Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 14:10, контрольная работа
Деньги – это увеличительное стекло, сквозь которое рынок определяет перспективу своей деятельности. Рынок изловчится, сделает все, только плати. Рынок предложит участок на Луне, Марсе, Венере, но не даст и тарелки постного супа, если потребность в этой тарелке не подкреплена деньгами. Рынок также не обеспечит средствами тех, кто не может по объективным причинам вкладывать свой труд в ту или иную экономическую деятельность. Музеи, библиотеки и многие другие места общественного пользования не могут развиваться (за малым исключением) за счет собственной прибыли, хотя потребность в них всегда была, есть и будет на высоком уровне. Следовательно, должен быть субъект, который разрешит «недостатки» рынка. Этим субъектом может быть только государство, государственная система управления
1. Введение……………………………………………………………… ……3
2. Фиаско рынка ……………………………………………………………..5
3. Государственное вмешательство в рыночную экономику…………….7
4. Функции государства в экономике ……..……………………………….12
5. Заключение………………………………………………………………..13
6. Список литературы………………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Ф.СКОРИНЫ»
КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по экономической теории на тему:
Фиаско рынка
и государственное
Студентки 1 курса
заочного факультета
специальности «Экономика и управление на предприятии»
гр. – ЭУ – 11
Лукьяненко Ольги Витальевны
Адрес: Мозырский р-н, д. Новики, ул. Ленина, 29
т. 20-32-00, 8-033-615-22-39
г. Гомель 2013
Содержание
1. Введение…………………………………………………
2. Фиаско рынка ……………………………………………………………..5
3. Государственное вмешательство в рыночную экономику…………….7
4. Функции государства в экономике ……..……………………………….12
5. Заключение……………………………………………
6. Список литературы……………………………………………………
Введение:
Рыночный механизм позволяет эффективно координировать экономическую деятельность в стране, «невидимая рука» неустанно направляет покупателя к продавцу, заемщика к заимодателю, арендатора земли к ее землевладельцу, т.е. сферы экономики, где рынки работают координирующим механизмом, многочисленны и многообразны, но есть и такие направления в социально экономической сфере, где рынок практически бессилен. Рынок слеп к тому, что не подкреплено деньгами.
Деньги – это увеличительное стекло, сквозь которое рынок определяет перспективу своей деятельности. Рынок изловчится, сделает все, только плати. Рынок предложит участок на Луне, Марсе, Венере, но не даст и тарелки постного супа, если потребность в этой тарелке не подкреплена деньгами. Рынок также не обеспечит средствами тех, кто не может по объективным причинам вкладывать свой труд в ту или иную экономическую деятельность. Музеи, библиотеки и многие другие места общественного пользования не могут развиваться (за малым исключением) за счет собственной прибыли, хотя потребность в них всегда была, есть и будет на высоком уровне. Следовательно, должен быть субъект, который разрешит «недостатки» рынка. Этим субъектом может быть только государство, государственная система управления. Конечно, в России, например, в 18-19 веках была значительная поддержка меценатами музеев, картинных галерей и т.д. Но меценатство не в состоянии решить все то, что может государственная власть, обладающая необходимыми средствами, единой стратегией социально-экономического развития страны.
Россия, осуществляя переход к рыночным отношениям, сталкивается не только с проблемой построения цивилизованного рынка, но и с необходимостью государственного регулирования. Актуальность темы «Дефекты рынка и необходимость его государственного регулирования» объясняется не только ее теоретической значимостью, но и практической, особенно для России в условиях транзитарной экономики, его государственного регулирования, является достаточно разработанным. Этой проблематикой были заняты такие ученые как Дж. Кейнс, М.И. Туган-Бараговский и многие другие. Но высокая степень разработанности темы сочетается с ее изменчивостью, что поддерживает ее постоянную научно-прикладную и научно-теоретическую востребованность.
Экономики большинства стран
мира являются смешанными, в которых
регулирующие функции осуществляет
как сам рынок, так и государство.
Именно фиаско рынка и некоторые
внешние факторы обусловили активное
участие государства в
Государственное вмешательство в рыночную экономику может быть двух видов:
Прямое регулирование предполагает непосредственное вмешательство государства в национальное производство в следующих формах:
1) создание новых промышленных объектов;
2) национализация убыточных частных предприятий;
3) покупка акций частных предприятий.
