Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 14:20, реферат
Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где имеется один-единственный продавец и отсутствует возможность для вхождения других. Но существуют рынки, на которых конкуренция нежелательна или даже невозможна, поскольку наличие более чем одного продавца приводило бы к росту издержек. Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль называется естественной монополией.
Решение принимается на основе анализа деятельности конкретного субъекта естественной монополии с учетом стимулирующей роли методов регулирования. При этом оценивается обоснованность затрат и принимаются во внимание:
- издержки производства (реализации)
товаров, в том числе
- налоги и другие платежи;
- стоимость основных
- прогнозируемая прибыль от возможной реализации товаров по различным ценам (тарифам);
- удаленность различных групп
потребителей от места
- соответствие качества
- государственные дотации и другие меры государственной поддержки.
Орган регулирования естественной
монополии, при принятии решения
о применении методов регулирования
деятельности конкретного субъекта
естественной монополии, обязан рассматривать
информацию, предоставленную
Еще одна функция органов регулирования
естественных монополий - внесение в
установленном порядке
Принятие решения о применении методов контроля и регулирования, а следовательно, и о включении в реестр есть результат большой подготовительной работы. Ошибки здесь должны быть полностью исключены, так как они неизбежно вызовут противозаконные ограничения деятельности хозяйствующего субъекта, вовсе не относящегося к естественным монополиям.
Во избежание ошибок и их негативных
последствий важно соблюдение установленных
процедур рассмотрения вопросов введения,
изменения или прекращения
Решения о введении, об изменении
или о прекращении
В пределах предоставленной компетенции органы регулирования естественных монополий осуществляют функцию контроля за соблюдением Федерального закона "О естественных монополиях". В остальной части деятельность субъектов естественных монополий подконтрольна федеральным антимонопольным органам.
Если субъект естественной монополии
имеет долю на рынке товара более
35%, то он, помимо реестра, который ведет
на него орган регулирования
Федеральные антимонопольные органы самостоятельно принимают также решения о наложении штрафов и административных изысканий на субъектов естественных монополий за допущенные ими нарушения антимонопольного законодательства. Исключение составляет принятие решений о наложении штрафов и административных взысканий за нарушения установленного порядка ценообразования на товары естественных монополистов. В случае, если антимонопольные органы при проверке ценообразования на товары естественных монополий выявят применение необоснованных цен, не установленных федеральными и региональными органами по регулированию деятельности субъектов естественных монополий, они сообщают о них соответствующему органу регулирования естественных монополий. Органу регулирования естественных монополий, в свою очередь, целесообразно информировать федеральные антимонопольные органы о выявленных им или ставших ему известными нарушениях антимонопольного законодательства субъектами естественных монополий, реагирование на которые входит в компетенцию этих органов.
Реализация контрольных
Органы регулирования
- направлять субъектам
- направлять органам
- принимать решения о наложении
штрафа на субъект
- привлекать к административной
ответственности в виде
- обращаться в суд с иском,
а также участвовать в
- осуществлять иные полномочия,
установленные федеральными
Основаниями для рассмотрения дел,
связанных с подконтрольными
органам регулирования
Для органов регулирования
Работа органов регулирования деятельности естественных монополий строится на демократических началах, в обстановке широкой гласности. О принятых ими решениях о введении, об изменении или о прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий, а также о включении и реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него, о применяемых методах регулирования деятельности субъектов естественных монополий и о конкретных показателях и требованиях, предъявляемых к ним органами регулирования естественных монополий в обязательном порядке сообщается через средства массовой информации. Органы регулирования естественных монополий ежегодно публикуют доклад о своей деятельности. Также через средства массовой информации обязательно сообщается обо всех случаях применения ответственности за нарушения федерального закона "О естественных монополиях", а решения по делам, связанным с нарушениями этого Федерального закона, подлежат опубликованию в средствах массовой информации в полном объеме не позднее месяца со дня их принятия.
Чрезвычайно важным является то, чтобы и финансовый отчет, и концепция развития отрасли, включающая целевую норму прибыли предприятий- монополистов, уровень дивидендов, способы снижения издержек и направления инвестиций публиковались и гласно обсуждались специалистами. Секретность в деятельности предприятий, которых государство от имени общества защищает от конкуренции и дает мандат на монополию, не может быть оправдана никакими ссылками на коммерческую тайну. Это и будет своеобразной лакмусовой бумажкой, показывающей серьезность намерений и действий новых структур.
8. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о естественных монополиях
За нарушение Федерального закона "О естественных монополиях" виновные несут гражданско-правовую и административную ответственность, т.к. нормы Закона относятся к гражданскому и административному праву.
1. Гражданско-правовая
Если действиями (бездействием), нарушающими Федеральный закон "О естественных монополиях", причинены убытки, в том числе от завышения цены (тарифа), другому хозяйствующему субъекту, эти убытки подлежат возмещению субъектом естественной монополии. Решение, предписывающее возместить причиненные убытки, может быть принято органом регулирования естественных монополий. Исковое заявление о взыскании убытков (реального ущерба и упущенной выгоды) подается в арбитражный, суд, так как истцом является предприниматель. Возмещения убытков на основании общих норм гражданского законодательства может требовать и не хозяйствующий субъект, а любое другое лицо гражданского права.
Органы регулирования
2. Административная
Привлечение к административной ответственности
в виде предупреждения или штрафа
руководителей субъектов
На субъекты естественных монополий налагается штраф за следующие нарушения:
- завышение цен (тарифов), установленных
органом регулирования
- неисполнение решения (
- представление органу
- непредставление органу
- непредставление в срок по
требованию органа
Руководители субъектов
- неисполнение в срок решения
(предписания)
- непредставление документов