Дискреционная кредитно-денежная политика Центрального банка и «политика по правилам»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 14:45, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования–изучение кредитно-денежной(дискреционной) политики ЦБ и ее инструментов.
В соответствии с данной целью, в работе будут поставлены следующие задачи :
изучение дискреционной политики Центрального Банка,ее видов и политики по правилам.
анализ инструментов денежно-кредитной политики Центрального Банка России.
рассмотрение принципов денежно-кредитной политики ЦБ на среднесрочную перспективу и инструментов,используемых при этом.

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1. Дискреционная денежно-кредитная политика ЦБ и ее основные инструменты 5
1.1.Дискреционная денежно-кредитная политика ЦБ и политика по правилам 5
1.2. Инструменты денежно-кредитной политики и их использование 10
ГЛАВА 2. Принципы денежно-кредитной политики ЦБ на среднесрочную перспективу 15
2.1.Развитие и применение системы инструментов денежно-кредитной политики Банком России 15
2.2.Принципы денежно-кредитной политики ЦБ на среднесрочную перспективу 18
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

курсовая Кучияш2003.docx

— 83.49 Кб (Скачать файл)

1)Процентные ставки по операциям  Банка России.

 Центральный Банк РФ устанавливает одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводит процентную политику без фиксации процентной ставки. Благодаря процентной ставке появляется возможность стимулировать либо сдерживать экономическую активность  потребителей и предприятий. Процентная политика используется ЦБ для воздействия на рыночные процентные ставки.

  Можно сделать вывод, что данная политика используется в качестве базы для установления штрафных санкций к кредитным организациям и является ориентиром верхней планки краткосрочных процентных ставок на денежном рынке.

2)Нормативы обязательных резервов(Изменение нормы обязательных резервов)

 Норма обязательного резерва ―это сумма, которая отчисляется Центральному банку коммерческими банками от суммы вкладов (данная сумма равна величине депозитов коммерческих банков). В Центральном банке хранятся резервы коммерческих банков ,которые являются пассивами ЦБ.  Повышение нормы обязательных резервов ведет к  сужению кредитной способности коммерческих банков. У коммерческих банков появится возможность  выдавать ссуды в меньшем объеме и благодаря действию денежного мультипликатора предложение денег уменьшится.

Политика  резервов,которую проводит ЦБ,является наиболее жестким инструментом денежно-кредитной политики. Снижение нормы обязательных резервов ведет за собой, расширение возможностей банков для выдачи ссуд,следовательно предложение денег увеличивается.

3)Операции на открытом рынке(купля-продажа долговых обязательств правительства).

Операции на открытом рынке являются весомым и ежедневно применяемым  способом контроля государства за предложением цены денег в стране. Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа  Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций  Банка России, а также краткосрочные  операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.

Данный  инструмент связан с куплей-продажей Центральным банком за наличные деньги ценных бумаг (облигаций федерального займа (ОФЗ), государственных казначейских обязательств (ГКО) и др.)Если ЦБ продает ценные бумаги, то он получает взамен денежные средства, количество денег в обращении сокращается, цена денег, то есть уровень процента возрастает, деньги становятся «дорогими».Если ЦБ покупает ценные бумаги,происходит падение нормы процента и «удешевление» денег.

Таким образом, это приводит к уменьшению или увеличению банковских резервов, а также к увеличению или сокращению денежной массы.  

4)Рефинансирование кредитных организаций  (изменение учетной ставки, или  дисконтная политика).

Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных  организаций. Банком России регулируются общие формы,объем,порядок и условия выдаваемых им кредитов, в соответствии с принятыми ориентирами кредитно-денежной политики. В России используется термин «ставка рефинансирования» для обозначения учетной ставки процента, которая устанавливается ЦБ по кредитам, выдаваемым коммерческим банкам.

В случае если Центральный банк  повышает данную ставку,  коммерческие банки  сокращают объем своих займов в ЦБ,  следовательно, уменьшается  возможность коммерческих банков выдавать ссуды и уменьшается денежное предложение. В данной ситуации экономическим  субъектам,берущих ссуды у коммерческих банков,приходится платить по завышенной текущей процентной ставке. При снижении ставки рефинансирования наблюдается обратная картина.

