Естественные монополии и их регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 15:06, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является исследование способов регулирования естественных монополий и анализ сложившейся ситуации в России.
Задачи:
дать определение понятия естественная монополия;
структурировать возможные способы регулирования естественных монополий;
определить влияние естественных монополий на экономику Российской Федерации;
рассмотреть способы регулирования естественных монополий в Российской Федерации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Теоретические аспекты 5
Понятие и определение естественной монополии 5
Преимущества и недостатки монополий 7
Способы регулирования естественных монополий 8
Естественные монополии в России 16
Влияние естественных монополий на ценообразование и производство в стране 16
Особенности естественных монополий России 19
Антимонопольное регулирование в РФ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
Список использованных источников 28

Файлы: 1 файл

Естественные монополии и их регулирование.doc

— 348.00 Кб (Скачать файл)

 

                                                                                               (1)

 

где PX - цена товара X; MCX- предельные затраты на производство X; eX - эластичность спроса на товар X по его цене; λ - константа.

  1. Нелинейное ценообразование

Наиболее простой  случай нелинейного ценообразования - установление двуставочного тарифа. Для того чтобы гарантировать потребление продукции естественной монополии в эффективном объеме, одна часть тарифа фиксируется на уровне предельных затрат, а вторая часть тарифа, призванная покрыть возникающий убыток, может быть определена делением величины убытка на общее число потребителей: MC + L/N.

Приведенная формула  представляет пример недискриминационного двуставочного тарифа. Однако с точки  зрения достижения максимально возможной  эффективности такая структура  тарифа имеет недостатки. Спрос потребителей может существенно различаться, и введение единой фиксированной платы за доступ к услуге может привести к тому, что для ряда потребителей она окажется выше получаемого ими излишка, и они вынуждены будут вообще отказаться от пользования данной услугой. Если же часть потребителей, готовых платить цену, равную предельным затратам, уйдет с рынка, эффективность снизится. Выход состоит во взимании разной фиксированной платы с разных потребителей в зависимости от их готовности и способности платить.

Приведем пример с введением двуставочного тарифа на услуги телефонной связи. Эффективность будет максимальной, если одна часть тарифа будет равна предельным затратам на предоставление 1 минуты (часа) телефонной связи, а вторая часть, покрывающая постоянные затраты телефонной компании, будет фиксированной для разных групп потребителей (для пенсионеров, например, она будет ниже, чем для остальных категорий пользователей; для индивидуальных абонентов ниже, чем для организаций). При этом, конечно же, должно быть исключено перекрестное субсидирование, не связанное с различиями между абонентами по их способности платить.

Перейдем  к рассмотрению косвенного регулирования  цен.

  1. Регулирование нормы доходности

Во многих странах (в частности, в США и Великобритании) распространена процедура косвенного регулирования цен естественных монополий через установление нормы доходности капитала, инвестированного в данное предприятие (rate-based regulation). Исходная предпосылка такова: капитал, инвестированный в фирму - естественную монополию, должен приносить по крайней мере такую же отдачу, как в среднем по экономике. Кроме того, норма доходности должна быть достаточна для привлечения новых инвестиций и развития предприятия. Также она должна соответствовать уровню риска инвестирования средств в компанию. Норма доходности определяется по следующей формуле:

 

                                                                                             (2)

 

где RR – норма доходности; TR – общая выручка; TC – общие затраты; IC – инвестированный капитал.

Регулирование нормы доходности предполагает, что  предприятие увеличит цены, только если возрастут затраты и соответственно потребуется более высокая выручка для получения прежней доходности на капитал. Даже если опустить очевидные трудности, связанные с оценкой величины инвестированного капитала и уровня затрат, регулирование естественных монополистов путем фиксации нормы доходности имеет очевидный недостаток - у компаний отсутствуют стимулы для повышения эффективности своей работы, ведь при увеличении затрат можно просто поднять цену.

  1. Регулирование предела повышения цен

Установление  пределов повышения цен было предложено С. Литтлчайлдом и впервые применено  для контроля цен компании «British Telecom», приватизированной в 1984 году.

