Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 14:32, курсовая работа
Цель работы состоит в изучении состояния и проблем функционирования естественных монополий в России на примере газовой промышленности. В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:
рассмотреть экономическую сущность монополий: виды и особенности;
проанализировать состояние газовой промышленности России в настоящее время и ее место в мире;
рассмотреть проблемы газовой отрасли в современной экономике России
Введение………………………………………………………………………..2
Глава 1. Монополия и ее основные характеристики
Понятие и сущность монополии……………………………...........5
Естественные монополии……………………………………........13
Глава 2. Естественные монополии на примере на примере ОАО «Газпром 2.1 Место России в газовой промышленности мира…………..........18
2.2 Место «Газпрома» в мировой добыче газа………………………22
2.3 Основные проблемы ОАО «Газпром»…………………………...25
Глава 3. Пути решения проблем и перспективы развития газовой промышленности
3.1 Перспективные направления решения проблем добычи газа.....32
3.2 Перспективы дальнейшего развития газовой отрасли………….35
Заключение…………………………………………………………………...40
Список литературы………………………………………………………......42
Российский топливно- 2.1 Место России в газовой промышленности мира Добыча газа
в 2010 году в России относительно аналогичного
показателя 2009 года увеличилась на 11,6%
и достигла 650 млрд. куб. м. Экспорт российского
газа в 2010 году составил около 185 млрд.
куб. м газа и почти 3 млн. т сжиженного
углеводородного газа. Практически достигнут
докризисный уровень добычи. Таблица 1. Первые десять стран мира по достоверным запасам природного газа на 2010 год2
По объему запасов природного газа продолжают лидировать страны бывшего СССР, на них приходилось 56,7, включая РФ – 48,1, далее следовали государства Ближнего и Среднего Востока – 49,5, включая Иран – 23. Таким образом, на указанные два региона по-прежнему приходиться свыше 70% мировых ресурсов газа. Доля стран Северной Америки – около 5%, Западной Европы – 4%. Самые богатые природным газом зарубежные страны – Иран, Саудовская Аравия, США, Алжир, ОАЭ, Нидерланды, Норвегия, Канада. В целом доля промышленно развитых стран с рыночной экономикой в мировых запасах природного газа намного меньше, чем развивающихся. Однако основная часть добычи сосредоточена именно в промышленно развитых странах, а также в странах СНГ, что связано в большой степени с особенностями транспортировки газа. Далее обратимся к таблице 2. Таблица 2.Первые десять стран мира по добыче природного газа на 2010 год3
Мировая добыча природного газа ежегодно растет и с 1995 г. превышает 2,2 трлн. куб. м (или в пересчете 2790 млн. тонн условного топлива). География добычи природного газа существенно отличается от географии добычи нефти. Около 30% природного газа добывается на территории республик СНГ (причем среди них 80% – в России, далеко опережающей все остальные страны мира по этому показателю) и в США (25% мировой добычи). Затем, многократно отставая от первых двух стран, следуют Канада, Нидерланды, Норвегия, Индонезия, Алжир. Эти государства являются также крупнейшими экспортерами природного газа. Основная часть экспортируемого газа идет по газопроводам и транспортируется в сжиженном виде. Протяженность газопроводов быстро растет (900 тыс. км в мире). Крупнейшие межгосударственные газопроводы действуют в Северной Америке (между Канадой и США); в Западной Европе (от крупнейшего голландского месторождения Гронинген через территорию Германии и Швейцарии в Италию; из норвежского сектора Северного моря в Германию, Бельгию и Францию). С 1982 г. действует газопровод из Алжира через Тунис, далее по дну Средиземного моря в Италию и далее в другие страны. США потребность в природном газе удовлетворяют за счет добычи в Техасе, Луизиане, Оклахоме, Нью-Мексико, Вайоминге, а также за счет импорта из Канады. По добычи природного газа (свыше 500 млрд.