Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2012 в 22:36, курсовая работа
Цель работы изучить историческую преемственность и особенности федерального государственного устройства Германии.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
v раскрыть понятие федерализма;
v выстроить хронологию развития федерализма в Германии;
v рассмотреть его нормативно-правовые основы;
v выявить особенности федерализма в Германии.
федерализм в США
развитие федерализма в США
современное федеративное устройство США
федерализм в германии
становление федерализма в Германии
современное федеративное устройство Германии
федерализм в США и Германии
содержание
Введение
При анализе политической системы государства важное значение имеет форма государственного устройства, под которой обычно понимают национально-территориальную организацию государства, а также взаимоотношения центральных и региональных органов. Вопрос о государственном устройстве - это вопрос о том, как организована территория данного государства, из каких частей она состоит и каково их правовое положение. В это понятие входит проблема соотношения и взаимосвязи между различного рода органами (административными, муниципальными, субъектов федерации), существующими в территориальных структурах данного государства, с центральными органами государственной власти. Наличие конкретной формы государственного устройства в определенной стране зависит от целого ряда социальных, исторических, национальных, географических и иных условий.
Государственно-
Многообразие моделей
государственного устройства
Цель работы изучить историческую преемственность и особенности федерального государственного устройства Германии.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
v раскрыть понятие федерализма;
v выстроить хронологию развития федерализма в Германии;
v рассмотреть его нормативно-правовые основы;
v выявить особенности федерализма в Германии.
Объектом изучения будут нормативно правовые акты, научная и учебная литература.
Предметом – федеральное государственное устройство Германии.
Федерализм в США
Первые 75 лет развития политической системы США (1790-1865) были отмечены непрерывными конституционными и политическими конфликтами относительно природы американского федерализма. Сразу же после принятия конституции Джордж Вашингтон, Александр Гамильтон, Джон Маршалл и их коллеги федералисты стали выступать за расширение полномочий федеральной власти, в то время как Томас Джефферсон, Джеймс Мэдисон, Спенсер Роан и их коллеги по партии утверждали, что союз американских штатов представлял собой лишь конфедерацию, в которой вся власть и суверенитет были сосредоточены на уровне штатов. К 50-м годам прошлого столетия центральным вопросом стал вопрос о том, является ли институт рабства делом федеральной политики или политики штата.
В результате Гражданской войны в Америке (1860-1865) были сняты многие вопросы федерализма. Победа Севера и последовавшее за этим принятие 13, 14 и 15 поправок к Конституции положили конец рабству, дали четкое определение понятию гражданства, ограничили полномочия штатов в области гражданских прав и свобод и в целом обеспечили примат национальной Конституции и законодательства над законодательством штатов. Периодически продолжали возникать конфликты по вопросу о федерализме. В течение первой трети этого столетия Верховный Суд США нередко использовал концепцию федерализма для ограничения влияния центральной власти на экономику. Но затем произошло два события, которые привели к расширению полномочий федеральной власти, в связи с чем, по мнению некоторых критиков, возник перекос в балансе власти.
Во-первых, в результате осуществления
"Нового курса" президента Франклина
Рузвельта резко расширились
функции федерального правительства.
В рамках "Нового курса" возникли
системы социального
Во-вторых, в 50-х и 60-х гг.
нашего столетия федеральное правительство
стало рассматриваться как
Эти два явления потребовали пересмотра концепции федерализма. До "Нового курса" концепция федерализма была основана на понятии "двойного федерализма", в соответствии с которым обязанности и полномочия центральной власти и властей штатов не пересекались. Так, вопросы внешней политики и национальной безопасности были прерогативой федерального правительства, в то время как вопросы образования и законодательства о семье находились в исключительном ведении штатов. "Новый курс" положил конец такому разделению, при этом возникла идея "кооперативного федерализма" - системы, в которой центральные власти и власти штатов совместно решают широкий круг социальных и экономических проблем.
