Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 17:14, реферат
Денежно-кредитная политика является одной из наиболее важных составляющих государственной экономической политики, и от того, насколько эффективно используются ее инструменты, от ее адекватности текущим экономическим условиям в определяющей степени зависит динамика экономического развития государства.
С переходом к новым формам и механизмам хозяйствования денежный рынок оказывает существенное влияние на состояние реального сектора экономики. Монетарный сектор является посредником, перераспределяющим потоки денежных средств. Это означает, что денежное обращение является важнейшим элементом рыночной экономики, а его устойчивость играет решающую роль в ее нормальном функционировании.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ..5
Теоретические основы денежно-кредитной политики, ее сущность и инструменты………………………………………………………………5
Важнейшие целевые ориентиры денежно-кредитной политики и ее виды………………………………………………………………………..7
ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ..……….… 12
Операции на открытом рынке…………………………………………..12
Изменение учетной ставки………………………………………………13
Изменение норм обязательных резервов……………………………….15
Ограничение кредитования и второстепенное селективное регулирование…………………………………………………………….16
СОВРЕМЕННАЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ………………………………………………………………….18
Инструменты и принципы реализации денежно-кредитной политики Республики Беларусь…………………………………………………….18
Основные тенденции денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе…………………………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………………23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..………..26
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………...28
Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год включают в себя:
Национальный банк ежеквартально информирует Президента и Правительство об объеме эмиссии денег и о выполнении Основных направлений денежно-кредитной политики.
Основные направления взаимно увязываются с макроэкономической политикой: прогнозом социально-экономического развития на очередной период (государственным бюджетом страны на очередной период), с внешнеэкономической политикой (прогнозом платежного баланса страны). В этих целях центральный банк взаимодействует с министерствами финансов, экономики и внешнеэкономических связей, другими органами государственного управления, коммерческими банками.
Процесс формирования денежно-кредитной
политики Республики Беларусь состоит
из следующих этапов. На первом этапе
устанавливаются конечные цели денежно-кредитной
политики. На втором этапе определяются
промежуточные цели денежно-кредитной
политики в форме конкретных количественных
денежно-кредитных показателей. На
третьем этапе устанавливаются
операционные цели. Определяется круг
денежно-кредитных показателей, которые
подвержены влиянию центрального банка.
На четвертом этапе производится
отбор инструментов денежно-кредитной
политики. Выбор методов денежно-
Инструменты денежно-кредитной политики классифицируются по ряду признаков:
Рассмотрим основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь в 2011-2012 годах, их основные параметры приведены в приложении А.
Принятая денежно-кредитная политика направлена на формирование условий стабильного экономического развития, выполнение показателей социально-экономического развития страны, повышение благосостояния населения. Достижение должно происходить путем защиты и обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам, развития и поддержания устойчивости банковской системы, повышения надежности и безопасности функционирования платежной системы.
В соответствии с важнейшими параметрами прогноза социально-экономического развития на 2011 г. рост реального валового внутреннего продукта (далее - ВВП) планировался в пределах 109-110 процентов, реальных располагаемых денежных доходов населения – 108-109,5 процента, инвестиций в основной капитал – 116-117 процентов. Инфляция ожидалась не более 7,5-8,5%. Рост экспорта - на уровне 116-116,4 процента, отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами - 8,9-9 процентов к ВВП. Прогнозировалось положительное сальдо платежного баланса на уровне не менее 1,2 млрд. долларов США. прямые иностранные инвестиции в экономику на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) - в объеме 6,4 млрд. долларов США.
Приоритетной целью денежно-
Обменный курс белорусского рубля сохранил за собой ключевую роль в реализации денежно-кредитной политики, обеспечивающую адаптацию экономики к возможным внешним шокам и ограничение роста потребительских цен.
По мере замедления инфляционных процессов и сохранения устойчивой ситуации на валютном рынке должно было продолжаться снижение процентных ставок. С учетом прогнозируемого уровня инфляции к концу 2011 года ставка рефинансирования могла составить 8-10 процентов годовых (реальная ставка рефинансирования повышалась в течении года и к его концу составила 45%), процентные ставки по новым рублевым кредитам нефинансовому сектору – 11-13 процентов годовых, по новым срочным рублевым депозитам в банках – 9-11 процентов годовых.