Таким образом, ЦБ, воздействует на экономику  путем изменения учетной ставки процента, проводя политику «дешевых»  или «дорогих» денег,чтобы стимулировать или охладить деловую активность.

5)Валютные интервенции.

Под данным термином понимается купля-продажа  Банком России иностранной валюты на валютном рынке с целью воздействия  на курс рубля и на суммарный спрос  и предложение денег.

6)Установление ориентиров роста  денежной массы.

 Руководствуясь основными направлениями  денежно-кредитной политики Центральный банк устанавливает ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы.

7)Прямые количественные ограничения.

Прямые количественные ограничения  Центрального  Банка России подразумевают  проведение кредитными организациями  отдельных банковских операций и  установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций. Банк России может применять прямые количественные ограничения, которые касаются всех кредитных организаций, в исключительных случаях в целях проведения кредитно-денежной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации

8)Эмиссия облигаций от своего  имени.

Эмиссия облигаций  от имени Центрального банка может осуществляться в целях реализации кредитно-денежной политики. «Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения об утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций Банка России, устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов» 1

ГЛАВА 2. Принципы денежно-кредитной политики ЦБ на среднесрочную перспективу

2.1.Развитие и применение системы  инструментов денежно-кредитной  политики Банком России

«Развитие и  применение системы инструментов Банка России в предстоящий трехлетний период будут направлены на достижение целей денежно-кредитной политики с учетом перехода к режиму таргетирования инфляции, а также на обеспечение финансовой стабильности, бесперебойного функционирования платежной системы Банка России и систем расчетов по операциям с инструментами российского финансового рынка.

Система инструментов продолжит учитывать  особенности взаимодействия Банка  России с региональными кредитными организациями, характеристики трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики и состояние российского финансового  рынка.

Основа  действующей системы инструментов денежно-кредитной политики – коридор  процентных ставок Банка России в  рассматриваемый период сохранится,при этом Банк России рассмотрит возможность его сужения в целях повышения действенности процентной политики.

В качестве инструментов, обеспечивающих нахождение краткосрочных ставок межбанковского рынка в границах процентного  коридора, будут применяться депозитные операции и операции рефинансирования (ломбардные кредиты и операции РЕПО) постоянного действия на срок 1 день.

Однодневные сделки валютный своп и планируемые  к введению в систему инструментов Банка России сделки своп с драгоценными металлами будут использоваться Банком России как дополнительные инструменты, повышающие жесткость верхней границы  процентного коридора в условиях появления признаков недостатка стандартного обеспечения у кредитных  организаций.

В целях  приближения краткосрочных процентных ставок денежного рынка к центральной  части процентного коридора Банк России продолжит осуществлять операции на открытом рынке – ломбардные аукционы и аукционы прямого РЕПО, депозитные аукционы – сроком на 1 неделю с определением лимитов предоставления или изъятия средств на основе сводного прогноза ликвидности банковского  сектора. При этом проведение аукционов  РЕПО на срок 1 день продолжится до тех  пор, пока данный инструмент, по оценкам  Банка России, будет необходим  для ограничения волатильности рыночных ставок.

Политика  Банка России по формированию перечня  активов, принимаемых в качестве обеспечения по операциям предоставления ликвидности, и установлению поправочных  коэффициентов, используемых для корректировки  его стоимости, будет носить контрциклический характер с учетом задачи обеспечения доступности инструментов рефинансирования для кредитных организаций.

Применение  инструментов рефинансирования на сроки  свыше 1 недели будет направлено преимущественно  на поддержание финансовой стабильности. В целях ограничения влияния  данных операций на соответствующий  сегмент кривой рыночных процентных ставок и недопущения искажения  сигналов процентной политики Банк России рассмотрит целесообразность перехода к их осуществлению по плавающей ставке.

В этом случае не исключается дополнение системы  инструментов Банка России сделками своп с иностранной валютой и  драгоценными металлами на срок до 1 года для расширения доступа кредитных  организаций к рефинансированию на эти сроки.

