Цикличность экономического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы - изучение сущности экономических циклов. Эта цель определила следующие задачи:
1) определить содержания экономического цикла;
2) рассмотреть фазы цикла;
3) описать процессы, происходящие в каждом из них и предпосылки перехода от одной фазы к другой;
4) рассмотреть основные подходы к классификации циклов;
5) изучить современные подходы к антициклическому регулированию;
6) описать циклическое развитие отечественной экономики.

Содержание работы

Введение.................................................................................................................3
Глава 1. Сущность циклов и их фазы..................................................................5
1.1. Понятие циклических колебаний и экономического цикла.......5
1.2. Классификация циклов .................................................................7
1.3. Фазы цикла и их характеристика..................................................9
1.3.1. Виды кризисов.......................................................................13
Глава 2. Антициклическая политика, особенности и специфика
циклического развития на современном этапе………………………………..16
2.1. Антициклическая политика государства………………………..…16
2.2.Особенности подходов к преодолению российского
экономического кризиса конца ХХ столетия………………………......17
2.3. Специфика цикличности развития в конце ХХв..………………....19
Глава 3. Циклическая природа современного кризиса…………………….…20
3.1. Модификация цикла………………………………………………....20
3.2. Систематичность текущего кризиса…………………………….….21
3.3. Важность понимания цикличности текущего кризиса…………....22
Глава 4. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год…………………………………………………………24
4.1. Приоритеты программы антикризисных мер …………………….24
4.2. Усиление социальной защиты населения, обеспечение гарантий социальной и медицинской помощи, государственная поддержка сферы занятости……………………………………………………………..…..26
4.3. Сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала ……………………………………………………………....28
4.4.Поддержка отдельных отраслей экономики……………………....29
4.5. Макроэкономическая политика…………….……………………..31
Заключение……………………………………………………………………..33
Список литературы…………………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ.doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)

5.     Правительство продолжит снижать административные барьеры для бизнеса, являющиеся одной из причин коррупции.

6.     Экономика должна опираться на мощную национальную финансовую систему.

7. Правительство и Центральный Банк будут реализовывать ответственную макроэкономическую политику, направленную на создание необходимых условий, стимулов для роста сбережений населения, повышения инвестиционной привлекательности экономики, обеспечивая тем самым необходимые условия для восстановления устойчивого экономического роста.

Бюджетная политика Правительства. Федеральный бюджет на 2009 год имеет ярко выраженный антикризисный характер. В условиях падения прогнозируемых доходов бюджета более, чем на четверть, по сравнению с 2008 годом, планируемые расходы будут сохранены на уровне не ниже расходов прошлого года, что само по себе является важнейшей антикризисной мерой.

Важную роль в преодолении  кризиса будет играть тесное сотрудничество с другими странами мира в преодолении кризиса и его последствий. Из глобального кризиса невозможно выбраться в одиночку.

4.2. Усиление социальной защиты населения, обеспечение гарантий социальной и медицинской помощи, государственная поддержка сферы занятости

Социальные обязательства  государства перед населением, принятые до начала кризиса, в 2009 году будут выполнены в полном объеме.

В 2009 году будет реализовано  ранее принятое решение о повышении  среднего размера социальных пенсий до прожиточного минимума пенсионера в сумме 4245 рублей. Это означает увеличение базовой, гарантированной государством части трудовых пенсий на 42,8% за год, в том числе за счет роста потребительских цен - на 8,7%. Средний размер трудовых пенсий в 2009 году  возрастет  на 35%. Получит дальнейшее развитие национальный проект «Здоровье».

С начала года в 1,5 раза увеличен максимальный размер пособия по безработице.

Федеральный бюджет выделил  дополнительно 43,7 млрд.рублей на стабилизацию ситуации на рынке труда. Субъектами Российской Федерации приняты 82 региональные программы, предусматривающие опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения, создание временных рабочих мест, организацию переезда увольняемых на работу в другую местность. Запланировано направить на опережающее обучение, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 173 тыс.человек, организовать 982 тыс. временных рабочих мест и рабочих мест на общественных работах, оказать материальную поддержку на предпринимательскую инициативу 55,8 тыс. человек, оказать адресную помощь при переезде в другую местность 15 тыс. человек.

Стоимость принятых региональных программ составляет более 25 млрд.рублей, из которых 90% составляют субсидии из федерального бюджета.

Объем бюджетных ассигнований, направляемых на оказание социальной поддержки безработных граждан и осуществление активных программ содействия занятости безработных граждан будет увеличен на 33,95 млрд.рублей, в том числе 29,8 млрд.рублей на социальную поддержку граждан, признанных в установленном порядке безработными.

