Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 14:17, реферат
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Введение
Глава 1. Государственный бюджет.
Бюджет. Основные черты бюджетной системы Российской
Федерации;
Принципы бюджетной системы;
Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбаланси-
рованность бюджета.
Глава 2. Характеристика отдельных уровней бюджетной
системы.
Федеральный бюджет;
Бюджеты субъектов Российской Федерации;
Местные бюджеты;
Внебюджетные фонды;
Межбюджетные отношения – современная ситуация,
проблемы и пути их решения.
Глава 3. Дефицит государственного бюджета.
Понятие бюджетного дефицита и теоретические подходы
к нему;
Виды бюджетного дефицита;
Финансирование бюджетного дефицита;
Государственный долг;
Бюджетный дефицит в России.
Заключение
Оглавление
Введение
Глава 1. Государственный
бюджет.
Бюджет. Основные черты бюджетной системы
Российской
Федерации;
Принципы бюджетной системы;
Бюджетная классификация, доходы и расходы,
сбаланси-
рованность бюджета.
Глава 2. Характеристика
отдельных уровней бюджетной
системы.
Федеральный бюджет;
Бюджеты субъектов Российской Федерации;
Местные бюджеты;
Внебюджетные фонды;
Межбюджетные отношения – современная
ситуация,
проблемы и пути их решения.
Глава 3. Дефицит государственного
бюджета.
Понятие бюджетного дефицита и теоретические
подходы
к нему;
Виды бюджетного дефицита;
Финансирование бюджетного дефицита;
Государственный долг;
Бюджетный дефицит в России.
Заключение
Введение
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Глава 1. Государственный
бюджет
Бюджет. Основные
черты бюджетной системы Российской Федерации
Центральное место в системе государственных
финансов занимает государственный бюджет
– имеющий силу закона финансовый план
государства на текущий финансовый год.
Бюджетный кодекс Российской Федерации
(БК РФ) определяет бюджет как «форму образования
и расходования фонда денежных средств,
предназначенных для финансового обеспечения
задач и функций государства и местного
самоуправления». Таким образом, аккумулируя
с помощью государственного бюджета денежные
средства, государство через финансовые
механизмы осуществляет выполнение возложенных
на него обществом политических, экономических
и социальных функций, а именно содержание
государственного аппарата, армии, правоохранительных
органов, выполнение социальных программ,
реализация приоритетных экономических
задач и т.д. Необходимо отметить, что бюджет,
как фонд денежных средств, в цельном виде
никогда не существует, т.к. по мере поступления
доходов они обращаются на покрытие расходов.
Он является лишь планом образования и
использования общегосударственного
фонда денежных средств, то есть росписью
доходов и расходов государства, согласованных
друг с другом, как по объему, так и по срокам
поступления и использования.
Как правило, сложившиеся формы государственного
управления и взаимоотношений между членами
общества определяют и особенности финансовой
системы. В странах с социалистической
экономикой в силу монопольной государственной
собственности на средства производства
и наличия мощного госаппарата, основной
её задачей было обслуживание потребностей
государственной власти. Государственные
финансы подчиняли себе и средства предприятий
и организаций, и даже сбережения населения.
Перемены в экономике России и её политическом
строе, произошедшие в начале 90-х годов,
вызвали серьезные изменения в её финансовом
механизме. Появление новых форм собственности,
новых субъектов хозяйствования повлекло
изменения в системе денежных доходов
и расходов; финансовые потоки стало возможным
регулировать в основном косвенными методами.
Одним из важнейших направлений реформирования
государственных финансов стало расчленение
единого госбюджета на три самостоятельных
части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов
федерации и местные бюджеты. Это стало
важным шагом к демократизации финансовых
отношений. В этом же направлении действовали
переход к налогам, как главному способу
обеспечения доходов бюджета, отмена монополии
на внешнюю торговлю и валютные отношения,
приватизация государственной собственности
и т.п. Все это привело к принципиальным
изменениям в бюджетной системе Российской
Федерации и её бюджетном устройстве.
Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение:
«бюджетная система - основанная на экономических
отношениях и государственном устройстве
Российской Федерации, регулируемая нормами
права совокупность федерального бюджета,
бюджетов субъектов федерации, местных
бюджетов и бюджетов государственных
внебюджетных фондов» (БК РФ, ст.6). Под
бюджетным устройством принято понимать
организацию бюджетной системы и принципы
её построения.
Организационное построение бюджетной
системы всецело зависит от формы государственного
устройства. Бюджетная система унитарных
государств включает в себя два уровня:
государственный бюджет и местные бюджеты.
У государств с федеративным устройством
наряду с федеральным и местными бюджетами
выделяются бюджеты субъектов федерации
(штатов в США, Бразилии, Индии; земель
в Германии; республик, краёв, областей
и автономных округов в России). Однако
и в унитарных, и в федеративных государствах
бюджеты нижестоящих уровней не входят
в бюджеты вышестоящих уровней.
