Джон Мейнард Кейс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 12:58, курсовая работа

Описание работы

Занятость и безработица является одной из немногих тем, которая касается любого из нас. Через некоторое время вопрос о приеме на работу будет стоять и передо мной, поэтому я решила выбрать темой курсовой работы именно эту.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. Понятия и особенности занятости 6
Глава 2. Безработица как социально-экономическое явление 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 11
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 11

Файлы: 1 файл

курсовая 2.docx

— 61.25 Кб (Скачать файл)

В этом качестве государственная  политика занятости выступает как  совокупность мер, направленных на стимулирование вовлечения и эффективного использования  граждан в сфере труда для  достижения целей личности и общества. Основой для построения и реализации этой политики является концепция занятости  как система взглядов, представлений, раскрывающих характер занятости населения  на определенном этапе социально-экономического развития общества. В России концепция  занятости прорабатывается в  условиях формирования рыночной экономики  с социальной направленностью. Ее основные положения изложены в Законе «О занятости  населения в Российской Федерации». В этом законе, а также Конституции  РФ отражены основные принципы занятости.

Первый принцип отражает исключительное право граждан свободно распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду; принуждение к труду в любой форме не допускается (кроме особых случаев, установленных законодательно). Тем самым, добровольность труда как общечеловеческая ценность закреплена законом. Занятость в отраслях экономики (народного хозяйства) уже не является единственной сферой общественно-полезной деятельности. Сфера труда становится одной из равноправных и равнодоступных сфер деятельности наряду с учебой, ведением домашнего хозяйства, воспитанием детей, общественной, религиозной и иной деятельностью. Незанятость граждан не является основанием для их привлечения к административной ответственности. Человек может свободно выбирать вид деятельности, место и форму приложения своих способностей. Этот принцип предполагает право века работать там и столько, где и сколько это необходимо ему самому. Вне зависимости от пола, возраста, национальности всем доступны постоянная, частичная, временная, эпизодическая занятость, совместительство, гибкие графики организации рабочего времени. Роль общества и государства при реализации человеком этого принципа заключается в создании для всех равных правовых условий занятости.

Второй принцип отражает ответственность государства за создание условий для реализации прав граждан на труд и свободно избранную занятость. Ответственность государства связана с принципом содействия занятости граждан, раскрытием их интересов и способностей при выборе вида общественно-полезной деятельности. Государственное содействие занятости и создание для нее условий состоит в корректировке косвенными мерами (экономическими, законодательными, социальными) экономического поведения граждан, в приобретении или соответствующей квалификации для занятия тем или иным видом деятельности, в подыскании подходящей работы или места учебы. Принцип содействия занятости имеет несколько аспектов - наряду с косвенным регулированием желаемого направления занятости, он заключается также в активном и заинтересованном участии субъектов социально-трудовых отношений (правительства, работодателей, профсоюзов) в выработке направлений развития занятости и ее регулирования. Их тесное взаимодействие в развитии занятости активно влияет на состояние всех ее качественных характеристик - образовательного и профессионально-квалификационного состава занятого населения, его отраслевой и демографической структуры, социально-экономической мобильности и конкурентоспособности.

Третий принцип отражает комплексный подход к решению проблем занятости, он включает координацию усилий органов власти всех уровней, взаимодействие механизмов государственного регулирования и рыночного саморегулирования, использование финансовых возможностей внебюджетных фондов, средств предприятий, общественных объединений и граждан, достижение экономической и социальной эффективности от принимаемых программ содействия занятости населения6.

В условиях рыночной экономики  существует не прямое централизованное управление, а система регулирования  занятости. В этой системе главными регуляторами выступают законы, постановления, нормативно-правовые акты, программы  поощрения и стимулирования занятости, соглашения между субъектами социально-трудовых отношений на национальном, региональном, отраслевом уровне и на уровне предприятий; важная роль отводится инвестиционной, налоговой и финансово-кредитной  политике. Государство в этой системе  выступает координатором, создателем рамочных условий для функционирования названных звеньев (регуляторов) системы.

Государство, осуществляя  политику занятости на федеральном  и региональном уровнях, преследует стратегические и тактические цели.

