Факторы, влияющие на установление режима частной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – институт частной собственности. Предмет – факторы, определяющие распространение частной собственности на примере российской экономики.
Цель курсовой работы – исследовать институт частной собственности и факторы, определяющие его распространение.

Содержание работы

Введение
Частная собственность и ее место в экономической системе
Общая характеристика частной собственности
Эволюция института частной собственности в мире
Виды частной собственности
Частная собственность в Российской Федерации
История частной собственности в России
Приватизация в 1990-ых годах в России
Соотношения частной и государственной собственности в современной Российской Федерации
Частная собственность современной России
Государственный сектор в современной России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

апра.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

Положительной стороной приватизационного чека явилось  и то, что чековая приватизация предопределяла крупные масштабы и высокие темпы процесса - ведь чеки розданы всему населению и сроки их реализации были ограничены. Тем самым в процесс приватизации было вовлечено большое количество населения и объектами приватизации стало 90% госимущества, чего не знала история денационализации других стран. В этом есть своя специфика приватизации в России на начальном этапе.

Ваучерный этап приватизации в России имеет точную дату своего завершения – 1 июля 1994 года. Для строгой  оценки итогов ваучерной приватизации данных явно недостаточно, отсутствуют достоверные данные о поступлении средств от приватизации (официально приводимые данные противоречивы и не стыкуются по ряду параметров), равно как и нет точных сведений об участии иностранного капитала в приватизации.

В результате ваучерной приватизации 70% предприятий промышленности перешли в частную собственность, 40 миллионов россиян стали акционерами, более миллиона – владельцами малого бизнеса.[14] По данным Госкомстата, к середине 1994 года было приватизировано около 100 тысяч предприятий, т.е. около 2/3 всего их количества.[15]

Ваучерная приватизация, по определению, является бесплатной, льготной и не может содействовать  финансовой стабилизации. В сводном  финансовом балансе за 1996 год показано, что доходы от приватизации и коммерческого использования объектов государственной и муниципальной собственности за 1993 год составили 0,4% всех доходов, а в 1994 году еще меньше. Данные Госкомимущества об 1 млрд. долларов иностранных инвестиций в 1994 году относились к так называемым будущим инвестициям и не являются статьей доходов бюджетов любого уровня.

Итоги реформ приватизации, начатых в 1990-ых гг. свидетельствуют о радикальном изменении отношении собственности в российской экономике. Государственный сектор утратил монополистическую позицию, больше того он перестал быть доминирующим. В течение четырех лет, по данным Госкомимущества, свыше 53%  российских государственных предприятий было приватизировано. Государственный сектор составлял всего лишь 12% от общего количества предприятий, 3% составляли муниципальные органы, 67% частный сектор и 16% смешанный сектор. На государственных предприятиях работало менее 50% всех занятых, в то время как в 1990 году этот показатель составлял более 80%.[16].

Денежный  этап. В отличие от ваучерного, на денежном этапе приватизации были достаточно четко сформулированы цели: пополнение госбуджета и инвестиционная поддержка приватизационных предприятий.

Не обнаружив быстрых  экономических результатов от ваучерной  приватизации, компании начали понимать , что получить инвестиции можно только за счет продажи акций.

На денежном этапе  продажа акций уже не могла  быть массовой и одновременной. Предполагалось, что на денежные аукционы пакеты акций  будут выставляться постепенно и  равномерно, обеспечивая бесперебойное поступление средств в бюджет и инвестиций в развитие компании. Намеченная схема не сработала. Темпы денежной приватизации оказались настолько низкими , что это ставило под угрозу достижение обеих указанных целей.

Трудности были вполне закономерны. На этапе ваучерной приватизации, особенно в 1994 г., были проданы на чековых аукционах многие привлекательные для инвесторов предприятия различных отраслей. Одновременно у потенциальных инвесторов появилась серьезная альтернатива для денежных вложений – рынок государственных ценных бумаг . В таких условиях увеличить денежные поступления в бюджет от приватизации можно было бы только за счет резкого расширения круга компаний и занижения стартовой цены их акций , выставляемых на продажу. А это самым разрушительным образом воздействовало бы на слабый ещё рынок корпоративных ценных бумаг. Курсы корпоративных ценных бумаг и без того были занижены – сказывалась недооценённость капитала.

