Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 23:17, реферат
Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.
Введение 3
Кредитная система и денежно-кредитная политика государства 3
Основные инструменты денежно-кредитной политики 9
Особенности развития денежно-кредитной системы России 15
Заключение 22
Список использованной литературы 23
Центральный
банк проводит политику учетной
ставки (которую еще называют иногда
дисконтной политикой), выступая в роли
"заимодателя в последней
Когда банк берет ссуду, он
переводит ФРС выписанное на
себя долговое обязательство,
обычно обеспеченное
Давая ссуду, ФРС увеличивает резервы коммерческого банка, причем для ее поддержания не нужны обязательные резервы, т.е. вся ссуда увеличивает избыточные резервы банка, его способность к кредитованию.
Если ФРС уменьшает учетную ставку, то это поощряет банки к приобретению дополнительных резервов путем заимствования у ФРС. В этом случае можно ожидать увеличения денежной массы. Напротив, повышение учетной ставки соответствует стремлению руководящих кредитно-денежных учреждений ограничить предложение денег.
Но
и только! Изменив учетную ставку,
можно лишь ожидать соответствующих
действий банков. Нельзя заставить
банки взять кредит на сумму, необходимую
государству. В своей дисконтной политике
центральный банк может играть лишь
пассивную роль. Только в операциях на
открытом рынке центральный банк может
играть активную роль. Но никогда не стоит
недооценивать роль учетной ставки:
изменяя ее, центральный банк имеет
большую силу для того, чтобы оказать
ограничивающее влияние на банки. И
все же по эффективности применения
политика учетной ставки стоит после операций
на открытом рынке.
3. Операции на открытом рынке.
Постепенно два вышеописанных метода денежно-кредитного регулирования (рефинансирование и обязательное резервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-кредитной политики стали интервенции центрального банка, получившие название операций на открытом рынке.
Этот метод заключается в том, что центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.
Операции на открытом рынке впервые стали активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования получил всеобщее применение и в Западной Европе.
По форме проведения рыночные операции центрального банка с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу. Обратная заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный банк предлагает коммерчески банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, "набегающие" по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.
Таким
образом, операции на открытом рынке, как
метод денежно-кредитного регулирования,
значительно отличаются от двух предыдущих.
Главное отличие - это использование
более гибкого регулирования, поскольку
объем покупки ценных бумаг, а
также используемая при этом процентная
ставка могут изменяться ежедневно
в соответствии с направлением политики
центрального банка. Коммерческие банки,
учитывая указанную особенность данного
метода, должны внимательно следить за
своим финансовым положением, не допуская
при этом ухудшения ликвидности.
4. Некоторые прочие методы регулирования денежно-кредитной сферы.
Наряду с экономическими методами, посредством которых центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия.
К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений.
Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.
Нужно отметить, что добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.
Также
центральный банк может устанавливать
различные нормативы (коэффициенты),
которые коммерческие банки обязаны
поддерживать на необходимом уровне.
К ним относятся нормативы
достаточности капитала коммерческого
банка, нормативы ликвидности баланса,
нормативы максимального
При
нарушении коммерческими
Очевидно,
что использование
Кроме трех основных вышеприведенных инструментов денежной политики, государство также иногда использует второстепенное селективное регулирование, которое касается фондовой биржи, потребительского кредита и увещеваний.
Дабы избежать излишней спекуляции на фондовой бирже, государство устанавливает предписываемую законом «маржу», т.е. процент от продажной цены ценной бумаги, который должен быть оплачен при покупке либо наличными, либо ценными бумагами, в то время как на другую часть может быть выписана долговая расписка. Маржу повышают при желании ограничить спекулятивную скупку акций и понижают при желании оживить фондовый рынок.
Если государство хочет не допустить увеличения денежной массы, то оно может всеми возможными средствами отбивать желание брать потребительский кредит: повысит ставку процента по нему или предпишет делать беспроцентный вклад в центральный банк при покупке кредитной карточки.
Государство в лице центрального банка может влиять на банки путем словесного убеждения. Могут быть политические заявления, общие решения, просто призывы к тому или иному действию. Государство обращается к чувству общественного долга банкиров. В общей форме могут быть сделаны предупреждения относительно доступности кредита в будущем. Иногда увещевания оказывают определенное воздействие, в конце концов, ведь банкиры столь же чувствительны к общественному мнению, как и другие.
На
наш взгляд, серьезным инструментом
являются распространяемые слухи. Хотя
это и незаконно, но ведь, сколько
всего незаконного можно
В "Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов" отражаются главные задачи, стоящие перед Банком России в указанный период в соответствии с проводимой Правительством Российской Федерации экономической политикой, и определяются меры денежно-кредитной политики, ведущие к достижению поставленных целей. Временной горизонт совпадает с горизонтом планирования федерального бюджета.
Установление целевых
ориентиров прироста потребительских
цен в рамках трехлетнего скользящего
периода, превышающего продолжительность
основных лагов в действии трансмиссионного
механизма денежной политики, позволяет
учитывать влияние динамики денежного
предложения и решений о
Банк России внес в Госдуму проект «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 г и период 2010 и 2011 гг». Документ был одобрен правительством РФ на заседании 21 августа.
ЦБ
РФ и правительство в вариантах
развития российской экономики в 2009-2011
годы исходят из единых оценок внешних
и внутренних условий ее функционирования.
В предстоящие три года основной
задачей денежно-кредитной
Правительство и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2009 году до 7,5-8,5%, в 2010 году — 5,5-7%, а к 2011 году выйти на уровень инфляции 5-6,8% (из расчета декабрь к декабрю). Данной цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция 6,7-8% в 2009 году, 4,5-6,2% в 2010 году и 4,5-6,1% в 2011 году.
Центробанк
РФ намерен в основном завершить
переход к режиму таргетирования
инфляции, предполагающему приоритет
цели по снижению инфляции. Однако в
ближайшее время денежно-
Цена на нефть на мировых энергетических рынках является важнейшим фактором, оказывающим влияние на развитие российской экономики. В этой связи Банк России рассмотрел 4 варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2009-2011 годы, 3 из которых основываются на прогнозах правительства РФ.
В рамках первого варианта, который рассмотрен дополнительно к вариантам прогноза правительства РФ, предполагается снижение в 2009 году среднегодовой цены на российскую нефть до 66 долл/баррель. В этих условиях сальдо счета текущих операций может стать отрицательным. Реальные располагаемые денежные доходы населения могут возрасти на 8,1%, инвестиции в основной капитал — на 10%, а объем ВВП — на 5,7%.
В
рамках второго варианта в 2009 году предусматривается
развитие российской экономики в
условиях снижения на мировом рынке
цены на нефть сорта Urals до 90 долл/баррель.
В этих условиях положительное сальдо
счета текущих операций платежного
баланса может сократиться