Фиаско рынка и государственное вмешательство в рыночную экономику. Функции государства в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 14:10, контрольная работа

Описание работы

Деньги – это увеличительное стекло, сквозь которое рынок определяет перспективу своей деятельности. Рынок изловчится, сделает все, только плати. Рынок предложит участок на Луне, Марсе, Венере, но не даст и тарелки постного супа, если потребность в этой тарелке не подкреплена деньгами. Рынок также не обеспечит средствами тех, кто не может по объективным причинам вкладывать свой труд в ту или иную экономическую деятельность. Музеи, библиотеки и многие другие места общественного пользования не могут развиваться (за малым исключением) за счет собственной прибыли, хотя потребность в них всегда была, есть и будет на высоком уровне. Следовательно, должен быть субъект, который разрешит «недостатки» рынка. Этим субъектом может быть только государство, государственная система управления

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………… ……3
2. Фиаско рынка ……………………………………………………………..5
3. Государственное вмешательство в рыночную экономику…………….7
4. Функции государства в экономике ……..……………………………….12
5. Заключение………………………………………………………………..13
6. Список литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

эконом теория.docx

— 36.55 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Ф.СКОРИНЫ»

 

 

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по экономической теории на тему:

Фиаско рынка  и государственное вмешательство  в рыночную экономику. Функции государства  в экономике.

 

 

 

 

 

 

Студентки 1 курса

заочного факультета

специальности «Экономика и управление на предприятии»

гр. – ЭУ – 11

Лукьяненко Ольги Витальевны

Адрес: Мозырский р-н, д. Новики, ул. Ленина, 29

т. 20-32-00, 8-033-615-22-39

 

 

 

 

 

г. Гомель 2013

 

Содержание

1. Введение……………………………………………………………… ……3

2. Фиаско рынка ……………………………………………………………..5

3. Государственное вмешательство в рыночную экономику…………….7

4. Функции государства в экономике ……..……………………………….12

5. Заключение………………………………………………………………..13

6. Список литературы……………………………………………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Рыночный    механизм    позволяет    эффективно  координировать   экономическую деятельность  в  стране,  «невидимая  рука»  неустанно  направляет  покупателя к продавцу,  заемщика  к  заимодателю,  арендатора земли к ее землевладельцу, т.е. сферы  экономики,  где рынки работают координирующим механизмом, многочисленны и многообразны,  но  есть и такие направления в социально экономической сфере, где рынок  практически  бессилен.  Рынок  слеп  к тому, что не подкреплено деньгами.

Деньги  – это увеличительное стекло, сквозь которое рынок определяет перспективу своей   деятельности.   Рынок  изловчится,  сделает  все,  только  плати.  Рынок предложит  участок  на  Луне, Марсе, Венере, но не даст и тарелки постного супа, если  потребность  в  этой  тарелке  не  подкреплена  деньгами.  Рынок  также не обеспечит  средствами  тех, кто не может по объективным причинам вкладывать свой труд  в  ту  или  иную  экономическую  деятельность.  Музеи, библиотеки и многие другие   места   общественного   пользования  не могут развиваться (за  малым исключением)  за  счет  собственной прибыли, хотя потребность в них всегда была, есть  и  будет  на  высоком  уровне. Следовательно, должен быть субъект, который разрешит  «недостатки»  рынка.  Этим  субъектом  может  быть только государство, государственная  система  управления. Конечно, в России, например, в 18-19 веках была  значительная  поддержка  меценатами  музеев,  картинных галерей и т.д. Но меценатство  не  в  состоянии  решить  все то, что может государственная власть, обладающая  необходимыми  средствами, единой стратегией социально-экономического развития страны.

Россия,  осуществляя  переход  к  рыночным  отношениям, сталкивается не только с проблемой    построения   цивилизованного   рынка,   но   и   с   необходимостью государственного регулирования.  Актуальность   темы   «Дефекты   рынка   и  необходимость  его  государственного регулирования»   объясняется  не  только  ее  теоретической  значимостью,  но  и практической,  особенно  для  России  в  условиях  транзитарной  экономики,  его государственного   регулирования,   является   достаточно   разработанным.  Этой проблематикой  были  заняты такие ученые как Дж. Кейнс, М.И. Туган-Бараговский и многие   другие.  Но  высокая  степень  разработанности  темы  сочетается  с  ее изменчивостью,    что    поддерживает    ее   постоянную   научно-прикладную   и научно-теоретическую востребованность.

  1. Фиаско рынка.

