Денежно-кредитная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 17:14, реферат

Описание работы

Денежно-кредитная политика является одной из наиболее важных составляющих государственной экономической политики, и от того, насколько эффективно используются ее инструменты, от ее адекватности текущим экономическим условиям в определяющей степени зависит динамика экономического развития государства.
С переходом к новым формам и механизмам хозяйствования денежный рынок оказывает существенное влияние на состояние реального сектора экономики. Монетарный сектор является посредником, перераспределяющим потоки денежных средств. Это означает, что денежное обращение является важнейшим элементом рыночной экономики, а его устойчивость играет решающую роль в ее нормальном функционировании.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ..5
Теоретические основы денежно-кредитной политики, ее сущность и инструменты………………………………………………………………5
Важнейшие целевые ориентиры денежно-кредитной политики и ее виды………………………………………………………………………..7
ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ..……….… 12
Операции на открытом рынке…………………………………………..12
Изменение учетной ставки………………………………………………13
Изменение норм обязательных резервов……………………………….15
Ограничение кредитования и второстепенное селективное регулирование…………………………………………………………….16
СОВРЕМЕННАЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ………………………………………………………………….18
Инструменты и принципы реализации денежно-кредитной политики Республики Беларусь…………………………………………………….18
Основные тенденции денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе…………………………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………………23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..………..26
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………...28

Файлы: 1 файл

Курсовая 1.docx

— 69.98 Кб (Скачать файл)

Основные направления  денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год включают в себя:

  1. краткую характеристику состояния экономики Республики Беларусь;
  2. важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на очередной год, в том числе прогноз основных показателей платежного баланса Республики Беларусь на очередной год;
  3. основные параметры и инструменты денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год;
  4. оценку и анализ выполнения основных параметров и инструментов денежно-кредитной политики Республики Беларусь в текущем году;
  5. мероприятия Национального банка на очередной год по совершенствованию банковской системы Республики Беларусь, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы Республики Беларусь.

Национальный банк ежеквартально  информирует Президента и Правительство об объеме эмиссии денег и о выполнении Основных направлений денежно-кредитной политики.

Основные направления  взаимно увязываются с макроэкономической политикой: прогнозом социально-экономического развития на очередной период (государственным бюджетом страны на очередной период), с внешнеэкономической политикой (прогнозом платежного баланса страны). В этих целях центральный банк взаимодействует с министерствами финансов, экономики и внешнеэкономических связей, другими органами государственного управления, коммерческими банками.

Процесс формирования денежно-кредитной  политики Республики Беларусь состоит  из следующих этапов. На первом этапе  устанавливаются конечные цели денежно-кредитной  политики. На втором этапе определяются промежуточные цели денежно-кредитной  политики в форме конкретных количественных денежно-кредитных показателей. На третьем этапе устанавливаются  операционные цели. Определяется круг денежно-кредитных показателей, которые  подвержены влиянию центрального банка. На четвертом этапе производится отбор инструментов денежно-кредитной  политики. Выбор методов денежно-кредитного регулирования зависит от цели и  объекта регулирования, степени  зрелости рыночных отношений. Объектом регулирования выступают макроэкономические характеристики использования кредита, посредствам которых национальный банк имеет возможность воздействовать на экономику, текущее потребление  и сферу накопления, а также  обеспечить ликвидность банковской системы. Достижение желаемого макроэкономического  эффекта национальный банк обеспечивает путем использования рычагов  экономического воздействия, корректируя  экономические мотивации банков.

Инструменты денежно-кредитной  политики классифицируются по ряду признаков:

  • в зависимости от объекта воздействия
  • по срокам воздействия – кратко- и долгосрочные
  • по форме воздействия – прямые и косвенные
  • по характеру параметров регулирования: количественные и качественные
  • по числу объектов воздействия – общие и селективные

 

 

    1. Основные тенденции денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе

 

 

Рассмотрим основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь в 2011-2012 годах, их основные параметры приведены в приложении А.

Принятая денежно-кредитная политика направлена на формирование условий стабильного экономического развития, выполнение показателей социально-экономического развития страны, повышение благосостояния населения. Достижение должно происходить путем защиты и обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам, развития и поддержания устойчивости банковской системы, повышения надежности и безопасности функционирования платежной системы.

