Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2012 в 17:04, курсовая работа
В работе будут рассмотрены следующие аспекты, характеризующие проблематику доходов населения:
1) рыночный механизм распределения и дифференциации доходов;
2) проблемы неравенства доходов, в частности причины неравенства и
государственная политика доходов;
3) социальная политика государства.
Введение 2
I. Рыночный механизм распределения и дифференциации 3
доходов
II. Способы изменения дифференциации доходов 8
2.1. Исходные положения концепции реформы распределения 10
2.2. Тенденции и направления рыночной трансформации механизма 13
распределения доходов в РФ
III. Дифференциация доходов и проблема бедности 15
в современной Росси
3.1. Причины неравенства доходов 20
3.2. Динамика доходов и их дифференциация 20
3.3. Заработная плата: динамика; межотраслевая и межрегиональная 23
дифференциация
3.4. Доходы населения 25
IV. Система социальной защиты в России и проблемы 29
ее реформирования
4.1. Система социальной защиты и ее развитие 29
4.2. Цель стабилизационной политики - "средний класс". Его развитие в 30
постсоветский период.
4.3. Проблемы реформирования системы социальной защиты 34
4.4. Работа по развитию нормативно - правовой базы в области доходов 38
населения и реализации принятых федеральных законов
Заключение 44
Литература 46
В основу реформ в сфере социальной поддержки населения будет положен принцип адресной направленности социальной помощи на основе проверки нуждаемости, сутью которой является сосредоточение государственных ресурсов на удовлетворении потребностей тех, кто наиболее в них нуждается.
В России разработана и утверждена Правительством Российской Федерации и реализуется федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации 2002-2010 годы и до 2015 года». Она состоит из двух этапов:
На первом этапе (2002-2010 гг.) реализации Программы намечены меры по уменьшению на 25% число отстающих по основным социально-экономическим показателям субъектов РФ. В результате доля населения с доходами ниже прожиточного минимума будет снижена на 15%.
На втором этапе (к концу действия Программы в 2015 году) предусмотрено сократить межрегиональные различия в доходах на душу населения в 3 раза, число отстающих регионов в 2 раза, уменьшить на 25% долю населения с доходами ниже прожиточного минимума.
В соответствии с законодательством Российской Федерации в регионах принимаются свои законы и другие нормативные правовые акты по вопросам борьбы с бедностью и адресной социальной помощи. В Белгородской области разработана и принята программа «Улучшение качества жизни Белгородской области». В Томской области разработана «Стратегия сокращения бедности на территории Томской области до 2005 года». В Санкт-Петербурге, Москве, Самарской области утверждены целевые ориентиры и пороговые значения показателей жизнедеятельности этих регионов.
На практике на местах используются несколько методик предоставления социальной помощи нуждающимся, апробированных в регионах. Применение этих методик позволяют сконцентрировать средства на защите наиболее социально уязвимых групп населения, материальной поддержке экономически несамостоятельных домохозяйств
Методика регионального регулирования минимальных душевых доходов (апробирована в Республике Коми). Она предусматривает установление гарантируемого душевого дохода. Главная характеристика - наиболее полный учет дохода, включая, помимо денежных и натуральных его форм, также и экономический потенциал семьи.
Косвенные методы оценки нуждаемости (апробированы в Волгоградской области). Положительная сторона - оценка реального потребления по показателю потенциальных потребительских расходов. При этом учитываются демографическая структура семьи, место проживания семьи, жилищные условия, денежные и имущественные активы семьи.
Сочетание категорийного подхода и расчетного дохода (апробирована в Воронежской области). В числе основных условий предоставления помощи -наличие в семье социально-уязвимых категорий граждан (выделено 13 таких групп).
Возможно использование в рамках действующего законодательства и других методик определения нуждаемости.