Было предложено ограничить повышение тарифов, которые взимались  «British Telecom» на тех сегментах рынка (аренда проводных линий связи и местные телефонные переговоры), где она еще сохраняла существенную монопольную власть после приватизации. Стоимость данного набора услуг должна была ежегодно снижаться в реальном выражении на определенную величину. Иными словами, формула предела относительного повышения цен имела вид

 

ΔP = ΔPR – X ,                                                                                                 (3)

 

где ΔP - предел относительного повышения цен; ΔPR- относительный прирост розничных цен; Х - планируемое органом регулирования относительное снижение уровня цен в реальном выражении.

По мнению авторов этого  подхода к регулированию цен, указанная формула должна была обеспечить защиту потребителей от повышения цен в реальном выражении, стимулировать компанию повышать свою эффективность и снижать издержки. Кроме того, предполагалось, что регулирование цен, согласно этой формуле, значительно упрощается по сравнению с ограничением нормы доходности, поскольку не требует оценки затрат и величины инвестированного капитала. Предел повышения цен не связан с изменениями прибыли регулируемой компании, хотя безусловно подразумевает определение исходной величины прибыли в момент установления первоначальных цен при введении регулирования и при их пересмотре в последующем.

С 1989 г. пределы повышения  цен были введены в США (АТ&Т - в части регулирования тарифов  на междугородную и международную  связь), а затем в Новой Зеландии ("Telecom New Zealand"), Малайзии, Мексике, Перу, Аргентине [13].

Рассмотрим использование  конкурентных механизмов.

В 1968 году, на основе предложенной Э. Чадвиком идеи «конкуренции за рынок», американский экономист Г. Демсец в  статье «Зачем регулировать коммунальные предприятия?» развил теорию торгов за франшизу, то есть за право быть естественным монополистом и предложил эту теорию в качестве решения проблемы регулирования тарифов естественных монополий [5].

Конкуренция за монопольный  рынок организуется в форме конкурса (аукциона). Его победитель приобретает исключительное право производства в масштабах страны или на локальном рынке - возможность осуществлять деятельность на правах аренды или концессии. Более распространена аренда, при которой активы (сеть и т.д.) либо принадлежат государству, либо создаются за его счет, а содержатся и управляются частной компанией. При концессии частная фирма осуществляет инвестиции в развитие и поддержание сети из собственных средств. Контракты заключаются на различные сроки, которые, как правило, тем продолжительнее, чем больше средств компания вкладывает в производство [1].

У этой теории есть и недостатки, на которые указал О. Уильямсон: проблема пересмотра долгосрочных контрактов, которые заведомо не могут предусмотреть всех существенных обстоятельств и проблема «фундаментальной трансформации» (наличие существенных преимуществ у победителей предыдущих торгов перед их конкурентами при проведении последующих торгов).

Поэтому передача производства в концессию или аренду не означает того, что функция государства сводится здесь только к соблюдению противной стороной условий договора. Не обойтись здесь и без определенного вмешательства регулирующего органа в случае непредвиденных или неучтенных в контракте обстоятельств.

 

  1. ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ В РОССИИ
    1. Влияние естественных монополий на ценообразование и производство в стране

Тщательные исследования, связанные с изучением факторов, влияющих на динамику инфляции в России, убедительно свидетельствуют, что вклад естественных монополий в рост инфляции составляет не более 10%. То есть, если у нас инфляция составила 12%, значит 1,2% дали естественные монополии, а остальные 10% роста инфляции - это, так называемая фоновая инфляция, создаваемая действиями родного Центробанка [11].

В то же время, по мнению экспертов Института проблем естественных монополий, рост цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий - один из важнейших факторов инфляции во всех секторах экономики. Общий вклад естественно-монопольного сектора в рост потребительских цен, по их оценкам, составляет одну треть (рис. 3) [8].

 

Рисунок 3 - Вклад тарифов  естественных монополий в ИПЦ

 

Динамика цен (тарифов) естественных монополий является одним из ключевых факторов формирования внутренней экономической конъюнктуры, и обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции на мировых рынках. От нее в существенной степени зависит уровень доходов и накоплений не только в самих субъектах естественных монополий, но и в других отраслях. Вопрос только в том, как же конкретно, тарифы влияют на экономику странных [приложение А].

Из графика: тарифы на продукцию "естественных монополий" и структурные изменения в российской промышленности [9] (рис. 4) видно, что рост цен естественных монополий негативно влияет на перерабатывающие отрасли, тогда как динамика изменения сырьевых отраслей прямо пропорциональна повышению или понижению стоимости продукции естественных монополий.

