Финансовая система и финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой является раскрытие закономерности развития финансовых отношений в финансовой системе; определение значимости налогов в финансовой системе.
Задачами работы является раскрытие сущности, функций, финансовых отношений, финансовой системы, налогов и финансовой политики.

Содержание работы

Введение
1.Финансовые отношения и финансовая система: сущность и структура
2. Сущность, виды и функции налогов
3. Особенности финансовой политики в РФ
Практикум
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

Контрольная функция - через налоги государство осуществляет контроль над финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Путем денежной оценки сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками.

Через контрольную  функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику государства.

Поощрительная функция - порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам ВОВ, Героям Советского Союза, Героям России и другие). Эта функция представляет собой приспосабливание налоговых механизмов для реализации социальной политики государства. Из налогооблагаемого дохода физических лиц делаются вычеты на содержание детей и иждивенцев, в связи со строительством или приобретением жилья, осуществлением благотворительной деятельности. Согласно части второй Налогового кодекса РФ налогооблагаемый доход будет снижаться в связи с другими социальными расходами: платным обучением детей, покупкой лекарств.

Функции налогов  неразрывно связаны друг с другом. Так, например, реализация фискальной функции позволяет удовлетворять общественные (коллективные) потребности. Посредством регулирующей и социальной функций создаются противовесы излишнему фискальному бремени, то есть формируются социально-экономические механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и государственных экономических интересов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Особенности  финансовой политики в РФ

Финансовая  политика состоит из мер государства в области формирования и использования финансовых фондов, денежных средств. В РФ эти меры определены в Конституции РФ, Бюджетном и Налоговом кодексах и других юридических законах, указах и посланиях Президента РФ, в постановлениях Правительства РФ.

Субъектами  финансовой политики являются органы законодательной (представительной) и  исполнительной власти, которые определяют и утверждают основные направления развития финансовых отношений, разрабатывают конкретные пути их организации в интересах субъектов хозяйствования, населения и государства.

Объектами финансовой политики является совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы государства.

При выработке  финансовой политики необходимо учитывать: экономические и финансовые возможности  государства; внутреннюю и международную  обстановку; отечественный и зарубежный опыт финансового строительства; историю развития финансов.

К основным целям  финансовой политики, можно отнести  следующие:

1) Повышение  объема и эффективности использования  финансовых ресурсов. Последнее  очень важно для проверки воздействия  финансовой политики на экономику.  Отказ от учета повышения эффективности и использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества.

2) Оздоровление и структурную перестройку экономики: повышение в общем объеме производства доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочивание денежного обращения, и в перспективе восстановление конвертируемости рубля.

3) Достижение  более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства. Социальная направленность финансовой стратегии проявляется не только в изыскании возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в новом подходе к главной цели экономической политики. Уровень жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов.

Финансовая  политика включает в себя: бюджетную  политику (фискальную), налоговую политику, социальную политику, инвестиционную политику и таможенную политику.

Основные принципы и приоритеты бюджетной, налоговой  и денежно-кредитной политики РФ в 2010 году и среднесрочной перспективе  сформированы в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2010-2012 годах"

Мировой экономический  кризис внес коррективы в бюджетное  планирование:

- бюджетное  планирование должно базироваться  на консервативных прогнозах цен на сырье. При этом необходимо продолжить сбережение части нефтегазовых доходов в условиях конъюнктурно высоких цен на сырье. Кризис показал высокую зависимость российской экономики  не только нефтегазовых, но и других бюджетных доходов от нефтегазового сектора и внешнеэкономической конъюнктуры.

- нужна разумная  политика сдерживания роста государственных  расходов. В нынешних условиях  высокие расходы становятся неподъемными  для государства и могут стать  дополнительным источником финансовой нестабильности;

- при реализации  антикризисных мер нельзя решать  сиюминутные проблемы в ущерб долговременным приоритетам, принимать решения, влекущие за собой рост неэффективных расходов;

- поддержание  макроэкономической стабильности  является фундаментальным условием устойчивого развития экономики. Ее нарушение в конечном счете ведет к замедлению экономического роста из-за удорожания кредитных ресурсов для частного сектора, уменьшения частных инвестиций, роста инфляции и  возрастания рисков для предпринимательской деятельности.

Основными целями бюджетной политики в 2010 году и среднесрочной перспективе являются:

1) Обеспечение  исполнения социальных обязательств.

2) Ограничение  размера бюджетного дефицита  в целях сохранения макроэкономической  стабильности и устойчивости выполнения социальных обязательств в последующие годы.

3) Переход к  режиму жесткой экономии бюджетных  средств

4) Определение  оптимальной формы поддержки  реального сектора экономики  и финансовой системы, исключающие  иждивенчество и создающие стимулы для внедрения и развития современных технологий, повышения энергоэффективности экономики и производительности труда.

