Дифференциация доходов населения России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2012 в 12:08, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучение видов, структуры, динамики доходов населения, их формирование, а также анализ проблемы дифференциации доходов в нашей стране, путей её решения.
Задачами данной работы являются:
1.Определить факторы и причины неравенства доходов в России.
2.Обозначить возможные способы выравнивания доходов.
3.Провести анализ статистики распределения доходов в России

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОПРОСА ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ 5
1.1 Виды доходов и источники их формирования 5
1.2 Неравенство в распределении доходов: измерение и причины 8
1.3 Подходы к справедливому распределению доходов 12
2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ 16
2.1 Неравенство в распределении доходов населения России. 16
2.2 Причины неравенства доходов населения России. 18
3. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НЕРАВЕНСТВА ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 92.87 Кб (Скачать файл)

Как уже было сказано – в России существенно отличается уровень жизни и заработной платы в крупных городах и маленьких городках и селах. Люди, проживающие в сельской местности, практически находятся на самообеспечении, ведут натуральное хозяйство, в селах процветает безработица, пьянство и наркомания. И эта – проблема нашего государства, так как такая ситуация прежде всего вызвана упадком сельского хозяйства, с отсутствием рабочих мест в деревнях. Дело не то чтобы в низких заработных платах в селах, а вообще - в отсутствии рабочих мест! С другой стороны, далеко не каждый деревенский житель может перебраться в город и обеспечить себе нормальный уровень жизни и дохода, так как цены на жилье и на аренду жилья в крупных и средних городах настолько высоки, что миграция оказывается невозможной. Поэтому в сельской местности на территории Российской федерации сформировался устойчивый слой бедности. Необходимо развивать государственные программы по субсидированию сельского хозяйства, льготного налогообложения предпринимателей-фермеров, чтобы постепенно увеличить количество рабочих мест в сельской местности.

Как же наше государство может регулировать уровень дифференциации доходов населения? Введение каких законопроектов способствует снижению социальной напряженности?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА  РОССИИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НЕРАВЕНСТВА ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ

Под социальной политикой  можно понимать законодательное  установление и обеспечения исполнения социальных обязательств государства, совокупность которых призвана гарантировать конституционно закрепленные социальные права граждан и их реализацию в законодательно установленных направлениях, сферах и областях.

Социальная политика государства  предполагает наличие:

1)  общественно поддерживаемой социальной доктрины (в идеале – сформулированной в официальных программных документах;

2)  конституционных и законодательных установлений и конкретизирующих их нормативных подзаконных актов по группам и отдельным социальным обязательствам государства;

3)  институционального каркаса и механизмов организации исполнения социальных обязательств государства;

4)  организационной структуры мониторинга и контроля;

5)  ресурсов для реализации предыдущих позиций и для непосредственного исполнения социальных обязательств государства. [4]

Государственная политика доходов  заключается в перераспределении  их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.

Социальные трансферты –  это система мер денежной или  натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом.  

В настоящее время в  РФ на эти цели оцениваются в 350 млрд. рублей. Большая часть этой суммы, а именно, 250 млрд. руб. расходуется  по следующим конкретным направлениям:

  • по Федеральному закону "О ветеранах" - 25,1% всей суммы;
  • по Закону РФ " О реабилитации жертв политических репрессий" - 1,1%;
  • по Указу Президента РФ " О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей ." - 0,3%;
  • по Закону РФ " О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" - 2,7%;
  • по Федеральному закону " О социальной защите инвалидов в РФ" - 19,8%;
  • по Федеральному закону " О статусе военнослужащих" - 6,9%;
  • по нормативным правовым актам, регулирующим льготы, пособия, компенсационные выплаты, предоставляемые на детей - 33,6%;
  • по законам, регулирующим размеры пособий, компенсационных выплат, стипендий учащимся, студентам, аспирантам, докторантам, безработным, беженцам и др. - 9,8%;
  • по законам, регулирующим предоставление льгот судьям и работникам правоохранительных органов - 0,7%.

Наиболее эффективным  средством государственного регулирования  заработной платы в странах с рыночной экономикой является определение гарантированного минимума (ставки оплаты труда за 1 месяц, час работы).

