Федеральное
агентство железнодорожного транспорта
Иркутский Государственный
Университет Путей Сообщения
Кафедра мировой
экономики и экономической теории
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине:
« Экономическая
теория»
на тему:
«ДЖОН МЕЙНАРД КЕЙНС»
Выполнил: Нагулина
А.А.
студент группы
Э-10-1
Проверил: Кандидат
экономических наук, доцент
Самарина
М.В.
Иркутск 2011г.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава
1. Понятия и особенности занятости 2
1.1 Понятие и особенности занятости 2
1.2 Государственная политика в
сфере занятости 2
Глава
2. Безработица как социально-экономическое
явление 2
2.1 Понятие, сущность и причины
безработицы 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 2
ВВЕДЕНИЕ
Занятость
и безработица является одной
из немногих тем, которая касается любого
из нас. Через некоторое время вопрос о
приеме на работу будет стоять и передо
мной, поэтому я решила выбрать темой курсовой
работы именно эту.
Десятки
и даже сотни тысяч людей в
нашей стране оказались, в буквальном
смысле, выброшенными на улицу. Но только
четвертая часть из них согласно официальным
данным имеют статус безработного.
Известно,
что была разработана Государственная
программа занятости населения,
в которой предусмотрены организационные
и экономические меры по управлению
трудовыми ресурсами, отражена политика
на рынке труда, намечены совместные
действия структур государственного управления
территориального подчинения в решении
конкретных задач. В рамках этой программы
в 1991 году была создана Государственная
служба занятости населения.
Безработица
- не просто отсутствие работы. Она ставит
нелегкие задачи перед теми, кто
профессионально занимается социальной
работой. Ведь безработица широко распространена
и оказывает мощное и разрушительное
влияние на людей.
Безработица
сказывается на экономическом, социальном
и психологическом состоянии
людей. И хотя она может оказаться
созидательным, мобилизующим волю испытанием,
большинство прошедших через
это говорят, что пережили отчаяние,
бессилие и растерянность, особенно
если были без работы дольше, чем
несколько недель. Психологами доказано,
что столкновение с безработицей
отрицательно сказывается на средней
продолжительности жизни, состоянии
здоровья, долголетии и уровне смертности,
пристрастии к алкоголю. Более
того, хочется особо отметить, что
сокращаются не только доходы семьи,
но и теряется самоуважение людей, возникают
различной степени сложности
заболевания на нервной почве (депрессии)
и наблюдается ощущение безнадежности
в завтрашнем дне. Человек просто-напросто
теряет ориентир и смысл дальнейшей
борьбы за жизнь. Он просто начинает существовать,
а не жить. А это, на мой взгляд,
самое худшее, потому что теряется
личность индивида.
Для многих
людей чувство собственного достоинства
непосредственно связано с тем
делом, которым они заняты. Поэтому,
обнаружив, что они являются невостребованными
на рынке труда, люди переживают тяжёлое
психологическое потрясение. Статистический
ущерб такого рода можно проследить
в тенденциях динамики показателей
уровня расторгнутых браков и распавшихся
семей, а также показателей уровня
преступности и заболеваемости, уровня
числа совершенных самоубийств (увеличение
безработицы на 1% влечет за собой
увеличение числа самоубийств на
4%), величина которых растет в период
повышения уровня безработицы. Распад
семейных и дружеских отношений,
который является обычным явлением
в бедных районах крупных городов,
также связывается с преобладанием
высокой доли безработных в общей
численности населения данных районов.
Глава 1. Понятия
и особенности занятости
1.1
Понятие и особенности занятости
Рынок труда представляет
собой особую совокупность экономических
и правовых отношений, связанных
с обеспечением эффективной трудовой
занятости граждан, удовлетворением
спроса и предложения на рабочую
силу.
Субъектами отношений
являются безработные граждане, работодатели
и государство.
Эти правоотношения действуют
в правовом пространстве РФ и ее
субъектов, но может быть и конкретная
территория предприятия, где осуществляется
прием граждан на работу.
Из-за миграции населения
правовое пространство может изменяться.
Главная функция государства
на рынке труда - обеспечение его
законной и цивилизованной формы.
Закон РФ «О занятости населения
в Российской Федерации» в редакции от
20 апреля 1996 г. в первой главе "Общие
положения" дает легальные определения
важнейших понятий в сфере занятости.
