Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 20:46, практическая работа
Воспитательная функция связана с формированием определенного мировоззрения, взглядов по различным экономическим вопросам, затрагивающим интересы всего общества. Значимость этой функции особенно очевидна в условиях деидеологизации экономической науки и других сфер общественной жизнедеятельности. Ее реализация в новых условиях должна способствовать формированию экономического образа мышления.
Определение экономики.
Слово «экономика» (от греч. oikonomike) означает искусство ведения домашнего хозяйства, домоводство. Точно сказать, что такое «экономика» в современных условиях, сложно. Экономика – это и совокупность общественных отношений, связанных с производством. Это та или иная производственная система, хозяйство. Это и научная учебная
дисциплина, которая изучает хозяйственную жизнь человека,
предприятия, общества в целом.
Наиболее общее определение выглядит следующим
образом: экономика – это деятельность людей,
cвязанная с обеспечением материальных условий их жизни.
Сферы экономики.
Общество – это совокупность людей, объединенных на определенной
ступени исторического развития определенными производственными отношениями, которые влияют на все другие отношения в обществе.
Современная экономика состоит из двух сфер:
1) сфера материального производства (какие-либо товары);
2) непроизводственная сфера (какие-либо услуги).
Материальное производство состоит из
производства материальных благ (промышленность,
сельское хозяйство, строительство) и производства
материальных услуг (транспорт, торговля и т. д.).
Предмет экономической теории.
Нематериальное производство состоит из производства нематериальных благ (создание духовных ценностей) и производства нематериальных услуг (научное консультирование, здравоохранение, образование и т. п.).
На предмет экономической науки также нет однозначного ответа. Некоторые считают, что экономическая наука – наука о выборе в условиях ограниченности ресурсов. Другие считают, что это наука о
богатстве и об экономических законах.
Третьи экономисты предметом экономической теории
считают анализ рыночного хозяйства, а четвертые
видят ее предмет в экономическом поведении людей.
Экономические науки.
Экономическая теория служит
базой для множества других экономических
наук, т. е. она изучает основы и
общие принципы экономики. Остальные
же науки можно считать
К таким относятся:
1) отраслевые экономические
строительства, экономика труда и т. д.;
2) функциональные экономические науки, например
бухгалтерский учет, финансы, статистика и т. д.;
3) экономические науки, связанные с другими науками;
экономическая география, экономическая психология и т. д.
Структура экономической теории.
Экономическая теория состоит из ряда разделов: методологии экономической науки, микроэкономики, макроэкономики, международной экономики, эконометрики, теории игр.
Структура экономической теории:
1) Общие основы экономической теории.
2) Микроэкономика
(исследует обособленные
единицы и
формирует поведения
3) Макроэкономика
– исследует национальную
в целом, формирует цели экономической политики,
определяет инструменты, необходимые для её реализации
4) Мезоэкономика – изучает отдельные отрасли,
функциональные системы (апк)
5) Мировая экономика
Микроэкономика.
Микроэкономика – часть экономической науки,
исследующая поведение отдельных экономических
субъектов в процессе осуществления экономического
выбора.
В этом разделе
экономики исследуется
покупателей, фирм, анализируются механизмы
функционирования отдельных рынков, распределение
ресурсов по направлениям их использования,
формирование доходов.
Мировая экономика (интерэкономика) изучает экономические отношения в мировом сообществе.
Макроэкономика.
Макроэкономика – часть экономической науки, исследующая экономику как целое, использующая для этого обобщенные агрегированные понятия.
В этом разделе экономической науки исследуются такие общие
явления и процессы, как темпы роста национального производства,
инфляция, безработица, бюджетный дефицит,
государственный долг, методы государственного
регулирования.
Несмотря на различия в акцентах при микро- и
макроанализе используются одни и те же концепции и
теории, рассматриваются одинаковые проблемы.
Познавательная функция экономической теории.
Экономическая теория в обществе выполняет несколько важных функций: познавательную, прогностическую, практическую, критическую, методологическую, воспитательную.
Познавательная функция состоит в том, чтобы всесторонне изучить формы экономических явлений и их внутреннюю сущность, что позволяет открыть законы, по которым развивается национальное хозяйство. Такое изучение начинается с рассмотрения фактов, массовых экономических
данных, особенностей поведения хозяйствующих
субъектов, что в западной экономической литературе
обозначают термином «описательная наука».
Затем проводится их обобщение, анализ и объяснение на
этой основе сути
экономических процессов и
Анализируя действительность, оперируя фактами,
положениями, доказательствами, экономическая
теория вырабатывает научные концепции (теории).
Прогностическая функция.
Прогностическая функция экономической теории состоит
в определении перспектив социально-экономического
развития на будущее. Изучая и систематизируя
факты экономической действительности,
раскрывая содержание экономических категорий,
законов, закономерностей, экономическая
теория позволяет прогнозировать экономическое
развитие, что дает возможность полнее
учитывать потребности общества
Таким образом, прогностическая функция связана с
разработкой
перспективных критериев и
и особое значение имеет при разработке планов и прогнозов
развития национальной экономики.
Практическая функция.
Практическая (прагматическая) функция состоит в научном обосновании экономической политики государства, выявлении принципов и методов рационального хозяйствования на всех уровнях функционирования экономики. Экономическая теория должна давать реальные результаты, стимулировать через свои концепции развитие общественного производства в целях наиболее полного и качественного удовлетворения потребностей людей. Таким образом, экономическая теория не только формулирует проблемы, но и указывает конкретные направления и способы их решения.
Критическая функция.
Критическая функция экономической теории позволяет выявлять достижения и недостатки различных форм производства. Кроме того, она предполагает анализ, осмысление различных существующих точек зрения (подходов, суждений, решений) на предмет их соответствия достижениям теории и реальной хозяйственной практике.
В конечном итоге, формируя ту или иную концепцию,
экономическая наука должна критически подходить к уже
существующим положениям, доказывая их несостоятельность
или общественную ценность.
Методологическая функция.
Методологическая функция экономической теории заключается в том, что она является основой, которая позволяет определить направленность экономического развития (например, капитализм, социализм и т.п.), в зависимости от которого конкретные проблемы получают определенную оценку, имеют конкретную значимость для людей.
Воспитательная функция.
Воспитательная
функция связана с
Структура и функции экономической
теории.
Министерство образования и науки РФ
ГОУ ВПО «Челябинский государственный
университет»
Институт экономики отраслей, бизнеса
и администрирования
Кафедра экономики отраслей и рынков
Реферат
по дисциплине « Общая экономическая теория»
на тему: «Cтруктура и функции экономической теории»
Выполнил: студент гр. 26ФС-101
Бойко Л. Ф.
Проверил: к.э.н., преп. Бенц Д.С
Челябинск
2011
Информация о работе Cтруктура и функции экономической теории