куб. м) страна уступает лишь России. В Азербайджане разрабатывается Карадагское месторождение природного газа на Апшеронском полуострове. Однако своих запасов газа уже не хватает, поэтому Азербайджан покупает природный газ в Туркменистане, который поступает по газопроводам через территорию России. В Казахстане большие перспективы для дальнейшего развития имеет газовая промышленность в связи с открытием и разработкой крупного Карачаганского газоконденсатного месторождения. Кроме того, используется попутный газ, который получают при добычи нефти. В городе Новый Узень его перерабатывают в сжиженный газ для потребления в юртах на овцеводческих пастбищах. В Узбекистане наиболее развита газовая промышленность. Она удовлетворяет не только нужды хозяйства Узбекистана, но и поставляет природный газ в другие республики СНГ – в Киргизию, Казахстан, Украину, Россию, а также в Закавказье. По размерам добычи газа Республика Узбекистан занимает 3 место после России и Туркменистана. Годовая добыча газа превышает 30 млрд. м3. Газовая промышленность позволила перестроить топливный баланс республики, развивать электроэнергетику и отрасли химической промышленности.44
Рис.1 Запасы перспективных районов газодобычи Газовая промышленность является ведущей отраслью в ТЭКе Туркмении. По запасам и добычи природного газа республика занимает 2 место среди стран СНГ, уступая России. Наиболее крупные газовые месторождения – Шатлыкское и Майское – стали центрами газовой промышленности республики. Годовая добыча превышает 40 млрд. м3, что позволяет экспортировать его в Россию, на Украину и в Закавказье. Практически во все страны Восточной Европы (кроме Албании), а также в ряд стран Западной Европы (в Германию, Австрию, Италию, Францию, Грецию, Финляндию) природный газ поступает из России (по газопроводам), являющейся крупнейшим в мире экспортером этого сырья. Растут межгосударственные морские перевозки сжиженного природного газа (СПГ) с использованием специальных газовозных танкеров. Крупнейшими поставщиками СПГ являются Индонезия, Алжир, Малайзия, Бруней. Около 2/3 всего экспортируемого СПГ ввозится в Японию. 2.2 Место «Газпрома» в мировой добыче газа Открытое акционерное общество «Газпром» — одна из крупнейших мировых энергетических компаний, занимающаяся геологоразведкой и добычей природного газа, газового конденсата, нефти, их транспортировкой, переработкой и реализацией в России и за ее пределами, электроэнергетикой. В 2011 г. Группой «Газпром» добыто 513,2 млрд куб. м природного и попутного газа, что на 0,9% больше, чем в 2010 г. На долю «Газпрома» пришлось более 76% российского объема добычи газа.
Рис.2 Добыча газа Группой «Газпром» В период 2001–2010 гг. «Газпром» ввел в эксплуатацию Заполярное, Вынгаяхинское, Еты-Пуровское, Ен-Яхинское и Южно-Русское месторождения, Таб-Яхинскую Песцовую, Западно-Песцовую площади и второй участок ачимовских залежей Уренгойского месторождения, Анерьяхинскую и Харвутинскую площади Ямбургского месторождения, Ярейскую площадь Ямсовейского месторождения. Суммарная годовая проектная производительность этих объектов превышает 224 млрд куб. м газа. В апреле 2011 г. «Газпром» начал добычу газа и конденсата из валанжинских залежей Заполярного месторождения (проектная мощность — около 15 млрд куб. м газа и 3 млн тонн конденсата в год). Валанжинские залежи углеводородного сырья находятся на глубине 1700–3200 м. В декабре началась добыча на Ныдинском участке Медвежьего месторождения. Также «Газпром» разрабатывает труднодоступные, расположенные на глубине около 4000 метров ачимовские залежи Уренгойского месторождения, что позволяет извлекать здесь дополнительные объемы газа. В 2008 г. совместное предприятие «Газпрома» и немецкой компании Wintershall Holding — ООО «Ачимгаз» начало добычу на первом опытном участке ачимовских залежей. А в 2009 г. «Газпром» приступил к самостоятельной добыче на втором опытном участке (проектная мощность — 3,5 млрд куб м газа в год).
