Денежно-кредитная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 23:17, реферат

Описание работы

Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.

Содержание работы

Введение 3

Кредитная система и денежно-кредитная политика государства 3

Основные инструменты денежно-кредитной политики 9
Особенности развития денежно-кредитной системы России 15
Заключение 22

Список использованной литературы 23

Файлы: 1 файл

реферат по политэк.docx

— 55.59 Кб (Скачать файл)

     При ухудшении внешних условий темпы  роста основных экономических показателей  в 2009 году будут ниже, чем в предшествующем году. Реальные располагаемые денежные доходы населения могут увеличиться  на 9,9%. Предполагается замедление темпов прироста инвестиций в основной капитал  до 14%. Объем ВВП в этом случае может возрасти на 6,4%.

     В качестве третьего варианта рассматривается  прогноз, положенный в основу проекта  федерального бюджета. Предполагается, что в 2009 году цена на российскую нефть  снизится до 95 долл/баррель. Экспорт  товаров и услуг по этому варианту будет практически таким же, как  в 2008 году, а импорт увеличится. Профицит счета текущих операций платежного баланса будет больше, чем во втором варианте. Прирост валютных резервов замедлится, но в меньшей степени, чем во втором варианте.

     По  этому варианту предполагается реализация мероприятий по переходу на инновационную  модель развития, что будет способствовать сохранению высокой инвестиционной активности — в 2009 году темп прироста инвестиций в основной капитал может  составить 14,5%. Реальные располагаемые  денежные доходы населения могут  возрасти примерно на 10,5%. Темпы экономического роста в этих условиях ожидаются  на уровне 6,7%.

     Согласно  четвертому варианту прогноза, предполагается, что цена на российскую нефть в 2009 году составит 115 долл/баррель. В этом случае положительное сальдо счета  текущих операций и прирост валютных резервов будут больше, чем в третьем  варианте. На фоне значительного улучшения  внешних условий темпы роста  основных экономических показателей будут выше, чем в третьем варианте. Увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения ожидается на уровне 11,1%, инвестиций в основной капитал — 15,2%. Прирост ВВП в этом случае может составить 7,1%.

     В соответствии с прогнозом на среднесрочную  перспективу, предполагается, что цена на российскую нефть в 2011 году может  составить: по первому варианту — 60 долл/баррель; по второму — 75 долл/баррель; по третьему — 88 долл/баррель; по четвертому — 122 долл/баррель. Эти условия будут  благоприятными для развития российской экономики. В зависимости от варианта, ВВП может расти в 2010 и 2011 годы темпами 5,5-7,1%, что выше ожидаемых  темпов роста мировой экономики.3

     Однако  решение задачи осложнено влиянием на российский финансовый рынок кризисных явлений на мировых финансовых рынках, спровоцированных проблемами в экономике США. В результате Банк России был вынужден перенести акцент с контроля над инфляцией на поддержание стабильности банковской системы. Были усилены меры по увеличению ликвидности банков и поддержанию бесперебойности проведения расчетов.

     Ускорение инфляции, а также ожидаемые в предстоящий  период внешние и внутренние макроэкономические условия подтверждают необходимость  осуществления более гибкой курсовой политики и активного использования  процентной политики. Динамика денежных агрегатов будет оставаться важным индикатором для оценки монетарных условий и среднесрочного тренда инфляции.

     Банк России продолжит  движение к режиму свободно плавающего валютного курса, последовательно  ослабляя жесткость привязки рубля  к бивалютной корзине и допуская большую волатильность ее стоимости.

     Режим свободно плавающего валютного курса необходим для  введения таргетирования инфляции в  полном объеме. При этом одновременно с сокращением участия Банка  России в курсообразовании потребуется  реализация комплекса мер по превращению  процентной ставки Банка России в  главный инструмент денежно-кредитной  политики, влияющий на инфляционные ожидания экономических агентов и формирующий  монетарные условия функционирования экономики.