Экономики большинства стран  мира являются смешанными, в которых  регулирующие функции осуществляет как сам рынок, так и государство. Именно фиаско рынка и некоторые  внешние факторы обусловили активное участие государства в процессах  экономической жизни. Любое правительство  во все исторические периоды всегда выполняло экономические функции (сбор налогов и пошлин, защита собственности, организация денежных потоков), но только в ХХ в. функции и роль государства  очень сильно изменились. Государственный  сектор в условиях рыночной экономики  производит значительную часть национального  продукта. Правительство регулирует экономические процессы и перераспределение доходов. Несовершенство рынка нередко сказывается на всей экономике страны, и весь рыночный механизм перестает обеспечивать эффективное распределение разных ресурсов в обществе. Для недопущения кризисов в экономической сфере необходимо усиление роли государства в контролировании большей части ее процессов. Фиаско рынка – это его провал, когда нарушаются все механизмы нормального функционирования экономики. К нему могут привести следующие причины: нерациональное распределение имеющихся ресурсов; монополизация экономики (в этом случае преобладают рынки с несовершенной конкуренцией); неспособность субъектов рынка к охране окружающей среды и сохранению трудновоспроизводимых ресурсов; отсутствие интересов рынка в производстве различных общественных благ; неравномерное распределение доходов; отсутствие механизмов, которые учитывают внешние эффекты; нестабильное макроэкономическое развитие. Стремясь к достижению эффективной рыночной экономики, государство проникает в хозяйство и осуществляет меры экономического и административного характера, которые обеспечивают условия достижения главных макроэкономических целей. Фиаско – это внедрение государственного регулирования в экономические процессы. Оно выполняет следующие экономические функции: обеспечение необходимой правовой базы, согласно которой будет эффективно функционировать рыночная система. Принятие законов, которые защищают права собственности, регулируют отношения между рабочей силой и предпринимателями, правительством и предпринимателями, а также обеспечивают соблюдение контрактов, является залогом эффективного функционирования экономики. Обязательное, обоснованное, устойчивое для всех участников процесса законодательство предоставляет возможность всем хозяйствующим субъектам делать свободный выбор и планировать деятельность. Осуществляя эту функцию, правительство способствует сокращению транзакционных издержек, что ведет к наиболее рациональному распределению ресурсов; охрану окружающей среды с целью экологической защиты всей среды обитания людей; защиту конкурентной среды. При ограничении конкуренции и повышении уровня монополизации рынков снижается эффективность перераспределения ресурсов, что ведет к чистым потерям всего общества. По этой причине государство проводит активную антимонопольную политику, которая направлена на недопущение создания новых и на борьбу с имеющимися монополиями. Борьба с так называемыми «искусственными монополиями» проводится наряду с регулированием хозяйствования естественных монополий; контроля над ценами на определенные группы товаров; определения минимальных уровней оплаты труда, пособий, пенсий и компенсаций; обеспечения определенного уровня образования и здравоохранения; стабилизации и стимулирование экономики; корректировки оптимального распределения ресурсов и общественных благ. Фиаско рынка зачастую приводит к фиаско государства. Это происходит в том случае, когда оно не может обеспечить оптимальное для общества перераспределение и использование ограниченной ресурсной базы. По этой причине принимая определенные меры по устранению фиаско рынка, государство должно тщательно следить за всеми возможными последствиями предпринятых действий и корректировать их согласно конкретной политической и социально-экономической ситуации в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Государственное вмешательство в рыночную экономику.

Государственное вмешательство  в рыночную экономику может быть двух видов:

  1. прямое;
  2. косвенное.

Прямое регулирование  предполагает непосредственное вмешательство  государства в национальное производство в следующих формах:

1) создание новых промышленных объектов;

2) национализация убыточных частных предприятий;

3) покупка акций частных  предприятий.

Прямое регулирование  приводит к созданию государственного сектора производства товаров и  услуг. Исторически обусловлено, что  прямое вмешательство государства  в экономику происходит, прежде всего, в отраслях, которые создают общественные блага, т. е. блага, нужные всем без исключения для нормальной повседневной жизни. Эти отрасли, или сфера деятельности, называются инфраструктурой. Инфраструктура — это основа любой экономики. Выделение инфраструктуры как крупной сферы народного хозяйства базируется на различии между особенными и общими условиями производства. К особенным условиям относятся конкретные формы технологического процесса, присущие каждому виду производства, будь оно промышленным или сельскохозяйственным. Общие условия охватывают те, без которых не может функционировать никакое производство, точнее, эффективно функционировать. Иначе говоря, общие условия не связаны с технологией конкретного вида производства, они существуют независимо от нее.

Общие условия производства создаются в результате производственной деятельности таких отраслей народного  хозяйства, как информатика, транспорт, связь, электроэнергетика, коммунальное хозяйство, и некоторых других. Все  эти отрасли в совокупности образуют производственную инфраструктуру. Они  обладают единым свойством — обеспечивать взаимосвязь всех фаз воспроизводственного процесса: производства, обмена, распределения  и потребления.

Поскольку функцией инфраструктуры является обеспечение всего процесса воспроизводства, то ее можно рассматривать  на трех уровнях: микро-, мезо- и макро-.

На микроуровне инфраструктуру понимают как совокупность материально-вещественных условий, или инженерно-технических  сооружений, необходимых для функционирования отдельного предприятия либо отрасли. В этом случае речь идет об инфраструктуре сельского хозяйства, транспорта, связи, материально-технического снабжения, науки и т. д. На транспорте, например, к инфраструктуре относятся сооружения, обслуживающие движение транспортных средств: насыпи, траншеи, подземные тоннели, дорожные станции, портовые сооружения, системы сигнализации и т. п. Инфраструктура науки и образования — это разного рода сооружения, необходимые для осуществления научной и общеобразовательной деятельности, накопленные фонды научной информации, а также средства, служащие для их перс-дачи, и т. д.