Под занятостью понимается
деятельность граждан, связанная с
удовлетворением личных и общественных
потребностей, не противоречащая законодательству
РФ и приносящая им, как правило,
заработок, трудовой доход. Гражданам
принадлежит исключительное право
распоряжаться своими способностями
к производительному, творческому
труду. Принуждение к труду в
какой-либо форме (физической, психологической,
нравственной) не допускается, если иное
не предусмотрено законом1.
Например, УК РФ (ст.43) предусматривает
в качестве меры уголовного наказания
обязательные работы и исправительные
работы2.
Само же наказание есть мера государственного
принуждения, назначаемая по приговору
суда.
Незанятость граждан
не может служить основанием для
привлечения их к административной
и иной ответственности. К числу занятых
относятся следующие граждане:
работающие по трудовому
договору, в том числе выполняющие работу
за вознаграждение на условиях полного
либо неполного рабочего времени, а также
имеющие иную оплачиваемую работу, включая
сезонную, временную работу;
занимающиеся предпринимательской
деятельностью;
самостоятельно обеспечивающие
себя работой;
занятые в подсобных
промыслах и реализующие продукцию по
договорам;
выполняющие работы
по гражданско-правовым договорам (договорам
подряда), а также члены производственных
кооперативов (артелей);
избранные, назначенные
или утвержденные на оплачиваемую должность;
проходящие военную
службу, а также службу в органах внутренних
дел;
проходящие очный
курс обучения в общеобразовательных
учреждениях, учреждениях начального
профессионального, среднего профессионального
и высшего профессионального
образования и других образовательных
учреждениях, включая обучение по направлению
федеральной государственной службы занятости;
временно отсутствующие
на рабочем месте в связи с
нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой,
повышением квалификации, приостановкой
производства, вызванной забастовкой
или иными причинами3.
Какие же права имеют
граждане в сфере занятости? Прежде
всего, это право на выбор места работы.
Это право граждане реализуют путем прямого
обращения к работодателю - организации,
обладающей правами юридического лица,
либо физическому лицу, занимающемуся
предпринимательством или нуждающемуся
в обслуживании личного потребительского
хозяйства. По обоюдному согласию сторон
заключается трудовой договор. Наряду
с этим право на выбор места работы может
быть реализовано путем бесплатного посредничества
органов службы занятости или с помощью
других организаций по содействию в трудоустройстве
населения.
Во-вторых, это право
свободы договора. Содержание принципа
свободы трудового договора характеризуется
сотрудничеством сторон в процессе
применения труда. Работник и работодатель
свободны в изыскании эффективных
средств повышения производительности
труда, улучшения качества продукции,
экономного использования сырья, энергии
и т.п.
Далее граждане имеют
право на бесплатную консультацию и
бесплатное получение информации в
органах службы занятости в целях
выбора сферы деятельности, трудоустройства,
возможности профессионального
обучения.
Граждане имеют также
право на бесплатные профессиональную
ориентацию, профессиональную подготовку,
переподготовку и повышение квалификации
по направлению органов службы занятости.
И, наконец, граждане имеют
право на профессиональную деятельность
за пределами РФ4.
Правовое положение
граждан на рынке труда и в
сфере занятости гарантируется
установленным ст.11 закона РФ "О
занятости населения в Российской
Федерации" правом граждан на обжалование
решений, действий или бездействия
органов службы занятости и их
должностных лиц. Это право реализуется
посредством обращения в вышестоящий
орган службы занятости, а также
в суд в порядке, установленном
законодательством РФ5.