В соответствии с важнейшими параметрами прогноза социально-экономического развития на 2011 г. рост реального валового внутреннего продукта (далее - ВВП) планировался в пределах 109-110 процентов, реальных располагаемых денежных доходов населения – 108-109,5 процента, инвестиций в основной капитал – 116-117 процентов. Инфляция ожидалась не более 7,5-8,5%.  Рост экспорта - на уровне 116-116,4 процента, отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами - 8,9-9 процентов к ВВП.  Прогнозировалось положительное сальдо платежного баланса на уровне не менее 1,2 млрд. долларов США. прямые иностранные инвестиции в экономику на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) - в объеме 6,4 млрд. долларов США.

Приоритетной целью денежно-кредитной  политики объявлено обеспечение  устойчивости белорусского рубля, в  том числе его покупательной  способности и курса по отношению  к иностранным валютам, как важного  фактора поддержания стабильного  роста экономики [13,14].

Обменный курс белорусского рубля сохранил за собой ключевую роль в реализации денежно-кредитной политики, обеспечивающую адаптацию экономики к возможным внешним шокам и ограничение роста потребительских цен.

По мере замедления инфляционных процессов и сохранения устойчивой ситуации на валютном рынке должно было продолжаться снижение процентных ставок. С учетом прогнозируемого уровня инфляции к концу 2011 года ставка рефинансирования могла составить 8-10 процентов годовых (реальная ставка рефинансирования повышалась в течении года и к его концу составила 45%), процентные ставки по новым рублевым кредитам нефинансовому сектору – 11-13 процентов годовых, по новым срочным рублевым депозитам в банках – 9-11 процентов годовых.

Прирост рублевой денежной базы оценивался в пределах 24 - 26 процентов, рублевой денежной массы - 27-29 процентов, широкой денежной массы – 25-28 процентов. При этом рост депозитов физических лиц планировался 6,4-7,2 трлн. рублей, юридических лиц 3,8-4,4 трлн. рублей.

Об итогах выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики в 2011 году и задачах банковской системы страны по их реализации в 2012 году шел разговор 27 января на расширенном заседании Правления Национального банка [6]. Информация о выполнении основных параметров денежно-кредитной политики приведена в приложении Б (таблица Б.1).

2011год был сложным как  для всей экономики, так и  для банковского сектора. На  протяжении ряда лет в республике  активно стимулировался рост  производства для решения первоочередных  социально-экономических задач,  но при этом не было принято  достаточных мер для своевременной  адаптации экономики к быстро  изменяющейся ситуации на мировых  рынках. Не в полной мере была  решена задача повышения внешней  конкурентоспособности белорусской  экономики, в том числе за  счет снижения ее зависимости  от импорта энергоресурсов и  других товаров. Следствием стало  нарастание макроэкономической несбалансированности. Вышеприведенные основные показатели прогноза в своем большинстве были не обеспечены. Инфляция в целом за 2011 год составила огромную величину в 108,7%,  произошло обесценение (девальвация) белорусского рубля к доллару США в 2,8 раза. Все это сталось следствием, среди других причин, невыполнением основных параметров монетарной политики. За 2011 г. был допущен рост широкой денежной массы М3 в 2,2 раза, рублевой денежной массы М2 на 164%, в том числе наличных денег в обороте М0 на 149%, рост денежной базы в 1,8 раза. Рост банковских кредитов на 189%.  В этих условиях повышение в течение года ставки рефинансирования с 10,5% до 45% , а ставки нормы обязательных резервов лишь на один пункт, с 9% до 10% было очевидно недостаточным, свидетельствующим о слабости проведения монетарной политики. 

 

 

 

Рисунок 2 – Динамика процентных ставок в Республике Беларусь

Примечание – Источник: [3, с. 21]. 

 

Во втором полугодии 2011 года были приняты меры для исправления  сложившихся макроэкономических дисбалансов: обеспечен выход на единый курс белорусского рубля, прекращено эмиссионное кредитование Национальным банком экономики, ужесточена денежно-кредитная политика. В результате удалось переломить негативные процессы и заложить основу для развития позитивных тенденций. 