Прирост рублевой денежной базы оценивался в пределах 24 - 26 процентов, рублевой денежной массы - 27-29 процентов, широкой денежной массы – 25-28 процентов. При этом рост депозитов физических лиц планировался 6,4-7,2 трлн. рублей, юридических лиц 3,8-4,4 трлн. рублей.
Об итогах выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики в 2011 году и задачах банковской системы страны по их реализации в 2012 году шел разговор 27 января на расширенном заседании Правления Национального банка [6]. Информация о выполнении основных параметров денежно-кредитной политики приведена в приложении Б (таблица Б.1).
2011год был сложным как
для всей экономики, так и
для банковского сектора. На
протяжении ряда лет в
Рисунок 2 – Динамика процентных ставок в Республике Беларусь
Примечание – Источник: [3, с. 21].
Во втором полугодии 2011 года были приняты меры для исправления сложившихся макроэкономических дисбалансов: обеспечен выход на единый курс белорусского рубля, прекращено эмиссионное кредитование Национальным банком экономики, ужесточена денежно-кредитная политика. В результате удалось переломить негативные процессы и заложить основу для развития позитивных тенденций.
Во втором полугодии 2011 года возобновился приток срочных рублевых депозитов населения в банки. С сентября начал восстанавливаться объем срочных вкладов в иностранной валюте. Постепенно стабилизировался валютный курс.
Вместе с тем, возобновление нормального функционирования внутреннего валютного рынка и выход на единый курс не являются поводом для самоуспокоения. Важно не просто выйти на единый курс. Важно обеспечить его относительную устойчивость в долгосрочной перспективе, причем не за счет расходования золотовалютных резервов государства. Для этого необходимо, чтобы работа всей экономики приносила в страну больше валюты, чем она тратит. Соответственно, создаются все условия для того, чтобы белорусская продукция была конкурентоспособна по цене и по качеству, пользовалась спросом, как на внутреннем, так и на внешних рынках.
Важнейшей задачей на ближайшую перспективу оставались сокращение внешней дебиторской задолженности реального сектора экономики.
Условиями стабильного экономического
развития страны в средне- и долгосрочном
периоде являются низкий уровень
инфляции и устойчивость курса национальной
валюты. Национальный банк совместно
с Правительством должны в первую
очередь решать проблемы инфляции.
Цель – снизить прирост
Национальный банк в 2012 г. проводит более жесткую эмиссионную политику. Рефинансирование банков осуществляется исключительно на рыночных условиях, на короткие сроки и только в рамках стандартных инструментов регулирования ликвидности. Производится также и ряд других стерилизационных мероприятий, направленных на недопущение избыточного роста денег в экономике.
В 2012 году Национальный банк и Правительство Республики Беларусь продолжают реализацию мер, направленных на постепенное доведение золотовалютных резервов государства до уровня, обеспечивающего экономическую безопасность страны.
Особое внимание в 2012 году Национальный банк также уделяет:
Основным направлением денежно-кредитной политики в 2012 году является, как и в предыдущие годы, формирование условий для сбалансированного развития экономики. Цель денежно-кредитной политики – снижение инфляции с помощью монетарных инструментов с учетом мер экономической политики, принимаемых Правительством.
Наряду с достижением цели денежно-кредитной политики Национальный банк и Правительство продолжают реализацию мер, направленных на поддержание золотовалютных резервов государства на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны.
С учетом погашения Республикой Беларусь обязательств (внутренних
и внешних) в иностранной валюте и привлечения прямых иностранных
инвестиций в экономику страны ( планировалось 3,7 млрд. долларов США на чистой основе) международные резервные активы в соответствии с методологией Международного валютного фонда на конец 2012 года запланированы 6,1 – 7 млрд. долларов США.
Обменный курс белорусского рубля в настоящее время формируется при минимальном непосредственном участии Национального банка исходя из спроса и предложения иностранной валюты. Национальный банк планировал проводить валютные интервенции в ограниченном объеме и только в целях сдерживания резких колебаний рублевой стоимости корзины иностранных валют.