечения работодателей, работников, их союзов и ассоциаций и общества в целом. При этом крайне опасно самоустранение государства от регулирования процессов воспроизводства человеческого капитала.
Если не будут созданы экономические механизмы, обеспечивающие соответствие подготовки кадров требованиям производства, то даже в условиях экономического роста ситуация с занятостью вряд ли кардинально изменится: дефицит рабочих мест вполне может сочетаться со значительными масштабами безработицы. События последних двух лет - яркое тому подтверждение. Кроме того, важнейшую роль играет не только количество, но и качество рабочих мест. Увеличение числа рабочих мест при ухудшении их качественной структуры приведет к "утечке умов" за рубеж и росту иммиграции в Россию неквалифицированной рабочей силы из сопредельных государств. К сожалению, подобный пессимистический сценарий вполне возможен.
По выражению А. Илларионова, Россия уже бездарно потеряла ХХ век и «чтобы не потерять и век грядущий, экономисты и государственные деятели должны извлечь необходимые уроки из весьма поучительного опыта прошедших десятилетий и внести соответствующие коррективы в экономическую политику».
Развитие событий по оптимистическому сценарию предполагает комплексное регулирование обществом всех процессов, происходящих в сфере воспроизводства человеческого капитала. Теория человеческого капитала находится в начальной стадии своего развития, применяя на практике существующие методы расчета и оценки человеческого капитала необходимо сравнивать, проверять и выявлять наиболее приемлемые методики оценки человеческого капитала.
Нужны не изолированные мероприятия, сколь бы радикальными они ни казались, а осуществление системной государственной политики, активно влияющей на процессы воспроизводства человеческого капитала для перехода экономики на инновационный путь развития.
Список литературы:
12. Шульц Т. Ценность детей // THESIS, 1994, № 6.
13. Корчагин Ю. А. Современная экономика России. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008 ISBN 978-5-222-14027-7. Корчагин Ю. А. Российский человеческий капитал: фактор развития или деградации? Воронеж: ЦИРЭ, 2005. Сайт ЦИРЭ. http://lerc.012345.ru
14. Шульц Т. Создание капитала образованием. 1960
15.Егоров С. Человеческий фактор и экономический рост в условиях постиндустриализации // ВЭ. 2004, № 5.
Информация о работе Человеческий (потенциал) капитал и его роль в современной экономике