Факторы, влияющие на установление режима частной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – институт частной собственности. Предмет – факторы, определяющие распространение частной собственности на примере российской экономики.
Цель курсовой работы – исследовать институт частной собственности и факторы, определяющие его распространение.

Содержание работы

Введение
Частная собственность и ее место в экономической системе
Общая характеристика частной собственности
Эволюция института частной собственности в мире
Виды частной собственности
Частная собственность в Российской Федерации
История частной собственности в России
Приватизация в 1990-ых годах в России
Соотношения частной и государственной собственности в современной Российской Федерации
Частная собственность современной России
Государственный сектор в современной России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

апра.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

Как правило, в совместной собственности, находятся мелкие и средние предприятия.

В типичной развитой капиталистической  экономике на индивидуальную частной  собственность приходится 10-15%  средств  производства, 60-70% на групповую частную  собственность и 10-20% на государственную  частную собственность.

Но так же стоит  отметить еще две формы собственности. Они не являются ярко выраженными видами частной собственности, они сочетают себе несколько форм собственности.

Смешанная собственность. Современная экономика характеризуется динамизмом, многообразием изменений экономических отношений, форм и институтов. Применительно к собственности происходит диффузия разных форм и отношений собственности, в результате чего усложняется внутреннее содержание отдельных форм. Внутри отдельных форм соединяются черты разных форм собственности. Например, внутри государственных предприятий могут образоваться структуры частнопредпринимательского и кооперативного характера, и в рамках государственных предприятий образуются черты различных форм собственности. В переходной экономике России этот процесс затронул все сферы. Например, различные медицинские центры в государственных медицинских учреждениях функционируют на частных или кооперативных началах. Аналогичные структуры имеются и в государственных высших учебных заведениях. Или, например, колхозы и совхозы преобразованы в акционерные общества, но продолжают функционировать на кооперативных началах, вновь объединив выделенные работникам паи.

Особым направлением образования смешанных форм собственности  является социализация отдельных форм: участие работников в управлении производством и распределении дохода; участие государственных и частных предприятий в обеспечении работников жильем, медицинским обслуживанием изменяет социальную сферу различных форм собственности.

Не следует отождествлять  смешанные формы собственности со смешанной экономикой. Форма собственности — это характеристика сложной внутренней структуры отдельной формы собственности. Здесь в рамках отдельной формы сочетаются различные типы главных правомочий по труду, управлению, доходу.

Комбинированные формы. Выше был рассмотрен процесс усложнения внутреннего содержания отдельных форм собственности. Современная экономика в поисках эффективного функционирования и реализации проектов приходит к объединению различных форм собственности при сохранении каждой из них своего особого содержания. В результате образуются комбинированные формы. К ним могут быть отнесены современные предприятия, холдинги, финансово-промышленные группы, концерны, тресты и другие формы с равными правомочиями по управлению, распределению доходов и распоряжению имуществом. В финансово-промышленных группах и иных объединениях могут участвовать частные, государственные и иные формы без утраты своего базового качества.

Образуя комбинированные  формы, каждый участник, представляющий ту или иную форму собственности, делегирует такой объем своих полномочий, который не ведет к утрате базового качества каждой из форм собственности. Если же происходит утрата базового качества, то происходит преобразование форм собственности.

Детальный анализ смешанных и комбинированных форм предполагает определение того круга правомочий, который перераспределяется и дополнительно приобретается в результате происходящих изменений во внутреннем содержании каждой формы или при образовании на их основе комбинированных объединений. Комбинированными могут быть не только формы собственности, но и отношения собственности, не обязательно предполагающие конкретные формы юридических лиц, предпринимательских и институциональных структур. Государство, например, обладает верховными правомочиями собственности на природные ресурсы. Лишь государство может иметь право на их разработку и определять условия раздела продукции и дохода между государством и предпринимательскими структурами. Субъекты федерации также обладают некоторыми правами, причем весьма существенными. И, наконец, фирмы, ведущие разработку недр, имеют свои правомочия. Сами фирмы могут быть представлены отечественными, зарубежными или совместными предприятиями. Каждый из выделенных уровней наделен своим кругом полномочий. В совокупности они образуют комбинированные отношения собственности по разработке природных ресурсов.

В качестве объектов могут  выступать экономические единицы: 1.Домашние хозяйства, которые производят продукты и услуги для собственного пользования.