Таким образом, бюджетная система России,
как федеративного государства состоит
из трёх уровней:
·первый уровень - федеральный бюджет
Российской Федерации и бюджеты государственных
внебюджетных фондов;
·второй уровень - бюджеты субъектов РФ
(89 бюджетов - 21 республиканский бюджет,
55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных
бюджетов автономных округов, бюджет автономной
Еврейской области, городские бюджеты
Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных
государственных внебюджетных фондов;
·третий уровень - местные бюджеты (около
29 тысяч городских, районных, поселковых
и сельских бюджетов).
Совокупность бюджетов всех уровней образует
консолидированный бюджет. Консолидированный
бюджет определяется Бюджетным кодексом
как свод бюджетов всех уровней на соответствующей
территории (БК РФ, ст. 6). Консолидированный
бюджет субъекта РФ составляют бюджет
самого субъекта и свод бюджетов находящихся
на его территории муниципальных образований
Консолидированный бюджет РФ – это федеральный
бюджет и консолидированные бюджеты всех
субъектов федерации. Консолидированные
бюджеты позволяют получить полное представление
обо всех доходах и расходах региона или
страны в целом, они не утверждаются и
служат для аналитических и статистических
целей.
Принципы бюджетной
системы
Бюджетным кодексом РФ (гл. 5) законодательно
закреплены следующие принципы бюджетной
системы Российской Федерации:
·единства бюджетной системы Российской
Федерации;
·разграничения доходов и расходов между
уровнями бюджетной системы;
·самостоятельности бюджетов;
·полноты отражения доходов и расходов
бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных
фондов;
·сбалансированности бюджета;
·эффективности и экономности использования
бюджетных средств;
·общего (совокупного) покрытия расходов
бюджетов;
·гласности;
·достоверности бюджета;
·адресности и целевого характера бюджетных
средств.
Бюджетная классификация,
доходы и расходы, сбалансированность
бюджета.
Бюджеты всех уровней формируются и исполняются
в пределах показателей единой бюджетной
классификации – группировки доходов
и расходов с присвоением объектам классификации
группировочных кодов.
Бюджетная классификация – это законодательно
устанавливаемая по однородным признакам
группировка доходов и расходов бюджета,
а также источников покрытия его дефицита,
используемая для составления и исполнения
бюджетов всех уровней.
Согласно БК РФ (гл. 4) бюджетная классификация
включает:
·классификацию доходов бюджетов РФ;
·функциональную классификацию расходов
бюджетов РФ;
·экономическую классификации расходов
бюджетов РФ;
·классификацию источников внутреннего
финансирования дефицитов бюджетов РФ;
·классификацию источников внешнего финансирования
дефицита федерального бюджета;
·классификацию видов государственных
внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных
образований;
·классификацию видов государственного
внешнего долга РФ и государственных внешних
активов РФ;
·ведомственную классификацию расходов
федерального бюджета.
Бюджетная классификация является единой
для всех уровней бюджетной системы и
используется при составлении, утверждении
и исполнении бюджетов всех уровней. «Законодательные
органы государственной власти субъектов
Российской Федерации и органы местного
самоуправления могут производить дальнейшую
детализацию объектов бюджетной классификации,
не нарушая общих принципов построения
и единства бюджетной классификации Российской
Федерации» (БК РФ, ст.27).
Классификация доходов основывается на
законодательных актах РФ, определяющих
источники формирования доходов бюджетов
всех уровней. Группы доходов состоят
из статей доходов, объединяющих конкретные
виды доходов по источникам и способам
их получения.
Доходы бюджета
– это денежные средства, поступающие
в безвозмездном и безвозвратном порядке
в соответствии законодательством в распоряжение
органов государственной власти соответствующего
уровня.
Виды доходов бюджета: налоговые (федеральные,
региональные и местные налоги и сборы,
а также штрафы и пени); неналоговые, а
также доходы целевых бюджетных фондов.
Среди налоговых доходов наиболее значительное
место занимают налог на добавленную стоимость,
налог на прибыль предприятий и организаций
и различные акцизы.
Расходы бюджета
подразделяются на текущие и капитальные.
Текущие расходы обеспечивают текущие
потребности государства, местных органов
власти, бюджетных учреждений. Также к
текущим расходам относится оказание
помощи различным отраслям экономики,
бюджетам других уровней в виде дотаций
и субсидий.
Капитальные расходы бюджетов призваны
обеспечивать инновационную и инвестиционную
деятельность. Статьи капитальных расходов
предусматривают выполнение определенной
инвестиционной программы посредством
кредитов юридическим лицам. Также к капитальным
относятся расходы на проведение капитального
(восстановительного) ремонта средств
производства. Иначе говоря, капитальные
расходы обеспечивают расширенное воспроизводство
и прирост запасов.
