Дискриминация
при приеме на работу может
повлечь за собой и уголовные
санкции. Согласно ст. 145 УК РФ,
основанием для уголовной ответственности
является необоснованный отказ
от приема на работу беременной
женщины или женщины, имеющей
детей в возрасте до трех
лет. Более того, трудовая дискриминация
может быть квалифицирована и
в аспекте ст. 136 УК РФ - нарушения
равноправия граждан. Таким образом,
законодатель в соответствии
с общепризнанными нормами международного
права определяет социальную
ответственность работодателя перед
обществом.
Принципы государственной
политики в области предоставления
защиты и гарантий от дискриминации
в сфере труда и занятий
были закреплены в законодательстве
в советский период, а ныне
– в нормативно-правовых
актах Российской Федерации.
Однако перспективы
практики применения данных прав
представляются на данный момент
весьма туманными. Это связано
с укореняющимися стереотипами
работодателя , от которого «зависит все»
[4].
«Другая причина заключается
в сложности признания факта
дискриминации. Правда, следует отметить,
что российская судебная практика содержит
в себе примеры положительного для
работников рассмотрения споров о дискриминации»
[5, cтр.368]. Но в то же время возможность
обжалования соискателем отказа при трудоустройстве
представляется сложной и в этическом
аспекте. Ведь сам факт попытки подобных
действий может создать излишне скандальную
окраску вокруг соискателя. Нередко подобными
"жалобщиками" становятся социально
незащищенные группы граждан и даже лица,
относящиеся к группам риска.
Следует учитывать
и психологический фактор. Дело
в том, что жертвы дискриминации
склонны к самобичеванию, что
объясняется утратой чувства
собственного достоинства и гордости.
Укоренившиеся убеждения о непреодолимом
несоответствии между способностями
работника и фактическим вознаграждением
порождают чувства обреченности
на провал и бессилия, преобразующиеся
в несопоставимые с возможностями
данного человека результаты.
Другими причинами в соответствии
с этим является незнание работниками
своих прав.
"Скрытая дискриминация"
может проявляться в вопросе
о месте жительства претендента
на работу. Специалисты полагают,
что это может быть средством
маскировки, благодаря которому
определенные лица могут быть
не допущены к работе из-за
их классовой или расовой принадлежности
(поскольку в этом случае можно
установить лиц, поживающих в
бедных районах или этнических
общинах).
Важнейшую
роль в решении проблемы дискриминации
специалисты отводят посредникам
на рынке труда - кадровым агентствам,
которые при надлежащем управлении
могут изменить сложившуюся ситуацию.
Кадровые агентства могут либо
обеспечить справедливость, либо
сохранить неравенство и дискриминацию
на рынке труда. Типичный пример
дискриминации: определенные компании
отказываются нанимать пожилых
или семейных трудящихся, что
приводит к тому, что кадровые
агентства не будут попросту
предлагать им на рассмотрение
таких кандидатов.
В России в
отличие от многих зарубежных
государств лицензирование или
сертификация подобных агентств
не предусматривается. Применение
норм уголовного законодательства
в случае подобных отказов
к агентству по трудоустройству
представляется весьма спорным,
в связи с чем возникает вопрос юридической
ответственности кадрового агентства.
В условиях демографического кризиса
подобные вопросы приобретают все большую
социальную значимость, поскольку увеличение
"возрастных цензов", зачастую обосновывающихся
субъективным усмотрением работодателя,
влечет в себе как неуважение к закону,
так и неблагоприятные экономические
последствия. Однако вовсе не следует
трактовать дискриминацию в расширенном
ключе. Работодатель, конечно же, может
на законных основаниях устанавливать
различные требования для той или иной
вакансии. В ряде случаев определенные
меры со стороны работодателя выглядят
весьма обоснованными. Примером могут
служить: недопущение к работе лиц, подозреваемых
в деятельности, подрывающей государственную
безопасность; установление "привязки"
между исповедованием определенной религии
и преподаванием в соответствующих религиозных
учебных учреждениях.
Не могут считаться
дискриминацией и различия на
основе личных заслуг того
или иного человека в области
труда и занятий. Также ни о какой
дискриминации не может идти речь в случае
принятия специальных мер с целью обеспечения
на практике равного обращения с лицами
с особыми потребностями или группами
населения, находящимися в неблагоприятном
положении вследствие того, что в прошлом
они стали жертвами дискриминации на рынке
труда или являются таковыми в настоящее
время.
Нужно признать
правоту современной правовой
мысли в том, что борьба с
дискриминацией должна быть реальной,
т.е. осуществляться не на бумаге,
а на конкретных житейских
ситуациях. Рабочее место, будь
то фабрика или улица, служит
стратегической опорной точкой
для начала борьбы с дискриминацией
в обществе. В качестве решения
авторы доклада предлагают создание
условий для устранения возникающих
предубеждений, а самым реальным
фактором здесь служит создание
равных условий труда для людей
с различными присущими им
особенностями.
