Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 03:20, курсовая работа
Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.
Денежно-кредитная политика является одной из главных составляющих экономики государства. В Российской Федерации она осуществляется Центральным Банком путем воздействия на деятельность банков при определении процентных ставок, валютного курса, платежеспособности и т.д. с целью обеспечения стабильности экономического роста, низкого уровня безработицы и инфляции. Кроме того, она может быть направлена на расширение объема денежной массы или на ее сокращение. Центральный банк играет ключевую роль и занимает монопольное положение не только в сфере эмиссии банкнот, но и в сфере проведения денежной политики государства, которая рассчитана на краткосрочные периоды и ведется косвенными методами.
Введение
1 Теоретические основы денежно-кредитной политики
1.1 Сущность и функции денежно-кредитной политики
1.2 Принципы денежно-кредитной политики
1.3 Цели денежно-кредитной политики
2 Инструменты денежно-кредитной политики.
2.1 Политика обязательных резервов.
2.2 Рефинансирование коммерческих банков.
2.3 Операции на открытом рынке.
3 Денежно-кредитная политика в России: итоги и прогноз
Заключение
Список используемой литературы
Таким образом, выбор одного из принципов денежно-кредитной политики зависит от состояния экономики страны на данном этапе развития. Целью обоих принципов является снижение инфляции и, как результат, обеспечение устойчивости национальной валюты.
1.3 Цели денежно-кредитной политики
В денежно-кредитной политике существует довольно сложная иерархия целей, многообразие методов и инструментов, с помощью которых она проводится. Часто бывает довольно сложно отличить, что является целью, а что средством ее достижения. Денежно-кредитная политика представляет собой систему мер, которые изменяют объем денег в обращении для достижения основных экономических целей. Проблема состоит в том, что не все цели согласуются друг с другом. Экономический рост и снижение уровня безработицы могут сопровождаться ростом процентных ставок. Если для стабилизации финансовой системы Центральный Банк попытается предотвратить рост ставки процента путем покупки бумаг открытого рынка, повышая их цену и противодействуя росту процентных ставок, такие операции увеличат денежную базу и предложение денег, стимулируя инфляцию. Проблема осложняется еще и тем, что, выбрав конечную цель и применяя инструменты денежно-кредитной политики, Центральный Банк не может немедленно и непосредственно контролировать целевые параметры.
Центральный Банк должен определить показатели, которые влияют на конечные цели и поддаются его контролю. Такие показатели называют промежуточными целями денежно-кредитной политики. В качестве промежуточных целей могут выступать денежная масса, номинальная процентная ставка, номинальный ВВП, валютный курс. Выбор промежуточной цели основан на следующих критериях:
Промежуточные цели могут устанавливаться по количественному или качественному принципу. В первом случае целью центрального банка становится постоянство темпов роста денежной массы (кредита) или ВВП, во втором — уровень процентных ставок или валютный курс национальной денежной единицы, постоянство уровня цен.
При установлении промежуточной цели по количественному принципу применяются такие инструменты, как изменение ставок по операциям центрального банка и нормативов обязательных резервов, проводятся операции на открытом рынке. Все эти инструменты непосредственно влияют на объем денежной массы.
Если промежуточная цель устанавливается по качественному принципу, предпочтительнее становится использование валютных интервенций, установление режима валютного курса, изменение процентных ставок. Например, процентные ставки и валютные интервенции повышают, если валютный курс ниже целевого ориентира, и понижают, если он выше.
Приоритет целей денежно-кредитной политики определяется состоянием
государственных финансов, стабильностью экономики государства или ее отсутствием, наличием сбалансированности доходов и расходов
государственного бюджета или его дисбалансом. В общем случае,
основными целями денежно-кредитной политики государства являются:
Вывод к главе 1: денежно-кредитная политика государства основывается на многих аспектах и зависит от экономической обстановки в стране. В зависимости от состояния экономики выбираются принципы и цели денежно-кредитной политики, необходимые для поддержания стабильности национальной валюты и нормализации экономического состояния страны.
2. Инструменты денежно-кредитной политики
2.1 Политика обязательных резервов
Обязательные резервы — это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном Банке (формы хранения могут различаться по странам). Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Они различаются по величине в зависимости от видов вкладов (например, по срочным они ниже, чем по вкладам до востребования). Традиционно обязательные резервы рассматриваются в качестве неотъемлемого элемента денежно-кредитного регулирования. Обычно они устанавливаются для достижения комплекса различных целей: воздействия на спрос банков на резервы; содействия стабилизации краткосрочных процентных ставок; стабилизации и повышения предсказуемости денежного мультипликатора. В современных условиях обязательные резервы выполняют не столько функцию страхования вкладов, сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций Центрального Банка, а также для межбанковских расчетов. В мире существует много различных моделей обязательного резервирования, они отличаются по многим параметрам и акцентируют особенности национальных банковских систем. Обязательное резервирование можно представить как сложную целостную систему из взаимосвязанных элементов.
