Естественные монополии и их регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 15:06, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является исследование способов регулирования естественных монополий и анализ сложившейся ситуации в России.
Задачи:
дать определение понятия естественная монополия;
структурировать возможные способы регулирования естественных монополий;
определить влияние естественных монополий на экономику Российской Федерации;
рассмотреть способы регулирования естественных монополий в Российской Федерации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Теоретические аспекты 5
Понятие и определение естественной монополии 5
Преимущества и недостатки монополий 7
Способы регулирования естественных монополий 8
Естественные монополии в России 16
Влияние естественных монополий на ценообразование и производство в стране 16
Особенности естественных монополий России 19
Антимонопольное регулирование в РФ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
Список использованных источников 28

Файлы: 1 файл

Естественные монополии и их регулирование.doc

— 348.00 Кб (Скачать файл)

ОАО «РЖД» - одна из крупнейших железнодорожных компаний, рожденная  из Министерства путей сообщения (МПС).

20 января 1992 было образовано МПС Российской Федерации.

ОАО "Российские железные дороги" было создано 1 октября 2003г. в рамках масштабной реформы железнодорожного транспорта Российской Федерации. Функционально заменив Министерство путей сообщения (МПС), РЖД получило 987 предприятий (95% по стоимости активов ведомства) из 2046, составлявших систему МПС.

Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" [7] МПС России упразднено. Функции упраздненного министерства - федерального органа исполнительной власти переданы: Министерству транспорта Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере транспорта и Федеральному агентству железнодорожного транспорта.

Виды деятельности: грузовые перевозки, пассажирские перевозки в дальнем сообщении, пассажирские перевозки в пригородном сообщении, предоставление услуг инфраструктуры, предоставление услуг локомотивной тяги, ремонт подвижного состава, строительство объектов инфраструктуры, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, содержание социальной сферы [17]. Видно, что ситуация очень похожа на предыдущий пример. Такие виды деятельности как: строительство объектов инфраструктуры, содержание социальной сферы, ремонт подвижного состава нельзя отнести к перечню естественно-монопольных сфер экономики России.

 

    1. Антимонопольное регулирование в РФ

Антимонопольное законодательство – законодательство, направленное против накопления фирмами, опасной для общества монопольной власти. Антимонопольное законодательство может пониматься в двух смыслах. В первом случае, законодательство, направленное против всех форм накопления монопольной власти (в том числе и мелкими фирмами), любых форм монопольного поведения. А в другом смысле антимонопольное законодательство направлено против чистых монополий и крупных олигополий, обладающих избыточной монопольной властью, а также на предотвращение «нечестных» действий, нарушающих общепринятые нормы делового общения. 

Задачами государства в рамках антимонопольного регулирования являются введение конкуренции в цивилизованные рамки, пресечение проявления монополизма, исключение недобросовестных (незаконных) методов конкурентной борьбы, определение сфер рынка, в которых необходимо государственное антимонопольное регулирование. Если же государство, функционирующее в рыночной экономической системе, не уделяет должного внимания проблеме рынка монополий, в том числе естественных, то рано или поздно это приведет к хаосу в экономике и как следствие коллапсу всей экономической системы страны.

Так в результате задержки принятия закона, регулирующего  деятельность естественных монополий  России, в 1994-1995 годах цены российских предприятий, действующих в отраслях естественных монополий, росли более быстрыми темпами, чем в других отраслях экономики. Нерегулируемая сложившаяся на рынке асимметрия цен, непредсказуемость поведения и действий субъектов естественных монополий стали угрозой экономике страны. И в 1995 году был принят, долго разрабатывавшийся (3 года) Федеральный закон «О естественных монополиях» № 147-ФЗ от 17 августа 1995 года.

Закон содержит ряд норм, определяющих основные направления  регулирования естественных монополий, в том числе устанавливает понятия «естественная монополия», «субъект естественной монополии», «сферы деятельности», на которые распространяется закон, методы регулирования естественных монополий, а также методы управления их деятельностью.

Кроме того, в  четвертой статье закона прописан перечень естественно-монопольных сфер экономики России, который после неоднократных изменений выглядит следующим образом:

  1. транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
  2. транспортировка газа по трубопроводам;
  3. железнодорожные перевозки;
  4. услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
  5. услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
  6. услуги по передаче электрической энергии;
  7. услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
  8. услуги по передаче тепловой энергии;
  9. услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

В настоящее  время в России полномочия государства в отношении регулирования деятельности естественных монополий распределены между двумя федеральными органами исполнительной власти - Федеральной антимонопольной службой (ФАС) и Федеральной службой по тарифам (ФСТ).

При этом в шестой статье Закона «О естественных монополиях»  предусмотрено три метода регулирования:

  1. Ценовое регулирование;
  2. Определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию;
  3. Установление минимального уровня обеспечения потребителей в случае невозможности удовлетворения их потребностей в полном объеме.

Исходя из общих  условий построения нормы закона, можно сделать вывод, что, во-первых, Закон «О естественных монополиях» не предусматривает применение иных методов регулирования, кроме перечисленных, и, во-вторых, даже эти методы не являются обязательными к применению и могут использоваться по усмотрению соответствующих органов регулирования.

Как следует  из названия ФСТ России и Положения  о ней, этот орган наделен полномочиями по применению к субъектам естественных монополий только одного из трех методов  регулирования - ценового. В свою очередь, ФАС России наделена полномочиями по использованию второго и третьего метода антимонопольного регулирования.

