Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2012 в 17:04, курсовая работа
В работе будут рассмотрены следующие аспекты, характеризующие проблематику доходов населения:
1) рыночный механизм распределения и дифференциации доходов;
2) проблемы неравенства доходов, в частности причины неравенства и
государственная политика доходов;
3) социальная политика государства.
Введение 2
I. Рыночный механизм распределения и дифференциации 3
доходов
II. Способы изменения дифференциации доходов 8
2.1. Исходные положения концепции реформы распределения 10
2.2. Тенденции и направления рыночной трансформации механизма 13
распределения доходов в РФ
III. Дифференциация доходов и проблема бедности 15
в современной Росси
3.1. Причины неравенства доходов 20
3.2. Динамика доходов и их дифференциация 20
3.3. Заработная плата: динамика; межотраслевая и межрегиональная 23
дифференциация
3.4. Доходы населения 25
IV. Система социальной защиты в России и проблемы 29
ее реформирования
4.1. Система социальной защиты и ее развитие 29
4.2. Цель стабилизационной политики - "средний класс". Его развитие в 30
постсоветский период.
4.3. Проблемы реформирования системы социальной защиты 34
4.4. Работа по развитию нормативно - правовой базы в области доходов 38
населения и реализации принятых федеральных законов
Заключение 44
Литература 46
В области адресной социальной помощи малоимущим гражданам
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам установлены Федеральными законами "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" и "О государственной социальной помощи".
Малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем
субъекте Российской Федерации, имеют право на государственную социальную помощь.
В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи" принят Федеральный закон от 5 апреля 2003 г. № 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи". В целях реализации части третьей статьи 5 данного Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. № 512 утвержден Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи.
В регионах приняты и принимаются законы и иные нормативно-правовые акты по вопросам оказания государственной социальной помощи в соответствии с федеральным законодательством с учетом своих финансово-экономических возможностей. Наряду с денежными выплатами, активно используются натуральные формы помощи (продукты питания, одежда, обувь, медикаменты, предоставление услуг и др.).
Одной из основных проблем реализации Федерального закона "О государственной социальной помощи" является недостаток средств в бюджетах Российской Федерации и местных бюджетах. Поэтому такая помощь не может быть оказана всем малоимущим гражданам, с тем, чтобы обеспечить доведение их доходов до величины прожиточного минимума.
Сдерживающими факторами являются также отсутствие четкого распределения полномочий между органами власти на федеральном, региональном и местном уровнях в вопросах оказания социальной помощи, а также сохранение действующей системы многочисленных льгот различным категориям населения, предоставляемых без учета нуждаемости. Работа по этим направлениям будет осуществляться федеральными органами исполнительной власти в соответствии с программными документами Правительства Российской Федерации.
Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы) предусматривается внесение изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи", а также принятие иных нормативных правовых актов в сфере оказания государственной социальной помощи в целях разграничения полномочий, прав и ответственности в этой сфере между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, совершенствования процедуры проверки нуждаемости в государственной социальной помощи получателей, а также использования возможностей для самостоятельного преодоления тяжелой жизненной ситуации.
В области упорядочения социальных выплат и льгот
Согласно абзацу седьмому части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 9 июня 1993 г. № 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" (с учетом изменений, предусмотренных Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. № 39-ФЗ) гражданам, награжденным знаком "Почетный донор России" или "Почетный донор СССР", предоставлено право на бесплатный проезд на всех видах транспорта общего пользования (кроме такси) городского и пригородного сообщения и в сельской местности также на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) междугородного сообщения в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем, согласно подпункту 16 пункта 1 Приложения к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2003 год" № 20 "Перечень законодательных актов Российской Федерации, действие которых приостанавливается в 2003 году" с 1 января по 31 декабря 2003 года из-за отсутствия финансовых средств приостановлено действие абзаца седьмого части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 9 июня 1993 года № 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов".
В настоящее время статьей 88 проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" предусмотрено утвердить в составе раздела "Здравоохранение и физическая культура функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации предельный объем средств, направляемых на компенсацию затрат по предоставлению льгот, установленных статьей 11 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов", в сумме 1 110,5 млн. рублей.
Порядок финансирования указанных расходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Исходя из нормы, содержащейся в статье 88 вышеназванного законопроекта, Минздравом России, Минтрудом России, Минфином России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатывается проект соответствующего постановления Правительства Российской Федерации.
Пунктом 4 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на второе полугодие 2002, утвержденного распоряжением Правительства Российской от 20 августа 2002 года № 1147-р, и пунктом 19 Плана действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2002 году основных положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы) и Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2002 года № 314-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации 20 августа 2002 г. № 1148-р), Минтруду России совместно с Минфином России, Минэкономразвития России, Минтрансом России, МПС России, Минобороны России и МВД России поручалось разработать проект федерального закона "Об адресной компенсации льгот по проезду на транспорте, предоставляемых по профессиональной принадлежности" вместо ранее разработанного проекта
федерального закона "Об адресной компенсации оплаты за проезд отдельным категориям граждан".
Такой законопроект разработан Минтрудом России совместно с Минэкономразвития России, Минтрансом России, а также МПС России и 27 декабря 2002 года за № 2549-Пр направлен в Правительство Российской Федерации.
В проекте закона предусматривается, что право бесплатного проезда на городском и пригородном транспорте военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов должно реализовываться на основании проездных документов (билетов) длительного пользования либо разовых абонементных талонов и быть связано с их профессиональной деятельностью.
