Денежно-кредитная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 17:14, реферат

Описание работы

Денежно-кредитная политика является одной из наиболее важных составляющих государственной экономической политики, и от того, насколько эффективно используются ее инструменты, от ее адекватности текущим экономическим условиям в определяющей степени зависит динамика экономического развития государства.
С переходом к новым формам и механизмам хозяйствования денежный рынок оказывает существенное влияние на состояние реального сектора экономики. Монетарный сектор является посредником, перераспределяющим потоки денежных средств. Это означает, что денежное обращение является важнейшим элементом рыночной экономики, а его устойчивость играет решающую роль в ее нормальном функционировании.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ..5
Теоретические основы денежно-кредитной политики, ее сущность и инструменты………………………………………………………………5
Важнейшие целевые ориентиры денежно-кредитной политики и ее виды………………………………………………………………………..7
ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ..……….… 12
Операции на открытом рынке…………………………………………..12
Изменение учетной ставки………………………………………………13
Изменение норм обязательных резервов……………………………….15
Ограничение кредитования и второстепенное селективное регулирование…………………………………………………………….16
СОВРЕМЕННАЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ………………………………………………………………….18
Инструменты и принципы реализации денежно-кредитной политики Республики Беларусь…………………………………………………….18
Основные тенденции денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе…………………………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………………23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..………..26
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………...28

Файлы: 1 файл

Курсовая 1.docx

— 69.98 Кб (Скачать файл)

Операции центрального банка  на открытом рынке, в отличие от других экономических инструментов, оказывают  быстрое корректирующее воздействие  на уровень ликвидности коммерческих банков и динамику денежной массы. Особенность  использования центральным банком данного инструмента состоит  в том, что периодичность и  масштабы проведения операций определяются по усмотрению центрального банка исходя из желаемого прогнозируемого эффекта, что делает этот инструмент наиболее удобным, гибким и оперативным в применении.

Покупка ценных бумаг  на открытом рынке увеличивает объем  денежной массы. Продавая ценные бумаги, центральный банк, тем самым, уменьшает  денежную массу.

По форме проведения рыночные операции центрального банка с ценными  бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку либо продажу. Обратная операция заключается в  купле-продаже ценных бумаг с  обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу.

Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия  придают популярность данному инструменту  регулирования. Так, доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно  развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%.

Денежный мультипликатор. Операции на открытом рынке изменяют объем денежной массы на большую сумму, чем было продано, либо куплено ценных бумаг. Степень же изменения зависит главным образом от двух факторов:

  1. от соотношения резервов и банковских депозитов;
  2. от пропорции, в которой население делит свои деньги на наличные и банковские депозиты.

Величина коэффициента, на который увеличивается количество денег, называется денежным мультипликатором. Величина денежного мультипликатора обратно пропорциональна норме обязательных банковских резервов и соотношению наличных денег и банковских депозитов. Например, при коэффициенте 2,5 покупка ценных бумаг на сумму в 1 миллион приведет к возрастанию денежной массы на 2,5 миллиона. 

 

2.2 Изменение учетной ставки  

 

Рефинансирование означает получение денежных средств кредитными учреждениями от Центрального банка. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя). Переучет векселей долгое время был одним из основных методов денежно-кредитной политики Центральных банков Западной Европы, которые предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.

Векселя переучитываются  по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону (в Европе 0,5-2,0 процентных пункта). Центральный банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.

В случае повышения Центральным  банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики Центрального банка. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.

Ниже приведен график увеличения Национальным банком Беларуси ставки рефинансирования, которое было вызвано  ростом инфляции (в целом за 2011 год  уровень инфляции составил 108,7% [23]). 

 

 

 

Рисунок 1 - Ставка рефинансирования в Республике Беларусь

Примечание – Источник: составлено по данным Национального банка Республики Беларусь [23].

Изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную  сферу:

1) затруднение или облегчение  возможности коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений;

2) изменение официальной  ставки означает удорожание или  удешевление кредита коммерческих  банков для клиентуры, так как  происходит изменение процентных  ставок по активным кредитным  операциям.

Также изменение официальной  ставки центрального банка означает переход к новой денежно-кредитной  политике, что заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.

Недостатком использования  рефинансирования при проведении денежно-кредитной  политики является то, что этот метод  затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в Центральном банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность.

Помимо установления официальных  ставок рефинансирования и редисконтирования центральный банк устанавливает процентную ставку по ломбардным кредитам, т.е. кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в качестве которого выступают обычно ценные бумаги. Следует учесть, что в залог могут быть приняты только те ценные бумаги, качество которых не вызывает сомнения. В практике зарубежных банков в качестве таких ценных бумаг используются обращающиеся государственные ценные бумаги, первоклассные торговые векселя и банковские акцепты (их стоимость должна быть выражена в национальной валюте, а срок погашения - не более трех месяцев), а также некоторые другие виды долговых обязательств, определяемые Центральными банками. 

