Доходы населения и источники их формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Доходы и покупательная способность населения имеют не только социальное значение - как слагаемые уровня жизни, но и как факторы, определяющие продолжительность самой жизни. Они весьма значимы, как элемент экономического подъема, который определяет емкость внутреннего рынка. Емкий внутренний рынок, обеспеченный платежеспособным спросом является мощнейшим стимулом поддержки отечественного производителя. Низкий уровень доходов, и, как следствие, низкая покупательная способность основной массы населения, денежный потенциал которого частично отвлекается на покупку импортных товаров, есть одна из основных причин стагнации экономики России.

Содержание работы

Введение
1. Структура и динамика доходов населения
1.1 Состав и структура доходов
1.2 Функциональное и личное распределение доходов

2. Виды доходов
2.1 Заработная плата
2.2 Безденежные доходы населения
2.3 Доходы неформального сектора экономики

3. Дифференциация доходов
3.1 Причины
3.2 Плюсы и минусы неравенства доходов населения
3.3 Дифференциация доходов в РФ
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая Доходы населения и источники их формирования.docx

— 69.86 Кб (Скачать файл)

Какова оптимальная степень  неравенства? Это самый важный вопрос в определении стратегии, касающейся неравенства доходов. Общепринятого  ответа на этот вопрос нет. В литературе приводятся аргументы за и против равенства. Основной аргумент в пользу равного распределения дохода состоит  в том, что равенство доходов  необходимо для максимизации удовлетворения нужд потребителя, или предельной полезности. Основной аргумент в пользу неравенства  доходов состоит в том, что  необходимо сохранить стимулы для  производства продукции и дохода.

 

2. Виды доходов.

2.1 Заработная плата.

Заработная плата, или  ставка заработной платы, - это цена, выплачиваемая за использование  труда. Термин «труд» часто применяется  экономистами в широком смысле, т. е. включает в себя оплату труда:

ð  рабочих и служащих самых разных профессий;

ð  разно-профильных специалистов - юристов, врачей, стоматологов, преподавателей и т. д.

ð владельцев мелких предприятий - парикмахеров, водопроводчиков, мастеров по ремонту телевизоров и множество различных торговцев, предоставляющих услуги в процессе хозяйственной деятельности.

Хотя на практике заработная плата может принимать различную форму премий, гонораров, комиссионных вознаграждений, месячных окладов, мы обозначим все это одним термином «заработная плата», который будет означать ставки заработной платы в единицу времени - за час, день и т. д. Такое обозначение имеет определенные преимущество, потому что напоминает о том, что ставка заработной платы - это цена, выплачиваемая за использование единицы услуг труда.

Необходимо также различать  денежную, или номинальную, и реальную заработную плату. Номинальная заработная плата-это сумма денег, полученная работником за определённый промежуток времени (час, день, неделю и т. д.). Располагаемая заработная плата – это сумма оплаты труда за вычетом подоходного налога и обязательных отчислений в Пенсионный фонд.  Реальная заработная плата - это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальную заработную плату;  реальная заработная плата - это покупательная способность номинальной заработной платы. Очевидно, что реальная заработная плата зависит от номинальной заработной платы и цен на приобретаемые товары и услуги. Изменение реальной заработной платы в процентном отношении можно определить путем вычитания процентного изменения в уровне цен из процентного изменения в номинальной заработной плате. Так, повышение номинальной заработной платы на 9% при росте уровня цен на 5% дает прирост реальной заработной платы на 4%. Отметим также, что номинальная и реальная заработная плата не обязательно изменяются в одну и ту же сторону. К примеру, номинальная заработная плата может увеличиться, а реальная заработная плата в то же самое время - уменьшиться, если цены на товары растут быстрее, чем номинальная заработная плата.

 

Функции заработной платы.

Заработная плата выполняет  насколько функций, самые главные  из них – воспроизводственная, стимулирующая, статусная, регулирующая, производственно-долевая.

Воспроизводственная функция состоит в определении такого абсолютного размера заработной платы, который позволяет осуществить нормальное воспроизводство рабочей силы. Поэтому эта функция выполняет определяющую роль по отношению к другим. Это стало особенно актуально в конце 90-х годов, когда все вопросы, касающиеся оплаты труда сводятся к возможностям обеспечения достойного уровня жизни. В случае, когда заработная плата по основному месту работы не обеспечивает работнику и его семье нормальное воспроизводство, возникает проблема дополнительных заработков. А они не всегда вызывают позитивные последствия. Дополнительная работа приводит к истощению трудового потенциала, снижению профессионализма, ухудшению трудовой и производственной дисциплины.

