Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 19:48, курсовая работа
Объект исследования – институт частной собственности. Предмет – факторы, определяющие распространение частной собственности на примере российской экономики.
Цель курсовой работы – исследовать институт частной собственности и факторы, определяющие его распространение.
Введение
Частная собственность и ее место в экономической системе
Общая характеристика частной собственности
Эволюция института частной собственности в мире
Виды частной собственности
Частная собственность в Российской Федерации
История частной собственности в России
Приватизация в 1990-ых годах в России
Соотношения частной и государственной собственности в современной Российской Федерации
Частная собственность современной России
Государственный сектор в современной России
Заключение
Список литературы
Положительной стороной приватизационного чека явилось и то, что чековая приватизация предопределяла крупные масштабы и высокие темпы процесса - ведь чеки розданы всему населению и сроки их реализации были ограничены. Тем самым в процесс приватизации было вовлечено большое количество населения и объектами приватизации стало 90% госимущества, чего не знала история денационализации других стран. В этом есть своя специфика приватизации в России на начальном этапе.
Ваучерный этап приватизации в России имеет точную дату своего завершения – 1 июля 1994 года. Для строгой оценки итогов ваучерной приватизации данных явно недостаточно, отсутствуют достоверные данные о поступлении средств от приватизации (официально приводимые данные противоречивы и не стыкуются по ряду параметров), равно как и нет точных сведений об участии иностранного капитала в приватизации.
В результате ваучерной приватизации 70% предприятий промышленности перешли в частную собственность, 40 миллионов россиян стали акционерами, более миллиона – владельцами малого бизнеса.[14] По данным Госкомстата, к середине 1994 года было приватизировано около 100 тысяч предприятий, т.е. около 2/3 всего их количества.[15]
Ваучерная приватизация, по определению, является бесплатной, льготной и не может содействовать финансовой стабилизации. В сводном финансовом балансе за 1996 год показано, что доходы от приватизации и коммерческого использования объектов государственной и муниципальной собственности за 1993 год составили 0,4% всех доходов, а в 1994 году еще меньше. Данные Госкомимущества об 1 млрд. долларов иностранных инвестиций в 1994 году относились к так называемым будущим инвестициям и не являются статьей доходов бюджетов любого уровня.
Итоги реформ приватизации, начатых в 1990-ых гг. свидетельствуют о радикальном изменении отношении собственности в российской экономике. Государственный сектор утратил монополистическую позицию, больше того он перестал быть доминирующим. В течение четырех лет, по данным Госкомимущества, свыше 53% российских государственных предприятий было приватизировано. Государственный сектор составлял всего лишь 12% от общего количества предприятий, 3% составляли муниципальные органы, 67% частный сектор и 16% смешанный сектор. На государственных предприятиях работало менее 50% всех занятых, в то время как в 1990 году этот показатель составлял более 80%.[16].
Денежный этап. В отличие от ваучерного, на денежном этапе приватизации были достаточно четко сформулированы цели: пополнение госбуджета и инвестиционная поддержка приватизационных предприятий.
Не обнаружив быстрых экономических результатов от ваучерной приватизации, компании начали понимать , что получить инвестиции можно только за счет продажи акций.
На денежном этапе продажа акций уже не могла быть массовой и одновременной. Предполагалось, что на денежные аукционы пакеты акций будут выставляться постепенно и равномерно, обеспечивая бесперебойное поступление средств в бюджет и инвестиций в развитие компании. Намеченная схема не сработала. Темпы денежной приватизации оказались настолько низкими , что это ставило под угрозу достижение обеих указанных целей.
Трудности были вполне закономерны. На этапе ваучерной приватизации, особенно в 1994 г., были проданы на чековых аукционах многие привлекательные для инвесторов предприятия различных отраслей. Одновременно у потенциальных инвесторов появилась серьезная альтернатива для денежных вложений – рынок государственных ценных бумаг . В таких условиях увеличить денежные поступления в бюджет от приватизации можно было бы только за счет резкого расширения круга компаний и занижения стартовой цены их акций , выставляемых на продажу. А это самым разрушительным образом воздействовало бы на слабый ещё рынок корпоративных ценных бумаг. Курсы корпоративных ценных бумаг и без того были занижены – сказывалась недооценённость капитала.
Учитывая сложившуюся ситуацию, необходимо было оперативно пересмотреть намеченную ранее стратегию и перейти к нетрадиционным схемам денежной приватизации. Надежды возлагались на выпуск конвертируемых облигаций под закрепленные в федеральной собственности акции нефтяных компаний , на реализацию на денежных аукционах из федерального резерва на запрещенной к продаже части акций этих компаний, на организацию крупных программ инвестиционных торгов со специальными условиями . Такими условиями ,в частности, могло быть погашение за счет привлеченных на торгах инвестиционных средств задолженности компаний перед федеральным бюджетом, установление стартовой цены торгов на достаточно высоком уровне ( не ниже 20 номиналов) . Все эти схемы денежной приватизации использовались в 1995 г., но намеченных поступлений в бюджет не «вытянули».