     При разработке денежно-кредитной  политики на период 2009 - 2011 годов Банк России принимает во внимание возможные  изменения мировых цен на основные товары российского экспорта, прежде всего на энергоносители. В случае снижения этих цен при продолжении  увеличения импорта высокими темпами, поддерживаемого внутренним спросом, может произойти существенное сокращение положительного сальдо торгового баланса и даже образование его дефицита.

     Поскольку в этом случае ослабнет действие одного из факторов, определяющих укрепление рубля, Банк России может сократить покупки валюты на внутреннем рынке, осуществляемые в  целях сдерживания темпов укрепления национальной валюты. Решения о характере  и объеме интервенций Банка России на внутреннем валютном рынке в основном будут обусловлены целями денежно-кредитной  и бюджетной политики.

     Ожидаемое сокращение валютных интервенций может существенно  уменьшить роль чистых иностранных  активов органов денежно-кредитного регулирования как основного  источника роста денежного предложения. С целью обеспечения соответствия денежного предложения спросу на деньги Банк России продолжит активно  использовать операции по рефинансированию банков. Это также будет способствовать повышению роли процентной политики Банка России в снижении инфляции.

     Для обеспечения  соответствия динамики инфляции целевой  траектории Банк России будет использовать все имеющиеся в его распоряжении инструменты денежно-кредитной политики. На успешность проведения денежно-кредитной  политики будут влиять в определенной степени как бюджетные механизмы  аккумулирования дополнительных доходов  от экспорта нефти и газа при высоких  ценах мирового рынка энергоносителей, так и проведение консервативной бюджетной политики.

     Процентная политика Банка России будет осуществляться исходя из состояния экономики и  динамики инфляции. Важной задачей  процентной политики будет постепенное  сужение коридора процентных ставок по собственным операциям Банка  России и снижение волатильности  ставок денежного рынка. При этом все большее влияние на формирование процентных ставок денежного рынка  будут оказывать ставки по рыночным инструментам рефинансирования банков.

     Основным  фактором риска для российского  банковского сектора в условиях международного финансового кризиса  является существенное ограничение  доступа к ресурсам с международных  рынков капитала и сокращение возможностей внешнего рефинансирования ранее привлеченных заимствований в связи со значительным подорожанием привлеченных средств  для первоклассных заемщиков  и фактическим исключением такой  возможности для других заемщиков.

     Следствием влияния  указанного фактора является введение российскими банками более консервативных подходов при кредитовании и при  оценке кредитного риска. В свою очередь, это ведет к снижению темпов роста  кредитных вложений в экономику  и снижению финансового результата (прибыли) кредитных организаций. Одновременно это обусловливает относительное  увеличение в портфелях кредитных  организаций доли проблемных активов, как накопленных в период кредитной экспансии, так и отражающих ухудшение экономического положения предприятий при ужесточении условий привлечения кредитов.

     В этой ситуации на состояние  банковского сектора будет оказывать  влияние качество функционирования внутрибанковских систем оценки и управления рисками, включая кредитный риск, риск ликвидности, рыночный, операционный и репутационный риски. Наряду с  вопросами поддержания ликвидности  банки должны уделять внимание вопросам поддержания достаточности капитала, в том числе и за счет дополнительных инвестиций собственников и новых  инвесторов.

     Особое значение Банк России придает формированию доверия  общества к осуществляемой денежно-кредитной  политике, повышению ее открытости и прозрачности, разъяснению общественности своих целей, задач и принятых мер.

   В 2009 - 2011 годах деятельность Банка  России по совершенствованию национальной платежной системы будет направлена на обеспечение эффективного и бесперебойного ее функционирования, способствующего  укреплению финансовой стабильности в  стране и эффективному проведению денежно-кредитной  политики.

   Банком  России будет продолжена работа по участию в совершенствовании  законодательства, устанавливающего организационные  и правовые основы платежной системы  России.

   На  законодательном уровне будут установлены  требования к организациям, ответственным  за функционирование системы переводов  денежных средств и платежной  инфраструктуры, а также стандарты  надзора и наблюдения за их деятельностью.