 

Во втором полугодии 2011 года возобновился приток срочных рублевых депозитов населения в банки. С сентября начал восстанавливаться  объем срочных вкладов в иностранной валюте. Постепенно стабилизировался валютный курс.

Вместе с тем, возобновление  нормального функционирования внутреннего  валютного рынка и выход на единый курс не являются поводом для  самоуспокоения. Важно не просто выйти  на единый курс. Важно обеспечить его  относительную устойчивость в долгосрочной перспективе, причем не за счет расходования золотовалютных резервов государства. Для этого необходимо, чтобы работа всей экономики приносила в страну больше валюты, чем она тратит. Соответственно, создаются все условия для того, чтобы белорусская продукция была конкурентоспособна по цене и по качеству, пользовалась спросом, как на внутреннем, так и на внешних рынках.

Важнейшей задачей на ближайшую  перспективу оставались сокращение внешней дебиторской задолженности реального сектора экономики.

Условиями стабильного экономического развития страны в средне- и долгосрочном периоде являются низкий уровень  инфляции и устойчивость курса национальной валюты. Национальный банк совместно  с Правительством должны в первую очередь решать проблемы инфляции. Цель – снизить прирост потребительских  цен в 2012 году до 19 – 22 процентов. Успешность достижения заявленной цели  во многом зависит как от эффективности работы экономики, так и от степени жесткости монетарной и бюджетно-налоговой политики.

Национальный банк в 2012 г. проводит более жесткую эмиссионную политику. Рефинансирование банков осуществляется исключительно на рыночных условиях, на короткие сроки и только в рамках стандартных инструментов регулирования ликвидности.  Производится также и ряд других стерилизационных мероприятий, направленных на недопущение избыточного роста денег в экономике.

В 2012 году Национальный банк и Правительство Республики Беларусь продолжают реализацию мер, направленных на постепенное доведение золотовалютных резервов государства до уровня, обеспечивающего экономическую безопасность страны.

Особое внимание в 2012 году Национальный банк также уделяет:

  1. устойчивости отдельных банков и банковского сектора в целом, том числе сбалансированности их активных и пассивных операций;
  2. уровню ликвидности и принимаемым банками мерам по устранению имеющихся проблем в данной области, особенно при управлении кредитным портфелем;
  3. эффективности выдаваемых банками кредитов реальному сектору экономики, в том числе в направлении их в первую очередь на экспортоориентированые и валютоокупаемые, а также импортозамещающие проекты;
  4. участию банковского сектора в государственных программах и наличию соответствующих ресурсов для этого;
  5. работе банков с собственными клиентами – юридическими лицами, в первую очередь с малым и средним бизнесом, в том числе в оказании предприятиям содействия по сокращению дебиторской задолженности,
  6. работе банков с собственными клиентами – физическими лицами, повышению финансовой грамотности населения.

Основным  направлением денежно-кредитной политики в 2012  году является, как и в предыдущие годы, формирование условий для сбалансированного развития экономики.  Цель денежно-кредитной политики – снижение инфляции с помощью монетарных инструментов с учетом мер экономической политики, принимаемых Правительством.

Наряду с  достижением цели денежно-кредитной  политики Национальный банк и Правительство продолжают реализацию мер, направленных на поддержание золотовалютных резервов государства на уровне,  обеспечивающем экономическую безопасность страны. 

С учетом погашения  Республикой Беларусь обязательств (внутренних

и внешних)  в иностранной валюте и привлечения прямых иностранных

инвестиций  в экономику страны ( планировалось 3,7 млрд. долларов США на чистой основе) международные резервные активы в соответствии с методологией Международного валютного фонда на конец 2012 года запланированы  6,1 – 7 млрд.  долларов США.

Обменный  курс белорусского рубля в настоящее время формируется при минимальном непосредственном участии Национального банка исходя из спроса и предложения иностранной валюты. Национальный банк планировал проводить валютные интервенции в ограниченном объеме и только в целях сдерживания резких колебаний рублевой стоимости корзины иностранных валют. 

Информация о работе Денежно-кредитная политика