Статусная функция заработной платы предполагает соответствие статуса, определяемого размером заработной платы, трудовому статусу работника. Трудовой статус – это место работника по отношению к другим работникам. Поэтому размер вознаграждения за труд является одним из главных показателей этого статуса, а его соответствие с трудовыми усилиями работника позволяет судить о справедливости размера его заработной платы.  Статусная функция важна, прежде всего, для самих работников с точки зрения их притязаний на заработную плату и для своей реализации требует материальной базы.

Стимулирующая функция заработной платы предполагает побуждение работника к трудовой активности, к максимальной отдаче, повышению эффективности труда.  Этой цели служит установление размера вознаграждения за труд  в зависимости от достигнутых работником результатов. Если же заработная плата не будет зависеть от личных усилий работника, то это приведёт к ослаблению стимулирующей функции и, следовательно, к снижению инициативы и трудовой активности. Реализация этой функции осуществляется руководством фирмы посредством различных систем оплаты труда.

Регулирующая функция  заработной платы  воздействует на соотношение спроса и предложения рабочей силы, на формирование персонала и степень его занятости. Эта функция выступает балансом между работниками и работодателем. Основа реализации функции – дифференциация в оплате труда по группам работников.

Производственно-долевая  функция заработной платы определяет меру участия живого труда в образовании цены товара, его долю в совокупных издержках производства и издержках на рабочую силу. Эта доля позволяет установить величину стоимости рабочей силы, её конкурентно способность на рынке труда. Эта функция важна не только для работодателя, но и для работника. Некоторые системы бестарифной оплаты труда и другие предполагают тесную связь заработной платы и фонда оплаты труда, личного вклада работника.

 

Государственное регулирование заработной платы.

Реформы 90–х годов показали неэффективность либеральных методов, т. е. методов, которые предполагают уход государства из экономики. Переход  от социалистической модели экономики  к капиталистической без государственного управления  невозможен, потому что  одна модель не содержит элементов другой модели.  Поэтому усиленное вмешательство государства необходимо во всех сферах социально-экономической жизни, не исключая и оплаты труда. 

Усиление государственного регулирования оплаты труда может  осуществиться только путём вмешательства  государства в преобразование сложившейся  в советское время системы  в рыночную. Необходимо выяснить характер такого вмешательства. В прежней  экономической модели государственное  регулирование оплаты труда было основным принципом организации  заработной платы. Фонд заработной платы  являлся частью национального дохода, которая ежегодно предусматривалась  в бюджете отдельной строкой. У государства находились все  рычаги управления заработной платой: тарифная система, дифференцированная по отраслям экономики; правила выплаты  премий, доплат и надбавок за особые условия труда; лимит штатной  численности персонала на предприятиях.   В результате же реформ решение вопросов по оплате труда переместилось на уровень предприятий. Они самостоятельно стали решать вопросы организации  заработной платы, численности персонала, организации и нормирования труда.  Государство ограничилось установлением  минимума заработной платы, осуществлением регулирования условий оплаты труда  для работников бюджетной сферы.  Это нормально для моделей  рыночной экономики, но обычно работники  и работодатели развитых стран договариваются по вопросам тарифных ставок как минимум  на отраслевом и территориальном  уровнях.  Рамки отдельного предприятия  для организации заработной платы  слишком узки.  В развитых странах  этим занимаются специальные фирмы. Но коль скоро, в России таких фирм нет, то логично было бы заниматься разработкой этих проблем на государственном  уровне.

В современной рыночной экономике  предприятия самостоятельны в выборе формы и системы оплаты труда. Работодатель сам заботится о  связи заработной платы с конечными  результатами труда, устанавливая системы  оплаты так, чтобы они позволяли  каждому работнику хорошо зарабатывать, а работодателю приносили желаемый результат.  Государство не вмешивается непосредственно в организацию заработной платы, но в то же время принимает в ней активное участие. Оно поддерживает покупательную способность заработной платы и других денежных доходов населения посредством защиты от инфляции. Оно реализует права работников на оплату труда со стороны неплатёжеспособного работодателя. Эти вопросы решаются на законодательном уровне.

Итак, исходя из всего вышесказанного, можно установить три направления  усиления государственного воздействия  на организацию оплаты труда в  современных российских условиях.

Первое – это активное блокирующее вмешательство государства  в процесс снижения покупательной  способности заработной платы.

Второе – это содействие государства выполнению заработной платой стимулирующей функции.

