Денежно-кредитная система государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: изучить функционирование денежно - кредитной системы в России.
Задачи:
1. Изучить понятие денежно – кредитной системы: денежной массы, спроса и предложения денег, денежного рынка.
2. Изучить принципы организации денежно – кредитной системы: функции и формы кредита, кредитный механизм
3. Охарактеризовать современные банки, их виды и функции

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Денежно-кредитная система: понятие, принципы организации….....5
1.1 Понятие денежно – кредитной системы: денежная масса, спрос и предложение денег, денежный рынок……………………………..…..….5
1.2 Принципы организации денежно – кредитной системы: функции и формы кредита, кредитный механизм…………………………………….6
1.3 Банки, их виды и функции……………………………………………..9
1.4 Ссудный процент, закономерности его динамики…………………...10
Глава 2 Денежно - кредитная система в России, показатели характеризующие ее функционирование……………………………………………………………..12
2.1 Состояние денежной сферы…………………………………………...12
2.2 Инструменты денежно-кредитной политики………………………...16
Глава 3 Основные направления формирования денежно – кредитной системы политики России………………………………………………………………….19
3.1 Функции и задачи Центрального банка РФ………………………….19
3.2 Денежно-кредитная политика Центрального банка РФ…………….24
Глава 4 Проблемы реализации денежно – кредитной политики……………..28
4.1 Рынок кредитных ресурсов: перспективы развития…………………28
4.2 Проблемы практической реализации кредитно - денежной политики…………………………………………………………………….29
4.3 Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу…………………………………………………………………31
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованной литературы……………………………………...….38

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

Также Центральный Банк может устанавливать различные  нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также Центральный Банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне.

При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.

Наряду с экономическими методами, посредством которых центральный  банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в  этой области и административные методы воздействия. К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений.

Также центральный банк может устанавливать различные  нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом  уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также центральный банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне. Очевидно, что использование административного воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.

 

Глава 4 Проблемы реализации денежно – кредитной политики.

 

 

4.1 Рынок кредитных  ресурсов: перспективы развития

 

Рынок кредитных ресурсов — это особая сфера товарно-денежных отношений, в которой объектом купли-продажи выступает ссудный фонд. Конкретизируя это определение, можно сказать, что рынок кредитных ресурсов представляет собой подсистему рыночных отношений, обеспечивающих аккумуляцию и перераспределение на возвратных началах денежных средств для обеспечения экономического роста.

     Объективной  основой существования кредитного  рынка выступают закономерности кругооборота денежных средств, когда должна быть уравновешена зависимость между временно свободными денежными средствами и возникающей потребностью в них. Постоянно вызревающее противоречие, связанное с движением денежных средств, разрешается с помощью кредитного рынка в ходе формирования спроса и предложения на ссудный капитал.

   Рынок кредитных  ресурсов следует рассматривать  и с институциональной точки  зрения, когда выделяются учреждения, которые выступают с предложением  и спросом на ссудный фонд. С предложением выступают преимущественно кредитно-финансовые учреждения, со спросом — функционирующие фирмы и государство. Более глубокий анализ свидетельствует о переплетении, взаимопроникновении интересов: и те и другие учреждения периодически или даже одновременно выступают и со стороны предложения, и со стороны спроса на ссудный фонд.

   Кредитный рынок  должен быть поделен между  коммерческими банками, различными компаниями, пенсионными, страховыми фондами, фондовыми биржами. В условиях административно-командной системы управления объем ресурсов и управления их использования формально определялись кредитными планами, а регулирование денежного обращения — кассовым планом. Эти планы (и кредитный, и кассовый) носили директивный характер и утверждались правительством. Движете кредитных ресурсов носило деформированный характер: не основывалось на спросе и предложении, кредит использовался на финансирование бюджетных расходов, возвратность кредита (его основной принцип) не обеспечивалась, размывались Различия между кредитованием и финансированием.

Рынок ссудных ресурсов выполняет следующие функции: распределение ссудного фонда; участие в создании новых экономических комплексов; обслуживание ан«дней торговли, международных расчетов.

