Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 15:06, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является исследование способов регулирования естественных монополий и анализ сложившейся ситуации в России.
Задачи:
дать определение понятия естественная монополия;
структурировать возможные способы регулирования естественных монополий;
определить влияние естественных монополий на экономику Российской Федерации;
рассмотреть способы регулирования естественных монополий в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ 3
Теоретические аспекты 5
Понятие и определение естественной монополии 5
Преимущества и недостатки монополий 7
Способы регулирования естественных монополий 8
Естественные монополии в России 16
Влияние естественных монополий на ценообразование и производство в стране 16
Особенности естественных монополий России 19
Антимонопольное регулирование в РФ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
Список использованных источников 28
ОАО «РЖД» - одна из крупнейших железнодорожных компаний, рожденная из Министерства путей сообщения (МПС).
20 января 1992 было образовано МПС Российской Федерации.
ОАО "Российские железные дороги" было создано 1 октября 2003г. в рамках масштабной реформы железнодорожного транспорта Российской Федерации. Функционально заменив Министерство путей сообщения (МПС), РЖД получило 987 предприятий (95% по стоимости активов ведомства) из 2046, составлявших систему МПС.
Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" [7] МПС России упразднено. Функции упраздненного министерства - федерального органа исполнительной власти переданы: Министерству транспорта Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере транспорта и Федеральному агентству железнодорожного транспорта.
Виды деятельности: грузовые перевозки, пассажирские перевозки в дальнем сообщении, пассажирские перевозки в пригородном сообщении, предоставление услуг инфраструктуры, предоставление услуг локомотивной тяги, ремонт подвижного состава, строительство объектов инфраструктуры, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, содержание социальной сферы [17]. Видно, что ситуация очень похожа на предыдущий пример. Такие виды деятельности как: строительство объектов инфраструктуры, содержание социальной сферы, ремонт подвижного состава нельзя отнести к перечню естественно-монопольных сфер экономики России.
Антимонопольное законодательство – законодательство, направленное против накопления фирмами, опасной для общества монопольной власти. Антимонопольное законодательство может пониматься в двух смыслах. В первом случае, законодательство, направленное против всех форм накопления монопольной власти (в том числе и мелкими фирмами), любых форм монопольного поведения. А в другом смысле антимонопольное законодательство направлено против чистых монополий и крупных олигополий, обладающих избыточной монопольной властью, а также на предотвращение «нечестных» действий, нарушающих общепринятые нормы делового общения.
Задачами государства в рамках антимонопольного регулирования являются введение конкуренции в цивилизованные рамки, пресечение проявления монополизма, исключение недобросовестных (незаконных) методов конкурентной борьбы, определение сфер рынка, в которых необходимо государственное антимонопольное регулирование. Если же государство, функционирующее в рыночной экономической системе, не уделяет должного внимания проблеме рынка монополий, в том числе естественных, то рано или поздно это приведет к хаосу в экономике и как следствие коллапсу всей экономической системы страны.
Так в результате задержки принятия закона, регулирующего деятельность естественных монополий России, в 1994-1995 годах цены российских предприятий, действующих в отраслях естественных монополий, росли более быстрыми темпами, чем в других отраслях экономики. Нерегулируемая сложившаяся на рынке асимметрия цен, непредсказуемость поведения и действий субъектов естественных монополий стали угрозой экономике страны. И в 1995 году был принят, долго разрабатывавшийся (3 года) Федеральный закон «О естественных монополиях» № 147-ФЗ от 17 августа 1995 года.
Закон содержит ряд норм, определяющих основные направления регулирования естественных монополий, в том числе устанавливает понятия «естественная монополия», «субъект естественной монополии», «сферы деятельности», на которые распространяется закон, методы регулирования естественных монополий, а также методы управления их деятельностью.
