Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 14:17, реферат
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Введение
Глава 1. Государственный бюджет.
Бюджет. Основные черты бюджетной системы Российской
Федерации;
Принципы бюджетной системы;
Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбаланси-
рованность бюджета.
Глава 2. Характеристика отдельных уровней бюджетной
системы.
Федеральный бюджет;
Бюджеты субъектов Российской Федерации;
Местные бюджеты;
Внебюджетные фонды;
Межбюджетные отношения – современная ситуация,
проблемы и пути их решения.
Глава 3. Дефицит государственного бюджета.
Понятие бюджетного дефицита и теоретические подходы
к нему;
Виды бюджетного дефицита;
Финансирование бюджетного дефицита;
Государственный долг;
Бюджетный дефицит в России.
Заключение
Бюджетный дефицит
в России
В течение двух с лишним
десятилетий - со времени окончания второй
мировой войны до второй половины 60-х годов
- экономика СССР находилась в состоянии
относительного макроэкономического
равновесия. Консервативная политика
не допускала появления значительного
дефицита бюджета даже в случаях острой
нехватки финансовых ресурсов, а относительно
высокие темпы роста обеспечивали властям
получение финансовых ресурсов, достаточных
для осуществления приоритетных проектов.
Однако существенное замедление темпов
экономического роста во второй половине
60-х годов заметно сузило финансовую базу
советского руководства при заметном
возрастании масштабов его намерений
(поддержка “братских” режимов, создание
ядерного оружия нового поколения и т.д.).
С начала 70-х годов стали отчетливо проявляться
признаки бюджетной несбалансированности.
Со временем бюджетный дефицит
стал нарастать. Формой его проявления
была, в частности, скрытая инфляция. Официально
государственный бюджет, предусматривающий
дефицит, в СССР впервые был принят в 1988
году. Основными причинами возникновения
бюджетных дефицитов в СССР по мнению
аналитиков стали:
·падение темпов роста производства;
·наличие большого числа убыточных предприятий;
·большие расходы на оборону и ВПК;
·огромные масштабы незавершенного строительства
и сверхнормативных запасов;
·неэффективная плановая система управления
экономикой;
·сокращение поступлений от экспорта
нефти в связи с падением мировых цен в
1986 году;
·огромные потери доходов в связи с антиалкогольной
кампанией (в 1985 г. бюджет потерял 5% доходов,
а в 1986 – 10%);
·увеличение расходов связанное с ликвидацией
последствий чернобыльской катастрофы
1986 года и землетрясения в Армении в 1988
году.
С распадом СССР, сменой экономического
и политического курса и началом экономических
реформ в начале 90-х годов происходят коренные
изменения в финансовой и бюджетной системе
страны. К прежним причинам бюджетного
дефицита присоединились новые, связанные
прежде всего с экономическим спадом и
сокращением объема ВВП, что естественно
привело к сокращению доходной базы. Бюджетный
дефицит стал хроническим: в 1993 г. он составлял
6,9% к ВВП, в 1994 – 9,9%, в 1995 – 3,0%, в 1996 – 3,3%,
в 1997 – 3,6%, в 1998 – 6,3%.
Важнейшей причиной дефицитности бюджета
стало несовершенство налоговой системы.
Это связано прежде всего с высокими ставками
многих налогов, что привело к значительному
сокращению налоговых поступлений. Зависимость
поступлений в бюджет от налоговых ставок
находит свое теоретическое обоснование
в положении А. Лаффера, согласно которому
чрезмерное повышение налоговых ставок
на доходы предприятий и физических лиц
снижает стимулы к капиталовложениям,
замедляет экономический рост и приводит
к повсеместному уклонению от уплаты налогов.
Всё это в конечном
счете отрицательно сказывается на поступлениях
в государственный бюджет.
При увеличении налоговой ставки доходы
в госбюджет возрастают. Возрастание происходит
до тех пор, пока не будет достигнут оптимальный
размер налоговой ставки. Дальнейшее повышение
налоговой ставки уменьшает стимулы к
труду, предпринимательской деятельности
и при возрастании налоговой ставки доходы
бюджета уменьшаются. Теоретически, при
100%-ном уровне налогооблажения поступления
в бюджет могут приблизиться к нулю. Таким
образом снижение чрезмерно высоких налогов
в длительном периоде обеспечивает рост
сбережений, инвестиций, занятости, и,
следовательно, налоговых поступлений
в бюджет.
Ещё одной проблемой, появившейся после
перехода страны на рыночную, экономику
стал огромный объем теневой экономики,
который составляет 41% ВВП (14, с.6). Это намного
больше, чем в любой развитой капиталистической
стране и даже чем в странах с переходной
экономикой (за исключением некоторых
государств СНГ). Естественно, что никаких
доходов в госбюджет от этого сектора
не поступает.
Бюджетный дефицит в России финансировался
различными методами. До 1995 года основным
внутренним источником финансирования
были займы в Центробанке. В 1993 г. впервые
были выпущены государственные краткосрочные
обязательства (ГКО), а затем облигации
федерального займа (ОФЗ). За счет выпуска
этих и других государственных ценных
бумаг (также использовались казначейские
обязательства, облигации внутреннего
валютного государственного займа, государственные
сберегательные займы, золотые сертификаты)
производилось всё внутреннее финансирование
бюджетного дефицита. Ещё одним основным
источником финансирования являются зарубежные
кредиты.