2.Частные предприятия,  которые осуществляют свою деятельность  в соответствии с законодательством.  В данную категорию можно отнести, как индивидуальные и мелкие предприятия, так и крупные компании.

3. Частные предприятия, которые входят в состав «теневой экономики». Сюда относятся предприятия, которые поставляют товары и услуги, незаконно и без разрешения властей.

 

2.Частная собственность в Российской Федерации

 

 

2.1 История частной собственности  в России

 

 

За всю историю русского государства  вопросы собственности на землю имели первостепенное значение, а зачастую становились и причиной многочисленных войн.

У древних славянских племен четкого  распределения наделов не было, участки  разделялись межами и закреплялись в пожизненную собственность  тому, кто их обрабатывает. Все изменилось с образованием государства. В Древней Руси вся земля считалась государственной собственностью, а граждане, ее возделывающие, были обязаны платить дань. Став источником дохода для удельных князей, земля стала и причиной их бесконечных конфликтов, поскольку, чем дальше простирались владения и чем больше «своих» смердов их заселяло, тем больше налогов получал конкретный боярин. Так стала появляться частная собственность на земельные наделы, а постепенно, в связи со слабостью государства, к князьям перешли не только имущественные права, но и полная власть в решении земельных вопросов на местах.

Во времена Ивана III укрепление государства привело к появлению  в составе Руси новых земель. Приграничные территории раздавались вместе с  живущими на них людьми государевым дворянам, которые в дальнейшем стали называться помещиками. На несколько десятилетий главным условием владения поместными землями стала служба государю. Но, возделывая помещичьи территории, крестьяне, тем не менее, имели собственные наделы, которые могли продавать, завещать и передавать по наследству, что не нравилось боярам, стремившимся всеми силами закрепить работающих на них крестьян за собой.

В 1765 году в Росси началось генеральное  межевание, которое узаконило за помещиками все самовольно захваченные территории, а позднее и отменило права наследования и личного распоряжения участками крестьянами. Все земли при этом приобрели статус государственных. Крестьяне долгие годы не имели никаких прав на земельные наделы, вплоть до введения последней дореволюционной реформы, проведенной П.А.Столыпиным в 1906 году, и реформировавшей земельные отношения. Именно тогда были приняты первые законодательные акты, приравнявшие крестьянские участки к частной собственности.

В теории марксизма ликвидация частной собственности на средства производства рассматривается в качестве главного содержания социалистической революции. В соответствии с этой теорией в России вслед за завоеванием власти в октябре 1917 года была ликвидирована частная собственность в промышленности, на транспорте, в строительстве, в торговле. Коллективизация в деревне заменила индивидуальную собственность крестьян кооперативно-колхозной (фактически полугосударственной). В результате утвердилось полное господство социалистической, или общественной (т.е. государственной и полугосударственной), собственности.

В дальнейшем в СССР продолжался  процесс наращивания общественных средств производства, за счет накоплений.

Установление господства государственной собственности, отождествлявшейся  с общенародным достоянием, имело  свои достоинства. Оно обеспечивало единое централизованное управление экономикой, огромную концентрацию ресурсов и их использование для решения крупнейших хозяйственных задач.

На развитии государственной  собственности базировался процесс  расширенного воспроизводства. Централизация  собственности являлась основой относительного равенства в распределении материальных и духовных благ между членами общества.

Вместе с тем опыт СССР и других социалистических стран  показал, что глобализация государственной  собственности имеет и крупные  минусы, которые со временем становятся нетерпимыми.

Государственные предприятия  экономически не были заинтересованы в использовании новых достижений науки и техники. Эти достижения отторгались, так как существовавшая монополия государственной собственности  делала более выгодным выпуск традиционной продукции по устоявшейся технологии. Отсутствие конкуренции лишило предприятия экономических стимулов к повышению качества продукции и снижению издержек производства. Внутренние источники развития были заменены внешними побудительными мотивами, основанными на силе административной власти.

В результате эффективность  народного хозяйства, основанного  на государственной собственности, оказалась невысокой, по многим показателям  она уступает эффективности рыночной экономики. Замедлялись темпы роста производительности труда, из года в год снижалась фондоотдача, росла материалоемкость продукции.

