Денежная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

С другой стороны население страны воспринимает выпускаемые в обращении бумажные деньги как общепризнанное средство обмена. Люди признают за "кусками бумаги" способность играть роль денег в экономике, поскольку они доверяют правительству, пологая, что оно не будет употреблять своим монопольным положением эмитента денег и сохранит бумажные деньги редким благом. Поэтому говорят, что современная денежная система носит фидуциарный характер (от лат."fiducia"- сделка основанная на доверии).

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Денежная система Республики Казахстан 5
1.1 Элементы денежной системы 6
1.1 Денежно-кредитная политика 12
1.2 Денежное обращение и денежная единица 16
Глава 2. Деньги и их виды 18
2.1 Банкноты 20
2.2 Металлические монеты 22
Глава 3. Текущее состояние на денежном рынке 23
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

Денежная система РК курсовая по эк.теории.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

Так, все денежные знаки национальной валюты выполнены на бумаге высокого качества. С лицевой стороны банкноты имеют глянцевую поверхность, с  обратной стороны – матовую, цветовая гамма плавная, изображение деталей  рисунков четкое. На всех купюрах имеются водяные знаки.

Эмиссионная система - это законодательно установленный порядок выпуска из обращения неразменных на золото кредитных и бумажных денежных знаков. Разные экономические и исторические предпосылки возникновения и использования кредитных и бумажных денег предопределили и разный порядок их эмиссии.

Эмиссионные операции (операции по выпуску  и изъятию денег из обращения) в государствах исторически осуществляли:

центральный (эмиссионный) банк, пользующийся монопольным правом выпуска банковских билетов (банкнот) составляющих подавляющую часть налично-денежного обращения;

казначейство (министерство финансов или другой аналогичный орган), выпускающее  мелко купюрные бумажно-денежные знаки, казначейские билеты и монеты, изготовленные  из дешевых видом металла.

В настоящее время эмиссию неразменных  на золото денежных знаков независимо от их вида осуществляют эмиссионные  банки, которые организуют денежное обращение в стране и отвечают за его состояние. Поэтому нет  четкой грание между кредитными и бумажными деньгами. И те и другие являются обязательными покупательными и платежными средствами. На внутреннем рынке страны, а некоторые валюты – даже на внешнем рынке (конвертируемые валюты). Бумажные и кредитные деньги выступают в виде банковских билетов.

Эмиссия банковских билетов осуществляется эмиссионным банком страны в процессе кредитования коммерческих банков государства  в процессе операций связанных с  покупкой иностранной валюты и государственных  ценных бумаг. В результате происходит увеличение денежной массы как за счет увеличения остатка, наличных денег, так и за счет увеличения остатков платежных или потенциально возможных платежных средств в сфере безналичных расчетов.

В экономически развитых странах денежный оборот более чем на 95% осуществляется в форме безналичных расчетов. Поэтому и увеличение денежной массы в обращении происходит главным образом не за счет эмиссии банкнот (наличных денег), а благодаря депозитно-чековой эмиссии.

Эмиссия банкнот связана с кассовым обслуживанием народного хозяйства: коммерческих банков, государственного бюджета, государственного долга и т.д. Когда необходимо увеличение кассового резерва наличных денег.

Депозитно-чековая эмиссия  осуществляется в процессе кредитования эмиссионными банком коммерческих банков.9

1.1 Денежно-кредитная  политика

 

Национальный Банк Казахстана является органом, определяющим и осуществляющим государственную денежно-кредитную  политику Республики Казахстан. Целью  денежно-кредитной политики Национального  Банка Казахстана является обеспечение устойчивости национальной валюты Республики Казахстан: ее покупательной способности и курса по отношению к ведущим иностранным валютам.

Национальный Банк Казахстана может устанавливать целевые  ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы в обращении.

Основными инструментами  денежно-кредитной политики являются:

- уровни ставок вознаграждения (интереса) по кредитам Национального  Банка Казахстана банкам;

- норматив минимальных  обязательных резервов, депонируемых  в Национальном Банке Казахстана, в том числе с возможной дифференциацией по срокам, объемам и видам привлеченных средств (резервные требования);

- операции на открытом  рынке по покупке и продаже  государственных ценных бумаг;

- кредиты банкам;

- интервенции на валютном  рынке;

- введение, в исключительных случаях, прямых количественных ограничений на уровень и объемы кредитных операций отдельных видов;

- официальная учетная  (дисконтная) ставка.