Высокие тарифы в 1995-1998 годов способствовали более быстрому сокращению производства в перерабатывающих отраслях промышленности (в среднем в год на 4,5%) по сравнению с сырьевыми (на 2,2%). В том числе из-за роста тарифов доля перерабатывающих отраслей во всем промышленном производстве сократилась с 49,1 до 43,1%, а доля сырьевых отраслей соответственно возросла с 50,9 до 56,9%.

Получается, что при  условии монопольно высоких цен  не имеет смысла перерабатывать, а  выгодно просто добывать и продавать  сырье. Отсюда возникает вопрос ни эта  ли одна из причин того, что в нашей стране до сих пор плохо развита перерабатывающая промышленность. За последние 9 лет тарифы естественных монополий выросли в среднем по России в пятнадцать раз.

Рисунок 4 - Тарифы на продукцию "естественных монополий" и структурные изменения в российской промышленности

 

Иногда высказывается  мнение, что повышение тарифов  монополистов способствует энергосбережению, снижению ресурсоемкости ВВП. Фактические  данные этого не подтверждают: цена на электроэнергию и электроемкость ВВП в России в 1992-2001 годах (рис. 5). Наоборот, если какая-либо связь и существует, то, скорее всего, обратная. Причина этого, очевидно, заключается в действующем ныне механизме нерыночного размещения значительной части продукции (услуг) естественных монополий.

 

Рисунок 5 - Цена на электроэнергию и электроемкость ВВП в России в 1992-2001 годах

 

Повышение тарифов естественных монополий не приводит к снижению показателей ресурсоемкости экономики, но способствует ухудшению ее качественных показателей, замедлению темпов экономического роста, деградации структуры производства.

 

    1. Особенности естественных монополий России

В России преобладает  государственная (или смешанная) форма  собственности на естественно монопольные  виды деятельности, сохранение которой  является современной тенденцией по реформированию естественных монополий. Естественные монополии встроены в жесткую вертикально интегрированную структуру рынка, объединяющую в единый цикл производство, передачу, распределение и сбыт продукции (ОАО «РЖД», ОАО «Газпром» и др.). Вертикально интегрированная организация способствует устойчивости развития естественных монополий и учитывает особенности (исторические, регионально-климатические, социально-экономические и правовые) развития национальной экономики.

В силу своего огромного  значения для экономики в целом постоянное внимание привлекают две главные естественные монополии - «Газпром» и ОАО «РЖД». Отмечу, что начиная с 2007, началась реорганизация РАО «ЕЭС России» в несколько компаний, в 2008 году реорганизация завершилась, следовательно теперь, эта организация просто перестала существовать.

На деле «Газпром» и ОАО «РЖД» не вполне естественные монополии, поскольку рождены из советских ведомств и включают множество предприятий, которые могли бы нормально действовать на рынке в конкурентной среде [14].

ОАО «Газпром» - глобальная энергетическая компания, в СССР - Министерство газовой промышленности:

В 1989 году Министерство газовой промышленности СССР преобразовано  в Государственный газовый концерн  «Газпром».

5 ноября 1992года - подписан Указ Президента РФ «О преобразовании ГГК «Газпром» в Российское акционерное общество «Газпром». 17 февраля 1993 года выходит соответствующее Постановление Правительства РФ

В 1998 году состоялось годовое общее Собрание акционеров РАО «Газпром». По итогам голосования в Совет директоров Общества были избраны 11 его членов. Решением собрания акционеров Российское акционерное общество «Газпром» преобразовано в Открытое акционерное общество «Газпром».

Основные направления  деятельности - геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа и других углеводородов, а также производство и сбыт электрической и тепловой энергии. Государство является собственником контрольного пакета акций «Газпрома» - 50,002% [16].

Напомню, что геологоразведка, добыча, хранение, переработка, реализация газа и других углеводородов, производство и быт электрической и тепловой энергии не входит в законно-установленный перечень естественно-монопольных сфер экономики России. По сути дела лишь транспортировка газа по трубопроводам является естественно-монопольной деятельностью «Газпрома».

Информация о работе Естественные монополии и их регулирование