Однако можно выделить и положительные моменты в  преобладании государственной собственности. Так, концентрация значительной части  фонда накопления в руках государства позволила планомерно перестраивать экономику, создавая новые отрасли, крупнейшие предприятия, в короткие сроки произвести техническое перевооружение народного хозяйства.

Государственная собственность  всегда выступает одним из факторов ускорения развития экономики. Безусловно, нельзя отрицать и значительное влияние данной формы собственности для общего развития экономики страны. Без надлежащей государственной помощи в снабжении предприятий современными средствами производства, без организации производства таких средств производства, развитие частной инициативы и предприимчивости невозможно.

Частная собственность  на землю вернулась лишь в 80-ые годы ХХ века, когда землю признали недвижимым имуществом, а государство перестало  быть ее монопольным владельцем. Начался процесс приватизации, разрешавший бесплатное переоформление участков в собственность. Данный процесс оказал огромное влияние на становление частной собственности как отдельно взятого института, а так же и на развитие рыночной экономики в современной Российской Федерации.

 

2.2 Приватизация в 1990-ых годах в России

 

 

Приватизация – процесс  трансформации муниципальной или  государственной собственности  в частную собственность. Объектами приватизации являются предприятия, организации, производства, цехи как единые комплексы производственных ценностей и фондов. За продажу государство получает выручку, которая в дальнейшем распределяется в зависимости от приоритетов, установленными государством

Частная собственность  является ключевым институтом рыночной экономики. При рыночной экономике невозможно преобладание государственного сектора, при таком условии экономика перестает быть рыночной, что дальнейшем итоге снижает ее эффективность. Эффективность государственного сектора зависит от частного сектора и конкуренции. Падение эффективности происходит при доминировании государственных монополий, а также в силу ослабления хозяйственных. Именно эти факторы определили крах коммунистической системы. Поэтому вопрос о частной собственности и о приватизации приобрел в ходе реформ первостепенное политическое, идеологическое, а также и практическое значение. В дальнейшем стало ясно, что создать процветающую экономическую систему можно основываясь только на частной собственности.

Цель приватизации заключается в обеспечении условий для эффективного функционирования рыночной системы. Именно в ходе процессов трансформации отношений собственности в масштабах страны возможно формирование новых хозяйственных структур с последующим увеличением их эффективности.

Процесс приватизация в  РФ запустился в начале 90-ых годов. Главной целью приватизации было создание подходящих условий для рыночной экономики. В связи последствиями командно-административной экономики в рынок страна вступила неподготовленной как в экономическом плане, так и в социальном.

Для нормального функционирования рыночной экономики требуются следующие предпосылки: многообразие форм собственности, свободное предпринимательство, развитая конкуренция, наличие адекватной законодательной базы, наличие экономических и законодательных преград на пути развивающейся монополии.

Ничего этого в стране не было. Результатом стал глубокий экономический кризис, политическая нестабильность. В итоге процесс приватизаций на своем старте не оказался эффективным и затянулся.

Приватизацию в России можно разделить на несколько  этапов:

Ваучерный этап Понятие чека (или ваучера) связано с источниками платежа при приватизации. В связи с этим нужно сказать, что существовавшая, в свое время, идея бесплатной передачи имущества населению, была связана с Законом о приватизационных счетах. Однако этот Закон никогда практически не был действующим - его цели на практике выполнил Указ о приватизационных чеках. 
Приватизационный чек - государственная ценная бумага на предъявителя, которая использовалась гражданами РФ в качестве средства платежа при приватизации государственного или муниципального имущества, а также при покупке акций (паев) инвестиционных фондов. Разрушение в России системы расчетно-платежных отношений, когда даже обычные взаимные сроки, теряются, осуществляются с огромным трудом, сделало нереальным применение приватизационных счетов. Если бы в эту общую неразбериху было бы добавлено еще и 150 миллионов держателей расчетных счетов, то паралич денежной системы стал бы неизбежным. Возможности для различных финансовых махинаций со счетами открывались бы фантастические, как показал прежний опыт. Но, главное, это надолго задержало бы приватизацию, что, конечно, было нежелательно и в социальном, и в экономическом плане. Поэтому счета было решено заменить приватизационным чеками, которые, в сущности, выполнили ту же функцию, правда, явились при этом бумагой «на предъявителя».

Информация о работе Факторы, влияющие на установление режима частной собственности