К инструментам денежно-кредитной  политики также относятся и краткосрочные  ноты Нацбанка, предназначенные для регулирования денежной массы в обращении. О порядке размещения, обращения и погашения краткосрочных нот Национального банка РК см. постановление Правления Нацбанка РК от 30 июня 1997 г. N 246. Также см. "Правила размещения, обращения и погашения краткосрочных валютных нот Национального Банка РК" утвержденные постановлением Правления Национального банка РК от 31 декабря 1998 г. N 359 и "Правила выпуска, обращения и погашения специальных валютных нот Национального банка РК" утвержденные постановлением правления Национального банка РК от 6 апреля 1999 года N 66

Национальный Банк Казахстана устанавливает официальную ставку рефинансирования, а также иные ставки вознаграждения (интереса) по проводимым им операциям. Официальная ставка рефинансирования устанавливается в зависимости от общего состояния денежного рынка, спроса и предложения по кредитам, уровня инфляции и инфляционных ожиданий.

Национальный Банк Казахстана использует политику ставок вознаграждения (интереса) для воздействия на рыночные ставки вознаграждения (интереса) в рамках осуществляемой государственной денежно-кредитной политики.

О ставках вознаграждения Нацбанка см. положение "О ставках  вознаграждения (интереса) по операциям  Нацбанка РК" утвержденное постановлением Правления Нацбанка РК от 27 ноября 1997 г. N 402

В целях регулирования  объемов кредитов, представляемых банками, для снижения рисков неплатежа банками  по их обязательствам, а также защиты интересов вкладчиков и акционеров банков Национальным Банком Казахстана используется механизм резервных требований.

Норматив резервных  требований рассчитывается как процент  от общей суммы обязательств за вычетом  обязательств перед банками и  устанавливается в размере не более 40 процентов.

В исключительных случаях  Национальный Банк Казахстана вправе вводить резервные требования на прирост обязательств.

Изменение норматива  минимальных обязательных резервов вводится в действие не раньше чем  через месяц со дня принятия такого решения.

При нарушении норматива  минимальных обязательных резервов Национальным Банком Казахстана начисляется и взыскивается штраф в размере, устанавливаемом законодательными актами Республики Казахстан. (В случае нарушения банком минимального среднемесячного резервного требования, с банка взыскивается штраф в размере средневзвешенной ставки рефинансирования на сумму ежемесячного недостатка резервных активов.)

При прекращении деятельности банка Национальный Банк Казахстана в недельный срок возвращает банку  зарезервированные в Национальном Банке Казахстана средства.

Под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа казначейских векселей, государственных облигаций и прочих ценных бумаг, осуществляемая Национальным Банком Казахстана на вторичном рынке с целью регулирования денежной массы.

Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров Национального Банка Казахстана.

Национальный Банк Казахстана производит в соответствии с официальной  учетной (дисконтной) ставкой переучет коммерческих векселей.

Национальный Банк Казахстана определяет официальную учетную (дисконтную) ставку в зависимости от общего состояния денежного рынка, спроса и предложения по кредитам.

Национальный Банк Казахстана осуществляет учетную (дисконтную) политику для воздействия на учетные (дисконтные) ставки банков в рамках государственной денежно-кредитной политики.

Национальный Банк Казахстана устанавливает порядок переучета  векселей и условия, предъявляемые  для приема векселей к переучету  Национальным Банком Казахстана.

Порядок, условия, виды, сроки  и лимиты кредитования банков определяются Национальным Банком Казахстана.

Национальный Банк Казахстана регулирует общий объем кредитования банков в соответствии с принятыми  ориентирами денежно-кредитной политики. Национальный Банк Казахстана, как  кредитор последней инстанции, вправе предоставлять банкам кредиты в национальной и иностранной валюте, как обеспеченные, так и без обеспечения, в порядке и на сроки, установленные Правлением Национального Банка Казахстана.

Отдельные вопросы кредитования банков см. в положении Нацбанка РК от 31 декабря 1996 г. N 340 "О видах кредитов, предоставляемых Нацбанком РК, и формах их обеспечения".

Под интервенциями Национального  Банка Казахстана на валютном рынке  понимается купля-продажа иностранной  валюты на межбанковском или биржевом рынке для воздействия на курс казахстанского тенге.

Интервенции на валютном рынке осуществляются Национальным Банком Казахстана самостоятельно с  использованием любых видов валютных сделок через любые банки и  валютные биржи.

Интервенции Национального  Банка Казахстана на валютном рынке проводятся в рамках общей денежно-кредитной политики.