Учитывая сложившуюся  ситуацию, необходимо было оперативно пересмотреть намеченную ранее стратегию и перейти к нетрадиционным схемам денежной приватизации. Надежды возлагались на выпуск конвертируемых облигаций под закрепленные в федеральной собственности акции нефтяных компаний , на реализацию на денежных аукционах из федерального резерва на запрещенной к продаже части акций этих компаний, на организацию крупных программ инвестиционных торгов со специальными условиями . Такими условиями ,в частности, могло быть погашение за счет привлеченных на торгах инвестиционных средств задолженности компаний перед федеральным бюджетом, установление стартовой цены торгов на достаточно высоком уровне ( не ниже 20 номиналов) . Все эти схемы денежной приватизации использовались в 1995 г., но намеченных поступлений в бюджет не «вытянули».

Ситуация кардинально изменилась с появлением совершенно новой для России ( и нетипичной в мировой практике) схемы залоговых аукционов. Эта схема, предложенная группой коммерческих банков , позволяла не только продвинуться в решении фискальных задач приватизации , но и преодолеть некоторые ограничения и запреты на продажу контрольных пакетов акций компаний стратегически важных отраслей. С этого момента вынужденных приоритет фискальных целей приватизации уступил место политике откровенного получения быстрых денег в бюджет. Так краткосрочная тактическая задача вытеснила все инвестиционные намерения первоначальной концепции денежной приватизации.

На денежном этапе  банки стали серьезными участниками  приватизации , тем более, что аукционные цены и залоговые суммы были установлены аукционной комиссией на относительно низком уровне. На денежных аукционах, например, минимальная цена устанавливалась в ряде случаев на 40 % ниже котировок фондового рынка (РАО «ЕЭС России»). Это, конечно, привлекало банки, но подавляло рынок корпоративных ценных бумаг.

В залоговых аукционах 1995-1996 гг. Четко проявился олигархический характер современной российской экономики : выигрывает тот, кто лучше сможет договориться с правительством. Ряд  банков получили в траст госпакеты  акций в обмен на кредиты правительству, но победителем оказывался в некоторых случаях не тот, кто предлагал более выгодные условия сделки , а тот, кто имел более тесные связи с государственными структурами. Наиболее сильные позиции в первых же залоговых аукционах занял ОНЭКСИМ банк, которому всегда (и, как выяснилось , совсем небезосновательно) приписывались неформальные связи с высшими эшелонами государственной администрации. Так , на залоговых аукционах 1995г. ОНЭКСИМ банк в качестве представителя Госкомимущества одновременно выступал и организатором, и участником аукциона, что с юридической точки зрения являлось очевидным нонсенсом. 

3.Соотношение частной и государственной собственности в современной Российской Федерации

 

 

3.1.Частная собственность в современной России

 

 

Распространение частной собственности вызвало в России развитие рыночной экономики, увеличение денежных доходов страны. Некоторые положительные факторы приведены ниже[1]:

    • Возросла заработная плата. В 2010 по результатам Росстат заработная плата составила 64,6% от денежного дохода страны.
    • Уменьшился процент населения, находящегося ниже черты прожиточного минимума. В 2010г. она составил 12,6%, в сравнении с 2000г., где он составлял 29,0%.
    • Основной капитал сконцентрировался в руках частных фирм и компаний.
    • -Были привлечены иностранные капиталы.

Но при всяких реформах нельзя обойтись и без недостатков. Частная собственность повлекла за собой огромные негативные последствия:

    • Характерной чертой частой собственность в современной России является высокий уровень монополизации экономики. Высокий уровень монополии оказывает резко негативное влияние на все сферы российского общества, а так же на политику и идеологию. Все благодаря тому, что в России отсутствует развитое антимонопольное законодательство.
    • Стоит отметить слабое регулирование частной собственности в Россий. Причиной является влияние монополистического бизнеса. Это подтверждается отсутствием контроля властных структур над добывающими, нефтегазовыми, энергетическими компаниями, которые являются монополистами своей отрасли и оказывают огромное влияние на ценообразование. Ниже приведена таблица крупнейших компаний-монополистов в Российской федерации в 2012г[2].

Таблица 1.

Крупнейшие компании-монополисты  в РФ на 2012г.