Примерная структура государственного бюджета
Доходы |
Удельный вес в % |
Расходы |
Удельный вес в % |
Налоги, акцизные сборы, таможенные пошлины, гербовый сбор и др. |
80 |
Расходы на образование, здравоохранение, пособия, субсидии региональным властям на эти цели |
30 |
Доходы от государственной собственности, госпредприятий, госторговли и др. |
7 |
Расходы на поддержание конъюнктуры и экономический рост: инвестиции в инфраструктуру, дотации, расходы на развитие аграрного сектора экономики, осуществление целевых программ и планов |
35 |
Поступления фондов социального страхования, пенсионного и страхового фондов. |
12 |
Расходы на оборону |
12 |
Прочие доходы |
1 |
Расходы на материальное обеспечение внешней политики, содержание дипломатических служб, займы иностранным государствам. Содержание аппарата государства, полиции, юстиции и др. Платежи по государственному долгу. Прочие расходы |
3
10
8 2 |
Доходы и расходы бюджетов должны
быть сбалансированы. При дефиците бюджета
– превышении расходов над доходами –
должны быть указаны источники финансирования
дефицита (они различны в зависимости
от уровня бюджетной системы). Основными
источниками покрытия дефицита являются
различные кредиты, займы, ссуды, привлекаемые
от российских и зарубежных юридических
лиц, международных финансовых организаций,
правительств иностранных государств,
по которым возникают долговые обязательства
РФ как заёмщика или гаранта погашения
займов другими заёмщиками.
Глава 2. Характеристика
отдельных уровней бюджетной системы
Федеральный бюджет
Федеральный бюджет составляет первый
уровень бюджетной системы Российской
Федерации. Федеральный бюджет – это основной
финансовый план государства, утверждаемый
Федеральным Собранием в виде федерального
закона. Именно федеральный бюджет является
основным орудием перераспределения национального
дохода и ВВП, через него мобилизуются
финансовые ресурсы, необходимые для регулирования
экономического развития стран и реализации
социальной политики на всей территории
России. Федеральный бюджет строится с
учетом необходимости осуществления избранной
социально-экономической стратегии.
Основными функциями федерального бюджета
являются:
·перераспределение национального дохода
и ВВП;
·государственное регулирование и стимулирование
экономики;
·финансовое обеспечение социальной политики;
·контроль за образованием и использованием
централизованного фонда денежных средств.
До перехода на рыночные отношения доходы
государственного бюджета СССР базировались
на денежных накоплениях государственных
предприятий. Они занимали более 90% общей
суммы доходов бюджета и в основном состояли
из двух платежей - налога с оборота и платежей
из прибыли.
Исключительно из федерального бюджета
финансируются следующие виды расходов:
·обеспечение деятельности Президента
Российской Федерации, Федерального Собрания
РФ, Счетной палаты РФ, федеральных органов
исполнительной власти и их территориальных
органов;
·функционирование федеральной судебной
системы;
·осуществление международной деятельности
в общефедеральных интересах;
·национальная оборона и обеспечение
безопасности государства;
·фундаментальные исследования и содействие
научно-техническому прогрессу;
·государственная поддержка железнодорожного,
воздушного и морского транспорта;
·государственная поддержка атомной энергетики;
·ликвидация стихийных бедствий и чрезвычайных
ситуаций федерального масштаба;
·исследование и использование космического
пространства;
·содержание учреждений, находящихся
в государственной собственности
·формирование федеральной собственности;
·обслуживание и погашение госдолга РФ;
·компенсация государственным внебюджетным
фондам расходов на выплату государственных
пенсий и пособий, подлежащих финансированию
за счет средств федерального бюджета;
·пополнение государственных запасов
драгоценных металлов и драгоценных камней,
государственного материального резерва;
·проведение выборов и референдумов Российской
Федерации;
·обеспечение реализации решений федеральных
органов власти, приведших к увеличению
расходов или уменьшению доходов бюджетов
других уровней;
·финансовая поддержка субъектов Российской
Федерации;
·официальный статистический учет и др.
Кроме этого, средства федерального бюджета
используются для финансирования мероприятий
регионального и местного значения, включаемых
в целевые региональные и местные программы.
Совместно могут финансироваться такие
виды расходов, как государственная поддержка
отраслей промышленности, сельского хозяйства,
транспорта, связи; обеспечение правоохранительной
деятельности; обеспечение социальной
защиты населения; охрана окружающей среды;
развитие рыночной инфраструктуры; обеспечение
развития федеративных и национальных
отношений; финансовая помощь другим бюджетам
и прочее.