Идея кооперативного федерализма
характеризовала отношения
В этой системе кооперативного федерализма необходимо выделять три элемента. Во-первых, федеральное правительство и правительство штатов совместно устанавливали цели; и те и другие выступали за строительство дорог. Во-вторых, в осуществлении этих программ участвовали только федеральное правительство и правительства штатов. В 50-х - начале 60-х гг. муниципалитеты и другие органы местного самоуправления не являлись полноправными партнерами в системе кооперативного федерализма. В-третьих, программы в рамках программы "Субсидии на оказание помощи" касались лишь некоторых областей, поскольку основные бюджетные ассигнования направлялись на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог, аэропортов, жилья и на городское строительство. Еще в 1963 г. общая сумма ассигнований по федеральной программе "Субсидии на оказание помощи" составляла всего лишь 9 млрд. долларов.
Однако в середине 60-х
гг. практика кооперативного федерализма
в ее прежнем виде прекратилась.
В соответствии с программой "Великого
общества", провозглашенной Линдоном
Джонсоном, федеральное правительство
порой выделяло субсидии на проекты,
в которых власти штатов были мало
заинтересованы, а иногда такие проекты
осуществлялись вопреки воле правительств
штатов. Во-вторых, федеральные субсидии
стали все чаще предоставляться
непосредственно органам
Все эти перемены привели
к двум важнейшим последствиям. Во-первых,
число подразделений, участвующих
в процессе управления, увеличилось
с 51 (штаты плюс федеральное правительство)
до 80 тысяч, включая органы местного
самоуправления, существовавшие на тот
момент. Во-вторых, система субсидий
на оказание помощи распространилась
с ограниченного количества областей
практически на все аспекты жизни
общества. В результате возникли проблемы
управленческого и
современное федеративное устройство США
Развитие федерализма в США показывает, что с течением времени требуется, уточнение конкретного содержания этого социального явления, хотя принципы, заложенные в его основу, сохраняют свое значение, но также требуют обновленного толкования (широта содержания принципов, как и говорилось, предполагает периодическое его уточнение). В этом случае обычно говорят о «новом федерализме», чтобы отличить от того, что было до перестройки отношений.
США многонациональная страна, характеризуется довольно пестрым этническим, религиозным составом населения, но в США национальный (этнический) фактор не превратился в один из принципов федерализма и практически не учитывается в практике федеративного строительства, если не принимать во внимание, что исторически Луизина была заселена франкоязычным населением, от которого, впрочем, сохранилась сравнительно небольшая община.
В США все современное
многонациональное (полиэтническое) население
сложилось в результате добровольной
или насильственной (негры-рабы) иммиграции.
Коренное же население Америки –
индейцы – участия в
В США традиционно считается, что суверенитетом обладают и Союз (федерация) в целом и штаты. Такой подход к суверенитету был обоснован еще Дж. Мэдисоном, который полагал, что суверенитет оказался разделенным между штатами и федерацией. Наиболее полно суть данного подхода он выразил в одной из статей «Федералиста»: «У народа, сплоченного в единую нацию, верховная власть полностью принадлежит национальному законодательному органу. У сообществ, соединившихся с той или иной целью, верховенство принадлежит частично общесоюзному, а частично муниципальным законодательным органам. По его мнению, «конституция США создала правительство в том же строгом смысле этого слова, в каком правительства штатов созданы их собственными конституциями. У федерального правительства, как и у правительств штатов, есть законодательная, исполнительная и судебная ветви власти. Оно, как и правительства штатов установило пределы полномочий органов власти. И если в некоторых случаях юрисдикции федерального правительства и правительств штатов совпадают, а в других – исключают друг друга, то в этом проявляется одна из черт, характеризующих своеобразие существующей системы».
Субъектами федерации США являются 50 штатов. Территория США включает также острова Пуэрто-Рико и Гуам. Острова Микронезии являются «ассоциированными» государствами с США. Большинство из них - члены ООН, у них есть избираемые парламенты и президенты. Пуэрто-Рико считается “свободно присоединившимся государством”, этот остров - не член ООН. Население Пуэрто-Рико и Гуама избирает законодательные собрания и губернаторов (как и штаты). Законы США имеют здесь верховенство, но все эти территории (несубъекты федерации) не имеют представительства в Сенате, а в Палату представителей они посылают только по одному делегату с правом совещательного голоса. Их жители не платят федеральных налогов.
В прямом управлении США находятся острова Восточное Самоа и Виргинские острова, имеющие статус территорий США. Там существует назначаемая администрация.