Стратегические цели политики занятости состоят в  достижении высокого уровня жизни населения, в создании условий для разностороннего  развития человека на основе повышения  эффективности экономики. Тактические  цели направлены на сбалансированность спроса и предложения рабочей  силы на основе спроса и предложения  рабочих мест, на обеспечение полной, продуктивной и эффективной занятости. Рыночный механизм в регулировании  занятости направлен на рост эффективности  производства и, следовательно, на ликвидацию неэффективных рабочих мест, на высвобождение  работников, не отвечающих требованиям  спроса. Федеральный уровень государственной политики занятости включает комплекс активных и пассивных мер по созданию и сохранению рабочих мест, предупреждению массовой безработицы, поддержанию ее на социально-приемлемом уровне («нормальном», «естественном»), подготовке и переподготовке рабочей силы, соответствующей требованиям научно-технического прогресса и рынка труда, разработке и осуществлению крупных программ и проектов, обеспечивающих выход из застоя депрессивных регионов и т.д.

Региональный уровень  государственной политики занятости  преследует те же стратегические и  тактические цели, что и федеральный  уровень, но предполагает более полное использование имеющихся возможностей региона, поиск нетрадиционных путей  решения проблем занятости. Среди них - устранение административных ограничений на перемещение рабочей силы; подготовка и переподготовка рабочей силы с учетом особенностей труда в данном регионе; поддержка (административная, налоговая) деятельности работодателей по созданию ими рабочих мест, в том числе для лиц с ограниченными трудовыми возможностями; расширение диапазона общественных работ для лиц, длительно пребывающих в состоянии безработицы (незанятости); налаживание сотрудничества между администрациями трудоизбыточных и трудонедостаточных регионов по временному использованию рабочей силы на основе контрактов; привлечение иностранного капитала в регионы с повышенным уровнем безработицы, в том числе для развития малого и среднего бизнеса и подготовки для него рабочей силы.

Главным направлением государственной  политики занятости на всех уровнях  управления (регулирования) является создание экономически целесообразных рабочих  мест, которые определяют спрос на труд и обеспечивают его сбалансированность с предложением рабочей силы. Чтобы предложение труда значительно не превышало спрос (как это было в России в 90-х годах ХХ столетия) государство должно проводить целенаправленную предупредительную политику по социальной поддержке отдельных слабо защищенных слоев трудоспособного населения, - которые могли бы уйти с рынка труда, уменьшив нагрузку на имеющиеся вакантные рабочие места и снизив, тем самым, напряженность на текущем рынке труда. Такое регулирование занятости связано с совершенствованием программ помощи женщинам, имеющим детей; молодежи, совмещающей работу с учебой; социального обеспечения пенсионеров, которые из-за низких пенсий вынуждены работать; со стимулированием гибкой занятости.

Важным фактором повышения  уровня занятости общественным трудом является рост эффективности экономики  через усиление трудовой мотивации, через передачу средств производства в частные руки (приватизацию), через  рост заработной платы, через обеспечение  нормальных условий труда и жизни, повышение конкурентоспособности  работников, обеспечение их социальной защиты в случае увольнения, через  обеспечение свободы передвижения (миграции) по территории страны и региону, через создание рынка жилья.

 

Глава 2. Безработица как социально-экономическое  явление

2.1 Понятие, сущность и причины безработицы

Безработица – это  социально-экономическое явление, при  котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в  производстве товаров и услуг. Безработные наряду с занятым населением формируют рабочую силу страны.

 В реальной экономической  жизни безработица выступает  как превышение предложения рабочей  силы над спросом на нее.  На различных этапах развития  человеческого общества эффективность  использования рабочей силы была  различной.

 Первобытному обществу  свойственны были полная занятость  всего трудоспособного населения  общины и одновременно перенаселение  отдельных территорий; отсюда постоянная  борьба племен за территорию. При рабстве имела место полная  занятость всех рабов и относительное  перенаселение свободных граждан,  часть которых становилась колонистами  или воинами, их основным назначением  было пополнение армии рабов.  При феодализме и азиатском  способе производства имело место  абсолютное и относительное аграрное  перенаселение, часть людей была  скрыто излишней, некоторые из  них уходили в отхожие промыслы, другие пополняли армию, назначение  которой было в захватывании  новых земель. В условиях чистого  капитализма на индустриальной  стадии его развития, при господстве  рыночных отношений возникло  новое социально-экономическое явление  – армия безработных.

 Экономическая наука  неоднократно предпринимала попытки  выяснить причины безработицы.  Одну из первых подобных попыток  предпринял французский экономист  Ж. Б. Сэй. Рынок труда он рассматривал как частный случай закона спроса и предложения. Закон рынка труда Ж. Б. Сэя вызвал полемику, которая длится уже полтора века. Идея автоматического равновесия спроса и предложения на рынке труда была подвергнута критике английским экономистом, священником Томасом Мальтусом (1766 – 1834). По его мнению, и капитал и население в течение значительного периода времени могут быть избыточными по отношению к спросу на продукцию. Причиной падения спроса является сокращение личных доходов, а уменьшение этих доходов вызывается демографическими причинами: темпы роста народонаселения превышают темпы роста производства. Следовательно, причину безработицы надо искать в чрезмерно быстром росте населения. Современный опыт социального развития показал, что во многих высокоразвитых странах имеет место предельно низкая рождаемость и даже абсолютное сокращение населения, однако безработица существует. Значит, причины безработицы - в другом.