Для обеспечения приоритетного  права российских граждан на трудоустройство  на вакантные и вновь создаваемые  рабочие места на 2009 год в 2 раза уменьшены квоты на привлечение  иностранных работников субъектам  Российской Федерации по сравнению с их предложениями.

Правительством разрабатывается  ряд мер по поддержке студенчества. В числе таких мер развитие эксперимента по образовательному кредитованию с установлением низкого процента по кредиту (не более 11,5% в год) и усилением  роли государственной поддержки. Будет также рассмотрена возможность фиксации платы за получение образования в рублях на весь период обучения для студентов, обучающихся с полным возмещением затрат.  

Будет организована работа по реализации студентами, успешно проходящими обучение на платной основе в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и испытывающими материальные затруднения, права на переход на обучение за счет средств соответствующих бюджетов при наличии вакантных мест. В текущем учебном году в связи с экономическими трудностями планируется перевести на вакантные бюджетные места более 26 тысяч студентов, обучающихся на договорной основе.

Отдельной важной задачей  будет обеспечение занятости  выпускников школ, вузов и ссузов, которым наиболее сложно найти работу в условиях кризиса. Здесь будут предприняты меры по сохранению  бюджетных мест на очных отделениях вузов на уровне 2008 года, несмотря на демографический спад, по  увеличению бюджетных мест в магистратуре до 35 тысячи мест (в настоящее время - 20 тысяч); в аспирантуре до 29 тысяч (увеличение на 3 тысячи мест), а также по изменению структуры подготовки в вузах и ссузах.

Предполагается создание более 2,5 тысяч малых предприятий, что позволит создать до 30 тысяч  рабочих мест, в первую очередь для выпускников вузов.

В целях сдерживания роста цен на социально значимые товары, прежде всего на продовольствие, Правительство усилит антимонопольный контроль за сферой торговли.

4.3. Сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала.

Неэффективные предприятия  не будут поддерживаться за счет средств  налогоплательщиков.

Кризис - время освобождения экономики от неэффективных предприятий. Будет применяться механизм банкротства  для решения проблем, вызванных  низким уровнем менеджмента, стратегическими ошибками в управлении, недостаточным вниманием собственников к эффективности их активов. Предприятия, повысившие в последние годы свою эффективность, производительность труда, но попавшие в сложную ситуацию из-за отсутствия доступа к кредитам и временного снижения спроса на их продукцию, вправе рассчитывать на поддержку государства.

Будет реализовываться  деятельность по привлечению инвестиций в российскую экономику, в том  числе прямых иностранных инвестиций.

4.4.Поддержка отдельных отраслей экономики

В рамках поддержки сельского хозяйства Правительство предпринимает меры по обеспечению доступности финансовых ресурсов для предприятий отрасли, защите внутренних рынков, стимулированию экспорта сельскохозяйственной продукции.

Приняты решения о субсидировании процентных ставок в размере 100% ставки рефинансирования Банка России по кредитам для отдельных подотраслей сельского хозяйства (мясное и молочное животноводство), для чего выделено 7 млрд. рублей. Еще 10 млрд. рублей выделено на возмещение 80% от ставки рефинансирования Банка России по кредитам, полученным в российских кредитных организациях остальными предприятиями АПК.

Результатом реализации антикризисных мер в сфере  сельского хозяйства должно стать  повышение доли отечественных продуктов питания на российском рынке.

В целях стимулирования спроса на продукцию автомобилестроения будет субсидироваться 2/3 ставки рефинансирования по 3-х летним потребительским кредитам на приобретение легковых автомобилей, произведенных на территории России (2 млрд.руб.). Также будет выделена субсидия ОАО "Российские железные дороги" на расходы по транспортировке отечественных автомобилей в регионы Дальнего Востока. (2 млрд.руб.).

Также Предусмотрено  выделение 1 млрд. рублей на субсидирование процентных ставок (до 2/3 ставки рефинансирования) на лизинг автомобильной техники.

Государственная поддержка  будет оказываться организациям оборонно-промышленного комплекса,

До 15 млрд. рублей будет  направлено на субсидии организациям ОПК.

В 2009 году на 3 млрд. рублей дополнительно предполагается увеличить субсидии стратегическим предприятиям и организациям ОПК в целях их финансового оздоровления. 

Значительный объем  бюджетных средств будет направлен  на проведение докапитализации ведущих  системообразующих компаний ОПК. Уже выкуплена государством дополнительная эмиссия акций ОАО «РСК «МиГ» на сумму 15,0 млрд. рублей, принято решение по ОАО «КАПО им. С.П.Горбунова» на сумму 4,12 млрд. рублей.