№ в РФ

 № в мире

Название

Отрасль

Выручка

Млрд. рублей

Прибыль

Млрд. рублей

Активы 

Млрд. рублей

1

15

Газпром

Нефть и газ

117,6

31,7

302,6

2

68

Лукойл

Нефть и газ

111,4

10,4

90,6

3

71

Роснефть

Нефть и газ

59,2

11,3

106

4

90

Сбербанк

Банковское дело

31,8

6

282,4

5

149

ТНК-ВП

Нефть и газ

60,2

9

37,1

6

200

Сургут нефтегаз

Нефть и газ

20,3

4,3

46,6

7

255

Банк ВТБ

Банковское дело

12,6

1,9

139,3


 

 

3.2.Государственный сектор  в современной России

Государственная собственность  – это закрепление права контроля объектов за государством. В любой  стране существует большой массив объектов, которые непосредственно контролируется государством. Существуют государственные предприятия и учреждения, значительная часть земли находится в государственной собственности, государство контролирует минеральные и водные ресурсы, дороги, трубопроводы, системы связи и многое другое. Контроль над этими объектами, должен обеспечивать реализацию интересов всего общества, производство ряда “общественных” товаров и услуг, реализацию макроэкономической стабилизационной политики и т.д. Вместе с тем, как показывает опыт, управление объектами государственной собственности, выявление и реализация общественных предпочтений оказывается на практике довольно сложным дело

Для определения сущности государственной собственности  достаточно определить функции вмешательства государства, а также его монопольные отрасли ведения: войны и национальная оборона, рост народонаселения и урбанизация, проблемы окружающей среды и социальная защита населения и др.

При определении сущности государственной собственности необходимо учитывать «потребности» государства в лице его полномочных органов для осуществления вышеназванных функций. Так, например, для обороны внешних и внутренних границ государства необходима соответствующая материальная база, которая и будет основой для обороны.

Таким образом, сущность государственной собственности  должна определяться исходя из вышеназванных  обстоятельств, а остальная часть  собственности должна принять иные формы: индивидуальная, коллективная.

В экономике западных стран велико значение государственной собственности. В нее входят обычно некоторые крупные промышленные предприятия, банки, а также предприятия тех отраслей, которые обслуживают производство и социально-бытовую сферу — грузовой транспорт, энергетика, связь и т.д. Создание государственных предприятий обусловлено отчасти желанием ускорить научно-технический прогресс. Вместе с тем государство иногда берет на себя перевооружение слабых звеньев экономики. Такое же значение государственной собственности сейчас принимает и Россия.

Государственная собственность  в нашей стране существует на 3-х  уровнях:

1. На уровне всей  федерации — федеральная собственность.

2. На уровне субъектов  федерации (их 89). Каждый из них  имеет свою региональную собственность.

3. Муниципальная собственность (собственность на уровне отдельного города, округа, села и т.д., кроме Санкт-Петербурга и Москвы, которые выступают как субъекты федерации).

На данный момент государственный  сектор экономики занимает около 7%. В это цифру включается так  же и муниципальная собственность. [2]

 

    1. Соотношение частной и государственной собственности в современной России

 

 

На протяжении десятилетия  можно заметить тенденцию роста  частной собственности, в свою очередь  государственная собственность  продолжает неуклонно сокращаться.

 

 

Заключение

 

 

Таким образом, нами был  проанализирован институт частной  собственности и факторы, определяющие ее распространение на примере российской экономики. Исходя из чего, можно сделать  следующие выводы:

  1. Частная собственность имеет ряд преимуществ и недостатков.
  2. В ходе эволюции форм собственности в мировой экономике наиболее эффективной формой собственности стала частная.
  3. Частная собственность подразделяется на личную и групповую. В свою очередь групповая делится на акционерную, коллективную, кооперативную. Частная собственность переплетается с государственной, и образует смешанную и комбинированную формы.
  4. В 1990-ых годах в России произошло радикальная перемена экономического строя, что повлекло за собой глобальное изменение в сфере собственности.
  5. Изменение форм собственности в России происходило путем различных видов приватизации: ваучерная, денежная.
  6. В современной России частная собственность занимает доминирующее место среди других форм собственности.

Информация о работе Факторы, влияющие на установление режима частной собственности