Естественные монополии и их место в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования заключается в том, что от действия естественных монополий напрямую зависит благосостояние и жизнь общества. Особенно можно выделить Российскую Федерацию, где законодательная база далеко не идеальна и достаточно нестабильное социально-экономическое положение. Для обеспечения высокого уровня жизни и построения стабильной экономики в государстве, нужно особенно учитывать фактор естественных монополий. Следовательно, необходимо правильно регулировать действия этих экономических субъектов.
Предметом исследования является отрасль естественных монополий и их роль в экономике России.
Объектом исследования является естественная монополия в частности на примере ОАО "Газпром".

Содержание работы

Введение 3-5
Теоретические аспекты естественных монополий 6
. Сущность естественных монополий 6-9
. Реформирование естественных монополий в России 10-13
. Государственное регулирование естественных монополий 13-15
Место естественной монополии в экономики России
2.1. Газпром как естественная монополия
2.2. Влияние Газпрома на развитие экономики России
2.3. Будущее естественных монополий
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая по макро.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

С необходимостью реформирования основных субъектов  естественных монополий – Газпрома, РАО «ЕЭС», Министерства путей сообщения  – согласны все. Эти гигантские организации, контролирующие значительную часть природного и экономического потенциала страны и огромные активы, унаследованные ими с советского периода, отличаются крайне малой прозрачностью, низкой эффективностью и высокими ценами на производимые ими продукты и услуги.[4 стр. 223]

Финансы этих гигантских компаний (на самом деле это своего рода гиперкомпании-холдинги, в принципе неспособные реально контролировать хозяйственную деятельность своих  низовых подразделений и дочерних структур) остаются крайне непрозрачными не только для внешних наблюдателей, но и для совладельцев-акционеров. Это касается как издержек, так и финансовых потоков, анализ которых затруднен сложной и во многом запутанной системой внутреннего учета, перекрестным субсидированием, большим количеством дочерних и аффилиированных структур, непрофильных активов и т.д. Многое остается неясным и в части мотивов принимаемых инвестиционных решений. Например, при огромных трудностях в привлечении инвестиционных ресурсов в электроэнергетику в рамках РАО «ЕЭС» миллиарды рублей закачиваются в проекты, сроки окупаемости которых уходят за пределы 2030 г.[14 стр. 176]

В то же самое  время мы наблюдаем постоянное давление со стороны этих монополий, направленное на регулярное и значительное повышение  цен и тарифов на их продукцию. Это вызывает ползучий, а в отдельные периоды – и скачкообразный рост агрегатных ценовых индексов, причем в последние годы вклад этого фактора в общую инфляцию не уступает по значимости факторам монетарного характера. [16 стр. 223]

Учитывая, что естественные монополии с их инвестиционными программами так или иначе контролируют финансовые потоки, сопоставимые с достаточно крупными статьями федерального бюджета, вопрос о законности и эффективности использования этих средств имеет далеко не второстепенное значение для экономической политики государства и для экономики в целом.[9 стр. 371]

Основное направление  реформирования этих суперкомпаний-монополий  в принципе определено – это вычленение из их состава той части, которая, собственно, и заключает в себе элемент естественной монополии (это, главным образом, транспортные артерии), и создание конкурентной среды во всех остальных областях, которые сейчас объединены одной организационной крышей с собственно монопольной сферой.[19 стр. 15]

Однако несмотря на кажущуюся очевидной всем необходимость радикальных мер в этой области, реформы застопорились на стадии обсуждения, и в течение ближайших года-полутора реальных изменений (по крайней мере, в лучшую сторону) ожидать мы не можем. Кроме того, вызывает большую тревогу тот факт, что, несмотря на многолетнее обсуждение планов реформирования естественных монополий, их содержание по-прежнему остается неясным в силу туманности формулировок по многим ключевым вопросам, формулировок, оставляющих нынешнему руководству этих компаний неоправданно большую свободу решений и действий.[15 стр. 386]

Почему это происходит? Во-первых, в силу какой-то совершенно абсурдной логики разработку проектов преобразований естественных монополий  фактически поручили руководству самих этих монополий. Реформу газового хозяйства, то есть самого себя, разрабатывает «Газпром», железных дорог – Министерство путей сообщения, электроэнергетики – руководство РАО «ЕЭС». Дело даже не в личностях – есть объективный конфликт интересов, который недопустим на государственной службе. Если правила и условия реорганизации государственной компании, распродажи ее активов и т.п. устанавливают ее наемные управляющие, даже при самом жестком контроле со стороны правительства государственные интересы окажутся в числе наименее учитываемых при определении этих условий, а при отсутствии такого контроля наносимый ущерб может принять колоссальные размеры.[20 стр.159]