В России еще в 1883 г. Государственный совет принял закон, в котором было установлено правило: наличные суммы денежных средств в кассе коммерческих банков вместе с помещенными на его текущем счете в Государственном банке средствами должны составлять не менее 10% обязательств банка. Это правило было установлено в целях повышения ликвидности банков, однако оно близко к содержанию обязательного резервирования.
Эффективность инструмента обязательных резервов зависит от широты охвата ими различных категорий обязательств. Увеличивая спектр таких обязательств, центральный банк уменьшает возможность несоблюдения установленных им требований со стороны кредитных институтов. По закону о банковской деятельности ставки по минимальным резервам имеют верхнюю границу, причем для разных видов вкладов границы неодинаковы.
Чем выше устанавливает Центральный Банк норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормы резервов уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы. Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, Центральный Банк оказывает воздействие на динамику денежного предложения.
Минимальные резервы выполняют две основные функции.
В последние полтора-два десятилетия произошло уменьшение роли указанного метода кредитно-денежного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов.
Понижение нормы денежных резервов приведет к увеличению денежного мультипликатора, а следовательно, увеличит объем той денежной массы, которую может поддерживать некоторое количество резервов. Если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к мультипликационному уменьшению денежного предложения.
Таким образом, обязательные резервы - мощный регулирующий инструмент монетарной политики, позволяющий оперативно влиять на финансовую ситуацию в стране. Изменяя норму обязательных резервов, Центральный Банк оказывает воздействие на динамику денежного предложения. Этот инструмент монетарной политики является наиболее мощным, поскольку он затрагивает основы всей банковской системы.
2.2 Рефинансирование коммерческих банков.
К инструментам денежно-кредитной политики относятся, в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также внедрение кредитных ограничений .
Под рефинансированием понимается предоставление центральным банком коммерческим банкам заимствований, когда они исчерпали свои ресурсы и не имеют возможности пополнить их из других источников на приемлемых для себя условиях.
В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.
Кредиты рефинансирования выдаются, как правило, только устойчивым банкам, испытывающим временные трудности с ликвидностью. Осуществляя рефинансирование банков, Центральный банк выполняет как функцию по реализации денежно-кредитной политики, так и функцию кредитора последней инстанции или банка банков.
Кредиты рефинансирования классифицируются в зависимости от:
Кредиты, предоставляемые банку, отнесённому к категории финансово
стабильных банков в соответствии с критериями, установленными письмом Банка России от 28.05.97 №457 "О критериях определения финансового состояния банков", осуществляющему мероприятия по финансовому оздоровлению (санации) проблемного банка, банкротство которого может угрожать стабильности банковской системы. Кредит, предоставляется банку – санатору на покрытие недостатка его ликвидности, обусловленного осуществлением мероприятий по
финансовому оздоровлению проблемного банка.
Кредит предоставляется банку в валюте Российской Федерации в размере не более 50% от объёма финансовой помощи, которую планируется оказать проблемному банку, на срок до одного года по процентной ставке, устанавливаемой Советом директоров Банка России. Под указанной финансовой помощью для целей настоящего Положения понимается предоставление денежных средств банку на срок не менее одного года, в том числе на увеличение уставного капитала, в виде субординированных займов, кредитов, депозитов.
Процентная ставка по кредиту изменяется пропорционально изменению ставки рефинансирования Банка России. Указанное условие устанавливается в кредитном договоре.
Банк России вправе изменять и (или) дополнять условия предоставления кредита банку – санатору. О данных изменениях (дополнениях) заблаговременно уведомляются потенциальные участники санации.
В качестве обеспечения кредита может выступать залог в виде: золота и других аффинированных драгоценных металлов в стандартных и мерных слитках; иностранной валюты; государственных ценных бумаг Российской Федерации; долговых ценных бумаг иностранных государств – членов ОЭСР.
Рыночная стоимость заложенного имущества, скорректированная несоответствующий поправочный коэффициент, должна быть не ниже суммы запрашиваемого кредита, включая сумму начисленных процентов за предполагаемый период его пользования.
Информация о работе Денежно-кредитная политика государства: цели и инструменты