Ситуация кардинально изменилась с появлением совершенно новой для России ( и нетипичной в мировой практике) схемы залоговых аукционов. Эта схема, предложенная группой коммерческих банков , позволяла не только продвинуться в решении фискальных задач приватизации , но и преодолеть некоторые ограничения и запреты на продажу контрольных пакетов акций компаний стратегически важных отраслей. С этого момента вынужденных приоритет фискальных целей приватизации уступил место политике откровенного получения быстрых денег в бюджет. Так краткосрочная тактическая задача вытеснила все инвестиционные намерения первоначальной концепции денежной приватизации.
На денежном этапе банки стали серьезными участниками приватизации , тем более, что аукционные цены и залоговые суммы были установлены аукционной комиссией на относительно низком уровне. На денежных аукционах, например, минимальная цена устанавливалась в ряде случаев на 40 % ниже котировок фондового рынка (РАО «ЕЭС России»). Это, конечно, привлекало банки, но подавляло рынок корпоративных ценных бумаг.
В залоговых аукционах
1995-1996 гг. Четко проявился олигархический
характер современной российской экономики
: выигрывает тот, кто лучше сможет
договориться с правительством. Ряд
банков получили в траст госпакеты
акций в обмен на кредиты правительству, но победителем оказывался
в некоторых случаях не тот, кто предлагал
более выгодные условия сделки , а тот,
кто имел более тесные связи с государственными
структурами. Наиболее сильные позиции
в первых же залоговых аукционах занял
ОНЭКСИМ банк, которому всегда (и, как выяснилось
, совсем небезосновательно) приписывались
неформальные связи с высшими эшелонами
государственной администрации. Так ,
на залоговых аукционах 1995г. ОНЭКСИМ банк
в качестве представителя Госкомимущества
одновременно выступал и организатором,
и участником аукциона, что с юридической
точки зрения являлось очевидным нонсенсом.
3.Соотношение частной и государственной собственности в современной Российской Федерации
3.1.Частная собственность в современной России
Распространение частной собственности вызвало в России развитие рыночной экономики, увеличение денежных доходов страны. Некоторые положительные факторы приведены ниже[1]:
Но при всяких реформах нельзя обойтись и без недостатков. Частная собственность повлекла за собой огромные негативные последствия:
Таблица 1.
Крупнейшие компании-
№ в РФ |
№ в мире |
Название |
Отрасль |
Выручка Млрд. рублей |
Прибыль Млрд. рублей |
Активы Млрд. рублей |
1 |
15 |
Газпром |
Нефть и газ |
117,6 |
31,7 |
302,6 |
2 |
68 |
Лукойл |
Нефть и газ |
111,4 |
10,4 |
90,6 |
3 |
71 |
Роснефть |
Нефть и газ |
59,2 |
11,3 |
106 |
4 |
90 |
Сбербанк |
Банковское дело |
31,8 |
6 |
282,4 |
5 |
149 |
ТНК-ВП |
Нефть и газ |
60,2 |
9 |
37,1 |
6 |
200 |
Сургут нефтегаз |
Нефть и газ |
20,3 |
4,3 |
46,6 |
7 |
255 |
Банк ВТБ |
Банковское дело |
12,6 |
1,9 |
139,3 |
3.2.Государственный сектор в современной России
Государственная собственность
– это закрепление права
Для определения сущности государственной собственности достаточно определить функции вмешательства государства, а также его монопольные отрасли ведения: войны и национальная оборона, рост народонаселения и урбанизация, проблемы окружающей среды и социальная защита населения и др.
При определении сущности государственной собственности необходимо учитывать «потребности» государства в лице его полномочных органов для осуществления вышеназванных функций. Так, например, для обороны внешних и внутренних границ государства необходима соответствующая материальная база, которая и будет основой для обороны.
Таким образом, сущность государственной собственности должна определяться исходя из вышеназванных обстоятельств, а остальная часть собственности должна принять иные формы: индивидуальная, коллективная.
В экономике западных стран велико значение государственной собственности. В нее входят обычно некоторые крупные промышленные предприятия, банки, а также предприятия тех отраслей, которые обслуживают производство и социально-бытовую сферу — грузовой транспорт, энергетика, связь и т.д. Создание государственных предприятий обусловлено отчасти желанием ускорить научно-технический прогресс. Вместе с тем государство иногда берет на себя перевооружение слабых звеньев экономики. Такое же значение государственной собственности сейчас принимает и Россия.
Государственная собственность в нашей стране существует на 3-х уровнях:
1. На уровне всей
федерации — федеральная
2. На уровне субъектов
федерации (их 89). Каждый из них
имеет свою региональную
3. Муниципальная собственность (собственность на уровне отдельного города, округа, села и т.д., кроме Санкт-Петербурга и Москвы, которые выступают как субъекты федерации).
На данный момент государственный сектор экономики занимает около 7%. В это цифру включается так же и муниципальная собственность. [2]
На протяжении десятилетия можно заметить тенденцию роста частной собственности, в свою очередь государственная собственность продолжает неуклонно сокращаться.
Заключение
Таким образом, нами был проанализирован институт частной собственности и факторы, определяющие ее распространение на примере российской экономики. Исходя из чего, можно сделать следующие выводы:
Информация о работе Факторы, влияющие на установление режима частной собственности