Становление рынка кредитных  ресурсов происходит в тесной взаимозависимости  с развитием мирового хозяйства и международной кредитной системы. Интеграционные процессы, происходящие во всемирном хозяйстве, создали возможности для маневрирования кредитными и финансовыми ресурсами не только в масштабе одной страны, но и всего мирового хозяйства. Поэтому кредитный рынок можно трактовать как совокупность национальных и международных рынков на основе их переплетения и взаимопроникновения и взаимозависимости. Теперь идет процесс формирования единого мирового рынка, а рынок ссудных капиталов втягивается в кредитный механизм всемирного хозяйства. Без развития рынка кредитных ресурсов Россия не сможет войти в глобальное кредитное общество.

 

 

4.2 Проблемы практической  реализации кредитно - денежной политики.

 

Кредитно - денежная политика ЦБ достигает наибольшей результативности, когда используется вся совокупность экономических инструментов, причем в целесообразной последовательности. Подбор и практическое применение методов кредитного регулирования дело достаточно сложное, требующее больших знаний, интуиции, определения возможных как положительных, так и отрицательных эффектов. Осуществляя воздействие на макроэкономическое регулирование, ЦБ должен учитывать как взаимосвязи национального хозяйства в рамках мировой экономики (по валютной линии), так и взаимозависимость различных звеньев национального хозяйства. Речь, в частности, идет о следующих проблемных ситуациях:

1. Учетная политика  оказывает влияние не только  на банки, но и на другие  секторы экономики. Негативное  воздействие процентных колебаний  проявляется по отношению ко всем сферам, которые обременены долгами. К ним относятся, прежде всего: государственный сектор (особенно капиталоемкие производства, железнодорожный транспорт), домовладения, фермерское хозяйство.

2. Процентная политика  приводит к растущему ценовому эффекту. Субъекты экономики стремятся уйти из-под влияния растущей учетной ставки путем переложения своих издержек на плечи клиентов (повышая, соответственно, цену своих бумаг). В итоге создается дополнительная трудность для политики государства в области сдерживания инфляции.

В рамках российской экономики, все еще переживающей существенные проблемы с инфляцией, такой побочный эффект особенно болезнен. Частный  сектор стремится возложить на покупателя дополнительную нагрузку, которая падает на него в результате регулирующих мер. Возможность такой финансовой изворотливости в России выше, так как степень насыщенности рынка, конкуренция относительно невысоки.

3. Административное предписание  уровня процента ``сверху'' не является  рыночно - ориентированным действием. Ослабление рыночных принципов приводит к нежелательным последствиям. Например, итогом может быть усиление элементов теневой экономики.

Проведение экономического регулирования с помощью финансового  или кредитного механизма выдвигает  важный вопрос: в какой ситуации более оптимален тот или иной вариант? Считается, например, что действенность денежно - кредитных инструментов благоприятна при перегретой конъюнктуре. Особенно чувствительны к ним мелкие и средние компании, в сильной степени зависящие от внешнего финансирования.

Преобладание в ходе регулирования налогово-бюджетных  мер принято называть кейнсианским вариантом проведения экономической  политики. Больший акцент на кредитно - денежный механизм получил название «монетаризма». Практика реализации экономической политики в различных странах показывает, что наиболее рациональным является сочетание обоих направлений регулирования. Однако в его рамках всегда прослеживаются попеременные колебания в сторону усиления одного или другого метода в зависимости от экономической ситуации.

В качестве критерия, на который ориентируются при выборе вариантов решений, обычно берется  уровень опасности, возникающей  в случае не достижения целей, обеспечивающих макроэкономическое равновесие. Если наибольшее социально - экономическое напряжение обусловлено массовой безработицей, ущербной системой распределения доходов, резким спадом в экономическом развитии, более активно используют рычаги кейнсианского варианта экономической политики. Когда же наибольшую угрозу для экономики представляют инфляция и падение курса национальной валюты - прибегают к монетаризму.

Перенесение акцентов в  экономической политике с монетаристских методов на кейнсианские и наоборот - явление нормальное. Ведь сама основа, подлежащая регулированию, - экономика, - развиваясь, постоянно усложняется и совершенствуется.

