Дискриминация на рынке труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 09:12, курсовая работа

Описание работы

Буквально миллионы людей во всем мире лишены работы, вынуждены заниматься лишь определенными видами профессиональной деятельности или получают более низкую заработную плату только из-за своего пола, вероисповедания или цвета своей кожи, независимо от своих способностей или требований, предъявляемых на данном рабочем месте. Худшие проявления дискриминации, которым подвергаются на рынке труда определенные категории населения, такие как женщины, этнические или расовые меньшинства и мигранты, делают их особо уязвимыми перед лицом таких злоупотреблений как принудительный или обязательный труд.

Файлы: 1 файл

Готовая курсовая.docx

— 54.85 Кб (Скачать файл)

     Дискриминация  при приеме на работу может  повлечь за собой и уголовные  санкции. Согласно ст. 145 УК РФ, основанием для уголовной ответственности  является необоснованный отказ  от приема на работу беременной  женщины или женщины, имеющей  детей в возрасте до трех  лет. Более того, трудовая дискриминация  может быть квалифицирована и  в аспекте ст. 136 УК РФ - нарушения  равноправия граждан. Таким образом,  законодатель в соответствии  с общепризнанными нормами международного  права определяет социальную  ответственность работодателя перед  обществом.

Принципы   государственной   политики   в   области предоставления защиты и гарантий от дискриминации  в сфере  труда  и  занятий  были закреплены  в  законодательстве  в  советский  период,  а  ныне  –   в нормативно-правовых  актах  Российской  Федерации.

    Однако перспективы  практики применения данных прав  представляются на данный момент  весьма туманными. Это связано  с укореняющимися стереотипами  работодателя , от которого «зависит все» [4]. 

«Другая причина заключается  в сложности признания факта  дискриминации. Правда, следует отметить, что российская судебная практика содержит в себе примеры положительного для  работников рассмотрения споров о дискриминации» [5, cтр.368]. Но в то же время возможность обжалования соискателем отказа при трудоустройстве представляется сложной и в этическом аспекте. Ведь сам факт попытки подобных действий может создать излишне скандальную окраску вокруг соискателя. Нередко подобными "жалобщиками" становятся социально незащищенные группы граждан и даже лица, относящиеся к группам риска.

    Следует учитывать  и психологический фактор. Дело  в том, что жертвы дискриминации  склонны к самобичеванию, что  объясняется утратой чувства  собственного достоинства и гордости. Укоренившиеся убеждения о непреодолимом  несоответствии между способностями  работника и фактическим вознаграждением  порождают чувства обреченности  на провал и бессилия, преобразующиеся  в несопоставимые с возможностями  данного человека результаты.

Другими причинами в соответствии с этим является незнание работниками  своих прав.

"Скрытая дискриминация"  может проявляться в вопросе  о месте жительства претендента  на работу. Специалисты полагают, что это может быть средством  маскировки, благодаря которому  определенные лица могут быть  не допущены к работе из-за  их классовой или расовой принадлежности (поскольку в этом случае можно  установить лиц, поживающих в  бедных районах или этнических  общинах).

     Важнейшую  роль в решении проблемы дискриминации  специалисты отводят посредникам  на рынке труда - кадровым агентствам, которые при надлежащем управлении  могут изменить сложившуюся ситуацию. Кадровые агентства могут либо  обеспечить справедливость, либо  сохранить неравенство и дискриминацию  на рынке труда. Типичный пример  дискриминации: определенные компании  отказываются нанимать пожилых  или семейных трудящихся, что  приводит к тому, что кадровые  агентства не будут попросту  предлагать им на рассмотрение  таких кандидатов.

    В России в  отличие от многих зарубежных  государств лицензирование или  сертификация подобных агентств  не предусматривается. Применение  норм уголовного законодательства  в случае подобных отказов  к агентству по трудоустройству  представляется весьма спорным,  в связи с чем возникает вопрос юридической ответственности кадрового агентства. В условиях демографического кризиса подобные вопросы приобретают все большую социальную значимость, поскольку увеличение "возрастных цензов", зачастую обосновывающихся субъективным усмотрением работодателя, влечет в себе как неуважение к закону, так и неблагоприятные экономические последствия. Однако вовсе не следует трактовать дискриминацию в расширенном ключе. Работодатель, конечно же, может на законных основаниях устанавливать различные требования для той или иной вакансии. В ряде случаев определенные меры со стороны работодателя выглядят весьма обоснованными. Примером могут служить: недопущение к работе лиц, подозреваемых в деятельности, подрывающей государственную безопасность; установление "привязки" между исповедованием определенной религии и преподаванием в соответствующих религиозных учебных учреждениях.

    Не могут считаться  дискриминацией и различия на  основе личных заслуг того  или иного человека в области  труда и занятий. Также ни о какой дискриминации не может идти речь в случае принятия специальных мер с целью обеспечения на практике равного обращения с лицами с особыми потребностями или группами населения, находящимися в неблагоприятном положении вследствие того, что в прошлом они стали жертвами дискриминации на рынке труда или являются таковыми в настоящее время.

   Нужно признать  правоту современной правовой  мысли в том, что борьба с  дискриминацией должна быть реальной, т.е. осуществляться не на бумаге, а на конкретных житейских  ситуациях. Рабочее место, будь  то фабрика или улица, служит  стратегической опорной точкой  для начала борьбы с дискриминацией  в обществе. В качестве решения  авторы доклада предлагают создание  условий для устранения возникающих  предубеждений, а самым реальным  фактором здесь служит создание  равных условий труда для людей  с различными присущими им  особенностями.