Рис. 3 Место «Газпрома» в мировой добыче газа В марте 2011 г. «Газпром» и Wintershall Holding подписали Меморандум, предусматривающий возможность освоения на паритетных началах двух дополнительных участков ачимовских отложений Уренгойского месторождения — четвертого и пятого. Для повышения эффективности использования имеющейся ресурсной базы компания проводит реконструкцию и техническое перевооружение объектов добычи газа. Инвестиции направляются на реконструкцию технологического оборудования основного производства, систем автоматизации, электро-, тепло-, водоснабжения и очистных сооружений.55 2.3 Основные проблемы ОАО «Газпром» Несмотря на вышеперечисленные показатели по добычи газа в мире, у естественного монополиста не все складывается наилучшим образом. Существует ряд проблем, препятствующих нормальному функционированию, среди них: - сокращение «Газпромом» объемов добычи газа; - повышение себестоимости добычи газа; - нехватка у «Газпрома» финансовых ресурсов; - снижение эффективности деятельности «Газпрома».6 Наличие данных проблем свидетельствует о необходимости разработки предложений по реформированию ОАО «Газпром» и развитию рынка газа в стране. Также требуется изменение подходов к разведке и разработке перспективных месторождений газа с целью обеспечения ресурсной базы.
Рассмотрим вышеперечисленные В ближайшую трехлетку газ будет дорожать по 15 процентов в год. По крайней мере, эта цифра заложена в предложениях минэкономразвития по индексации тарифов естественных монополий, которые на днях озвучило министерство. Судя по звонкам в "Российскую газету", это вызывает у граждан возмущение. Да, действительно, последние годы газ постоянно дорожает, причем значительно выше, чем темпы инфляции. Но если раньше мы это переносили сравнительно легко, поскольку сами цены были заметно ниже, то сейчас индексация становится все более и более чувствительной. Поэтому народ кипятится и готов выражать протест. Мы являемся страной, которая обладает огромными запасами газа, но, тем не менее, должны платить огромные цены за газ, при этом зарплаты рабочих остаются прежними. Какой же выход из этой ситуации: запретить "Газпрому" повышать цены. И пусть он, как государственная монополия, держит их низкими. Соответственно, решится проблема многих других удорожаний. В первую очередь - тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Электроэнергия, как известно, большей частью зависит от тарифов на газ. Если они (тарифы) повышаются на 15 процентов, то электроэнергия вырастет как минимум на 10 процентов. То же самое - с теплом. И так далее. И таким образом происхолит удорожание по всему фронту. Какой же шаг мы должны сделать? Дать возможность газовикам держать как минимум точку безубыточности и постепенно повышать цены. Но при этом должны подниматься зарплаты. Но пока это решение не принято, должен ставиться вопрос о том, чтобы "Газпром" усилил свою работу по снижению издержек, чтобы темпы роста тарифов были уменьшены. Потому что они должны сообразовываться с динамикой зарплат. Стоит еще одна важная проблема. Реального роста добычи природного газа в России в последние годы не наблюдается. Так, по официальным данным «Газпрома», реальный прирост добычи за последние 3 года, с 2004 по 2007, составил всего лишь 2–3 млрд куб. м в год (в 2004 г. было добыто 552 млрд куб. м, в 2006 г. — 556 млрд куб. м). В то время как для покрытия внутренних потребностей и экспортных поставок к 2010 г. к существующему уровню добычи природного газа потребовалось дополнительно добывать 50–60 млрд куб. м газа в год. Однако реальных перспектив существенного увеличения добычи газа в ближайшее время у «Газпрома» нет из-за отсутствия инвестиций. А эту проблему можно связать с тем, что концерн сегодня вкладывает деньги в строительство новых трубопроводов, причем выгоду получают лишь дружественные подрядчики. Иначе невозможно объяснить существование таких проектов, как прокладывание трубы в Китай, без гарантий по ценам и объемам. Похоже, работает принцип: «Главное - построить». По мнению аналитиков, эту монополию необходимо реформировать, разделив ее по видам бизнеса.