Во-вторых, позиция самой  государственной власти, которая  и должна проводить соответствующие  преобразования, что называется, неоднозначна. В долгосрочном плане она, конечно, заинтересована в повышении эффективности и отдачи от соответствующих сфер, но в краткосрочном плане всегда есть неотложные нужды, удовлетворение которых легко можно профинансировать из непрозрачных бюджетов этих монополий.

Наконец, в-третьих, есть, конечно, и объективные препятствия. Как  и в случае с административной реформой и реформой ЖКХ, о которых  ниже, прежде чем получить отдачу от этой реформы, в нее надо вложить  немало ресурсов и пойти при этом на крупные политические риски. Тем более что в случае с естественными монополиями социальные издержки даже удачно проведенной реформы могут быть очень велики, а о социальной цене неудачи страшно даже подумать.[ 24 стр. 58]

1.3 Государственное регулирование естественных монополий

1. Для регулирования  и контроля деятельности субъектов  естественных монополий образуются  федеральные органы исполнительной  власти по регулированию естественных  монополий порядке, установленном  для федеральных органов исполнительной власти.[28 стр.186]

2. Органы регулирования  естественных монополий для осуществления  своих полномочий вправе создавать  свои территориальные органы  и наделять их полномочиями  в пределах своей компетенции.

3. Органы исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации в области государственного  регулирования тарифов осуществляют  государственное регулирование  в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации. [1]

Органами регулирования  естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:

1) ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения цен или их предельного уровня;

2)  определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей. [12 стр. 176]

Назначение  государственно-правового регулирования - соблюсти, а при необходимости  уравновесить баланс интересов субъектов  естественных монополий и потребителей. Высокая экономическая эффективность естественных монополий делает недопустимым их дробление, но с другой стороны их бесконтрольная деятельность способна принести значительный вред, поэтому государство не может воздерживаться от регулирования естественных монополий.[21 стр.14] Суть любого регулирования состоит в упорядочении деятельности участников социального общения, прежде всего в установлении для них определенных правил поведения, в данном случае - в рыночных отношениях.[26 стр.8]

Регулирование является основной формой воздействия государства на естественные монополии, и его специфика проявляется в его методах, которыми Федеральные антимонопольные органы не наделены. Специально образованные федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий по своим структуре и функциям, а также полномочиям и порядку их осуществления они имеют много сходного с федеральными антимонопольными органами. Они устанавливают цены на продукцию монополии и определяют состав потребителей продукции, которым монополия обязана поставлять свою продукцию. Во всех сферах деятельности естественных монополий образуются органы регулирования естественных монополий. Один федеральный орган исполнительной власти может регулировать сразу несколько сфер деятельности естественных монополий и совсем необязательно в каждой сфере иметь отдельный орган. Для осуществления своих полномочий они вправе создавать свои территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции. Территориальные органы создаются с разрешения Правительства РФ и образуют вместе с соответствующим федеральным органом единую систему регулирования в соответствующей сфере естественной монополии.[28 стр. 186]

Функции органов  регулирования:

  1. они формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование;
  2. определяют методы регулирования (в соответствии с Федеральным законом), применительно к конкретному субъекту естественной монополии;
  3. контролируют в пределах своей компетенции соблюдение требований Федерального закона, и вносят в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательства по естественным монополиям.[1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Место естественной монополии в экономики России

2.1 Газпром как естественная монополия

Естественная монополия  представляет собой крупную корпорацию, которая занимает ведущее положение в определённой сфере национального хозяйства. [6 стр. 173]

К основным признакам  естественных монополий относятся:

-резко выраженная  экономия на масштабах производства  и сбыта в длительном периоде:  снижение затрат на производство  и сбыт с увеличением объема  производства, а также экономия  от разнообразия или экономия от охвата производства;

-свойство субаддитивности  издержек. Функция издержек обладает  свойствами естественной монополии,  если фирма с этой функцией  имеет более низкие издержки, чем, если бы общий выпуск  был распределен между двумя  или более фирмами (это и именуют субаддитивностью издержек);