Кроме того, в четвертой статье закона прописан перечень естественно-монопольных сфер экономики России, который после неоднократных изменений выглядит следующим образом:
В настоящее время в России полномочия государства в отношении регулирования деятельности естественных монополий распределены между двумя федеральными органами исполнительной власти - Федеральной антимонопольной службой (ФАС) и Федеральной службой по тарифам (ФСТ).
При этом в шестой статье Закона «О естественных монополиях» предусмотрено три метода регулирования:
Исходя из общих условий построения нормы закона, можно сделать вывод, что, во-первых, Закон «О естественных монополиях» не предусматривает применение иных методов регулирования, кроме перечисленных, и, во-вторых, даже эти методы не являются обязательными к применению и могут использоваться по усмотрению соответствующих органов регулирования.
Как следует из названия ФСТ России и Положения о ней, этот орган наделен полномочиями по применению к субъектам естественных монополий только одного из трех методов регулирования - ценового. В свою очередь, ФАС России наделена полномочиями по использованию второго и третьего метода антимонопольного регулирования.
Антитрестовские законы США оказали большое влияние на развитие антимонопольного законодательства других стран, в том числе и современной России. Но в отличие от американских законов, юридические механизмы российского законодательства имеют некоторые недоработки, это можно объяснить и тем, что правовое регулирование процессов конкуренции - новое явление для нашей страны. В современной России первый антитрестовский закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" был принят в 1991году. Тогда как в США юридические акты, регулирующие деятельность монополий имеют уже более чем столетнюю историю. Если будет доказано, что в результате объединения двух фирм в отрасли сложилась монополия, объединение будет запрещено. В случае, когда установлен факт искусственного снижения выпуска продукции с целью повышения цен, фирма подвергается огромному штрафу, а ее руководство рискует угодить в тюрьму. Крупный производитель, захвативший значительную часть рынка своего продукта, может быть принудительно разделен на несколько независимых друг от друга компаний.
На западе есть министерства, которые отвечают за состояние дел в какой-то области, параллельно существуют относительно независимые от правительства, назначаемые законодателем агентства, которые вводят правила, по которым действуют предприятия, фирмы в той или иной сфере. Существуют жесткие процедуры, которым надо следовать, чтобы ввести новые регуляции, привлекаются и представители общественности, и заинтересованные лица, устраивают "тройные слушания".
У нас же антимонопольное ведомство перестало быть министерством, а стало службой, хотя по большому счету, не важно, как оно называется. Важно, что оно делает и кому подчиняется. А оно по-прежнему подчиняется правительству и входит в состав правительства. То есть, оно не является независимым от правительства органом [11].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса в силу технологических особенностей эффективнее в отсутствие конкуренции, а товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Регулирование естественных монополий можно разбить на три группы:
Значение деятельности естественных монополий обусловлено их ключевым местом в экономике страны. Их эффективное функционирование является необходимым условием функционирования экономики в целом, оптимальной структуры издержек в смежных отраслях и в итоге - благосостояние потребителей конечной продукции. Продукция естественных монополий не только удовлетворяет важнейшие потребности населения, но и является незаменимой для других отраслей экономики. А тарифы естественных монополий влияют не только на индекс потребительских цен, но и на промышленность.
В шестой статье Закона «О естественных монополиях» № 147-ФЗ Российской Федерации предусмотрено три метода регулирования:
При этом контроль за действиями естественных монополий осуществляют два регулирующих органа ФАС России и ФСТ России.
Тема настоящей курсовой работы вызывает много вопросов и противоречий даже в научных исследованиях. Нет однозначного мнения о том, являются ли существующие естественные монополии естественными. Спорным остается вопрос и о том, какой способ регулирования является наиболее результативным и простым. Вследствие огромных масштабов, требуется подробно исследовать каждую ситуацию, связанную с деятельностью естественных монополий, в противном случае последствия могут быть непредсказуемыми.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Книги, учебные пособия, сборники
Статьи в периодической печати
Интернет-ресурсы
Информация о работе Естественные монополии и их регулирование