Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 14:20, реферат
Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где имеется один-единственный продавец и отсутствует возможность для вхождения других. Но существуют рынки, на которых конкуренция нежелательна или даже невозможна, поскольку наличие более чем одного продавца приводило бы к росту издержек. Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль называется естественной монополией.
Уникальность ресурсной базы и
наличие развитой системы газопроводов
определяет устойчивость позиций "Газпрома"
на мировом рынке. В создании единой
системы газоснабжения Россия опередила
страны Западной Европы, где подобная
система только начинает формироваться.
Так, в Германии "Газпром" имеет
мощную систему газопроводов, позволяющую
выйти непосредственно на потребителя
и тем самым существенно
Входящие в систему "Газпрома"
как крупные, так и менее значимые
предприятия фактически остаются его
производственными
5. Железнодорожный транспорт
На долю железных дорог приходится около 77% грузооборота всех видов транспорта общего пользования страны и 45% пассажирооборота, что сопоставимо по объемам с автомобильными перевозками.
Основная продукция отрасли (перевозки)
создается, как правило, несколькими
предприятиями - железными дорогами,
то есть на уровне всей отрасли. Отсюда
необходимость
В России показатели производительности российских железных дорог, оцениваемых по количеству тонно-километров, приходящихся на одного занятого на перевозках в 2,5 - 3 раза выше, чем в Англии, Франции, Германии н Китае. При этом время оборота вагонов в нашей стране в 2-3 раза меньше, чем в США, несмотря на большие расстояния перевозок. В Западной Европе железные дороги нерентабельны: убытки достигают 50% и компенсируются государственными дотациями. В России же убытки пассажирского транспорта покрываются за счет работы грузового, а железные дороги в целом работают с прибылью (при том, что средний железнодорожный тариф в России в 8-10 раз ниже, чем в западных странах).
6. Методы регулирования деятельности естественных монополий
Назначение государственно-
Регулирование является основной формой
воздействия государства
Во всех узаконенных сферах деятельности
естественных монополий образуются
органы регулирования естественных
монополий. Один федеральный орган
исполнительной власти может регулировать
сразу несколько сфер деятельности
естественных монополий и совсем
необязательно в каждой сфере
иметь отдельный орган. Для осуществления
своих полномочий они вправе создавать
свои территориальные органы и наделять
их полномочиями в пределах своей
компетенции. Территориальные органы
создаются с разрешения Правительства
РФ и образуют вместе с соответствующим
федеральным органом единую систему
регулирования в
Первым Указом Президента УФ от 19 ноября 1995 г. №1194 была образована Федеральная энергетическая комиссия Российской федерации (ФЭК РФ) как федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественных монополий в следующих сферах: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии. Указом Президента РФ от 25 января 1996г. №96 была образована Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий в области связи (ФСЕМС России).
Последней по счету была образована Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий на транспорте (ФСЕМТ России). Она имела статус федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий в следующих сферах: железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов.
Согласно Указу Президента РФ от
22 сентября 1998г. №1142 "О структуре
федеральных органов
Концентрацией функций упраздненных
перечисленных федеральных
7. Функции и полномочия органов
регулирования естественных
рыночный монополия законодательство
Только органы регулирования естественных монополий наделены полномочиями принимать решение о включении в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из реестра. Сформирование и ведение реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль, является первой исходной функцией органов регулирования естественных монополий.
Федеральный закон "О естественных
монополиях" ничего не говорит о
том, кто устанавливает порядок
ведения реестра субъектов
Органы регулирования
Федеральным законом "О естественных монополиях" установлены два специфических метода (применение иных методов не допускается):
1. Органы регулирования
Во многих странах цены естественных монополий на первом этапе либерализации прямо регулировались государством. Но в условиях высокой инфляции и резких изменений относительных цен пересмотр тарифов и цен не поспевал за ростом издержек, и была принята на вооружение практика регулирования ценообразования по различным формулам, и одновременно стала осуществляться приватизация или коммерциализация естественных монополистов.
Государство не вправе использовать
ценовое регулирование в
Как правило, используются заранее выбранные схемы установления цен:
а. Метод предельных издержек. Он заключается
в том, что государство требует
(и контролирует), чтобы устанавливаемая
монополистом цена равнялась его
предельным издержкам. Тем самым
обеспечивается эффективный с
б. Метод средних издержек состоит в том, что вся прибыль монополиста, за исключением нормальной, изымается (то есть цена равна средним издержкам). Этот метод может дать результат, при котором продукта будет производиться слишком мало по сравнению с необходимым для эффективного функционирования экономики в целом, и, с другой стороны, не создает заинтересованности в минимизации издержек: монополист заранее знает, что его расходы будут компенсированы.
в. Метод установления потолка цен обычно приводит к дефициту продукции.
г. Субсидирование естественных монополий.
Многие страны с рыночной экономикой
в умеренной степени используют
этот метод, придерживаясь варианта
предельных издержек. Суть практики перекрестного
субсидирования состоит в том, что
одни потребители продукции
Недостатки подобной практики заключаются: в существенном ограничении потенциала развития и конкурентоспособности российской промышленности; в противоречии экономической логике (себестоимость продукта естественных монополий для крупных оптовых покупателей ниже, чем для индивидуальных потребителей); возложении на естественные монополии несвойственных им функций социальной политики. Неудивительно, что социальная эффективность этого своеобразного налога на промышленных потребителей крайне низка: дотация распределяется не по нуждаемости, а по объему потребления услуги. Это означает, что наиболее благополучные слои населения получают больше, чем наименее защищенные, для кого, собственно, и должна предназначаться подобная помощь.
Однако не существует наилучшей для всех условий схемы, которая обеспечивала бы безотказную реализацию целей общества, -- производства необходимого объема продукции с минимальными издержками. Как правило, эффективной оказывается система мер, включающая сочетание элементов частной собственности и государственного контроля посредством установления жестких правил ценообразования.
2. Определение потребителей, подлежащих
обязательному обслуживанию, и (или)
установление минимального
Также органы регулирования естественных
монополий принимают решения
об изменении или о прекращении
регулирования в отношении
Вопросы, касающиеся введения, изменения
или прекращения регулирования
деятельности субъекта естественной монополии,
могут быть рассмотрены на основании
предложений федеральных