Государственные гарантии Российской Федерации на указанные  цели могут быть предоставлены в общем объеме до 100 млрд. рублей. -

В транспортном комплексе. В целях поддержания темпов строительства объектов транспортной инфраструктуры снижен минимальный размер софинансирования таких проектов из бюджетов субъектов Российской Федерации с 20 % до 5 % годового размера финансирования.

Жилищное строительство является важным стабилизатором, способствуя укреплению позиций среднего класса - собственника.

Правительство предпримет меры по снижению воздействия кризиса  – на данную отрасль будет направлено 26,3 млрд. рублей из средств федерального бюджета.

Будут сформированы институты  и механизмы, позволяющие с 2010 года эффективно вовлекать государственные  средства и средства населения в  строительство нового жилья эконом-класса по доступным ценам.

В сфере поддержки лесопромышленного комплекса будет обеспечена кредитная поддержка завершения строительства объектов, включенных в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, введена отсрочка платежей на 1-2 года по кредитам, полученным на реализацию приоритетных инвестиционных проектов, находящихся на завершающейся стадии, выделено 325 млн.руб. на субсидирование процентных ставок по кредитам на создание межсезонных запасов древесины, сырья и топлива.  

В сфере металлургического производства принят ряд решений в области таможенно-тарифного регулирования, поддерживающий экспорт продукции цветной металлургии и обеспечивающий защиту отечественных производителей черных металлов на внутреннем рынке.

В 2009 году будет дополнительно усилен таможенный контроль за импортом продукции черной металлургии в части:

4.5. Макроэкономическая политика

Эффективная реализация антикризисных мер, максимизация их воздействия на экономику возможны только при обеспечении необходимого уровня макроэкономической стабильности.

Приоритеты макроэкономической политики:

Проведение ответственной бюджетной политики. Резкое снижение цен на нефть и газ, а также экономический спад приведут к тому, что федеральный бюджет недополучит в 2009 году 4,2 трлн.рублей. Принятые правительством решения по облегчению налоговой нагрузки снизят поступления в бюджетную систему на 420 млрд.рублей. Тем самым правительство увеличивает остающиеся в распоряжении предприятий средства, которые могут использоваться на выплату заработной платы либо инвестиции.

Увеличение государственных  расходов, несмотря на сокращение доходов, будет обеспечено за счет средств, накопленных  в Резервном фонде в период высоких цен на нефть. В 2009 году из Резервного фонда на расходы будет  направлено примерно 2751,5 млрд.рублей

Сокращение инфляции. Повышение курса иностранной валюты, ставшее следствием финансового кризиса, привело к росту цен, прежде всего за счет быстрого удорожания импортных и части отечественных товаров, производимых с использованием импортного сырья. Правительство ставит задачу удержать рост цен в 2009 году примерно в тех пределах, которые были зафиксированы в прошлом году. В последующем возможно замедление инфляции до 10% в 2010 году и 7,5 % в 2011 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Экономические циклы и кризисы не существуют вне связи с объективными условиями. Каждый цикл и кризис воспроизводит ту экономическую обстановку, в которой он развивается. Но охарактеризовать тот или иной цикл или кризис можно только с временного расстояния.

Меняются и формы  проявления современных циклов и  кризисов. Это выражается: в синхронизации  циклического движения в разных странах, что ограничивает возможности смягчения  кризисных процессов за счет расширения экспорта; в учащении циклических  кризисов и сокращении длительности цикла; в относительном уменьшении глубины кризисов; в неустойчивости фаз оживления и подъема; в изменении показателей масштабов и глубины кризисов.

Особенности современных  циклических кризисов связаны и  с кризисом государственного регулирования, выразившимся в несостоятельности антициклической политики государства, в банкротстве теорий и практики государственного воздействия на циклическое воспроизводство. Налицо несоответствие официально провозглашенных целей государственной политики фактическим результатам регулирования экономики: вместо высоких и устойчивых темпов роста экономики — их падение; полная занятость обернулась массовой безработицей; «стабильность» цен — хронической инфляцией; равновесие платежного баланса — ростом государственного долга. В результате экономическая деятельность государства стала дополнительным фактором неустойчивости экономики.

Кризис государственного регулирования заставил развитые страны искать выход из сложившейся ситуации, но не путем отказа от государственного регулирования циклического производства, а посредством перестройки его форм и методов. Направленность государственной политики изменилась от антициклической к антиинфляционной.

Вместе с тем в  современных кризисах менее подвижны такие экономические параметры, как цены, зарплата, занятость, с помощью которых ранее преодолевались воспроизводственные диспропорции. В восстановлении пропорциональности в современных условиях участвуют оставшиеся подвижными валютные курсы, процентные ставки, размеры денежной массы и государственного долга. Подвижность этих экономических параметров придает маневренность механизму самонастройки рыночной экономики.

Информация о работе Цикличность экономического развития