Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 14:10, контрольная работа
Деньги – это увеличительное стекло, сквозь которое рынок определяет перспективу своей деятельности. Рынок изловчится, сделает все, только плати. Рынок предложит участок на Луне, Марсе, Венере, но не даст и тарелки постного супа, если потребность в этой тарелке не подкреплена деньгами. Рынок также не обеспечит средствами тех, кто не может по объективным причинам вкладывать свой труд в ту или иную экономическую деятельность. Музеи, библиотеки и многие другие места общественного пользования не могут развиваться (за малым исключением) за счет собственной прибыли, хотя потребность в них всегда была, есть и будет на высоком уровне. Следовательно, должен быть субъект, который разрешит «недостатки» рынка. Этим субъектом может быть только государство, государственная система управления
1. Введение……………………………………………………………… ……3
2. Фиаско рынка ……………………………………………………………..5
3. Государственное вмешательство в рыночную экономику…………….7
4. Функции государства в экономике ……..……………………………….12
5. Заключение………………………………………………………………..13
6. Список литературы………………………………………
Вмешательство государства в экономику преследует определенные функции. Как правило, оно корректирует те "несовершенства", которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии , либо это решение неэффективно. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов. Роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие важнейшие функции:
а) создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан;
б) стабилизация экономики.
Правительство использует бюджетно-налоговую
и кредитно-денежную политику для
преодоления спада
в) социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т.д.;
г) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т.д
Заключение
Итак, рынок представляет собой хорошо отлаженный, несмотря на свой спонтанный характер, механизм, способный решать основные экономические задачи, стоящие перед обществом. Однако так бывает не всегда и не во всех случаях. Как известно, существуют экономические проблемы, которые принято называть фиаско (провалы, несостоятельность) рынка. Это такая ситуация, когда рыночный (ценовой) механизм не может эффективно распределять ресурсы. Кроме того, существуют сферы, которые вне пределов конкурентного механизма. Это, прежде всего, касается так называемых общественных товаров, т.е. товаров и услуг, которые потребляются коллективно (национальная оборона, транспорт и т.д.). К числу проблем, которые не решает конкурентный рыночный механизм, относятся внешние, или побочные, эффекты. Когда производство какой-либо продукции приводит к загрязнению окружающей среды, то, как правило, требуются дополнительные затраты (очистка воды, поддержание здоровья). При этом на цене продукта, производство которого повлекло подобные побочные эффекты, это может ине сказаться. Фиаско рынка проявляется не только в ситуациях, связанных с внешними эффектами и общественными благами. Важнейшая причина – это свойственная рынку тенденция монополизации. Последняя подрывает свободную конкуренцию как условие наиболее полного регулирования функций рынка. Государство призвано корректировать те недостатки, которые присущи рыночному механизму. Оно берет на себя ответственность за создание относительно равных для взаимного соперничества предпринимательских фирм, для эффективной конкуренции, за ограничение монополизированного производства. Государству требуется направлять экономические ресурсы на удовлетворение коллективных потребностей людей, создавать производство общественных товаров и услуг. Участие государства в экономической жизни диктуется и тем, что ему надлежит заботиться об инвалидах, детях, стариках, малоимущих, регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. Не стоит забывать и о внешней политике, регуляции платежного баланса и валютных курсах. Для решения вышеперечисленных задач в распоряжение государства имеется достаточно широкий набор инструментов. К важнейшим из них относятся: фискальная денежная политика; социальная политика и политика регулирования доходов; внешнеэкономическая политика. Все инструменты проведения внешнеэкономической политики тесно взаимосвязаны. И при принятии решения в одной сфере необходимо учитывать их влияние на другие (изменение в государственных расходах и налогах, т.е. фискальной политике, требует соответственного изменения денежной массы). Изменения в фискальной и денежной политике повлияют на инвестиции, занятость, уровень доходов, объем национального производства и размеры чистого экспорта. Причинно-следственные связи могут быть и иными. Важно подчеркнуть, что ни один из инструментов экономической политики не действует, изолировано от других. В заключении хочу подчеркнуть, что государственное регулирование осуществляется по принципу: «Конкуренция – везде, где возможно, регулирование - везде, где необходимо».
Список литературы:
1. Обществознание, курс лекций./Под ред. В.М.Юрьева,
В.Д.Мамонтова. - Тамбов: изд. ТГУ им Державина,2002
2. Б.И. Герасимов, Н.С. Косов, В.В. Дробышева. Экономическая теория. Макроэкономика. Переходная экономика, 2009
3. К.Макконнелл, С.Брю "Экономикс", Таллинн, 1993.
4. Камаев В.Д., Учебник по основам экономической теории
5. «Вводный курс по экономической теории»