При всем различии форм организации адресной социальной помощи в регионах страны, существует общий подход к решению таких вопросов, как выявление факторов реальной нуждаемости, поэтапный переход от оказания помощи отдельным категориям населения к помощи конкретным домохозяйствам с учетом проверки их нуждаемости, постепенный отказ от многообразных видов социальных льгот и выплат.
Вместе с тем, анализ показывает, что масштабы этой деятельности еще не достаточны, во многих регионах по-прежнему доминирует категориальных подход к распределению государственной социальной помощи, адресные формы социальной поддержки находятся в стадии становления
Сдерживающими факторами для введения социальной помощи малоимущим являются, прежде всего:
Отсутствие четкого разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в вопросах оказания социальной поддержки отдельных групп населения, в том числе по финансированию социальных выплат.
Недостаточность финансовых ресурсов, которые могут быть выделены в регионах на эти дели.
Сохранение действующей системы многочисленных социальных льгот различным категориям граждан, предоставляемых без учета факторов нуждаемости.
Система социальных льгот также должна быть реформирована.
В настоящее время суммарный годовой объем социальных обязательств государства составляет 6,5 триллионов рублей. Это вдвое превышает размер консолидированного бюджета России. Поэтому потребуется постепенный и взвешенный подход к пересмотру и отмене ряда льгот при введении адекватных компенсационных механизмов для малоимущих и наиболее уязвимых слоев населения.
Льготы, установленные для различных категорий работающих граждан (в частности, для работников правоохранительных органов, военнослужащих), могут быть переведены в форму денежных выплат.
При отказе от традиционно сложившегося уравнительного представления социальных льгот будут учитываться категории граждан, которые по своему физическому, возрастному состоянию лишены возможности самообеспечения. В этом случае социальные органы будут трансформироваться в один из видов государственной социальной помощи.
В рамках проведения преобразований в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе, предполагается реализация следующих программных мероприятий:
-отказ от бюджетного дотирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства, создание системы социальных счетов граждан, на которые будут перечисляться все виды помощи государства в оплате жилищно-коммунальных услуг (дотации, субсидии);
-пересмотр и упорядочение действующей системы категориальных льгот, замена большинства льгот различным категориям граждан адресными формами государственной поддержки;
-полное покрытие экономически обоснованных издержек предприятий жилищно-коммунального хозяйства, разработка и реализация мер, стимулирующих их снижение;
-ликвидация системы перекрестного субсидирования тарифов на коммунальные услуги.
В основу стратегии, направленной на совершенствование мер социальной защиты населения при переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, Правительством Российской Федерации положен принцип адресной направленности социальной помощи.
Основными директивными актами, определяющими эту стратегию являются:
-Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы, утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675;
-Подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации», утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 года № 797.
Исходя из положений указанных документов, к основным подходам по совершенствованию (упорядочению) предоставления мер социальной защиты населения, в том числе при оплате жилья и коммунальных услуг, можно отнести:
-усиление адресности социальной поддержки населения (замена натуральных льгот жилищными субсидиями);
-повышение защиты социально уязвимых домохозяйств, которые не имеют возможностей для самостоятельного решения социальных проблем и нуждаются в государственной поддержке (учёт доходов при предоставлении мер социальной защиты);
-перевод в денежную форму натуральных льгот (для военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов - отмена льгот с одновременным увеличением их денежного довольствия);
-приведение социальных обязательств государства в соответствие с его ресурсами;
-сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг;
-упразднение социально неоправданных льгот.
В последние два года приняты федеральные законы, направленные на упорядочение предоставления населению льгот по оплате жилья и коммунальных услуг. 7 мая 2002 года за №49-ФЗ был принят Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот». Упомянутый закон предусматривает установления с 1 июля 2002 года размеров окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту , не ниже должностных окладов соответствующих категорий государственных служащих. Это позволяет увеличить оклады по воинским должностям в 2-2,5 раза.
