Отрицательные
стороны:
- возможность определять уровень продажной цены, создавать искушение переложить издержки в значительной мере на конечного потребителя, который не в состоянии оказывать обратного влияния на производителя,
- возможность блокировать технический прогресс,
- возможность “экономить” за счет снижения качества производимой продукции и предоставляемых услуг,
- возможность принимать форму административного диктата, подменяющего экономический механизм.
Видно, что у
естественной монополии достоинства
становятся недостатками и наоборот.
Эта форма экономической организации
глубоко противоречива. [3, с. 89]
Однако общество
не может жить в условиях такой неопределенности,
зависимости от естественных монополистов.
Рыночная форма экономической организации
не в состоянии преодолеть или даже ослабить
действия негативных факторов естественной
монополии. Рыночный механизм распределения
ресурсов в данном случае не работает.
Если же говорить
о методах регулирования деятельности естественных
монополий, то выделяют такие методы как:
Методы регулирования деятельности субъектов
естественных монополий:
1) ценовое регулирование, осуществляемое
посредством определения (установления)
цен (тарифов) или их предельного уровня.
2) определение потребителей,
подлежащих обязательному обслуживанию,
и (или) установление минимального уровня
их обеспечения в случае невозможности
удовлетворения в полном объеме потребностей
в товаре, производимом (реализуемом) субъектом
естественной монополии, с учетом необходимости
защиты прав и законных интересов граждан,
обеспечения безопасности государства,
охраны природы и культурных ценностей.
Разрешить существующие
противоречия общество может только одним способом
- регулированием естественной монополии,
используя различние методы регулирования.
2 Государственное
регулирование естественных монополий
2.1 Необходимость
государственного регулирования
деятельности естественных монополий
В странах с
развитыми рыночными экономиками
современная концепция регулирования
естественных монополий предполагает,
что применение государственного регулирования
считается оправданным в тех
случаях, когда определенный товар
(услуга) производятся единственным экономическим субъектом
при условии, что конкуренция между аналогичными
предприятиями невозможна по технологическим
и или экономическим причинам, и рост объема
производства единственного субъекта
сопровождается снижением удельных издержек
(экономия на масштабах).
Несмотря на
наличие технической эффективности
концентрации производства в руках
одного предприятия, практика рынка
выявляет немало фактов злоупотребления
монопольным положением в форме
завышения издержек или вздувания
прибыли, что сводит на нет социальный эффект от
экономии на масштабе из-за диктата неоправданно
высоких цен. При этом подобные злоупотребления
зачастую чрезвычайно трудно распознать
извне в силу того, что реальное положение
дел монополиста является, как правило,
тщательно скрываемой информацией.
Ввиду того, что
естественные монополии, как правило,
производят продукцию, необходимую
для нормального функционирования
большинства предприятий и составляющую
значительную часть потребляемых ими
ресурсов, неплатежи за продукцию
естественных монополий выливаются
в кризис неплатежей в масштабах экономики
государства. Распространение неплатежей
- результат ценовой дискриминации естественных
монополий и других экономических структур,
обладающих влиянием на рынке и не стесненных
в своей деятельности регулирующим воздействием
государства.
Необходимость
регулирования цен в естественных
монополиях обусловлена не только отрицательными
последствиями монопольного поведения.
Существует и обратная сторона медали:
разумная дифференциация цен на продукцию естественных монополий
может служить мощным инструментом экономической
политики государства, позволяющим регулировать
хозяйственную активность различных отраслей
и сглаживать ее сезонные колебания. Иными
словами, механизм воздействия на экономику
через систему регулируемых цен является
эффективным дополнением к фискальной
макроэкономической политике.
Задачи государственного
регулирования цен в естественных
монополиях можно свести к следующим:
- обеспечение баланса интересов потребителей (доступные цены) и регулируемых предприятий (финансовые результаты, привлекательные для кредиторов и инвесторов);
- определение структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей;
- стимулирования предприятий отраслей естественных монополий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций и т.д.;
- использование возможностей ценовых механизмов регулирования при проведении стабилизирующей макроэкономической политики;
- управление развитием экономики в регионах. [10, с. 232]
Прежде чем
говорить о развитии механизмов государственного
регулирования, необходимо отметить, что
только часть видов хозяйственной
деятельности осуществляемых в таких
отраслях, как газовая промышленность,
электроэнергетика, железнодорожный транспорт
и связь, в действительности относится
к естественной монополии. Другие виды
хозяйственной деятельности потенциально
могут эффективно функционировать в условиях
конкуренции, но создание конкурентной
среды предполагает необходимость проведения
адекватных структурных изменений.