Учет населения по
видам занятости позволяет различать
следующие виды занятости:
1) продуктивная занятость - имеет место
в сферах общественного материального
производства; приносит работникам трудовой
доход; исключает скрытую безработицу
лиц, формально занятых, но ничего не производящих
(такие лица формируют на производствах
излишнюю численность работников, занимающих
формальные, неэкономические рабочие
места и попадающие под процедуру высвобождения
в связи с сокращением либо реструктуризацией
производства);
2) полезная занятость, которая распространяется
на все социально-значимые виды занятости,
включая очную учебу, службу в Армии, воспитание
детей, ведение домашнего и личного подсобного
хозяйства, уход за больными членами семьи,
престарелыми гражданами, общественную
и религиозную деятельность трудоспособных
граждан;
3) рациональная занятость, которая
отражает соотношение продуктивной занятости
с другими видами полезной занятости или
пропорции распределения трудовых ресурсов
общества по сферам общественно-полезной
деятельности, включая пропорции распределения
трудового потенциала по видам занятий,
отраслям, секторам экономики;
4) полная занятость, при которой все
желающие работать при сложившемся (доминирующем)
уровне реальной заработной платы имеют
работу; по другой оценке, полная занятость
имеет место, если удовлетворение спроса
всех желающих на рабочие места происходит
при условии экономической целесообразности
предлагаемых рабочих мест. Применительно
к отдельному человеку полная занятость
- это работа в течение нормальной продолжительности
рабочего дня (недели), установленной законодательно
(в РФ нормальная продолжительность рабочего
дня составляет 8 часов в день или 40 часов
в неделю). Таким образом, если спрос на
экономически целесообразные рабочие
места будет удовлетворяться соответствующим
по профессионально-квалификационной
структуре предложением рабочей силы,
это и будет означать полную занятость.
Без постоянного совершенствования рабочих
мест, создания новых, отвечающих современным
требованиям, и вывода из производственного
процесса старых, не отвечающих экономической
целесообразности мест нельзя добиться
социального прогресса, реализации интересов
общества и каждой личности. Достижение
полной занятости невозможно обеспечить
с помощью одного рыночного механизма,
необходимо постоянное регулирование
этого процесса со стороны государства
и общества, в первую очередь, в сфере
образования, науки, здравоохранения,
экологической и национальной безопасности,
функционирования так называемых естественных
монополий (железные дороги, энергетические
и трубопроводные сети);
5) эффективная занятость - это занятость
населения, обеспечивающая достойный
доход, рост образовательного и профессионального
уровня трудоспособных граждан на основе
роста общественной производительности
труда, и сохраняющая здоровье занятых.
По другой оценке, эффективная занятость
- это целесообразная, продуктивная, общественно-полезная,
рациональная занятость, удовлетворяющая
общественные и личные потребности. При
этом решающее значение для любого общества
имеет продуктивная занятость, которая,
во-первых, определяет экономический потенциал
страны; во-вторых, формирует уровень и
качество жизни населения; в-третьих, является
важнейшей составляющей полной и эффективной
занятости - ключевой задачи социально-экономической
политики государства.
Полная занятость
возможна и при некотором отклонении
существующих рабочих мест от статуса
экономически целесообразных, при несоответствии
их профессионально-квалификационному
составу и образовательному уровню.
В данной ситуации и работники, и
государство будут нести экономические
и социальные потери. Часть работников
будет получать низкие заработки,
не обеспечивающие нормальное существование,
а государство, общество - недополучать
денежные ресурсы в бюджет и социальные
фонды.
Численность экономически
активного населения в феврале 2011г. составила, по итогам обследования
населения по проблемам занятости, 75,2
млн. человек, или 53% от общей численности
населения страны, в их числе 69,5 млн. человек,
или 92,4% экономически активного населения
были заняты в экономике и 5,7 млн. человек
(7,6%) не имели занятия, но активно его искали
(в соответствии с методологией Международной
Организации Труда они классифицируются
как безработные). В государственных учреждениях
службы занятости населения зарегистрировано
в качестве безработных 1,7 млн. человек.
(Приложение 1)
По данным
выборочного обследования населения
по проблемам занятости, проведенного
по состоянию на вторую неделю февраля
2011г., уровень занятости населения
экономической деятельностью (доля занятого
населения в общей численности населения
в возрасте 15-72 лет) составил 62,7%.
1.2 Государственная
политика в сфере занятости
Как социальная проблема,
занятость играет определяющую роль в
формировании и развитии профессиональных
возможностей каждого человека, в становлении
и раскрытии его личности. Труд в процессе
занятости создает основное богатство
общества, обеспечивает его прогрессивное
развитие, вносит вклад в социальный прогресс
мирового сообщества. В противовес занятости
- безработица негативно влияет на жизненный
уровень человека, его семьи; является
дестабилизирующим фактором, ведущим
к застою, деградации отдельных регионов,
социальным потрясениям в обществе.
Именно потому, что безработица является
серьезной социально-политической проблемой,
занятость должна находиться в центре
внимания общества и государства, проводимой
им социально-экономической политики.