5) Обеспечение  кардинального повышения качества  предоставления гражданам государственных  услуг, модернизацию сети оказания услуг гражданам за счет бюджетных средств.

6) Усовершенствование  механизмов государственных закупок  за счет применения современных  процедур размещения заказов,  консолидации заказчиков, а также  использования комплексных методов  управления инвестиционными проектами.

7) Определение  экономически оправданного уровня  налоговой нагрузки и структуры  налогов, соответствующих современной  стадии развития российской экономики  и стимулирующих развитие 

8) Обеспечение  сбалансированности расходных полномочий  и ресурсов на каждом уровне публичной власти, установление ответственности за неэффективное расходование средств, создание стимулов для расширения собственного доходного потенциала.

9) Завершение  формирования надежной и сбалансированной  пенсионной системы, основанной на страховых принципах ресурсного обеспечения и позволяющей обеспечить достойный уровень жизни гражданам старшего поколения.

Налоговая политика должна быть нацелена на решение двух основных задач –  модернизацию российской экономики и обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы.

Структура и  уровень налогообложения должны минимизировать искажающее и оказывать  позитивное воздействие на структурные  изменения в экономике, формировать  комфортные условия для развития предпринимательской деятельности и инновационной активности.

При формировании налоговой политики на среднесрочную  перспективу учитывается ряд  актуальных факторов.

Во-первых, в  кризисный период произошло резкое снижение доходов бюджетной системы, прежде всего налоговых поступлений.

Во-вторых, большинство граждан и организаций находятся сегодня в сложном финансовом положении.

В-третьих, принятые решения о переходе на страховые  принципы ресурсного обеспечения государственной  пенсионной системы и соответствующее  повышение размеров платежей приведут- при прочих равных условиях - к увеличению финансовой нагрузки на бизнес.

С 2009 года продолжается работа по оптимизации налоговой  системы.

Анализируются последствия повышения страховых  взносов в системе пенсионного  и медицинского страхования для финансового положения организаций и определяется, возможно, ли снижение налоговой нагрузки в целях смягчения потенциального отрицательного эффекта.

Принимаются меры в отношении субъектов малого предпринимательства, а также сельскохозяйственных производителей. При этом лиц, занятых в этих секторах экономики, не коснулось снижение уровня пенсионного обеспечения.

Начиная с 2010 года увеличился в два раза предельный размер выручки, позволяющий применять  упрощенную систему налогообложения, с 30 млн. рублей до 60 млн. рублей в год.

Ведется активная работа по следующим направлениям:

- инвентаризация  и оптимизация установленных  федеральным законодательством  льгот по региональным и местным  налогам (прежде всего по налогу  на имущество физических лиц), расширение налоговой автономии региональных и местных властей;

- создание условий  для введения местного налога  на недвижимость, прежде всего,  завершение формирования кадастра  объектов недвижимости;

- увеличение  доходов от использования недвижимости, в том числе на основе решения вопросов оформления собственности на земельные участки и недвижимое имущество, их объективной оценки, а также взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления при администрировании налогов;

- повышение  ставок акцизов на табачную  и алкогольную продукцию темпами,  превышающими прогнозируемую инфляцию, с учетом необходимости решения  задач в области охраны здоровья  населения;

- оптимизация  системы налогов и таможенных платежей, связанных с добычей и экспортом нефти и нефтепродуктов, с учетом того, что поступления от данного сектора в среднесрочной перспективе будут в значительной степени формировать доходную базу бюджетной системы.

Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России.

Социальная политика связана, прежде всего, с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции РФ, и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др.

Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и поощряя либо сдерживая экспорт и импорт товаров и услуг из страны. Таким образом, таможенная политика во многом предопределяет распределительные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами, а также отраслями, регионами. Таможенная политика России в настоящее время во многом зависит от бюджетной политики, направленной па увеличение сбора таможенных пошлин и платежей.

 

 

 

 

 

 

 

Практикум

1.Как можно  квалифицировать налог на доходы (пропорциональный, прогрессивный,  регрессивный), если с годового  дохода 60 тыс. рублей вчитается  налог в размере 7800 руб., с годового  дохода 240 тыс. рублей – 31200 руб., а с годового дохода 600 тыс. рублей – 78000 руб.?

Решение:

Исходя из того, что процентная ставка налога не изменяется в зависимости от величины дохода, налог является пропорциональным.

Ответ: пропорциональный налог на доходы.

 

2. По данным, представленным в таблице, определить ставку налога для каждого уровня дохода и вид налога (в тыс. рублей):

Доход (тыс. руб.)

Налог (тыс. руб.)

Ставка налога( %)

0

0

0

100

10

10

200

30

15

300

60

20

400

100

25

500

150

30

Информация о работе Финансовая система и финансовая политика государства