    В  таких  условиях важнейшая роль в  соблюдении правовой культуры  отводится кадровым службам и  рекрутинговым агентствам. При этом профессиональный кадровик связан этическими рамками с корпорацией, в которой работает.

   Это означает, что  соблюдение баланса между требованиями  руководства и нормами законодательства  требует от специалистов принципиально  новых подходов и решений, связанных  как с изменением политики  оценки и отбора кандидатов, а  также их тестирования, так и  с разъяснением руководству некоторых  положений действующего законодательства.

 

     Заключение

      Устранение  дискриминации – важнейшая предпосылка  для того, чтобы  люди были  способны избирать свою профессиональную  нишу, развивать  свои  таланты  и способности и получать вознаграждение  в соответствии со  своими  заслугами и достижениями. Дискриминация  приводит к возникновению неравенства  на  рынке труда  и  появлению   несправедливых  преимуществ.     

  Справедливый  и   честный характер трудовых отношений   способствуют  укреплению  чувства   самоуважения работника,  его   морали  и  мотивации.  Более   производительная  и  лояльная  рабочая  сила  в  сочетании   с  эффективными  ресурсами   способствует  росту производительности  и  конкурентоспособности   предприятия.  Дискриминация   же создает  стрессовые  состояния,  снижает  мораль  и   мотивацию   к   труду, затрагивает самоуважение  и укрепляет еще более существующие  предрассудки.

Итак, рассмотрев  понятие, сущность,  виды,  причины  дискриминации  в  трудовых отношениях, ее последствия, проанализировав ситуацию на российском рынке труда, а так же законодательство,  затрагивающее  данную  проблему,  можно прийти к выводу, что,  несмотря  на  гарантии,  закрепленные  в Конституции, законах Российской  Федерации,  проблема  носит очень острый  характер  и нуждается в правильном и последовательном решении.

   В РФ наиболее  распространены гендерная  дискриминация, дискриминация этнических меньшинств, возрастная дискриминация, касающаяся как молодежи, так и людей более зрелых лет, хотя не исключается дискриминация и по другим признакам. Дискриминация может проявляться при найме на работу, при оплате труда, при продвижении по службе,  в образовании и профессиональной подготовке, так же выделяют профессиональную сегрегацию.

      Нормативно-правовые  акты,  запрещающие  проявление  дискриминации   и утверждающие  принципы равенства, являются  необходимыми,  но  недостаточными  условиями.  Дискриминация  в   области  труда  не  исчезнет,  даже  если  она запрещена     законом.     Необходимо     также     эффективное     действие правоприменительных   механизмов,   позитивные   действия,   беспристрастная система образования,  услуги по  профессиональному   обучению  и  последующему трудоустройству.  Так же эффективным будет влияние  на общественное мнение, агитации, СМИ, реклама. Такое  сочетание   политики  и  инструментов  ее  реализации является необходимой  предпосылкой для организации  борьбы с дискриминацией  в  любой ее форме.

      Следует  отметить, что проведенное исследование  не позволило ответить на многие  актуальные вопросы ввиду ограниченности  информации и сложности процесса  выявления дискриминации. Так,  например, нуждаются в дополнительном  исследовании на другом, более  полном массиве  данных механизмы  выявления дискриминации, глубина  и распространенность  по прочим  признакам дискриминации, новые  программы по снижению дискриминации  на рынке труда.

   Таким  образом,  устранение  дискриминации  в   области  труда  –   это  стратегически важный шаг в  направлении борьбы за  искоренение   дискриминации во всех других  сферах, который поможет создать  более  демократические  рынка  труда, сделать таковым все  общество в целом,  а  так   же  снизить  опасность конфликтов, повысить производительность труда  и ускорить рост экономики.

 

Список использованной литературы:

 

  1. Запрещение дискриминации в сфере труда:  Трудовой Кодекс РФ
  2. Конституция РФ. Глава 2.Права и свободы человека и гражданина. Статья 37, пункт  4.
  3. Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет. Уголовный кодекс РФ, ст. 145 от 13.02.2009
  4.    Относительно  дискриминации в области труда и занятий: Конвенция       МОТ № 111  от 25 июня 1958 г.
  5. Колосницына М.Г. Экономика труда. М.: «Академкнига»,2009.- С. 225
  6. Куликов В.В. Современная экономика труда.-М.:Экономика,2001. -  С.660
  7.     Мазин А.Л. Экономика труда. – М.: ЮНИТИ-Дана,2009. –С. 623
  8.     Починок А.П. Российская энциклопедия по Охране труда. – М.: НЦ       ЭНАС, 2004. (1 часть). – С. 99.
  9.     Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Экономика труда: учебное пособие.    М.:ИНФРА-М,2000.- С.400
  10.     Стукен Т.Ю. Дискриминация в социально-трудовых отношениях: экономический аспект: монография. М.: Информ-Знание,2007 г. - С.352
  11. Фролова А. Дискриминация по возрасту при приеме на работу //Управление персоналом – 2010. - №21. – с. 39-41
  12. Gary S. Becker The Economics of Discrimination// University of Chicago Press – 1971. – С.178
  13. Равные права мужчин и женщин на рынке труда// http://mojazarplata.by/main/ona-i-rabota/she-and-career/ravnye-prava

 


Информация о работе Дискриминация на рынке труда