   Банк  России будет проводить работу по совершенствованию правил осуществления  платежей и переводов денежных средств  путем стандартизации платежных  инструментов, процедур приема, контроля и обработки информации с учетом международного опыта и российской банковской практики. Целью проводимой работы является создание гибкой, управляемой, безопасной и технологически унифицированной  системы, позволяющей обеспечивать непрерывность обработки платежной  информации в автоматизированном режиме на всех этапах перевода денежных средств.

   Совершенствование платежной инфраструктуры, предоставляющей  операционные, клиринговые и расчетные  услуги, будет направлено на создание условий для развития клиринговых  и расчетных систем, отвечающих международным  стандартам, а также для обеспечения  операционной совместимости платежных  систем России с внешними, в том  числе международными, платежными системами.

   Банк  России продолжит реализацию мероприятий  по дальнейшему комплексному преобразованию собственной платежной системы, в том числе по развитию и совершенствованию  системы валовых расчетов в режиме реального времени Банка России (системы банковских электронных срочных платежей - системы БЭСП).

   В системе БЭСП будет формироваться  структурный и количественный состав участников, обеспечивающий концентрацию в ней подавляющей части платежного оборота, проходящего через платежную  систему Банка России.

   Завершится  включение Федерального казначейства Российской Федерации и его территориальных  органов в состав участников системы  БЭСП, что предоставит возможность  более эффективно решать задачи по контролю за доходной и управлению расходной частью бюджетов всех уровней  бюджетной системы Российской Федерации.

   В состав участников системы БЭСП будут  включены инфраструктурные организации  финансовых рынков, обеспечивающие осуществление  клиринга и расчетов, что даст возможность  проведения в системе БЭСП платежей, в том числе связанных с  осуществлением операций денежно-кредитной  политики, с учетом дополнительной ликвидности, предоставляемой Банком России, и с использованием механизмов оперативной (в режиме реального  времени) мобилизации ликвидности.

   Проведение  мероприятий по внедрению централизованного  управления и оперативного мониторинга  расчетных систем платежной системы  Банка России обеспечит повышение  устойчивости банковской системы Российской Федерации к распространению  системных и расчетных рисков.

   Дальнейшая  специализация предоставляемых  сервисов позволит осуществлять приоритетное исполнение срочных платежей и исполнение массовых платежей без задержки исполнения срочных.

   Банк  России будет проводить работу по совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей безналичные расчеты  в части развития розничных платежных  услуг на основе инновационных технологий, которая в целом будет способствовать повышению эффективности российской платежной системы.

   Для обеспечения доступности, эффективности  и безопасности розничных платежных  услуг будет продолжено формирование политики Банка России, в том числе  в области создания единой розничной  платежной инфраструктуры, национальной системы платежных карт, а также  повышения финансовой грамотности  населения в Российской Федерации, что обусловлено возросшими требованиями к финансовому образованию населения  в условиях экономических изменений, повышения мобильности трудовых ресурсов.4 
 

Заключение.

     Первоочередной  задачей государственного сектора  является  стабилизация экономики. Необходимо обеспечение экономического роста, борьба с инфляцией. Государство  этим занимается, проводя фискальную и денежно - кредитную политику.  Целью денежно-кредитной политики является контроль над денежной массой или уровнем ссудного процента - все это  делается для регулирования  денежного предложения в стране.

     Центральным звеном денежной политики государства  является  центральный банк (ФРС - в США,  ЦБ - в РФ). Именно он своими действиями и проводит денежную политику. В мировой практике основными  инструментами ЦБ  являются:  операции на открытом рынке ценных бумаг,  уровень процентной ставки по займам коммерческим банкам и  величина обязательных резервов.  Также  Центральный  банк разрабатывает требования к  коммерческим банкам, выполнение которых  обеспечивает ликвидность банков.

     Банк  Росии сохраняет преемственность  в определяющих принципах формирования денежно-кредитной политики, соподчиняя ее цели главным задачам экономической политики государства. Задачей определения количественных параметров экономической политики является выбор наилучшего сочетания экономического роста и инфляции. Критерием такого выбора должно быть повышение доходов населения в реальном выражении.

Информация о работе Денежно-кредитная политика государства