Минтруду России совместно с Минфином России, Минэкономразвития России, Минтрансом России, МПС России, и другими заинтересованными министерствами и ведомствами поручено проработать вопрос о возможности поэтапного перехода к реализации права бесплатного проезда на основании проездных документов (билетов) длительного пользования либо разовых абонементных талонов (первоначально для одной - двух категорий лиц, пользующихся льготами по профессиональной принадлежности, начиная с 2004 г.
Рассматривается вопрос о возможном переводе с 2005 г. права бесплатного проезда на городском и пригородном транспорте военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в единую форму их денежного довольствия.
В области предоставления государственных гарантий и компенсацией северянам
Дальнейшая работа по совершенствованию системы государственных гарантий и компенсаций, а также районного регулирования оплаты труда будет осуществляться в соответствии Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.), а также на основе принятия новых федеральных законов и иных нормативных правовых актов в целях реализации положений Трудового кодекса Российской Федерации, регулирующих труд лиц, работающих в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в местностях с особыми климатическими условиями.
Для осуществления дифференцированного подхода к предоставлению государственных гарантий и компенсаций лицам, работающим в северных регионах, большое значение имеет научно-обоснованное районирование территории Севера Российской Федерации по природно-климатическим условиям жизнедеятельности населения.
В настоящее время Минэконоразвития России при участии заинтересованных министерств и ведомств ведется работа по подготовке нового районирования Севера Российской Федерации. Разработка и внесение в Правительство Российской Федерации проекта нового федерального закона об основах государственной политики Российской Федерации в Арктике,
предусматривающего формирование основ районирования Севера России, предусмотрены пунктом 120 Плана мероприятий Правительства Российской Федерации по реализации Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2002-2004 гг., утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. № 878 (срок 2003-2004 гг.).
На втором заседании Совета по проблемам Крайнего Севера и Арктики при Правительстве Российской Федерации, которое состоялось в г. Якутске 8 июля 2003 г. был заслушан доклад Минэкономразвития России о концепции районирования Севера Российской Федерации по условиям дискомфортности жизнедеятельности населения с целью компенсации повышенной стоимости жизни.
В соответствии протоколом заседания вышеназванного Совета создана рабочая группа с участием представителей Федерального Собрания Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, профсоюзных и научных организаций, которая в срок до 1 января 2004 г. должна уточнить критерии и доработать методику районирования Севера.
Разработка и принятие нового районирования территории Севера позволит более детально классифицировать северные территории, и в дальнейшем осуществлять дифференцированный подход при предоставлении государственных гарантий и компенсаций лицам, работающим на Севере, основными из которых являются районные коэффициенты и процентные надбавки.
Совершенствование механизма предоставления гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусматривается осуществлять путем реализации норм Трудового кодекса, которая предполагает принятие новых федеральных законов и иных нормативных правовых актов.
В частности по главе 50 Трудового кодекса предусматривается разработка двух федеральных законов:
О размере районного коэффициента к заработной плате и порядке его выплаты лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (к статье 316 Трудового кодекса Российской Федерации);
О размере процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и порядке ее выплаты (к статье 317 Трудового кодекса Российской Федерации).
Заключение
Анализ изменений в уровне жизни населения России в последние годы показал, что сохранение низкого жизненного уровня большинства населения блокирует ее экономическое развитие, усугубляет ее социально-политическую нестабильность. Согласно статьи 7 Конституции Российской Федерации «Российская Федерация — это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Социальное государство обязано проводить активную государственную социальную политику, направленную на обеспечение своим гражданам важнейших социальных прав, к которым безусловно относится право на труд и его достойную оплату, на жилье, образование, охрану здоровья, на социальное обеспечение и др., т.е. на определенный уровень благосостояния.
В этой связи важнейшее теоретическое и практическое значение приобретает разработка и реализация государственной политики по профилактике и сокращению бедности в современной России.
Массовая бедность населения и чрезмерная поляризация общества оказывают негативное влияние на экономическое развитие России, противоречат созданию институтов социального государства.
Усиление неравенства и нищеты препятствует развитию внутреннего рынка России, формированию среднего класса, т.е. платежеспособного большинства населения. Здоровый и устойчивый рост экономики не может опираться только на богатое и сверхбогатое население в условиях массовой бедности.
Главным фактором, определяющим высокий уровень бедности в России, является низкий уровень заработной платы, не обеспечивающий реализацию воспроизводственной и стимулирующей функций оплаты труда. Сегодня даже средняя заработная плата не обеспечивает нормальные условия воспроизводства работников и членов их семей и скорее выполняет роль социального пособия. Низкая заработная плата большинства наемных работников сочетается с экономически и социально неоправданной дифференциацией в оплате труда высших менеджеров. По оценке Н.М. Римашевской различия между минимальной и максимальной оплатой составляют 10—15 раз на предприятии, 20-40 раз в рамках отрасли и 20-45 раз между регионами.[22;12]
Отсутствие нормальных экономических условий жизнедеятельности значительной части населения страны снижает качество человеческого капитала.
Обесценение труда понижает экономическую ответственность работника за выполненный труд, негативно влияет на производительность общественного труда.
Несмотря на предпринимаемые усилия, хронической остается проблема задолженности по заработной плате, которая обостряется при каждом повышении минимальных размеров оплаты труда.
Низкая опдата труда не позволяет перейти на рыночные механизмы функционирования отраслей социальной сферы, развитие платных услуг, в том числе провести пенсионную и жилищно-коммунальную реформы, отказаться от ряда льгот для работающих граждан и обеспечить эффективную адресную социальную помощь нетрудоспособным гражданам.
Именно бедность определяет ограниченность доступа значительной части населения нашей страны к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования и здравоохранения, возможности успешной социализации детей и молодежи.