На мезоуровне инфраструктура анализируется применительно к определенному району или региону. Она представляет собой системы сооружений, материально-веществе иных элементов, обеспечивающих непрерывную и эффективную связь предприятий основного производства в пределах данной территории и нормальную жизнедеятельность населения данного региона. Региональная инфраструктура призвана способствовать формированию и развитию крупных территориально-производственных комплексов.

На макроуровне инфраструктура представляет собой совокупность общих  экономических и социальных условий, обеспечивающих эффективное развитие материального производства страны в целом и удовлетворяющих  коллективные потребности всех членов общества. Эти общие условия и  создаются за счет функционирования отраслей общего назначения, специфика  которых состоит в том, что  они нужны всем без исключения видам производств и человеку.

Инфраструктуру на макроуровне  обычно подразделяют на производственную и социально-бытовую. К производственной инфраструктуре относятся те отрасли, которые непосредственно связаны с производством материально-вещественного продукта и функционально создают ему общие условия. Это транспорт, связь, электроэнергетика, наука и научно-техническая информационная служба, другие виды подобных производств.

Развитие производственной инфраструктуры должно ориентироваться  не на любую отраслевую структуру, а  только на прогрессивную, обеспечивающую благоприятные условия интенсификации воспроизводства. На первом месте в системе производственной инфраструктуры стоит научная и информационная инфраструктура.

Совокупность же отраслей, которые непосредственно связаны  с созданием общих условий  для воспроизводства рабочей  силы и обеспечением нормальной жизнедеятельности  населения, представляет собой социально-бытовую  инфраструктуру. К ней относятся прежде всего образование, здравоохранение, социальное обеспечение, жилищно-коммунальное хозяйство и некоторые другие отрасли,   с

Подобное разграничение  инфраструктуры на производственную и  социально-бытовую важно для практики развития как всего народного хозяйства, так и отдельных его регионов. Чтобы экономическое развитие происходило согласованно во всех звеньях, нельзя допускать отставания ни одного из них. Если это происходит, то образуется диспропорция в развитии экономики, что приводит к потерям в народном хозяйстве. Например, если активно развивается автомобильная промышленность, но недостаточно шоссейных дорог с твердым покрытием, отсутствуют оптимальные условия для использования автомобилей. Или другой пример: построены промышленные предприятия, но мало жилья, школ, детских садов. Отсюда возникают трудности с привлечением рабочей силы как важнейшего условия процесса производства. Как видим, формирование производственной и социально-бытовой инфраструктуры имеет важное значение в повышении эффективности общественного производства, его интенсификации, в создании всех предпосылок для обеспечения высокого жизненного уровня населения страны.

В зависимости от времени  формирования инфраструктуры и отраслей промышленного производства выделяют три ее типа: опережающий (инфраструктурные сооружения создаются до возведения объектов промышленного или сельскохозяйственного производства, и часть инфраструктурных мощностей остается в резерве на случай роста спроса на них в будущем); одновременный, или синхронный (степень развития инфраструктуры соответствует уровню индустриального развития); запаздывающий, когда степень насыщенности инфраструктурные ми отраслями и объектами отстает от потребностей экономики.

В нем же специфика инфраструктуры? Каковы ее признаки? Во-первых, инфраструктура — это сектор экономики общего назначения. Во-вторых, инфраструктура предполагает коллективное потребление. В-третьих, инфраструктура непосредственно влияет на процесс производства, хотя находится за его технологическими пределами. Перечень отраслей и объектов инфраструктуры не может быть абсолютно неизменным, жестко регламентированным для всех этапов экономического развития страны.

Круг инфраструктурных отраслей и элементов достаточно гибок, он в значительной степени изменяется под влиянием научно-технического прогресса. В результате исследований установлено, что во всех развитых странах вмешательство государства в экономику начиналось и прочно удерживается в сфере инфраструктуры, как производственной, так и социальной. Государственные расходы на отрасли инфраструктуры возрастают быстрее, чем на другие отрасли национального производства. Жизнь показывает, что государство должно активно вмешиваться в экономику через создание и развитие инфраструктуры.

Косвенное, или административное, государственное регулирование  происходит через распределение  законодательной и исполнительной власти, создание законов (декретов) по регулированию экономической деятельности. Такое регулирование осуществляется без инвестиций, без денег. Косвенное регулирование охватывает бюджетно-налоговую, денежно-кредитную и валютную сферы. Государственное регулирование в долгосрочном аспекте выступает как экономическое программирование или прогнозирование развития отдельных экономических систем (например, энергетических или транспортных) либо экономики в целом. Большой опыт программирования был накоплен в странах с национализированным сектором экономики. Это прежде всего Франция, Италия, Англия. Позже программирование и особенно прогнозирование стало широко применяться в Японии и США. Например, в США была составлена программа развития американской экономики после ядерных взрывов.

 

 

 

 

  1. Функции государства в экономике.

Информация о работе Фиаско рынка и государственное вмешательство в рыночную экономику. Функции государства в экономике