Третье направление состоит  в усилении государственного регулирования  макроэкономических процессов, прежде всего динамики соотношения денежной заработной платы и цен.

 

Минимальная заработная плата.

Наиболее эффективным  средством государственного регулирования  заработной платы является определение  гарантированного минимума оплаты труда.

Минимальная заработная плата – это социальная норма, она представляет собой низшую границу стоимости рабочей силы самого простого труда в нормальных условиях производства. Она устанавливается государственными законами.  Основными критериями минимума заработной платы являются:

ð потребности работника и его семьи с учётом общего уровня заработной платы в стране, социальных выплат;

ð факторы экономического характера (уровень и темпы роста национального дохода, уровень занятости, платёжеспособный баланс страны).

Введение минимума заработной платы преследовало насколько целей. Первая – это устранение чрезмерной эксплуатации низкоквалифицированных работников. Вторая – повышение  самых низких уровней заработной платы с целью повышения общего уровня оплаты труда. И третья –  поддержка социальной политики в  области перераспределения  национального  дохода.

Системы минимальной заработной платы разнообразны, наиболее распространённые из них следующие:

ð защита социально уязвимых групп населения, которые имеют низкие заработки и неконкурентоспособны на ранке труда;

ð установление справедливого уровня заработной платы (такие системы характерны для определённых отраслей и профессий);

ð установление базы структуры заработной платы;

ð установление минимума заработной платы в качестве инструмента макроэкономической политики для достижения крупных национальных целей: регулирования экономического роста, улучшение распределения доходов.

Две первые системы связаны  с установлением минимума заработной платы по отдельным отраслям и  профессиям, а две  другие – системы  общего применения.  По своей сути минимальная заработная плата –  это обеспечение суммы жизненных  средств, необходимых для простого физического воспроизводства рабочей  силы. В этом случае заработная плата  обеспечивает только воспроизводственную  функцию.

По заключению Международной  комиссии, созданной по инициативе ЕС в 1989 году, справедливой считается  минимальная заработная плата, которая  достигает 68% национальной средней  заработной платы. В развитых странах  этот принцип соблюдается, а в  некоторых даже  превышается рекомендуемый  норматив. Тем самым реализуется  стимулирующая функция заработной платы.

 

 

Минимальный размер оплаты труда в России

 

Показатели

Прожиточный

 минимум, руб.

Минимальная

зарплата, руб.

2000

1210

132

2001

1500

200

2002

1808

300

2003

2112

450

2004

2376

600

2005

3018

720

2006

3422

800

2007

3847

1100

2008

4593

2300

2009

5153

4330

2010

5688

4330

2011

 

4611(1июня)




 

 

 

 

 

 

 

 

В России уже долгое время  складывается парадоксальная ситуация, когда уровень Минимального размера  оплаты труда находится ниже прожиточного минимума. Это приводит к тому, что  с каждым годом в стране становится всё больше бедных среди работающего  населения.

Также, как и годом ранее, размер МРОТ в 2010 и в первом полугодии 2011 годов составил 4330 руб. И это несмотря на то, что ещё в ноябре 2009 г. председатель Совета Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил Шмаков прогнозировал рост на 1 тыс руб. Однако ничего подобного не произошло: власти решили, что повышение МРОТ слишком дорого обойдётся государству. Так, по подсчётам Мифина, 71 млрд руб. пошло бы на выравнивание региональных бюджетов, ещё 7 млрд нужно было потратить на федеральных бюджетников, и того выходила весьма круглая сумма.

А ведь в последний раз  закон о повышении Минимального размера оплаты труда принимался только летом 2008 г., тогда МРОТ был  увеличен аж на 2 тыс руб: с 2300 руб. до 4330 руб. В последние 2 года ничего подобного  не происходило. Как результат, сегодняшний  показатель МРОТ соответствует лишь прожиточному минимуму четвёртого квартала 2007 г.

Для сравнения, прожиточный  минимум в 4 квартале 2010 года составил 5902 руб., напомним что МРОТ — всего 4330 руб. Так и получается, что огромный пласт населения страны даже при постоянной трудовой занятости можно отнести к категории бедных. Об этом говорит и официальная статистика. Например, по данным Росстата, в России 15% населения признаны таковыми. Как сообщает агентство, в первом квартале 2010 года более 20,5 млн жителей страны имели доход ниже прожиточного минимума. И это при том, что 59,4% бедняков являются работающими. В то же время доходы самых бедных и наиболее состоятельных россиян отличаются ни много ни мало — в 16 раз!

Информация о работе Доходы населения и источники их формирования