Вопрос о реформировании « Концепция реформирования "Газпрома" начала разрабатываться в МЭРТ параллельно с программами реструктуризации железнодорожного хозяйства и электроэнергетики. Неудивительно, что все эти концепции предусматривают реформирование естественных монополий по одному шаблону. Исходной предпосылкой и главным обоснованием необходимости реформы является идея о приближающемся кризисе отрасли, сулящем национальной экономике страшные потрясения. Так, отправным тезисом в концепции реструктуризации электроэнергетики стали заявления реформаторов о том, что начиная с 2003 года Россию ожидает массовый выход из строя генерирующих мощностей ввиду выработки их ресурс. В концепции реформирования "Газпрома" исходным тезисом стало заявление о предстоящем дефиците газа. Ключом к решению проблемы отрасли, по замыслу МЭРТ, должно стать повышение ее инвестиционной привлекательности, для чего необходимо повышение отраслевых тарифов на продукцию естественных монополий до рыночного уровня. А чтобы тарифы не росли до слишком уж заоблачных высот, необходимо запустить естественные ограничители в виде механизмов конкуренции. Для этого существующие большие единые компании необходимо разделить на несколько маленьких, которые будут конкурировать друг с другом. А потребитель, в свою очередь, будет выбирать того поставщика, который предложит ему наиболее привлекательные условия. Та часть монополий, которая по определению не может быть конкурентной, то есть транспортная составляющая, должна быть выделена в отдельную государственную компанию. Вторая концепция реформирования "Газпрома" принадлежит перу Союза независимых производителей газа ("Союзгаз"). Она была представлена летом этого года. Интересы и цели независимых газодобытчиков прозрачны: они стремятся в результате реформы газовой отрасли получить доступ к трубе, чтобы иметь возможность экспортировать свой газ. А что же сам "Газпром"? Он тоже разработал свою концепцию реформирования, значительная часть которой один в один скопирована с концепции МЭРТ (или наоборот). О выделении газотранспортной структуры в отдельную компанию газовый монополист в своей концепции, естественно, не упоминает, но отмечает мимоходом, что "отрасль планировалась, создавалась и функционирует как централизованно управляемая Единая система газоснабжения, охватывающая все звенья технологической цепи от разведки и добычи газа до его поставки в газораспределительные сети". По мнению "Газпрома", в масштабах страны нет никакого экономического смысла выделения трубы ("Трансгаза"), но есть проблема строительства новой. Ведь сейчас монополист в состоянии обеспечить доставку потребителям всего газа, добываемого независимыми производителями. А резонное возражение "независимых", что при более свободном доступе к трубе они могли бы резко увеличить инвестиции, а значит, и добычу, парируется тем, что в этом случае уменьшать добычу придется "Газпрому" - труба-то не резиновая, места всем не хватит. В начале 2003 года свой проект концепции реформы "Газпрома" обнародовал Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). Переход к свободному рынку - главная цель концепции РСПП. Осуществить это предполагается через "эволюционное реформирование рынка газа с помощью механизма двухсекторного рынка с постепенным увеличением нерегулируемого сектора и сокращением регулируемого". Однако, по мнению авторов концепции, "в сложившейся ситуации простое повышение цен либо организация свободного рынка газа будут выгодны прежде всего монополисту, но не решат проблемы отрасли в целом". Поэтому предлагается выделить в составе "Газпрома" дочернюю компанию "Ространсгаз" с передачей ей основных фондов, связанных с транспортировкой и хранением газа, а также функций по диспетчеризации газовых потоков. Проанализировав все четыре варианта реформ, можно сделать три важных вывода. Вывод первый. Каждый из разработчиков преследует свои цели. МЭРТ хочет создать конкурентный рынок, РСПП - соблюсти интересы потребителей газа, не ущемив при этом интересов "Газпрома", "Союзгаз" - обеспечить свободный доступ к газпромовской трубе, "Газпром" - ликвидировать убыточность внутреннего рынка. Все вместе они едины в том, как в общих чертах это следует делать: создать двухсекторный рынок газа и повысить внутрироссийские цены на газ. Вывод второй. Ни радикальная концепция МЭРТ, ни аналогичные предложения "Союзгаза" не разъясняют внятно, почему для достижения всех изложенных целей следует выделять из "Газпрома" магистральные газопроводы в отдельную структуру. Но если не замыкаться на этом спорном и бессмысленном предложении, то реформу газовой отрасли в части создания нерегулируемого сектора газового рынка, изменения тарифов с учетом инвестиционной составляющей, организационного разделения видов деятельности внутри "Газпрома" можно начинать хоть завтра. Вывод третий. Получается, что главное и единственное препятствие на пути газовой реформы - это суперлиберальные убеждения чиновников МЭРТ, которые, кажется, добиваются лишь того, чтобы после них на экономическом ландшафте России не осталось ни одного сколько-нибудь крупного объекта.7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||