Антитрестовские законы США оказали большое влияние  на развитие антимонопольного законодательства других стран, в том числе и  современной России. Но в отличие от американских законов, юридические механизмы российского законодательства имеют некоторые недоработки, это можно объяснить и тем, что правовое регулирование процессов конкуренции - новое явление для нашей страны. В современной России первый антитрестовский закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" был принят в 1991году. Тогда как в США юридические акты, регулирующие деятельность монополий имеют уже более чем столетнюю историю. Если будет доказано, что в результате объединения двух фирм в отрасли сложилась монополия, объединение будет запрещено. В случае, когда установлен факт искусственного снижения выпуска продукции с целью повышения цен, фирма подвергается огромному штрафу, а ее руководство рискует угодить в тюрьму. Крупный производитель, захвативший значительную часть рынка своего продукта, может быть принудительно разделен на несколько независимых друг от друга компаний.

На западе есть министерства, которые отвечают за состояние дел  в какой-то области, параллельно  существуют относительно независимые от правительства, назначаемые законодателем агентства, которые вводят правила, по которым действуют предприятия, фирмы в той или иной сфере. Существуют жесткие процедуры, которым надо следовать, чтобы ввести новые регуляции, привлекаются и представители общественности, и заинтересованные лица, устраивают "тройные слушания".

У нас же антимонопольное  ведомство перестало быть министерством, а стало службой, хотя по большому счету, не важно, как оно называется. Важно, что оно делает и кому подчиняется. А оно по-прежнему подчиняется правительству и входит в состав правительства. То есть, оно не является независимым от правительства органом [11].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса в силу технологических особенностей эффективнее в отсутствие конкуренции, а товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Регулирование естественных монополий можно разбить на три  группы:

  1. Прямое установление тарифов на товары и услуги субъектов естественных монополий;
  2. Косвенное регулирование тарифов через установление предельных величин прибыли или доходности;
  3. Использование конкурентных механизмов для передачи прав на производство продукции (оказание услуг) в условиях естественной монополии.

Значение деятельности естественных монополий обусловлено их ключевым местом в экономике страны. Их эффективное функционирование является необходимым условием функционирования экономики в целом, оптимальной структуры издержек в смежных отраслях и в итоге - благосостояние потребителей конечной продукции. Продукция естественных монополий не только удовлетворяет важнейшие потребности населения, но и является незаменимой для других отраслей экономики. А тарифы естественных монополий влияют не только на индекс потребительских цен, но и на промышленность.

В шестой статье Закона «О естественных монополиях» № 147-ФЗ Российской Федерации предусмотрено три метода регулирования:

  1. Ценовое регулирование;
  2. Определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию;
  3. Установление минимального уровня обеспечения потребителей в случае невозможности удовлетворения их потребностей в полном объеме.

При этом контроль за действиями естественных монополий осуществляют два регулирующих органа ФАС России и ФСТ России.

Тема настоящей курсовой работы вызывает много вопросов и противоречий даже в научных исследованиях. Нет однозначного мнения о том, являются ли существующие естественные монополии естественными. Спорным остается вопрос и о том, какой способ регулирования является наиболее результативным и простым. Вследствие огромных масштабов, требуется подробно исследовать каждую ситуацию, связанную с деятельностью естественных монополий, в противном случае последствия могут быть непредсказуемыми.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Книги, учебные  пособия, сборники

  1. Князева И. В. «Антимонопольная политика в России » изд.: Омега-Л Москва, 2006 стр. 445-447
  2. Лопатников Л. И. «Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки» изд., М.: Дело, 2003. - 520 с.
  3. Нуреев Р. М. «Курс микроэкономики» изд.: НОРМА Москва, 2008; стр. 264-266
  4. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. «Современный экономический словарь». 5-е изд., М.: ИНФРА-М,2007

Статьи в  периодической печати

  1. Мартусевич. Р. А., статья «Конкурсы за концессии в отраслях естественных монополий в контексте тарифного регулирования», журнал «Вопросы экономики» 2008 №4, стр. 142-143

Интернет-ресурсы

  1. Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (ред. от 25.12.2008). Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=83139
  2. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти". Режим доступа: http://www.rg.ru/2004/03/11/federel-dok.html
  3. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации: Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2004 год и основные параметр прогноза на 2006 год. Режим доступа: http://www.budgetrf.ru/Publications/2004/Budgeting/Federal/ofd/econ200330800progn/econ200330800progn140.htm
  4. Илларионов А.: Повышать ли тарифы «естественных монополий»? Режим доступа: http://www.bre.ru/risk/10365.html
  5. Саакян Ю.: Государственное регулирование естественных монополий и его границы. Режим доступа: http://www.ipem.ru/index.php/2008-08-13-11-25-22/2008-08-15-13-17-11/499-2008-12-17-07-58-26.html
  6. Тамбовцев В.: Влияние естественных монополий на динамику цен часто преувеличивают. Режим доступа: http://www.kreml.org/interview/63420873
  7. Словарь: «Бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право». Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/dict/accounting
  8. Институт «Экономическая школа»: 50 лекций по микроэкономике. Режим доступа: http://50.economicus.ru/index.php?ch=5&le=48&r=3&z=1
  9. Экспертный институт: Естественные монополии. Источник:  сетевая газета - Газета.Ru. Режим доступа: http://www.gazeta.ru/2002/10/22/estestvennye.shtml
  10. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Госкомстат России). Режим доступа: http://www.gks.ru
  11. Официальный сайт компании ОАО «Газпром». Режим доступа: http://www.gazprom.ru/
  12. Официальный сайт компании ОАО «РЖД». Режим доступа:  http://www.rzd.ru/

Информация о работе Естественные монополии и их регулирование