Например, производство
как в электроэнергетике, так
и в газовой промышленности, в
отличие от транспортировки и
распределения ресурсов, объективно
не является естественной монополией.
Такие отрасли связи, как междугородная
и международная телефонная связь также
не должны рассматриваться как естественные
монополии, но пока во многих случаях местные
телефонные сети при их нынешнем технологическом
уровне в России должны быть причислены
к естественным монополиям и подвергаться
регулированию. На железнодорожном транспорте
конкуренция с другими видами транспорта
либо уже существует, либо ее появление
возможно при выполнении ряда условий.
Теоретически можно рассматривать варианты
возникновения внутренней конкуренции
между отдельными предприятиями железнодорожного
транспорта.
В идеале объективно
обусловленные структурные изменения
в этих отраслях, позволяющие максимально
задействовать конкурентные силы рынка,
приведут к ограничению сферы государственного
регулирования. Однако, правильно проведенное
реструктурирование не только не ограничит
сферу регулирования, но также повысит
его эффективность посредством четкого
разделения регулируемых и нерегулируемых
видов хозяйственной деятельности. [15,
с. 193]
Если же такие
виды деятельности не разделены и
осуществляются в рамках одного предприятия,
задача установления разрешенного уровня
цен, стоящая перед регулирующими
органами, усложняется ввиду невозможности
точно рассчитать издержки, которые
должны быть отнесены на регулируемые виды
деятельности. Нередко встречаются случаи
перенесения затрат с нерегулируемых
на регулируемые виды деятельности, что,
с одной стороны, дает возможность предприятиям
"обоснованно" завышать цены, а с
другой - применять заниженные цены на
нерегулируемых рынках, позволяющие устранить
конкурентов или неоправданно увеличить
долю продаж на рынке.
Итак, в отраслях-естественных
монополиях необходимо осуществить
ряд преобразований, которые будут
способствовать решению описанных
выше проблем:
- регулируемые и нерегулируемые виды деятельности должны быть отделены друг от друга настолько, насколько это возможно в существующих экономических, социальных и политических условиях. Разделение бухгалтерских счетов и балансов является минимальным требованием, но лучшим решением может стать создание самостоятельных предприятий по каждому виду деятельности, которые бы действовали на основе открытой контрактной системы. В первую очередь надо отделить производственные функции от транспортных и распределительных. Следует выделить вспомогательные виды деятельности (ремонт, строительство, машиностроение и т.д.), которые хотя обычно и имеют специализированную направленность, но могут осуществляться на конкурентных принципах. Таким же образом необходимо преобразовать предприятия социальной инфраструктуры, передать их в муниципальную собственность или приватизировать;
- регулируемые виды деятельности должны характеризоваться открытостью и доступностью информации для органов регулирования, что позволит устанавливать цены (тарифы) на уровне, достаточно высоком для обеспечения нормальной рентабельности и соответственно привлечь новые инвестиции;
- потенциально конкурентные сегменты отраслей должны быть выделены и реорганизованы в целях формирования реальной конкурентной среды. При этом следует отметить нецелесообразность и практическую неосуществимость реструктуризации существующих монопольных структур на данном этапе развития социально-экономических отношений. Однако, уже в настоящее время должны быть созданы условия для возникновения и развития независимых частных и государственных компаний, которые конкурировали бы с предприятиями-монополистами. Такие компании будут строить свои отношения с потребителями на прямых договорных отношениях, а регулированию будет подвергаться размер платы за пользование сетями монопольных структур. Для этого необходим свободный и преимущественный доступ этих компаний к сетевой структуре соответствующих отраслей. Так, всем производителям электроэнергии и природного газа необходим открытый, носящий недискриминационный характер доступ к транспортным системам, а междугородным и международным телефонным операторам - открытый и равный доступ к сетям общего пользования. Задачей органов регулирования является обеспечение такого свободного доступа для потенциальных участников рынка. Процедуры лицензирования, определяющие барьеры для входа на соответствующие рынки, также должны быть открытыми и недискриминационными;
- в дальнейшей перспективе при условии стабилизации экономики представляется возможной более глубокая реструктуризация потенциально конкурентных сфер отраслей-естественных монополий с ликвидацией с<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Ar