Бюджеты субъектов
Российской Федерации
Бюджеты субъектов Российской Федерации
входят во второй уровень бюджетной системы.
Бюджет субъекта РФ – это форма образования
и расходования денежных средств, предназначенных
для обеспечения задач и функций, отнесенных
к предметам ведения субъекта РФ (БК РФ,
ст.15). Бюджеты субъектов РФ – один из главных
каналов доведения до населения конечных
результатов производства. Из этих бюджетов
в значительной мере финансируется развитие
отраслей производственной сферы, в первую
очередь местной, легкой и пищевой промышленности;
коммунального хозяйства; развитие транспорта
и связи. Важное значение имеют бюджеты
субъектов в осуществлении общегосударственных
и социальных задач, в первую очередь в
распределении государственных средств
на содержание и развитие социальной инфрастуктуры
общества.
В основе распределения общегосударственных
денежных ресурсов между уровнями бюджетной
системы заложены принципы самостоятельности
бюджетов, их государственной поддержки,
территориального формирования источников
их доходов. Исходя из этих принципов,
доходы бюджетов субъектов РФ формируются
за счет собственных и регулирующих источников
доходов.
Собственные или закрепленные доходы
представляют собой средства, принадлежащие
субъекту бюджетного права, то есть они
полностью или в твердо фиксированной
доле на постоянной основе поступают в
соответствующий бюджет, минуя вышестоящие.
К регулирующим доходам относится вся
совокупность денежных средств, передаваемых
из вышестоящих бюджетов в нижестоящие
с целью регулирования (сбалансирования)
их расходов и доходов.
Основными статьями расходов являются
такие как здравоохранение, образование
, социальная политика , промышленность
, значительные средства направляются
в бюджеты других уровней в качестве финансовой
помощи. Также достаточно велики затраты
на сельское хозяйство, охрану окружающей
среды, культуру и искусство.
Местные бюджеты
Местные бюджеты составляют третий уровень
бюджетной системы Российской Федерации.
Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального
образования (местный бюджет) как форму
образования и расходования денежных
средств, предназначенных для обеспечения
задач и функций, отнесенных к предметам
ведения местного самоуправления. На местные
органы власти возложена важная задача
по осуществлению социальной политики
государства. Финансирование мероприятий
по социальному обслуживанию населения
в значительной части проводится за счет
местных бюджетов.
Наиболее ярко последствия экономических
и социальных процессов отражаются на
расходной части местных бюджетов. Возрастание
расходов связано с повышением уровня
затрат на содержание объектов жилищно-коммунального
и культурно-бытового назначения, на благоустройство
территорий, с новым строительством. Также
в последние годы широко практикуется
передача раз- личных ведомственных объектов,
таких как жильё, социально-культурные
учреждения, организации бытового обслуживания
в муниципальную собственность, что ведет
к значительному увеличению бюджетных
расходов.
Следует отметить, что структура расходов
отдельных видов местных бюджетов не одинакова
и зависит от объема хозяйства и подведомственности
его органам власти различных территориальных
образований. Так, городским органам подчинена
значительная часть предприятий местной
промышленности, жилищно-бытового хозяйства,
транспорта, поэтому удельный вес ассигнований
на народное хозяйство в расходах этих
бюджетов наиболее значителен и превышает
40%. В ведении же районных, поселковых и
сельских органов власти находятся в основном
социально-культурные учреждения, в этих
бюджетах подавляющая часть расходов
приходится на финансирование социально-культурных
мероприятий, оно составляет порядка 60-80%
расходов. Доходы местных бюджетов, также
как и доходы бюджетов субъектов федерации
состоят из собственных и регулирующих.
Общую схему собственных и регулирующих
доходов местных бюджетов можно представить
в виде схемы.
Внебюджетные фонды
Важным звеном финансовой системы являются
внебюджетные фонды государства– совокупность
финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении
центральных или региональных органов
власти и имеющих целевое назначение.
С 1992 года в России начало действовать
более двух десятков внебюджетных экономических
и социальных фондов. Но к настоящему времени
федеральные экономические внебюджетные
фонды были упразднены.
Внебюджетные фонды
– один из методов перераспределения
национального дохода органами власти
в пользу определенных социальных групп
населения. Они предназначены для реализации
конституционных прав граждан на пенсионное
обеспечение, социальное страхование,
социальное обеспечение в случае безработицы,
охрану здоровья и медицинскую помощь
и имеют строго целевое назначение. Расходы
и доходы государственных внебюджетных
фондов утверждаются законодательными
органами в форме закона аналогично закону
об утверждении государственного бюджета.
Формируются государственные внебюджетные
фонды в основном за счет обязательных
отчислений, уплачиваемых юридическими
и физическими лицами. Наряду с этим источниками
доходов внебюджетных фондов являются: