Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 21:03, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы:
определить понятие доходов, рассмотреть их виды:
рассмотреть динамику объемов производства и доходов в соответствующих временных интервалах:
понять экономический смысл средних и предельных показателей доходов;
определить понятие «эффекта масштаба» и рассмотреть его виды.
Введение
3
1
Экономическая природа фирмы
5
2
Доход и прибыль фирмы
7
2.1
Валовой (совокупный), средний и предельные доходы фирмы
7
2.2
Экономическая и бухгалтерская прибыль
15
2.3
Анализ безубыточности производства
16
2.4
Экономическая основа прибыли
20
2.5
Прибыль и рентабельность
28
Заключение
32
Список литературы
33
Содержание
стр | ||
Введение |
3 | |
1 |
Экономическая природа фирмы |
5 |
2 |
Доход и прибыль фирмы |
7 |
2.1 |
Валовой (совокупный), средний и предельные доходы фирмы |
7 |
2.2 |
Экономическая и бухгалтерская прибыль |
15 |
2.3 |
Анализ безубыточности производства |
16 |
2.4 |
Экономическая основа прибыли |
20 |
2.5 |
Прибыль и рентабельность |
28 |
Заключение |
32 | |
Список литературы |
33 |
Введение
Непосредственной целью и конечным результатом деятельности фирмы является получение дохода и прибыли, достаточных для ее функционирования как субъекта хозяйствования. Прибыль выступает источником и мотивом эффективного развития фирмы. Она влияет на формирование спроса на инвестиционные товары и определяет границы предложения товаров и услуг в краткосрочном и долгосрочном периодах. Прибыль используется для оценки эффективности производства.
Доходы предприятия в зависимости от его характера, условий получения и предмета деятельности подразделяются на следующие вилы: доходы от основных видов деятельности и прочие поступления, операционные доходы, внереализационные доходы, чрезвычайные доходы. Доходами от основных видов деятельности являются: выручка от реализации продукции; поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг, а также плата за предоставление предприятием во временное пользование своих активов по договору аренды; выручка от продажи прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленных образцов и других видов интеллектуальной собственности; поступления за участие в уставных капиталах других организаций; прочие поступления.
В данной работе раскрываются содержание и формы дохода и прибыли, методы их применения в выборе фирмы, в определении эффекта масштаба, а значит, и в формировании рыночного равновесия.
Важной задачей микроэкономичес
Цель данной работы состоит в том, чтобы:
При написании данной курсовой работы использовались следующие методологические приемы: математический (расчеты), графический (таблицы) и аналитический ( анализ таблиц и показателей).
1. Экономическая природа фирмы
Одним из основных элементов рыночного хозяйства является фирма. Под фирмой (firm) понимается экономический субъект, который занимается производственной деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью (в принятии решений о том, что, как и в каких размерах производить, где, кому и по какой цене продавать свою продукцию). Фирма объединяет ресурсы для производства определенных экономических благ с целью максимизации прибыли.
Существуют две основные формы организации экономической деятельности: стихийный порядок и планомерный порядок, предполагающий создание иерархических структур. Оба обусловливают разделение функций и координацию деятельности между экономическими агентами. Однако в первом случае такая координация осуществляется через рынок, а во втором — путем объединения (кооперации) индивидуальных действий на основе инструкций и распоряжений предпринимателя.
В отличие от естественным образом сложившегося рыночного порядка фирмы базируются на иерархическом принципе организации экономической деятельности. Рынок предполагает обособление средств производства, фирма — их концентрацию. В условиях рынка господствуют косвенные методы контроля, на фирме — прямые. Рынок исключает диктат, он основывается на экономических стимулах; фирма, наоборот, предполагает единоначалие, основывается на административных формах управления. "Фирма, таким образом, — писал Р. Коуз, — есть система отношений, возникающих, когда направление ресурсов начинает зависеть от предпринимателя". Но подобные инструкции и распоряжения возникают не на пустом месте.
Существование фирм в рыночной экономике требует научного объяснения. Если рыночный механизм является достаточно совершенным, то почему возникают фирмы? Вопрос этот можно сформулировать с точностью до наоборот: если основу современной рыночной экономики составляют фирмы, то почему все общество с течением времени не превращается в одну огромную фирму, которая вытеснила бы рыночный порядок?
В экономической литературе существуют различные ответы на эти вопросы. Одни экономисты рассматривают современные фабрики (фирмы) как итог развития кооперации и разделения труда, основанных на системе машин (К. Маркс), другие считают, что фирмы — результат минимизации риска и неопределенности (Ф. Найт), третьи объясняют появление фирм необходимостью уменьшения трансакционных издержек (Р. Коуз, О. Уильямсон).
2. Доход и прибыль фирмы
2.1 Валовой (совокупный), средний и предельные
доходы фирмы
Анализируя деятельность фирмы, экономисты используют понятие совокупного, среднего и предельного дохода.
Размер совокупного дохода R(Q) зависит от объема выпуска продукции. Средний доход представляет собой цену единицы продукции AR, а предельный MR отражает приращение дохода, получаемого от продажи дополнительной единицы выпускаемой продукции.
Так как доход фирмы есть реализованная продукция, то на его величину влияют как факторы, максимизирующие производственную функцию, так и рыночные: цена, спрос и тип конкуренции, влияющий на характер спроса
Если кривая спроса имеет наклон вниз, цена товара, а следовательно, и средний доход выше предельного дохода, так как все единицы продукции продаются по одинаковой цене. Чтобы увеличить сбыт на 1 ед. товара, цена должна упасть. В таком случае вся проданная продукция, а не только дополнительная, будет приносить меньше дохода.