 Принципиально иное  объяснение причин безработицы  дал К. Маркс. По его мнению, причиной безработицы является  не рост заработной платы, не  быстрые темпы роста народонаселения,  а накопление капитала в условиях  роста технического строения  промышленного производства. Переменный  капитал, авансируемый на покупку  рабочей силы, растет более медленными  темпами по сравнению с постоянным  капиталом, авансируемым на покупку  средств производства. Другой причиной является банкротство предприятий в условиях рынка. Факторами, усиливающими безработицу, являются кризисы и спады, миграция сельского населения в город. Выведение безработицы из циклического развития экономики стало после Маркса устойчивой традицией в экономической теории. Если экономика развивается циклически, когда подъемы и спады сменяют друг друга, следствием этого становится высвобождение рабочей силы и свертывание производства, увеличение армии безработных.

Заслуга Кейнса в разработке теории безработицы в том, что он представил логическую модель механизма, раскручивающего экономическую нестабильность и ее интегральную составляющую - безработицу. Кейнс заметил, что по мере роста национального хозяйства в развитом рыночном хозяйстве у большинства населения не весь доход потребляется, определенная его часть превращается в сбережения. Чтобы они превратились в инвестиции необходимо иметь определенный уровень так называемого эффективного спроса, потребительского и инвестиционного. Падение потребительского спроса гасит интерес вкладывать капитал, и, как следствие, падает спрос на инвестиции. При падении стимулов к инвестированию производство не растет и даже может свертываться, что приводит к безработице.

 Интересна трактовка  безработицы видного английского  экономиста А. Пигу, который в своей известной книге “Теория безработицы” (1923 г.) обосновал тезис о том, что на рынке труда действует несовершенная конкуренция. Она ведет к завышению цены труда. Поэтому многие экономисты указывали, что предпринимателю выгоднее заплатить высокую заработную плату квалифицированному специалисту, способному увеличить стоимость выпуска продукции. За счет высокопроизводительного труда предприниматель имеет возможность сократить рабочий персонал (действует принцип: лучше взять одного на работу и хорошо ему заплатить, чем держать 5-6 человек с меньшей зарплатой). В своей книге Пигу детально и всесторонне обосновывал мнение, что всеобщее сокращение денежной заработной платы способно стимулировать занятость. Но все же эта теория не может дать полного объяснения источников безработицы. Да и статистика не подтверждает положение о том, что армия безработных всегда пополняется за счет работников со сравнительно низким уровнем заработной платы.

Принципиально новые  подходы к данной проблеме были представлены в знаменитой работе английского  экономиста Олбани Филлипса (1914 – 1975), которая вышла в 1958 г. Обобщив статистические данные по Великобритании за 1861 – 1957 гг., автор построил кривую, характеризующую взаимосвязь между среднегодовым ростом заработной платы и безработицей. Эта взаимосвязь оказалась обратной: если заработки росли быстро, безработица была небольшой, и наоборот. Сам О. Филлипс крайне осторожно подошел к интерпретации выведенной им зависимости, указывая, что для окончательных выводов необходимо более детальное исследование взаимосвязи между безработицей и ставками заработной платы. Однако последователи Дж. М. Кейнса стали увязывать кривую О. Филлипса с ростом цен, а, следовательно, с инфляцией. На оси ординат стали откладывать уже не прирост номинальной заработной платы, а прирост цен, уровень инфляции, полагая, что рост зарплаты автоматически ведет к повышению цен, к инфляции. Теперь для увеличения занятости стали рекомендовать увеличение инфляции в пределах управляемости.

 Новую интерпретацию  ситуации на рынке труда дали  монетаристы, которые разработали теорию сдвигов кривой Филлипса, или акселерационную модель. Согласно концепции монетаристов, классическая кривая Филлипса верна лишь для коротких периодов времени и в том диапазоне, когда рост заработной платы соответствует реальному увеличению потребления благ, реальному повышению производительности труда. Расширить занятость на это короткое время можно только ценой ускорения (акселерации) инфляции. Отсюда и модель названа акселерационной. Если сокращение безработицы будет продолжаться, рост цен ускорится, кривая Филлипса сместиться и т. д.

Информация о работе Джон Мейнард Кейс