В России с 1991 года также  действует периодически пересматриваемый минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Федеральным законом №106-ФЗ от 1.06.11г. вводится новый минимальный размер оплаты труда – 4611 рублей.

Особое значение имеет  проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т.е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен.

Система индексации предусматривает  дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых низких до близкой к нулю компенсации самых высоких.

В России индексация денежных доходов распространяется на заработную плату работников бюджетной сферы, а также на пенсии, стипендии и пособия. Для всех остальных категорий занятого населения государство регулирует только размер минимальной заработной платы.

В 2012 году трудовые пенсии в России получают 37 миллионов человек. С учетом февральского повышения (на 7 процентов) средний размер трудовой пенсии достигнет 9,8 тысячи рублей. Социальные пенсии получают почти 3 миллиона человек. Ежемесячные денежные выплаты - 16,6 миллиона льготников.

С 1 апреля 2012 года трудовые пенсии выросли на 3,41 процента. Социальные пенсии, которые назначаются тем, у кого нет пяти лет трудового стажа, увеличились на 14,1 процент. Также Пенсионный фонд РФ сделал новый расчет  по ежемесячным денежным выплатам (ЕДВ), которые получают инвалиды и другие федеральные льготники: ЕДВ проиндексированы на 6 процентов. [16]

Важным направлением в  социальной политике при решении  вопросов защиты личных доходов является поддержка беднейших слоев населения.

Для отнесения определенных категорий населения к числу имеющих право на получение социальной помощи, используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности. Сама бедность в социальной практике измеряется с помощью прожиточного минимума. Последний выражается в двух видах: социальный и физиологический минимум. Социальный минимум помимо минимальных норм удовлетворения физических потребностей, включает затраты на минимальные духовные и социальные запросы. Он представляет собой совокупность товаров и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения потребностей, которые общество признает необходимыми для сохранения приемлемого уровня жизни (при этом предполагается, что бедные имеют более или менее нормальные жилищные условия). Физиологический минимум рассчитан на удовлетворение только главных физических потребностей и оплату основных услуг, причем в течение относительно короткого периода (без приобретения одежды, обуви и других непродовольственных товаров). [7]

В основе применяемого в  России с 2007 г. физиологического минимума лежит набор из 25 основных продуктов  питания, который рассчитывается исходя из годовых норм потребления, необходимых для мужчины трудоспособного возраста.

Основным инструментом оценки, прогнозирования и регулирования  величины, структуры и динамики уровня жизни являются потребительские бюджеты населения.

Практикуются два рода бюджетов: нормативные, которые являются результатом специальных исследований, и фактические, полученные в результате статистических данных.

Нормативные бюджеты подразделяются на рациональные, рассчитанные на удовлетворение рациональных потребностей, и минимальные, обеспечивающие элементарные на данном этапе развития общества условия жизни, поддерживающие работоспособность и здоровье людей.

Минимальный потребительский  бюджет (МПБ) представляет собой социальный минимум средств, необходимый для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. В России МПБ составлен на основе более 200 видов товаров и услуг, в том числе 80 продуктов питания. Затраты на непродовольственные товары в МПБ включают расходы на одежду, белье, обувь, лекарства, посуду, культтовары. В МПБ включены также расходы на оплату жилья и коммунально-бытовых услуг, транспорта, уплату налогов и сборов.

Структура минимального потребительского бюджета такова: питание – 46,1, непродовольственные товары – 39, услуги – 13,2, налоги и сборы – 2,7%. Он позволяет обеспечить на минимальном уровне воспроизводство семьи и характеризует границу малообеспеченности. [17]

Всероссийский центр уровня жизни выделяет 5 групп населения  с разным уровнем обеспеченности:

I группа – бедные семьи,  душевой доход в которых ниже  или соответствует стоимостной  оценке бюджета прожиточного  минимума;

II группа – малообеспеченные  семьи, душевой доход в которых  находится в интервале между  стоимостной оценкой бюджета  прожиточного минимума и стоимостной  оценкой минимального потребительского  бюджета;

III группа – обеспеченные  семьи, душевой доход в которых  выше стоимостной оценки МПБ и колеблется вокруг уровня среднедушевого дохода и соответственно среднего бюджета.