 

 

4.3 Принципы денежно-кредитной  политики на среднесрочную перспективу

 

В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной  политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов» отражаются главные задачи, стоящие перед Банком России в указанный период в соответствии с проводимой Правительством Российской Федерации экономической политикой, и определяются меры денежно-кредитной политики, ведущие к достижению поставленных целей. Временной горизонт совпадает с горизонтом планирования федерального бюджета.

Установление целевых  ориентиров прироста потребительских  цен в рамках трехлетнего скользящего  периода, превышающего продолжительность  основных лагов в действии трансмиссионного механизма денежной политики, позволяет учитывать влияние динамики денежного предложения и решений о корректировке его годовой траектории на инфляцию за пределами одного календарного года. Кроме того, объявление среднесрочной стратегии денежно-кредитной политики способствует стабилизации инфляционных ожиданий экономических агентов, в том числе в условиях непредвиденных изменений внешне- и внутриэкономических факторов конъюнктурного характера. [19]

Банк России и Правительство  Российской Федерации в вариантах  развития российской экономики в 2009 году и в период 2010 и 2011 годов исходят из единых оценок внешних и внутренних условий ее функционирования. В предстоящие три года основной задачей денежно-кредитной политики является последовательное снижение инфляции до 5-6,8% в 2011 году (из расчета декабрь к декабрю). [11]

Банк России намерен  в указанный период в основном завершить переход к режиму таргетирования инфляции, предполагающему приоритет  цели по снижению инфляции. Однако в  ближайшее время денежно-кредитная  политика во многом будет сохранять черты, сформированные в последние годы: продолжится применение режима управляемого плавающего валютного курса рубля, использование денежной программы для контроля за соответствием денежно-кредитных показателей целевому уровню инфляции, использование бивалютной корзины в качестве операционного ориентира политики валютного курса. При этом решения по корректировке политики будут приниматься на основе учета широкого спектра экономических индикаторов.

Общемировая тенденция  существенного роста цен на продукты питания и энергоносители, а также опережающий рост внутреннего спроса уже в 2007 году обусловили более высокую, чем предполагалось ранее, инфляцию в России. Поэтому Банком России осуществлялись действия по возвращению инфляции на траекторию снижения.

Однако решение этой задачи было осложнено влиянием на российский финансовый рынок кризисных  явлений на мировых финансовых рынках, спровоцированных проблемами в экономике  США. В результате Банк России был  вынужден перенести акцент с контроля над инфляцией на поддержание стабильности банковской системы. I. Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу 4 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов Были усилены меры по увеличению ликвидности банков и поддержанию бесперебойности проведения расчетов.

Ускорение инфляции, а  также ожидаемые в предстоящий  период внешние и внутренние макроэкономические условия подтверждают необходимость  осуществления более гибкой курсовой политики и активного использования процентной политики. Динамика денежных агрегатов будет оставаться важным индикатором для оценки монетарных условий и среднесрочного тренда инфляции.

Банк России продолжит  движение к режиму свободно плавающего валютного курса, последовательно ослабляя жесткость привязки рубля к бивалютной корзине и допуская большую волатильность ее стоимости.

Режим свободно плавающего валютного курса необходим для  введения таргетирования инфляции в  полном объеме. При этом одновременно с сокращением участия Банка России в курсообразовании потребуется реализация комплекса мер по превращению процентной ставки Банка России в главный инструмент денежно-кредитной политики, влияющий на инфляционные ожидания экономических агентов и формирующий монетарные условия функционирования экономики.

При разработке денежно-кредитной  политики на период 2009-2011 годов Банк России принимает во внимание возможные изменения мировых цен на основные товары российского экспорта, прежде всего на энергоносители. В случае снижения этих цен при продолжении увеличения импорта высокими темпами, поддерживаемого внутренним спросом, может произойти существенное сокращение положительного сальдо торгового баланса и даже образование его дефицита.

Поскольку в этом случае ослабнет действие одного из факторов, определяющих укрепление рубля, Банк России может сократить покупки валюты на внутреннем рынке, осуществляемые в целях сдерживания темпов укрепления национальной валюты. Решения о характере и объеме интервенций Банка России на внутреннем валютном рынке в основном будут обусловлены целями денежно-кредитной и бюджетной политики.

Информация о работе Денежно-кредитная система государства