 

2.3 Изменение норм обязательных  резервов 

 

Норма обязательных резервов — установленная центральным  банком строго определённая доля обязательств коммерческого банка по привлечённым им депозитам, которую банк должен держать в резерве в центральном банке. Норма обязательных резервов устанавливает величину гарантийного фонда коммерческого банка, обеспечивающего надежное выполнение его обязательств перед клиентами. Они различаются по величине в зависимости от видов вкладов (например, по срочным они ниже, чем по вкладам до востребования). В современных условиях обязательные резервы выполняют не столько функцию страхования вкладов (эту функцию выполняют специализированные финансовые институты, которым банки отчисляют определенный процент от вкладов), сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций Центрального Банка, а также для межбанковских расчетов.

Регулирование нормы обязательных резервов - инструмент влияния на предложение  денег, который имеет неотвратимое и немедленное действие. Механизм этого инструмента заключается в том, что центральный банк устанавливает для всех банков и других депозитных учреждений норму обязательного хранения привлеченных средств на корреспондентских счетах без права их использования и без выплаты процентов по ним. Увеличивая норму обязательного резервирования, центральный банк немедленно сокращает объем избыточных резервов банков, уменьшает их кредитную способность, снижает уровень мультипликации депозитов. Соответственно уменьшается общий объем предложения денег. Если центральному банку необходимо увеличить предложение денег, то достаточно снизить норму обязательного резервирования, и ситуация будет меняться на противоположную сторону - увеличится объем свободных резервов, повысятся кредитная способность банков и уровень мультипликации депозитов.

Этот инструмент монетарной политики имеет то преимущество, что  он одинаково влияет на все банки, меняя предложение денег немедленно и достаточно мощно. Но он имеет и  значительные недостатки.

Во-первых, повышение нормы  обязательного резервирования может  привести все банки с небольшими избыточными резервами в неликвидное состояние, подорвать их положение на рынке. Чтобы спасти такие банки, центральному банку пришлось бы принимать компенсирующие мероприятия, например усилить их рефинансирование или увеличить покупку ценных бумаг, что будет регулятивный эффект от применения инструмента обязательного резервирования. 

Во-вторых, повышение нормы  резервирования негативно сказывается  на финансах банков, поскольку ограничивает их доходы с активными операциями. В этой связи такое применение данного инструмента равноценно повышению налогообложения банков.

В-третьих, если нужно изменить предложение денег на короткий срок и в небольших объемах, то этот инструмент просто не годится, потому что изменение нормы резервирования на 1% может дать значительно большее изменение предложения, чем это нужно. А частые изменения нормы резервирования (вверх-вниз) вообще могут парализовать деятельность банков. 

Указанные недостатки этого  инструмента обусловили очень осторожное его использование в развитых странах: норма резервирования там  устанавливается на небольшом уровне и меняется очень редко, а некоторые  страны вообще отказались от него. В  странах с переходной экономикой, где амплитуды колебания денежной массы очень велики, этот инструмент применяется гораздо шире. Он позволяет оперативно снижать чрезмерное предложение денег и уравновесить конъюнктуру на соответствующих рынках.  

 

2.4 Ограничение кредитования  

 

Этот метод кредитного регулирования представляет собой  количественное ограничение суммы  выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, ограничение кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.

Нужно отметить, что, добиваясь  при помощи указанной политики сдерживания  банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство  способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.

Также Центральный банк может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также центральный банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне.

При нарушении коммерческими  банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в  работе, что ведет к ущемлению  прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный банк может применять  к ним самые жесткие меры административного  воздействия, вплоть до ликвидации банков.

Очевидно, что использование  административного воздействия  со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно  вынужденных мер.

Кроме четырех  основных вышеприведенных инструментов денежной политики, государство  также иногда использует второстепенное селективное регулирование, которое касается фондовой биржи, потребительского кредита и увещеваний.

Дабы избежать излишней спекуляции на фондовой бирже, государство устанавливает  предписываемую законом «маржу», т.е. процент от продажной цены ценной бумаги, который должен быть оплачен при покупке либо наличными, либо ценными бумагами, в то время как на другую часть может быть выписана долговая расписка. Маржу повышают при желании ограничить спекулятивную скупку акций и понижают при желании оживить фондовый рынок.

Если ставится задача не допустить увеличения денежной массы, возможно использование самых разных средств для снижения желания брать потребительский кредит: повышение ставку процента по нему или предписание делать беспроцентный вклад в центральный банк при покупке кредитной карточки.

Государство в лице центрального банка может влиять на банки путем словесного убеждения. Могут быть политические заявления, общие решения, просто призывы к тому или иному действию. Государство обращается к чувству общественного долга банкиров. В общей форме могут быть сделаны предупреждения относительно доступности кредит в будущем. Иногда увещевания оказывают определенное воздействие.

  1. Современная денежно–кредитная политика Республики Беларусь

 

 

    1. Инструменты и принципы реализации денежно-кредитной политики Республики Беларусь

 

 

В соответствии с Банковским Кодексом Республики Беларусь, утвержденным парламентом, денежно  кредитная политика является составной  частью единой государственной экономической политики. Правовой основой денежно-кредитной политики являются «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь», ежегодно утверждаемые Президентом Республики Беларусь по представлению Национального банка и Правительства [2, ст.4, ст.27, ст.37].

Основные направления  денежно-кредитной политики содержат важнейшие параметры развития денежно-кредитной сферы, определяют цели, задачи и приоритеты и предусматривают обеспечивающий их реализацию комплекс мероприятий и механизмов регулирования и контроля.

Информация о работе Денежно-кредитная политика