IV группа – состоятельные  семьи, душевой доход в которых  находится в интервале между уровнями среднего душевого дохода, среднего бюджета и рационального потребительского бюджета;

V группа – богатые  семьи, уровень дохода в которых  выше рационального бюджета. [1]

Минимальный потребительский  бюджет (МПБ) применяется в качестве ориентира, к которому необходимо подтягивать доходы населения.

Помимо централизованных законов о поддержке малоимущих слоев населения, существуют региональные программы. В Пермском крае, например, снижена плата за проезд для пенсионеров и инвалидов, надбавка к заработной плате (губернаторская премия), жилищные субсидии молодым семьям, выдача льготных кредитов семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим в селах, губернаторские надбавки к пенсии и др. Во многом помощь таким группам населения, как пенсионеры, студенты, инвалиды, матери-одиночки зависит от органов местной власти, заинтересованных и сочувствующих, либо наоборот, проявляющим равнодушие к малоимущим.

Таким образом, социальная политика – это политика государства, направленная на смягчение неравенства в распределении доходов, неизбежно присущего рыночной экономике, на ослабление дифференциации доходов и имущества граждан, а также на смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращения социальных конфликтов на экономической почве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев тему: Дифференциация доходов населения можно сделать  вывод: Несмотря на сдвиги в лучшую сторону, в нашей стране остается существенным уровень неравенства доходов населения, превышающий уровни развитых стран мира. Выявлены основные причины дифференциации доходов населения России, а также дифференциация по сферам профессиональной деятельности и региональная дифференциация.

Говоря о социальной политике государства, мы подразумеваем действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать насколько это возможно одинаковые “стартовые” условия для граждан. Социальная ориентация предполагает выбор общественных приоритетов, целенаправленное стимулирование определенных сфер и направлений деятельности, осуществление различных программ помощи бедным.

В результате необходимо предпринять  несколько конкретных шагов в  экономической и социальной сфере:

1. Принятие и неукоснительное соблюдение реальных бюджетов, как государственных так и областных, что обеспечит соответствие реальных и номинальных заработных плат.

2. Тщательный контроль за целевым использованием средств, выделенных для помощи малоимущим.

3. Усиление методов по  контролю за рациональным использованием средств из социальных фондов.

3. Способствование образованию “среднего класса” путём поддержки мелкого предпринимательства, а также бюджетных категорий населения.

4. Грамотное налоговое законодательство, чёткий контроль за уплатой налогов.

5. Борьба с “теневой экономикой”, путём искоренения коррупции во властных структурах.

6. Развитие региональных программ поддержки малоимущих слоев населения и адресность помощи.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексанин Д.М. Экономика//http://economics.wideworld.ru/macroeconomics/social_politics/

2. Викиучебник. Общая экономическая теория//http://ru.wikibooks.org/wiki/Общая_экономическая_теория

3. Википедия. Свободная энциклопедия//http://ru.wikibooks.org/wiki/Лбертарианство

4. Грязнова А.Г., Чечелева Т.В. Экономическая теория

5. Конспект экономиста//konspekts.ru/ekonomika-2/ekonomiaheskaia-teoria/zarabotnaya-plata/

6. Курс экономической теории/ под ред. Е. А. Киселевой, М. Н. Чепурина. – М.:Наука, 2007. – 308с.

7. Кэмпбелл Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика/ Р. Кэмпбелл, Л. Стэнли Брю. – М.: Инфра, 2007. – 387с.

8.  Приходько А.В. Макроэкономика//www.be5.biz/ekonomika/mkiv/61.html

9.   Словари и энциклопедии на Академике//dic.academic.ru/dic.nsf/politology/2987/Утилитаризм

10. Современный экономический  словарь//economic-enc.net/word/transfertnye-platezhi-5329.html

11. Традиция. Русская энциклопедия//tradition-ru.org/wiki/Кривая-Лоренца

12. Экономическая теория  благосостояния. Рента//decifrare.org/renta.html

13. Энциклопедия кругосвет//www.krugosvet.ru/enc/istoria/LIBERALIZM.html

14. Данные сайта государственного комитета статистики www.gks.ru

Информация о работе Дифференциация доходов населения России