Прямое регулирование приводит к созданию государственного сектора производства товаров и услуг. Исторически обусловлено, что прямое вмешательство государства в экономику происходит, прежде всего, в отраслях, которые создают общественные блага, т. е. блага, нужные всем без исключения для нормальной повседневной жизни. Эти отрасли, или сфера деятельности, называются инфраструктурой. Инфраструктура — это основа любой экономики. Выделение инфраструктуры как крупной сферы народного хозяйства базируется на различии между особенными и общими условиями производства. К особенным условиям относятся конкретные формы технологического процесса, присущие каждому виду производства, будь оно промышленным или сельскохозяйственным. Общие условия охватывают те, без которых не может функционировать никакое производство, точнее, эффективно функционировать. Иначе говоря, общие условия не связаны с технологией конкретного вида производства, они существуют независимо от нее.
Общие условия производства создаются в результате производственной деятельности таких отраслей народного хозяйства, как информатика, транспорт, связь, электроэнергетика, коммунальное хозяйство, и некоторых других. Все эти отрасли в совокупности образуют производственную инфраструктуру. Они обладают единым свойством — обеспечивать взаимосвязь всех фаз воспроизводственного процесса: производства, обмена, распределения и потребления.
Поскольку функцией инфраструктуры является обеспечение всего процесса воспроизводства, то ее можно рассматривать на трех уровнях: микро-, мезо- и макро-.
На микроуровне инфраструктуру
понимают как совокупность материально-вещественных
условий, или инженерно-технических
сооружений, необходимых для
На мезоуровне инфраструктура
анализируется применительно к определенному
району или региону. Она представляет
собой системы сооружений, материально-веществе
иных элементов, обеспечивающих непрерывную
и эффективную связь предприятий основного
производства в пределах данной территории
и нормальную жизнедеятельность населения
данного региона. Региональная инфраструктура
призвана способствовать формированию
и развитию крупных территориально-
На макроуровне инфраструктура представляет собой совокупность общих экономических и социальных условий, обеспечивающих эффективное развитие материального производства страны в целом и удовлетворяющих коллективные потребности всех членов общества. Эти общие условия и создаются за счет функционирования отраслей общего назначения, специфика которых состоит в том, что они нужны всем без исключения видам производств и человеку.
Инфраструктуру на макроуровне обычно подразделяют на производственную и социально-бытовую. К производственной инфраструктуре относятся те отрасли, которые непосредственно связаны с производством материально-вещественного продукта и функционально создают ему общие условия. Это транспорт, связь, электроэнергетика, наука и научно-техническая информационная служба, другие виды подобных производств.
Развитие производственной
инфраструктуры должно ориентироваться
не на любую отраслевую структуру, а
только на прогрессивную, обеспечивающую
благоприятные условия
Совокупность же отраслей,
которые непосредственно
Подобное разграничение
инфраструктуры на производственную и
социально-бытовую важно для
В зависимости от времени формирования инфраструктуры и отраслей промышленного производства выделяют три ее типа: опережающий (инфраструктурные сооружения создаются до возведения объектов промышленного или сельскохозяйственного производства, и часть инфраструктурных мощностей остается в резерве на случай роста спроса на них в будущем); одновременный, или синхронный (степень развития инфраструктуры соответствует уровню индустриального развития); запаздывающий, когда степень насыщенности инфраструктурные ми отраслями и объектами отстает от потребностей экономики.
В нем же специфика инфраструктуры? Каковы ее признаки? Во-первых, инфраструктура — это сектор экономики общего назначения. Во-вторых, инфраструктура предполагает коллективное потребление. В-третьих, инфраструктура непосредственно влияет на процесс производства, хотя находится за его технологическими пределами. Перечень отраслей и объектов инфраструктуры не может быть абсолютно неизменным, жестко регламентированным для всех этапов экономического развития страны.
Круг инфраструктурных отраслей и элементов достаточно гибок, он в значительной степени изменяется под влиянием научно-технического прогресса. В результате исследований установлено, что во всех развитых странах вмешательство государства в экономику начиналось и прочно удерживается в сфере инфраструктуры, как производственной, так и социальной. Государственные расходы на отрасли инфраструктуры возрастают быстрее, чем на другие отрасли национального производства. Жизнь показывает, что государство должно активно вмешиваться в экономику через создание и развитие инфраструктуры.
Косвенное, или административное,
государственное регулирование
происходит через распределение
законодательной и