Взаимосвязь между совокупным, средним и предельным доходом показана на рис. 2.1. Совокупный доход R(Q) увеличивается или снижается в зависимости от эластичности спроса. Спрос эластичен той части графика, где совокупный доход увеличивается, а предельный доход имеет положительное значение, так как увеличение объема реализации увеличивает и доход. Спрос неэластичен, где снижается совокупный доход, а предельный доход отрицателен, так как при росте выпуска продукции (и снижении цены) сокращается доход. В случае конкурентоспособности фирмы кривая рыночного спроса отличается от индивидуального. Так как решения отдельных фирм не влияют на рыночную цену, кривая спроса для отдельной конкурентной фирмы задается горизонтальной линией. Когда отдельная фирма сталкивается со спросом, выраженным горизонтальной линией, она может продать дополнительную единицу без снижения цены. Поэтому совокупный доход возрастает на величину, равную цене. В то же время средний доход, полученный фирмой, также будет величиной постоянной, поскольку каждая произведенная единица товара будет продана за одну и ту же цену.
Рис. 2.1 Изменение предельного и среднего дохода
Следовательно, если фирма находится на рынке, когда при продаже большего количества товара фирме необходимо снизить цену, то кривая спроса будет иметь отрицательный наклон. В этом случае кривая предельного дохода будет лежать ниже кривой среднего дохода. Если же цена не зависит от продаваемого количества товара, кривые спроса фирмы, ее среднего и предельного доходов совпадают и представляют собой горизонтальную линию.
С величиной цены тесно связана прибыль фирмы, являющаяся одной из основных целей ее хозяйственной деятельности. В условиях совершенной конкуренции эта цель объективно предопределена: чтобы не оказаться вытесненной с рынка, фирма должна всю свою деятельность ориентировать на максимизацию прибыли.
При использовании информации о величине доходов и издержек возможно принятие решения об объеме выпуска продукции, максимизирующего прибыль. Поскольку в краткосрочном периоде размер капитала постоянен, необходимо использовать сочетание переменных факторов производства (труда и материалов), которое бы максимизировало прибыль.
Количественно прибыль - это разность между объемом реализованной продукции (выручкой) и общими затратами на ее производство. При заданной системе цен прибыль зависит только от объема выпуска:
П (Q) = Р* Q - TC(Q), (2.1)
где П - прибыль; Р* Q- выручка; ТС - общие затраты.
В этом случае необходимым условием максимизации прибыли является равенство
dP/dQ = Р – (dTC/dQ), (2.2)
Следовательно,
Р = MC(Q), (2.3).
Достаточным условием максимизации прибыли является отрицательное значение второй производной функции прибыли, т.е.
d2П / dQ2 = (d2TC / dQ2) < 0., (2.4)
Вторая производная
функции прибыли будет
Графически условие максимизации прибыли и ее определение может быть представлено в виде рис. 2.2.
График общей выручки при заданной цене блага есть прямая, образующая с осью абсцисс угол, тангенс которого равен цене блага. При объеме выпуска меньше, чем Qi, фирма несет убытки, так как общая выручка не покрывает общих затрат на производство, TR < ТС. После объема выпуска Qi фирма вновь несет убытки. Прибыльным является участок между объемом выпуска Q1 и Q2. Согласно условию формулы (2.2) прибыль достигает максимума в точке касания кривой ТС с прямой, параллельной TR.
Рис.2.2. Максимизация прибыли при фиксированных ценах на основе общей прибыли
Величина прибыли зависит от физических затрат на изготовление продукции и ценности израсходованных средств. Для оценки роли этих факторов в образовании прибыли рассмотрим производство, в котором используется только один фактор производства - труд. Технические условия производства отражаются на графике производственной функции, на котором отсутствует участок с возрастающей предельной производительностью труда. Это связано с отсутствием второго фактора производства - капитала. Экономические условия хозяйствования, определяющие ценность израсходованных средств и выпуска, можно представить в виде прямой, соответствующей прибыли (изопрофиты) (рис. 2.3).
Рис.2.3 Кривая равной прибыли
Чтобы получить уравнение этой прямой, решается уравнение прибыли относительно выпуска:
П= РQ *rL*L
Где rL-производительность труда; L-труд; Q –количество продукции.
Следовательно,
Q =П/Р + rL/Р*L
Используя уравнение (2.6), можно построить изопрофиту, каждая точка которой указывает на комбинацию QL, обеспечивающую заданный объем прибыли.
Для нахождения максимального размера прибыли, который можно получить при существующих технических и экономических условиях, на графике общего выпуска необходимо построить изопрофиту и параллельно смещать ее до точки касания с кривой выпуска .При фиксированных ценах и на основе средней выручки кривая издержек С в условиях конкурентных фирм будет совпадать (рис. 2.4).Расстояние в каждой точке между ценами и средними издержками соответствует средней прибыли на единицу реализованной продукции. В соответствии с условиями уравнений (2.2 — 2.3) максимум прибыли фирмы Достигается тогда, когда прямая Р пересекает восходящий участок АС.
Рис.2.4 Максимилизация прибыли при фиксированных ценах на основе средней выручки
По уравнению (2.1) прибыль как разница общего дохода (выручки) и общих издержек максимизируется в точке, в которой небольшой прирост объема производства оставляет прибыль без изменений, т.е.