Помимо вышеуказанных
методов с 1990 по 1995 гг. для покрытия дефицита
широко использовалась эмиссия денег,
что послужило мощным инфляционным фактором
и привело к гиперинфляции. Эмиссия перестала
применяться с 1995 г. и это значительно
снизило инфляцию в стране.
Внутреннее финансирование дефицита с
1995 г. за счет выпуска ГКО и ОФЗ привело
к быстрому росту внутреннего долга. Динамика
государственного внутреннего долга России
по ГКО и ОФЗ (в млрд. деноминированных
рублей) выглядит следующим образом: 1994
г. – 10,6; 1995 г. – 76,6; 1996 г. – 237,1; 1997 г. – 384,9;
1998 г.- 387,1. Следствием возрастания государственного
долга стало резкое увеличение расходов
по его обслуживанию. Это вынудило Правительство
РФ осенью 1998 года отказаться от погашения
государственных ценных бумаг, осуществить
реструктуризацию внутреннего долга,
отодвинув сроки выполнения своих обязательств.
В результате этого в стране разразился
глубокий финансовый кризис, оказавший
влияние на все сферы экономической жизни.
Начиная с 1999 года наметилась явная тенденция
к сокращению дефицита В 1999 г. он составлял
1,4% от ВВП, а в 2000 г. – 1,08%. Это связано прежде
всего с начавшимся экономическим ростом,
который был отчасти обусловлен тем, что
из-за кризиса 1998г. значительно выросли
цены на иностранные товары и многие импортеры
ушли с российского рынка, и это создало
стимул для раз- вития отечественной промышленности.
Также положительную роль сыграло снижение
курса рубля, что способствовало увеличению
прибыли российских экспортеров и, следовательно,
поступлений в бюджет от этих компаний.
За последние годы сделаны значительные
шаги по созданию более эффективной бюджетной
системы. Сокращение нерациональных государственных
затрат привело к позитивным сдвигам в
структуре бюджета. Производится урегулирование
отношений, в том числе и бюджетных, между
федеральным центром и регионами, что
также оказывает влияние на функционирование
бюджетной системы.
Огромное значение для регулирования
госбюджета имеет налоговая реформа, которая
призвана снизить налоговое бремя на налогоплательщиков,
упростить налоговую систему и повысить
качество налогового администрирования.
Это в конечном итоге должно способствовать
улучшению собираемости налогов и увеличить
поступления в бюджет. Важным этапом налоговой
реформы стало введение с 1.01.2001. единого
социального налога с регрессивной ставкой
и 13%-ного подоходного налога со всех граждан.
По словам различных официальных лиц,
эта мера уже положительно сказалась на
поступлениях в бюджет. Это объясняется
положением Лаффера о зависимости бюджетных
доходов от величины ставки налога. При
снижении ставки до оптимальной объем
поступлений увеличился.
Следствием принятых мер стала возможность
формирования бездефицитного бюджета
на 2001 год – первого за весь период экономических
реформ. Вследствие этого Россия может
отказаться в этом году от иностранных
займов. При сохранении положительных
тенденций в развитии экономики у правительства
есть уверенность, что и бюджет следующего
года будет составлен без дефицита.
Заключение
Итак, бюджет Российской Федерации является
важнейшим звеном финансовой системы
страны. Отражая содержание процессов
производства и распределения общественного
продукта и национального дохода, бюджет
представляет собой экономическую форму
образования и использования основного
централизованного фонда денежных средств
государства.
Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.
Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством. Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой.
Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов. При этом важной проблемой развития бюджетного устройства Российской Федерации является пересмотр сложившихся отношений между бюджетами различных уровней. Будучи федеральным государством с трехуровневой бюджетной системой, для России чрезвычайно актуальна проблема построения бюджетного устройства, основанного на принципах бюджетного федерализма, под которым понимается система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса
Необходимость реформирования бюджетной системы в современных условиях определяется объективными требованиями экономической действительности. Развитие общества, многие годы жившего в условиях жесткой централизации, еще довольно длительное время будет определяться развитием бюджетных отношений. Но и при рыночной системе роль бюджетного регулирования не уменьшается: ведь общество не перестает нуждаться в сильной и авторитетной власти, способной осуществлять контроль над теми процессами, в которых рынок оказывается бессилен, а именно бюджет позволяет аккумулировать для этого финансовые ресурсы и осуществлять в конечном итоге их использование.
Таким образом, совершенствование бюджетного устройства способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует осуществлять как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их исключительно на принципах бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляя достаточный контроль за уровнем возможных бюджетного дефицита и государственного долга. Ведь только в совокупности эти изменения способны превратить государственный бюджет из средства дестабилизации экономики в мощный стимул экономического роста.
Процесс преобразования бюджетной системы - сложный, длительный, порой весьма болезненный. Тем не менее начало ему уже положено. И от успешного его завершения зависит ни много ни мало - будущее всей российской экономики.