Под прямыми количественными  ограничениями Национального Банка  Казахстана понимаются максимальные уровни ставок по отдельным видам операций и сделок, прямое ограничение кредитования, замораживание ставок вознаграждения (интереса), прямое регулирование конкретных видов кредита в целях стимулирования или сдерживания развития отдельных отраслей.

Национальный Банк Казахстана вправе применять прямые количественные ограничения  в случае невозможности приостановления инфляционных процессов косвенными методами денежно-кредитного регулирования.

1.2 Денежное обращение и денежная  единица

 

Денежной единицей (национальной валютой) Республики Казахстан является казахстанский тенге. Казахстанский  тенге состоит из 100 тиынов.

Денежные знаки Республики Казахстан, находящиеся в обращении, состоят  из банкнот и монет.

Структура номиналов банкнот и  монет определяется Национальным Банком Казахстана. Законным платежным средством  в Республике Казахстан, за исключением  случаев, предусмотренных законодательными актами, нормативными правовыми актами Национального Банка Казахстана, является казахстанский тенге. Выпуск наличных денег, организация их обращения и изъятие из обращения на территории Республики Казахстан осуществляется исключительно Национальным Банком Казахстана в форме продажи банкнот и монет банкам с получением безналичного эквивалента.

Банкноты и монеты Национального Банка Казахстана являются безусловными обязательствами  Национального Банка Казахстана и обеспечиваются всеми его активами. Национальный Банк Казахстана регулярно публикует в средствах массовой информации сообщение о размерах золотовалютных активов. В соответствии с Законом РК от 13 декабря 1993 г. N 2591-ХII "О денежной системе РК" Нацбанк должен не реже одного раза в месяц публиковать в средствах массовой информации сообщения об обеспечении тенге золотовалютными активами.

Национальный Банк Казахстана определяет потребность в необходимом  количестве банкнот и монет, обеспечивает их изготовление, устанавливает порядок хранения, уничтожения и инкассации наличных денег.

Банкноты и монеты, выпущенные в Республике Казахстан, должны иметь номинальный состав, форму и орнаментальную графику. Указанные характеристики банкнот  и монет публикуются в печати.

Банкноты и монеты, выпущенные в обращение Национальным Банком Казахстана, обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории Республики Казахстан по всем видам платежей, а также для зачисления на банковские счета и для перевода, без ограничения размениваются и обмениваются во всех банках Республики Казахстан.

Никто, кроме Национального  Банка Казахстана, не может объявить недействительными банкноты и монеты, выпущенные Национальным Банком Казахстана. Право на замену денежной единицы  имеет Президент Республики Казахстан. Президент Республики Казахстан определяет порядок, сроки и условия функционирования денежной единицы Республики Казахстан.

Порядок определения  платежности и обмена бывших в  употреблении банкнот и монет  устанавливается Национальным Банком Казахстана и публикуется в печати. Национальный Банк Казахстана без ограничений обменивает ветхие поврежденные банкноты, если сохранилось более двух третьих их поверхности и не обязан компенсировать утерянные или уничтоженные банкноты и монеты.

Национальный Банк Казахстана обменивает ветхие и поврежденные банкноты в соответствии с установленными им правилами.

Лица, виновные в противоправном изготовлении банкнот и монет, а  также в осуществлении несанкционированной  эмиссии наличных денег, несут уголовную и имущественную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

 

Глава 2. Деньги и их виды

 

Видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банкноты и металлические монеты, которые обеспечиваются всеми активами Банка Казахстана, государственными ценными бумагами, резервами кредитных учреждений, находящимися на счетах в Национальном Банке Республики Казахстан.

Образцы банкнот и  монет утверждаются Национальным Банком Казахстана. Сообщение о выпуске  банкнот и монет новых образцов, а также их описание публикуются в средствах массовой информации. Они обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории республики и во всех видах платежей, а также для зачисления на счета, во вклады и для перевода. Банкноты и монеты могут быть объявлены по закону недействительными (утратившими силу законного платежного средства). Подделка и незаконное изготовление денег преследуются по закону.

Международные резервы и денежные агрегаты. За март 2005 года чистые международные резервы Национального Банка в текущих ценах снизились на 1,8% до 9267,3 млн. долл. Продажа иностранной валюты с целью пополнения активов Национального фонда, обслуживание внешнего долга Министерства финансов, а также продажа валюты на внутреннем валютном рынке привели к снижению чистых валютных запасов на 154,0 млн. долл. Активы в золоте снизились на 15,0 млн. долл. в результате проведенных Национальным Банком операций и снижения его цены на мировых рынках на 2,1%.

Информация о работе Денежная система