В таких
условиях важнейшая роль в
соблюдении правовой культуры
отводится кадровым службам и
рекрутинговым агентствам. При этом профессиональный
кадровик связан этическими рамками с
корпорацией, в которой работает.
Это означает, что
соблюдение баланса между требованиями
руководства и нормами законодательства
требует от специалистов принципиально
новых подходов и решений, связанных
как с изменением политики
оценки и отбора кандидатов, а
также их тестирования, так и
с разъяснением руководству некоторых
положений действующего законодательства.
Заключение
Устранение
дискриминации – важнейшая предпосылка
для того, чтобы люди были
способны избирать свою профессиональную
нишу, развивать свои таланты
и способности и получать вознаграждение
в соответствии со своими
заслугами и достижениями. Дискриминация
приводит к возникновению неравенства
на рынке труда и появлению
несправедливых преимуществ.
Справедливый и
честный характер трудовых отношений
способствуют укреплению чувства
самоуважения работника, его
морали и мотивации. Более
производительная и лояльная
рабочая сила в сочетании
с эффективными ресурсами
способствует росту производительности
и конкурентоспособности
предприятия. Дискриминация
же создает стрессовые состояния,
снижает мораль и мотивацию
к труду, затрагивает самоуважение
и укрепляет еще более существующие
предрассудки.
Итак, рассмотрев понятие,
сущность, виды, причины дискриминации
в трудовых отношениях, ее последствия,
проанализировав ситуацию на российском
рынке труда, а так же законодательство,
затрагивающее данную проблему,
можно прийти к выводу, что, несмотря
на гарантии, закрепленные в
Конституции, законах Российской Федерации,
проблема носит очень острый характер
и нуждается в правильном и последовательном
решении.
В РФ наиболее
распространены гендерная дискриминация,
дискриминация этнических меньшинств,
возрастная дискриминация, касающаяся
как молодежи, так и людей более зрелых
лет, хотя не исключается дискриминация
и по другим признакам. Дискриминация
может проявляться при найме на работу,
при оплате труда, при продвижении по службе,
в образовании и профессиональной подготовке,
так же выделяют профессиональную сегрегацию.
Нормативно-правовые
акты, запрещающие проявление
дискриминации и утверждающие
принципы равенства, являются
необходимыми, но недостаточными
условиями. Дискриминация в
области труда не исчезнет,
даже если она запрещена
законом. Необходимо
также эффективное
действие правоприменительных
механизмов, позитивные действия,
беспристрастная система образования,
услуги по профессиональному
обучению и последующему трудоустройству.
Так же эффективным будет влияние
на общественное мнение, агитации,
СМИ, реклама. Такое сочетание
политики и инструментов
ее реализации является необходимой
предпосылкой для организации
борьбы с дискриминацией в
любой ее форме.
Следует
отметить, что проведенное исследование
не позволило ответить на многие
актуальные вопросы ввиду ограниченности
информации и сложности процесса
выявления дискриминации. Так,
например, нуждаются в дополнительном
исследовании на другом, более
полном массиве данных механизмы
выявления дискриминации, глубина
и распространенность по прочим
признакам дискриминации, новые
программы по снижению дискриминации
на рынке труда.
Таким образом,
устранение дискриминации в
области труда – это
стратегически важный шаг в
направлении борьбы за искоренение
дискриминации во всех других
сферах, который поможет создать
более демократические рынка
труда, сделать таковым все
общество в целом, а так
же снизить опасность конфликтов,
повысить производительность труда
и ускорить рост экономики.
Список использованной литературы:
- Запрещение дискриминации в сфере труда: Трудовой Кодекс РФ
- Конституция РФ. Глава 2.Права и свободы человека и гражданина. Статья 37, пункт 4.
- Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет. Уголовный кодекс РФ, ст. 145 от 13.02.2009
- Относительно дискриминации в области труда и занятий: Конвенция МОТ № 111 от 25 июня 1958 г.
- Колосницына М.Г. Экономика труда. М.: «Академкнига»,2009.- С. 225
- Куликов В.В. Современная экономика труда.-М.:Экономика,2001. - С.660
- Мазин А.Л. Экономика труда. – М.: ЮНИТИ-Дана,2009. –С. 623
- Починок А.П. Российская энциклопедия по Охране труда. – М.: НЦ ЭНАС, 2004. (1 часть). – С. 99.
- Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Экономика труда: учебное пособие. М.:ИНФРА-М,2000.- С.400
- Стукен Т.Ю. Дискриминация в социально-трудовых отношениях: экономический аспект: монография. М.: Информ-Знание,2007 г. - С.352
- Фролова А. Дискриминация по возрасту при приеме на работу //Управление персоналом – 2010. - №21. – с. 39-41
- Gary S. Becker The Economics of Discrimination// University of Chicago Press – 1971. – С.178
- Равные права мужчин и женщин на рынке труда// http://mojazarplata.by/main/ona-i-rabota/she-and-career/ravnye-prava