6 мая 2003 года №52-ФЗ принят Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг». Одной из главных целей этого законопроекта является четкое определение источников предоставления населению льгот по оплате жилья и коммунальных услуг. Согласно этому закону, расходы по предоставлению льгот отдельным категориям граждан по оплате жилья и коммунальных услуг возмещаются организациям жилищно-коммунального хозяйства. Размер, порядок и условия устанавливаются законодательными органами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях. Изменен
также порядок. предоставления льгот по оплате жилья членами семьи ветеранов труда - теперь такие льготы будут устанавливаться законодательством субъектов Российской Федерации.
4.4. Работа по развитию нормативно - правовой базы в области доходов населения и реализации принятых федеральных законов
В области актуализации потребительской корзины
В настоящее время реальным инструментом социальной политики является прожиточный минимум. Приближение минимальных социальных гарантий к величине прожиточного минимума является одним из приоритетных направлений социальной политики государства.
В этой связи особую важность приобретает работа по актуализации потребительской корзины, необходимой для установления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.
Актуализация потребительской корзины обусловлена фактическими изменениями в потреблении малоимущего населения, связанными с расширением платности в отраслях социальной сферы, осуществлением мер по отмене льгот отдельным категориям граждан по оплате жилья и коммунальных услуг, бесплатному проезду на транспорте.
Минтруд России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами подготовил проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" по уточнению отдельных положений потребительской корзины в целом по Российской Федерации по основным социально-демографическим группам населения.
При уточнении минимального набора продуктов питания увеличены нормы потребления мяса, рыбы, молока, яиц, фруктов и овощей за счет снижения хлебных продуктов и картофеля. Это повышает пищевую и биологическую ценность потребительской корзины. Основой для изменения минимальных наборов продуктов питания явились данные о фактическом питании населения Российской Федерации, полученные по итогам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств за 1999-2001 гг., а также результаты эпидемиологических исследований питания и здоровья населения, основанные на оценке индивидуального потребления продуктов питания 11 тыс. человек.
Кроме того, использовались действующие в Российской Федерации нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения, а также рекомендации Всемирной организации здравоохранения по потребностям человека в белке и энергии.
Внесение уточнений в минимальные наборы непродовольственных товаров осуществлялось на основе данных специального обследования, проведенного в 2002 г. в 1040 семьях Всероссийским научно-исследовательским институтом потребительского рынка и маркетинга исходя из сформировавшихся особенностей потребления предметов гардероба и
товаров общесемейного пользования, характерных для малоимущего населения, выявленных в ходе обследования.
При уточнении минимального набора непродовольственных товаров расширен ассортимент теплых вещей в регионах с холодным и резко континентальным климатом, внесены изменения в наборы одежды. Изменения затронули также сроки износа одежды, обуви и головных уборов.
С учетом социальной значимости приобретения лекарственных средств для пенсионеров и детей увеличены объемы потребления предметов первой необходимости, санитарии и лекарств от общей величины расходов на непродовольственные товары.
При уточнении минимального набора услуг принималась в расчет необходимость внесения изменений в состав жилищно-коммунальных услуг, а также расширение платности в отраслях социальной сферы и увеличение фактических расходов на пользование транспортными услугами для трудоспособного населения, пенсионеров и детей.
На основании фактической потребности о количестве поездок различных категорий пассажиров в городском и пригородном транспорте внесены изменения в объем потребления транспортных услуг.
Уточнен объем потребления других видов услуг с учетом фактических расходов малоимущего населения на бытовые и ремонтные услуги, платные медицинские услуги и услуги образования.
Предполагается внести уточнения в действующие методические рекомендации по определению потребительской корзины и методику исчисления величины прожиточного минимума.
Законопроект вместе с подготовленным проектом уточненных Методических рекомендаций по определению потребительской корзины в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации рассмотрен в субъектах Российской Федерации и будет представлен в Правительство Российской Федерации в установленном порядке.
Принятие законопроекта будет способствовать работе, проводимой в регионах по социальной поддержке малоимущего населения в соответствии с законодательными актами, реализация которых связана с применением величины прожиточного минимума.