-экономическая эффективность  естественной монополии. При этом  под эффективностью структуры  рынка понимается эффективное  число фирм на рынке (в случае  монополии оно равно единице); [ 10 стр.284]

-высокие барьеры входа на рынок. Постоянные издержки столь высоки, что создание подобной параллельной системы вряд ли окупится;

-низкая эластичность  спроса. Спрос на продукцию или  услуги, производимые субъектами  естественной монополии, в меньшей  степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды продукции, поскольку продукция, производимая субъектами естественных монополий, не может быть заменена в потреблении другими товарами;

-сетевой характер  организации рынка. Наличие целостной  системы протяженных в пространстве сетей, в том числе организованной сети, требует диспетчирования из единого центра в реальном масштабе времени. [13 стр. 387]

РАО «Газпром» создано  в феврале 1993 г. Путем преобразования Государственного газового концерна, в 1999 г. Оно преобразовалось в ОАО «Газпром» в соответствии с требованиями законодательства об акционерных обществах. На его долю приходится около 25% всех поступлений в федеральный бюджет.

«Газпром» - крупнейший кредитор российской экономики. Согласно отчетности «Газпрома», его ежемесячная валютная выручка составляет 600 млн. долл., 800 млн. руб. получает с внутренних потребителей «Межрегионгаз». ОАО «Газпром» принадлежит около 30% европейского газового рынка (21% поставок в Западную и 56% в Восточную Европу). За рубежом он располагает огромными активами, в основном в виде долей в компаниях, владеющих газотранспортными и газораспределительными системами. «Газпром» включает 8 газодобывающих объединений и 13 региональных газотранспортных предприятий, а также внешнеэкономическое предприятие «Газэкспорт»; они осуществляют около 95% добычи и 100% транспортировки газа.[30]

Среди факторов, определяющих устойчивость позиций «Газпрома» на мировом рынке, - уникальность ресурсной  базы и наличие развитой системы  газопроводов. В создании единой системы газоснабжения Россия определила страны западной Европы, где подобная система только начинает формироваться. Так, в Германии «Газпром» имеет мощную систему газопроводов, позволяющую выйти непосредственно на потребителя и тем самым существенно повысить выручку от реализации газа. «Газпром» создал ряд альянсов с крупнейшими западными корпорациями, позволивших объединить технологически, финансовый и научно – технический потенциал компаний. Так, объединение с группой «Wintershal» (дочерним предприятии концерна «BASF») дает «Газпрому» возможность контролировать до 10% рынка Германии с перспективой увеличения этой доли.[29 стр.127]

Экономические и финансовые успехи «Газпрома» во многом объясняются, во-первых, началом реформирования газовой отрасли в 1989 г., что дало концерну два дополнительных года для адаптации к новым условиям хозяйствования. Во-вторых, к началу реформ «Газпром» располагал опытом работы на внешних рынках. Ему удалось успешно реализовать свою, «газпромовскую» модель экономических реформ. Как крупные, так и менее значимые предприятия, входящие в систему «Газпрома», фактически остаются его производственными подразделениями. Будучи юридическими лицами, они не являются собственниками ни своих активов, включая права на недропользование, ни своих доходов. Их уставной статус – «предприятие ОАО». С правой точки зрения – это унитарные предприятия, учрежденные ОАО и основанные на праве оперативного управления.[25 стр.26]

Жесткая вертикальная организационная  структура «Газпрома» позволяет  ему разрабатывать и реализовывать перспективную программу развития. Наряду с активной внешней экспансией она предусматривает крупные инвестиции в отечественную обрабатывающую промышленность, по некоторым оценкам, составляющие сотни миллионов долларов. Стратегия конкуренций на внешних рынках требует независимости от поставок оборудования по импорту.[23 стр. 66]

Избранная «Газпромом»  модель развития определяет характер и направления взаимодействия корпорации с государством. Лишь в качестве крупной компании – естественной монополии – «Газпром» способен в обозримом будущем стать мощным «локомотивом» экономики России.

       Нецелесообразность реструктуризации «Газпрома», в частности, выделения из его состава «Газэкспорта», подтверждается отечественным опытом. Так, в советский период, когда производство, транспортировка и экспортные операции были организационно разделены, Советский Союз выступал «поставщиком до границы». Как только «Газпром» стал вертикально интегрированной структурой, его позиции в борьбе с зарубежными конкурентами резко укрепились.[22стр. 57]

Информация о работе Естественные монополии и их место в экономике России