В связи  с предполагаемым ростом объемов  операций рефинансирования в целях  предоставления кредитным организациям возможностей по управлению портфелями ценных бумаг, основная часть которых уже продана Банку России по сделкам РЕПО, планируется внести изменения в технологию проведения операций РЕПО на срок более 1дня.

 Предполагается  в 2013 году предоставить банкам  право осуществлять оперативную  замену ценных бумаг, проданных  Банку России по сделкам РЕПО, на другие ценные бумаги из  Ломбардного списка Банка России  без перезаключения сделки.

В целях  предоставления кредитным организациям большей гибкости в управлении обеспечением по операциям рефинансирования и  собственными счетами в Банке  России планируется расширить практику предоставления кредитным организациям внутридневных кредитов под залог как ценных бумаг, входящих в Ломбардный список Банка России, так и иных активов.

Банк  России также продолжит использование  нормативов обязательных резервов в  качестве инструмента денежно-кредитной  политики, принимая решения об их изменении  в зависимости от макроэкономической ситуации и состояния ликвидности  банковского сектора. Учитывая положительный  опыт применения механизма усреднения обязательных резервов, Банк России рассмотрит возможность дальнейшего повышения  коэффициента усреднения.  Помимо работы над совершенствованием собственной системы инструментов Банк России придает большое значение взаимодействию с государственными органами по вопросам реализации денежно-кредитной политики и развития финансовых рынков.

Будет продолжено сотрудничество с Минфином России и  Федеральным казначейством по вопросу  развития механизма размещения временно свободных средств бюджета в  банковском секторе, задачей которого является минимизация сезонного  воздействия бюджетных потоков  на объем ликвидности банковского  сектора.

При отклонении от описанных в предыдущих разделах сценариев и вариантов прогнозов  Банк России оставляет за собой право 

вносить изменения в систему  применяемых инструментов.»2

  • 2.2.Принципы денежно-кредитной политики ЦБ на среднесрочную перспективу

Банк  России в предстоящий трехлетний период сохранит преемственность реализуемых  принципов денежно-кредитной политики и планирует к 2015 году завершить  переход к режиму таргетирования инфляции. В рамках данного режима приоритетной целью денежно-кредитной политики является обеспечение ценовой стабильности, то есть поддержание стабильно низких темпов роста цен.

Денежно-кредитная  политика, направленная на контроль над  инфляцией, будет способствовать достижению более общих экономических целей, таких как обеспечение условий  для устойчивого и сбалансированного  экономического роста и поддержание  финансовой стабильности.

Реализация  денежно-кредитной политики Банка  России предполагает установление целевого значения изменения индекса потребительских  цен. В качестве главной цели денежно-кредитной  политики Банка России ставится задача снижения темпов прироста потребительских  цен в 2013 году до 5–6%, в 2014 и 2015 годах– до 4–5%.

Решения в области денежно-кредитной политики Банк России продолжит принимать, как  правило, на ежемесячной основе. Будет  учитываться, что воздействие мер  политики на экономику распределено во времени.

В основе решений будут лежать прогнозы инфляции и оценки перспектив экономического роста, а также динамика инфляционных ожиданий и особенности трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики.  Оценка рисков для достижения цели по инфляции включает анализ факторов как со стороны совокупного спроса и предложения, имеющих кратко- и среднесрочный характер воздействия на инфляционные процессы, так и со стороны денежного предложения, динамика которого определяет средне- и долгосрочную траекторию инфляции.

Реализация  денежно-кредитной политики будет  основана на управлении процентными  ставками денежного рынка с помощью  инструментов предоставления и изъятия  ликвидности. Изменения краткосрочных  рыночных ставок вследствие пересмотра Банком России ставок по своим инструментам и применения других мер денежно-кредитного регулирования влияют через различные  каналы трансмиссионного механизма  на средне- и долгосрочные процентные ставки и в конечном итоге на уровень  деловой активности и инфляционное давление в экономике.

Информация о работе Дискреционная кредитно-денежная политика Центрального банка и «политика по правилам»